Просмотров: 960

Развитие казахской прозы в период независимости

Роман. Казахская проза за годы независимости нашей страны поднялась на новую ступень своего развития. В период независимости казахские писатели, освобождаясь от тоталитарных тисков, взяли курс на расширение масштабов произведения. За эти годы расширился диапазон ведущего жанра прозы — романа. Независимость представила писателям свободу слова. Свобода слова дала возможность казахским писателям еще раз взглянуть на такие темы, которые в советский период они не могли свободно выражать и широко освещать. Поэтому в период независимости в большом количестве были написаны произведения о казахской истории, до этого оценивавшиеся как однобокие. Ряд исторических романов А.Алимжанова, И.Есенберлина, С.Сматаева, А.Кекильбаева. написанных в 70-80-е годы XX века, в годы независимости пополнился такими новыми произведениями, как «Переполох», «Невзгоды» Ж.Ахмади, «Клятва», «Глубокая скорбь» К.Ахметбекова, романом-дилогией К.Жумадилова «Дарабоз», «Напрасная жизнь» Б.Мукая, «Последний долг» А.Нурпеисова, «Родимая страна» С.Сматаева (третья книга. 2003). «Жарылгап батыр», «Красный тигр», «Белое знамя Абылая» У.Доспанбетова; (из четырех книг). «Гибель Отрара» Х.Адибаева, «Беласкан» К.Сегизбая, «Оспан батыр» С.Абилькасымулы, «Слезы серых волков» Т.Закенулы, «Есенгельды би» Ж.Ахмади, «Шон би» Калмукана Исабая.

В вышеназванных романах создана художественная панорама казахской истории разных эпох, начиная с древней истории тюркских народов. В романе «Невзгоды» изображена художественная картина рождения, становления, развития и распада Восточно-Туркестанской республики, в трилогии К.Исабаева «Клятва», «Шон би» охвачен огромный материал, начиная с победы над джунгарами. и заканчивая периодом Российского колониализма. В романе «Дарабоз» описывается национально-освободительная война казахского народа против джунгарских захватчиков, основой для «Жарылгап батыр» стали события, произошедшие в годы правления Абылай хана. Писатель через приключенческие события между известным предводителем воинов Жарылгап батыром и пленницей Шаган создал живописное полотно казахской истории того периода. «Дарабоз» повествует о кровавых событиях XVIII века в годы джунгарского ига в Семиречье. Здесь в разворачивании трагедии казахского народа вокруг Ескельды би, запомнившейся как исторический период откочевок основной массы казахов из родных мест из-за набега калмыков, автор опирался на исторические документы, различные легенды и народные сказания. Среди произведений, повествующих о казахской истории, — роман Б.Мукая «Напрасная жизнь», который обратил на себя внимание Прези­дента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева и был удостоен Государственной премии Ка­захстана. Таким образом, рожденные надеждами и чаяниями независимого казахского народа исторические романы завоевали горячую любовь читателей.

Из произведений, нацеленных на укрепление непоколебимости суверенного государства, на то, чтобы на небе гордо веял наш голубой флаг, роман «Напрасная жизнь» входит в ряд ос­новных достижений казахской прозы за годы независимости. Писатель, давший возможность заговорить нашей истории, обращается к сегодняшнему читателю независимой страны со своими размышлениями, а А.Нурпеисов в романе «Последний долг» поднимает тему судьбы народа и земли. Писатель, поместив в отдаленный рыбацкий поселок весь мир, затронул гло­бальные проблемы.

В романе-эпопее из четырех книг У.Доспанбетова «Красный тигр», «Белый флаг Абылая» в художественной форме описывается исторический период массовых откочевок основной массы казахского народа с родных мест из-за калмыцких набегов. Писатель, исходя из темы борьбы казахского народа за независимость во имя защиты своей земли от внешних врагов, предлагает свои идеи о человеке, народе, стране, нации, суверенности государства.

В романе «Гибель Отрара» на примере трагедии города, существовавшего на протяжении восьми столетий и превратившегося в руины, повествуется о вечной борьбе человечества с тем­ными силами, а в романе «Оспан батыр» личность предводителя народного восстания в Восточ­ном Туркестане Оспан батыра рассматривается параллельно с окружающей его средой.

