Просмотров: 1 199

Производство и транспортировка нефти и газа

Производство и транспортировка нефти и газа в Казахстане. Сегодня важнейшим приоритетом экономической политики Казахстана является укрепление позиций республики в региональном энергетическом пространстве.Казахстан входит в двадцатку крупнейших производителей углеводородов, нефтегазовый сектор составляет до 25% бюджета страны. Темпы добычи казахстанских углеводородов характеризуются динамикой интенсивного роста. Так, по сравнению с 2000 г., прирост производства углеводородов составил 90% и в 2008 г. достиг 70,6 млн. т. При этом более 80% углеводородов экспортируются на мировые рынки.

В целях дальнейшего развития нефтегазового комплекса страны проводится работа по прогнозированию и выявлению новых перспективных месторождений нефти и газа, ускорению их разведки, разработке и вводу в эксплуатацию. Увеличение объемов добычи нефти и газа ведет к необходимости опережающего развития нефтегазотранспортной инфраструктуры. Именно поэтому над проектами развития существующих транспортных систем сегодня ведется активная работа, а также разрабатываются проекты новых маршрутов для экспорта казахстанского углеводородного сырья. Принимая во внимание важность и перспективность развития трубопроводного транспорта, при планировании маршрутов экспорта углеводородов Казахстан опирается на политику многовекторности и максимальной эффективности использования трубопроводных систем. Перед нефтегазовым комплексом страны поставлена задача усиления позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков. В связи с этим важное значение на современном этапе приобретают задачи укрепления энергетической безопасности страны, обеспечения надежного и безопасного транзита углеводородов, развития международного сотрудничества в области магистрального трубопроводного транспорта. Ключевое значение для развития экспортного потенциала страны имеет ратифицированный Договор к Энергетической хартии. Данный документ закрепляет принципы беспрепятственного и недискриминационного транзита энергоресурсов, что весьма актуально для Казахстана как внутриконтинентального государства.

Как известно, экспорт казахстанского углеводородного сырья сопряжен со значительным транзитом через территории многих государств и, прежде всего, через Российскую Федерацию. Поэтому важную роль приобретает усиление в сфере магистрального транспорта нефти и газа роли государства, что также обусловлено участием государственных компаний в капитале основных транспортных компаний и стратегическим значением нефтегазовой отрасли для экономики Казахстана. На трубопроводный транспорт приходится основной объем экспорта нефти. В связи с этим важнейшими приоритетами энергетической политики республики являются: дальнейшее развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры, создание новых и расширение существующих экспортных систем. Основными маршрутами поставок казахстанской нефти на сегодняшний день являются: нефтепроводы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК); «Атырау – Самара»; «Казахстан – Китай» и морская система транспортировки через порт Актау. Нефтепровод КТК общей протяженностью 1510 км соединяет казахстанское нефтяное месторождение « Тенгиз» и нефтеналивной терминал на российском побережье Черного моря, вблизи порта Новороссийск. Нефтепровод КТК является крупнейшим направлением экспортных поставок казахстанской нефти. С начала эксплуатации нефтепровода (2001 г.) транспортировано более 131 млн. т, в том числе за 2006 г. – 31,1 млн. т, 2007 г. – 25,6 млн. т, 2008 г. – 25,8 млн. т.