Еще для одной группы романов, написанных в эти годы, стали основой художествен­ные зарисовки казахской истории XX века. Среди них можно отметить романы М.Магауина «Жармак», К.Ахметбекова «Глубокая скорбь», С.Елубая «Молитва», «Белая юрта», А.Мекебаева «Тайна сокровища», Ж.Шаштайулы «Аязби нашего времени», «Эхо», О.Сарсенбаева «Круг», А.Тарази «Наказание», «Кровавая битва», «Печаль», И.Есенберлина «Переплывшая океан лодка», К.Казыбаева «Буря», Б.Тилегенова «Тайна замкнутой жизни», Т.Альпеисова «Последний джунгарский беженец», М.Кожахметовой «Агония», К.Сегизбаева «Беласкан», ГКулахметова «Волк без стаи», Т.Рыскельдиева «Великое кочевье», ТАльжантеги «Суматош­ная жизнь», О.Карипулы «Тяжба», Т.Косуак «История, рассказанная женщиной», Д. Батыр «Белый барс», К.Жиенбаева «Узник тюрьмы славы», Р.Токтарова «Конец счастливого рабс­тва», С.Досанова «Жгут», «Трясина», Н.Даутаева «Мощь и трагедия», Т.Тилеуханова «Дети 37-го года», К.Туменбаева «Горемычные», ТНурмагамбетова «Обжора» и др. Лейтмотива­ми нескольких вышеназванных романов стали живописные образы XX века, а некоторых — события нынешнего периода. В них в художественной форме правдиво рассказывается о произошедших с казахским народом исторических событиях смутного времени, таких как, Октябрьская революция, массовая коллективизация, конфискация, голод, Великая Отечест­венная война, освоение целины и целинных земель, декабрьские события, советская действи­тельность. Таким образом, казахский роман обрел новое содержание, пополнился историчес­кими и художественными произведениями с новым героем.

Повесть. Казахские повести конца XX и начала XXI века также смогли найти себе место в новой тенденции развития. В эти годы К.Исабаев, Т.Нурмагамбетов, Ж.Ахмади, К.Сегизбаев, А.Аскар, М.Ыскакбай, Н.Акыш. А.Алтай своими оригинальными произведениями внесли свою лепту в казахскую повесть. В повести М.Ыскакбая «Женщина, не знавшая любви» мы становимся свидетелями истории одной большой курортной любви между двумя семейными людьми.

Одно из ярких произведений среди казахских повестей в годы независимости — это повесть А.Аскара «Гордый Алтай, зачем мне твоя высота». Основной сюжет произведения, которое высоко оценил Ш.Муртаза словами: «Повесть, не уступающая роману», — это жизнь семи домов, оставшихся на месте совхоза «Раздольное», когда-то насчитывавшего сто домов. Создан собирательный образ всех казахских аулов девяностых годов XX века. Массовое закрытие таких центров по обслуживанию населения, как контора, школа, магазин, медпункт, является характерной чертой экономического кризиса в Казахстане в девяностые годы. После распада советской системы колхозы и совхозы были расформированы, и бедственное положение сельчан, пугливо смотревших на новое общество в период приватизации, является общим для всех сел на необъятной территории Казахстана. Веру сельских жителей в будущее родных сел демонстрирует тот факт, что писателю удалось найти оптимистический дух даже в самые тяжелые дни.

М.Магауин в повести «Кривое дерево» размышляет о сегодняшнем и вчерашнем дне казахов через показ двух деревьев, выросших по обе стороны улицы. Параллельное изображение сосны и карагача имеет символическое значение и показывает, что даже в одной и той же среде, в одном и том же обществе можно получить разное воспитание. Следовательно, он обращает внимание на то что, как выстроившиеся в один ряд, словно солдаты в строю сосны и растущие безобразно карагачи, люди, хоть и дышат одним и тем же воздухом и пьют одну и ту же воду, но совсем не похожи друг на друга. Б.Нуржекеев, много писавший о женщин-матерях, на тему любви, в своей повести «Девичье чувство» еще раз затронул близкую себе тему влюбленных. Писатель здесь стремился раскрыть девичье чувство через сердечные переживания еще одну грань девушки по имени Ляззат. Ветеран Великой Отечественной войны К.Исабаев в своей повести «Был такой казах» рассказывает о партизанском движении за рубежом. Главным героем повести, показавшей правды о Великой Отечественной войне, является сержант Советской Армии Бейсен Раисов. Освободившийся из немецкого плена, он в рядах Народной Освободительной армии Югославии дослужился до командира батальона и получил воинское звание поручика.

За эти годы казахские повести достигли новых высот. Повесть К.Сегизбаева «Арасан» была удостоена второй премии в конкурсе, посвященном десятилетию независимости Республики Казахстан, повесть Т.Абдикова «Битва здравомыслия» удостоена Государственной премии Республики Казахстан и Международной премии имени Мухтара Ауэзова Казахского ПЕН-клуба. В повести К.Сегизбаева «Арасан», которая мгновенно отозвалась на преобразо­вания в обществе, можно заметить две вещи. Одна из них — рыночный режим привел к упадку общественной экономики, другая — люди, своевременно понявшие частную собственность, быстрее адаптировались к новому течению жизни. Лейтмотивом повести «Битва здравомыс­лия» являются реалии XXI века, то есть сегодняшняя действительность. В предыдущих своих рассказах и повестях писатель, ставивший на первое место вечные категории, и здесь ищет «полноценного человека» Абая. Авторское кредо обобщено через образ главного героя — Духа быта. Дух быта ставит вопрос, чем отличаются люди от животных, и ищет пути выхода. Чи­тателей волнует тот факт, что доселе невиданные и неслыханные ужасы творятся именно в XXI веке, о них непрестанно говорят средства массовой информации и пестрят страницы периодических изданий. То, что казахи попадают в негативные ситуации, наносящие ущерб нашему менталитету, к сожалению, является сегодняшней действительностью. Писатель во­время заметил требующие без отлагательного решения актуальные проблемы.

В повести Ж. Ахмади «Неполноценный мир» герой по имени Сактапберген все оплакивает прошлое и осуждает сегодняшний день. А бывший фронтовик, девяностолетний старик Бай-жан спорит с ним, призывает к терпимости и сплоченности. Повествование, построенное на полемике Сактапбергена и Байжана, развивается как борьба прошлого с настоящим.

Д.Досжанов в основу своей повести «Душа» положил одну из запрещенных в период со­ветской власти тему — тему исламской религии. Казахский народ и до принятия ислама веро­вал во Всемогущего Создателя и признавал существование Единого Творца. Даже преследо­вавшая цель лишить нас языка и веры советская идеология не могла сделать нас манкуртами и не могла изменить верования казахов, передающиеся из поколения в поколение. Нацелен­ная на увещевание исламской религии и разъяснение через молитвы величие Аллаха повесть является достижением для казахских повестей в период независимости и служит предвестни­ком проникновения в казахскую прозу богословского жанра.

Ряд таких повестей дополняют произведения Т.Ахметжана «Красавица и художник», «Айсауле», «Ееенна огненная», «Нобелевская премия». Романтическая повесть «Красавица и художник» построена на истории об искусстве и о людях искусства. В первых же строках по­вести, которая начинается словами: «На белую простыню капнула кровь…», можно заметить романтическую ноту. Писатель через моральную деградацию людей, их падкость на легкую наживу, тщеславие и помпезность, превосходящих человеческие качества, сделал философ­ское заключение.

В основу повести «Айсауле» легла большая любовь между Акжан и Аксауле, а повесть «Ееенна огненная» оживила память о мгновенно распространившемся по всей необъятной территории Казахстана массовом голоде, уничтожившем всех живых существ, когда в 1928 году была осуществлена национализация имущества крупных богачей, а в 1929 году — и зажи­точных крестьян. Мы только в годы независимости узнали и стали открыто писать о том, как первый руководитель Казахстана Еолошекин, заявив о необходимости проведения в Казахста­не «Малого Октября», так как Октябрьская революция обошла стороной Казахстан, устроил геноцид казахского народа, чуть ли не полностью уничтожив народ. В повести «Ееенна огнен­ная», насыщенной информацией, показано, как эта пугающая действительность коснулась маленького казахского аула на периферии.