Для Казахстана с учетом увеличения добычи углеводородов в перспективе актуальное значение приобретает расширение пропускной способности КТК до 67 млн. т в год (в том числе 50 млн. т в год для казахстанской нефти). Соответствующие договоренности были достигнуты между энергетическими ведомствами Казахстана и России в мае 2008 г. Другим важнейшим экспортным маршрутом является нефтепровод Атырау – Самара, предоставляющий доступ на рынки Восточной Европы через Балтийскую трубопроводную систему, систему «Дружба», а также выход к черноморским портам. В 2006 г. по нефтепроводу Атырау – Самара было транспортировано на экспорт около 15,6 млн. т, в 2007 г. – 16,0 млн. т, в 2008 г. – 16,8 млн. т. Учитывая планируемый рост объемов добычи нефти, особенно в Западном Казахстане, Национальная компания «КазМунайГаз» совместно с российской компанией «Транс-нефть» прорабатывает вопрос об увеличении мощности нефтепровода Атырау – Самара до 20 млн. т в год с последующим расширением до 25 млн. т в год. В настоящее время расширение пропускной способности нефтепровода Атырау – Самара возможно за счет транспортировки легких сортов нефти месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган путем внедрения технологии последовательной перекачки. В целях решения данного вопроса казахстанская сторона ведет переговоры с ОАО «Транснефть».

Строительство нефтепровода Казахстан – Китай предусматривается в два этапа. Первым этапом явилась реализация проекта нефтепровода Атасу – Алашанькоу, который предназначен для транспортировки нефти из Западного и Центрального Казахстана и Сибири в Китай. Протяженность трассы нефтепровода Атасу – Алашанькоу составляет 962 км, диаметр трубопровода – 813 мм. Пропускная способность на первом этапе – 10 млн. т в год с дальнейшим расширением до 20 млн. т. В 2007 г. по данному нефтепроводу было экспортировано 4,7 млн. т нефти. Объем капитальных вложений в строительство нефтепровода Атасу – Алашанькоу составил 806 млн. долл. США. Финансирование строительства нефтепровода осуществлялось за счет уставного капитала и заемных средств под гарантии Китайской национальной нефтегазовой корпорации ( КННК). 28 июня 2006 г. первый пусковой комплекс был принят в промышленную эксплуатацию. На заполнение нефтепровода понадобилось около 400 тыс. т нефти.

реализации второго этапа строительства нефтепровода Казахстан – Китай предусматриваются: строительство нефтепровода Кенкияк – Кумколь, реконструкция и модернизация существующего нефтепровода на участке Кумколь – Каракоин – Атасу, реконструкция нефтепровода Кенкияк – Атырау. Что касается морской транспортировки, то следует подчеркнуть, что определяющее значение в плане увеличения объема экспортных поставок нефти имеет порт Актау (на побережье Каспийского моря). На сегодня это единственный казахстанский порт, оборудованный морскими нефтеналивными терминалами и инфраструктурой перевалки нефти, что дает возможность транспортировки казахстанской нефти по Каспийскому морю до портов Азербайджана (Баку), России (Махачкала) и Ирана (Нека). В 2008 г. отгрузка морем казахстанской нефти на экспорт через порт Актау составила около 9 млн. т. В соответствии с Договором между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой Казахстан реализует проект Казахстанской Каспийской системы транспортировки ( ККСТ), который состоит из нефтепровода Ескене – Курык и Транскаспийской системы. В свою очередь, Транскаспийская система будет состоять из нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспийского моря, нефтеналивных судов для морской транспортировки, нефтеналивных терминалов на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительных сооружений до системы Баку – Тбилиси – Джейхан.

Планируется, что на начальном этапе ККСТ обеспечит транспортировку 500 тыс. бар./сутки (23 млн. т нефти в год) с последующим увеличением до 750–1200 тыс. бар./сутки (35–56 млн. т нефти в год). Другим перспективным южным направлением является транспортировка нефти в Иран. АО «КазМунайГаз» совместно с компанией Тоталь, ЯННК и ИНПЕКС в настоящее время проводит работу по реализации проекта нефтепровода Казахстан – Туркменистан – Иран в качестве альтернативного маршрута поставки каспийской нефти на рынок Персидского залива.