Автор в основу повести «Нобелевская премия» положил жизнь шумного и суетливового мегаполиса. Побудительной причиной ее стала жизнь городских казахов, которые начали за­бывать свои национальные нравственные ценности, обычаи и традиции, человечность. Со­бытие начинается в Иранском саду на седьмом небе. Одним из главных героев начавшегося в раю события является ангел совести. Они поставили лицом к лицу наших современников, живущих среди нас в XXI веке, и ангела совести из рая, и через историю смерти единственно­го ребенка героя от бездействия равнодушного врача, в момент жизни и смерти поставившего зеленый доллар превыше человеческой жизни, призывает людей к человечности и порядоч­ности. Неспроста повесть называется «Нобелевская премия». Словно нашим современникам нечего сказать этим двуногим существам, ради славы готовым бороться даже с самим Создателем. Анализ повести Талаптан Ахметжан свидетельствует о том, что сегодня проза взя­ла курс в совершенно новом диапазоне. Еще одним доказательством этого является повесть Т.Нурмагамбетова «Крик».

Один из писателей, внесших свою лепту в казахские повести в эти годы — это Н. Акыш. Его повести «Девушки из общежития», «Судьба воровки», «Алтынбек», «Боец Саяк», «Парень на поводу чувств», «История бездны» являются достижением периода независимости. По­вести всесторонне раскрывают образ современников и являются вкладом в казахскую прозу. На какие бы темы ни писались произведения писателя, они своей собранностью, ясностью идеи и привлекательностью сюжета соответствуют высоким требованиям художественного уровня. Главное свое художественное решение они находят через показ противоречий между отдельным человеком и обществом.

В девяностые годы повесть «Девушки из общежития» привлекла внимание не только жи­вущих в общежитиях студентов, но и всей читательской публики. Поэтому есть основание заявить, что Н.Акыша можно отнести в ряд писателей, которые после Б.Нуржекеева стали знатоками женской души. Дело в том, что в основу большинства рассказов и повестей, напи­санных им, начиная с девяностых годов, легла жизнь наших девушек, которых мы встречаем в повседневной жизни. Одни из них представляют художественный образ целомудренных и порядочных казахских девушек, а другие — собирательный образ наших некоторых современ­ниц, ведущих вдали от родного дома беспорядочный образ жизни.

В сборник писателя, переводчика Н.Ками «Голубые врата» вошли повести «Старик», «По­лярная звезда», «Хан Моде», написанные после 2000 года. Повесть «Хан Моде» является яркой иллюстрацией его самоотверженного труда в тщательнейшем исследовании тематики, за какую бы он не взялся. В преддверии двадцатилетия независимости нашей страны пи­сатель, словно напоминая: «если хочешь знать свое настоящее, подытожь свое прошлое», делает экскурс в нашу историю. Он размышляет, опираясь на сведения прозванного в Ки­тае «Отцом истории» и жившего в I веке до н.э. Сымя Цянь и на материалы, переведенные русским исследователем отцом Иакинфом (Н.Я.Бичурин). Полководец, создатель китайской империи под названием Центральное царство. Ши Хуанди (Желтый император) Мын Тьхянь изгнал кочевников, которые раздробились на мелкие ханства и все не могли объединиться, из земли отцов — горы Ортос. Около десяти лет спустя, молодой Моде, жестоко убив своего отца, предводителя гуннов Туман хана, сел на трон. Только во время войны с новым императором Китая, который свергнул с трона Циньскую династию и положил основу Ханьской династии, станет известным тот факт, что основная цель Моде, которого все считали кровожадным, не война, а покой в стране, свобода родной земли. Он зимой семь дней держал в окружении воинствующего императора в горах и отпустил изголодавшуюся, замерзшую на холоде, ос­лабевшую китайскую армию, не тронув никого из них. Это событие, доселе неслыханное в истории, прославило его имя. Автор, оживив события 200 года до н.э., обращает внимание на то, что знавший о злом умысле своего отца, планируемом убийстве руками Кошан хана, Моде хан убил родного отца не из мести, а хотел отомстить за свой народ, который натерпелся от Мын Тьхяна. Он передал это словами Моде: «Если бы отец был живой, мы бы никогда не смогли отомстить. А я отомщу! Мамочка, я клянусь перед тобой, что мы, как бы ни было, вновь поселимся в этом благословенном краю, где наши предки обитали с древних времен!». Автор убедительно изобразил, как Моде знавший о том, что младшая жена отца, китаянка, готовила своего сына на место хана, и убил своего отца ради интересов собственной страны. Мудрость правившего 35 лет Хана Моде, была примером в построении мирных взаимоотно­шений с Китайским драконом и показала новую мирную модель правления государством. Из­вестно, что первый Президент современного независимого Казахстана Н.А.Назарбаев также придерживается этой политики.

Рассказы. В повышение художественного уровня казахских рассказов в годы независимости вне­сли свой вклад Ш.Муртаза, М.Магауин, К.Жумадилов, Б.Нуржекеулы, Т.Нурмагамбетов, К.Туменбай, А.Тарази. То, что Ш.Муртаза не забывает малый жанр и вносит в него свою лепту, подтверждают его рассказы «Алапар и динго», «Горох», «Празднование риска». В основу рассказа «Празд­нование риска», название которого говорит само за себя, легло празднество по случаю сопер­ничества в наше время. Чрезмерное соперничество и зависть настолько переходят границу, что любящие празднества казахи сейчас начали терять традиционность празднования и пре­вращают даже такие мероприятия в соревнование. Такие факты, как опьяненные своим тщес­лавием после проведения подобных празднеств люди залезают в долги, чтобы перещеголять кого-то, являются горькой действительностью сегодня.

Если вспомнить, что М.Магауин в рассказе «Указ Салах-ад-Дина» считает самым избран­ным рассказом в своем романе-эссе, то можно согласиться с этим, так как в рассказе очень много нового. Писатель в рассказах «Бродяги и чайки», «Ишак старика Тортай», «Возвра­щение предка» затрагивает большую проблему В основу рассказа «Бродяги и чайки» легла жизнь бродяг, второго рассказа — тяжелый быт казахского народа в годы Великой Отечествен­ной войны, а последний рассказ совсем о другом. Жизнь Алакая, который совершил акт ван­дализма, осквернил могилу предка и сломал его кость, заставляет задуматься современных казахов. М.Магауин в своих рассказах «Муравьиный мор», «Коммунистический реализм», «Волк-самец», «Два дерева» через муравья, волка и дерево рассказывает об истории казахов и указывает на их будущее. В рассказе «Два дерева», в художественной форме повествую­щем о судьбе казахского народа, легко заметить утрату нами своих национальных ценностей. Разрушение, обветшание и далее превращение двух деревьев в дрова, с одной стороны, рас­сказывает о беспрерывной круговерти быстротечной жизни в колеснице времени, во-вторых, заставляет нас задуматься о том, что с течением этого времени мы теряем свои национальные ценности.

Ключевым вопросом рассказов К.Жумадилова, «Наемный муж», «Фазаны», «Божий дом», «Только одна жизнь», «Ах, эта жизнь», «Попрошайка», «Бугай Бухарбая», «Собачий рынок» также являются события сегодняшних дней, а героями — люди нового времени. История Баймырзы (инженер) из рассказа «Наемный муж», бросившего свою семью и ушедшего к богатой женщине, взята из жизни. Писатель, изобразив деяния районного акима Нурсагана Бектурганова в рассказе «Фазаны», муллы Акпара в рассказе «Божий дом», предпринимателя Бухарбая в «Бугае Бухарбая», раскрывает облик, портрет, дыхание обновленного общества. Положение казахского народа в девяностые годы XX века в период распада СССР описано через судьбу певца, который жил и творил во время кризиса и экономического развала. В рас­сказе «Бугай Бухарбая» в художественной форме излагается, как в первые годы независимос­ти люди с опаской воспринимали новое общество, а затем постепенно стали адаптироваться. В рассказе «Последние дни поэта» изображена трагическая жизнь С.Сейфуллина.

Писатель Б.Нуржекеулы рассказе «Жена Муде» правдиво рассказывает о жившем в 1У-П веках до н.э. кочевом тюркском народе и об одном из столкновений их доблестного хана Моде с китайцами. Главная тема рассказов писателя из его сборника «Тайна незнакомки» — любовь. «Тайна незнакомки» — это рассказ о таинствах чувственности между женщиной и мужчи­ной. Поскольку главная тема рассказов «Коричневое платье с воротником хомут», «Девичья любовь», «Тайная любовь», «Безупречный Мумтаз», «Киргизка», «Месть», «Два упрямца», «Горение» — проблемы любви, писатель стремился раскрыть чувственные связи между муж­чиной и женщиной. Хотя все рассказы поднимают тему любви, но они отличаются друг от друга своей оригинальностью и неповторимостью.

Написанный в годы независимости рассказ «Дитя, скучающее по маме» Т.Нурмагамбетова, который в своих небольших рассказах создал художественные зарисовки сельской жизни, ос­нован на реальных событиях девяностых годов. Когда колхозы и совхозы были расформиро­ваны, сельские жители остались без работы, как известно, чтобы содержать семью, женщины с китайскими сумками на спине поехали на заработки в город. Из трехдневных рассказов Сержана о скитающейся по городу матери, об ожидающем вестей от приехавшего из Алматы Есмагамбета, мы узнаем о плачевном состояний аулов в то смутное время.

В рассказе А.Тарази «2999999 + 1» слышны отголоски массовых репрессий тридцатых годов со стороны сотрудников ОГПУ на казахской земле. Не секрет, что среди нас живут такие люди, как Танабай из рассказа «Невеста», который своим франтовством взбудоражил весь аул, и жертва минутной слабости Жаухаз, как Еркебулан из рассказа «Смерть», который принес разлад в семью своего друга Кирпишбая, и Батиха, польстившаяся на этого франта. Таким образом, писатель ищет своих знакомых и незнакомых героев среди обычных людей. Со своеобразным и ни на кого не похожим Султаном читатель встречается в нескольких рас­сказах. Султан, который в рассказе «Дом на окраине аула» продает свою сестренку за птицу, в рассказе «Простая лошадь» отдает пегого коня на растерзание жеребцам, а в рассказе «Воп­рос» напивается и позорится перед народом, надолго запомнится читателям своей чудакова­тостью.

Жизнь казахских аулов и городов в годы застоя стала основой рассказов таких писателей, как К.Найманбаев, Д.Досжан, С.Елубаев, С.Балгабаев, М.Асылгазин, С.Асылбеков, Н.Акыш, Д.Ашимханов, Т.Мамасеит и др. Вышеназванные писатели посредством реальных примеров правдиво изобразили трагическое положение аульных казахов и выразили сожаление о том, что блага от природных богатств страны так и не достались простым казахам. Внимательно всмотревшись в добродушный, щедрый, гостеприимный и отзывчивый характер казахов, ав­тор особое внимание уделил национальным чертам. Проводя параллель между сельской и городской жизнью, изобразил жизнь сегодняшних городов и сел.

Поведение сторожившего окна молодоженов старого холостяка по имени Дауренбай из рассказа «Глаза» К.Туменбая, который в последнее время много пишет в жанре рассказа, не­вольно вызывает улыбку. Рассказ Н.Ораза «Терисагаш» («Кривое дерево»), в котором молодая лоза олицетворяет жизнь юноши, словно продолжение повести М.Магауина «Кривое дерево». Превращение кри­во посаженного дерева в огромный карагач символизирует важность хороших намерений.

Опубликованные в годы независимости на страницах периодических изданий и вошедшие в сборник Н.Акыш «Огонь, горевший в неурочное время» рассказы «Огонь, горевший в не­урочное время», «Не почитаемый», «Где настоящая бабушка?», «Жена бывшего начальника», «Свет печальных глаз», «Невеста Дон-Жуана», «Терпеливая байбише», «Девушка, ищущая работу» являются высоко художественными произведениями. Писатель в вышеназванных рассказах, через захватывающие истории, произошедшие с отдельными людьми, стремился взглянуть в тайны дисгармонии, которая существует издревле между обществом и человеком.

В каждом рассказе человеческая судьба выделяется своими внутренними противоречиями и социальными характерами. Жизненное кредо героев подвергается влиянию вольности и все­дозволенности эпохи демократии и приводит к неожиданным идеям. Наряду с такими известными писателями художественный уровень казахских расска­зов в годы независимости подняли молодые прозаики К.Рахымжанов, Н.Ками, Р.Муканова, Т.Ахметжан, Н.Ораз, А.Салыкбай, А.Алтай, Д.Рамазан, А.Кемелбаева, Ж.Коргасбек, К.Мукаш, Д.Амантай. В сборники рассказов Р Рахымжана «Калгуты», «Годы порхания», «Река, заросшая чием» вошли рассказы, опубликованные на страницах периодических изданий в годы независи­мости и получившие положительную оценку критиков. Рассказы писателя отличаются худо­жественным изображением активного участия современников в общественных делах нового времени, их борьбы за справедливость, дружеских чувств, сложных поисков в трудовой де­ятельности.

Рассказы, вошедшие в сборники Н.Ками «Встреча», «Голубые ворота» являются достиже­нием литературы периода независимости. Автор стремился показать страну и землю, челове­ка и его внутренний мир через жизнь современников. Многое можно узнать из того, что герою рассказа «Голубые ворота» постоянно снилась черная домбра. Остается такое впечатление, что беспокоящие поколение XXI века духи предков каганов чингизидов, правивших спустя четырнадцать веков после создания ханом Моде империи кочевников, напоминают нам о том, что независимость нам досталась нелегко. Это можно понять из строк: «Я тоже стремился приблизить то вожделенное время, когда можно было бы жить на свободе, ни от кого не зави­сев, но что поделаешь, я не смог достичь своей цели и погиб как лев, посягнувший на луну, с повеления Аллаха вы обрели свободу, теперь цените и дорожите этим». Священная домбра — это единственная древняя летопись кочевников, боровшихся за свободу и независимость страны и родной земли. В ее деку вместилась не только вся история кочевников со времен хана Моде, но и донесший эту историю до XXI века наказ предков.

В ряде рассказов можно увидеть психологический кризис в душах людей, которые во время распада советской системы попали в безвыходное положение, не могли найти выход из этого положения, разочаровавшись в жизни, потеряли надежду на будущее. Так в казахс­ком рассказе появились размышления в экзистенциалистском и постмодернистском русле. Аналогичные художественные поиски можно заметить и в рассказах Р.Мукановой «Пугало», «Траурный холм». «Ты сама», «Пленник», «Композитор», «Мукагали». В книге Т.Ахметжана «Гость с того света» объединены рассказы «Шербет», «Родник», «Следствие», «Четыре моськи», «Грешник», «На битву». Рассказы «Бабочка со сломанным крылом», «Жгут» также являются мастерски написанными произведенияим, автору которых есть что сказать. Писатель, ставивший моральные устои превыше всего, в рассказах «Гость с того света», «Грешник» через борьбу ангела совести и чертей выдвигает вопросы человечности и поря­дочности, а рассказ «Мелодия любви» построен на описании искренней и чистой любви. Главный лейтмотив всех рассказов писателя — это мораль.

Один из писателей, активно работающий в жанре рассказа — Аскар Алтай. В его рассказах «Каменная ниша в могиле консула США», «Лайбаран», «Выкидыш», «Предательство Таранчи Жолбарыса», «Кентавр», «Красно-бурый волк», «Стакан», «Офицер из Сибири», «Альпи­нист», «Шахид», «Салбурын», «Прописка», «Око-палач» осуществляются поиски в области содержания и формы. «Человек-жеребец» по имени Басарыс из построенного на основе мифа рассказа писателя «Кентавр» и теория тотемизма в «Салбурын» являются примером художес­твенных поисков в современных казахских рассказах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.