На сегодняшний день участниками исследований рассматривается лишь I этап реализации данного проекта, который предполагает танкерную перевозку ( без строительства нефтепровода) из терминалов Казахстана до иранского порта Нека. В настоящее время также актуальной остается проблема перегруженности турецких проливов, связанная с большим количеством транспортных судов и танкеров, пересекающих проливы Босфор и Дарданеллы при выходе из Черного моря в Средиземное. Требования безопасной навигации и охраны окружающей среды накладывают на пропускную способность проливов определенные ограничения, что в перспективе ограничит транспортировку через них дополнительных объемов казахстанской нефти, т. е. становится актуальным вопрос реализации обходных проектов. В связи с этим казахстанская сторона рассматривает возможность участия в проектах строительства нефтепроводов Бургас – Александруполис и Одесса – Броды – Полоцк – Гданьск. Таким образом, в реализации энергетической политики Казахстан придерживается многовекторного подхода и большое внимание уделяет созданию новых экспортных маршрутов для поставок углеводородов на мировые рынки, что станет важным фактором развития экспортного потенциала страны и укрепления ее экономической безопасности.

Газовый сектор нефтегазового комплекса Республики Казахстан является одной из важных составляющих экономики страны. Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится природный газ, разведанные и оценочные запасы которого (с учетом новых, не так давно открытых месторождений на Каспийском шельфе) составляют около 3,3 трлн куб. м, а потенциальные ресурсы достигают 6–8 трлн куб. м. Таким образом, главной целью плана по реализации развития газовой отрасли в Республике Казахстан является кратное повышение социально-экономического эффекта от увеличения добычи и рационального использования внутренних ресурсов газа, а также транзитных возможностей газотранспортной системы в интересах более полного обеспечения потребностей внутреннего рынка и дальнейшего увеличения экспортного потенциала страны. Важное значение для Казахстана имеют также экспорт и транзит газовых ресурсов. Основными газотранспортными маршрутами в настоящее время являются трубопроводы: Средняя Азия – Центр (САЦ); Оренбург – Новопсков; «Союз»; Бухара – Ур а л ; Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы (БГР – ТБА). Газопровод САЦ предназначен для транзита среднеазиатского газа и транспортировки казахстанского газа на экспорт, Оренбург – Новопсков и «Союз» осуществляют транзит российского и экспорт казахстанского газа, Бухара – Ур а л предназначен для транзита среднеазиатского газа, а БГР – ТБА обеспечивает импорт природного газа из Узбекистана в Казахстан. Наиболее актуальным для газотранспортной отрасли республики является проект реконструкции и модернизации системы магистральных газопроводов, в особенности газопровода Средняя Азия – Центр, обслуживающего экспортные поставки казахстанского и среднеазиатского газа для России, кавказских государств и Европы. В связи с этим АО « Интергаз Центральная Азия» разработало обоснование инвестиций в развитие магистральных газопроводов Средняя Азия – Центр, Макат – Северный Кавказ и Окарем – Бейнеу, в рамках которого предусматривается реализация ряда проектов, направленных на увеличение пропускной способности САЦ с 54,8 до 100 млрд. куб. м в год. Также очень серьезно для Казахстана в настоящее время стоит вопрос обеспечения энергетической безопасности и снижения энергодефицитности юга республики. Для стабильного обеспечения потребностей в газе южных регионов республики реализуется проект строительства газопровода Бейнеу – Шымкент, который позволит поставлять газ из западных регионов в южные области республики с последующим выходом к восточной границе Казахстана. В рамках решения возникшей проблемы Национальная компания «КазМунайГаз» завершает разработку обоснования инвестиций по данному проекту. В сфере развития газотранспортной системы Казахстана актуальным является вопрос диверсификации направлений экспортных поставок. В настоящее время в стадии развития находится проект строительства газопровода Казахстан – Китай. Реализация данного проекта будет способствовать увеличению экспортных поставок казахстанского газа на китайский рынок и обеспечит транспортировку транзитного газа в КНР. В частности, предполагается, что туркменский газ будет транспортироваться в Китай транзитом через Узбекистан и Казахстан и далее до казахстанско-китайской границы (через Шымкент до Хоргоса). Реализация первой очереди проекта планируется в 2007–2009 гг. Важное значение в развитии газотранспортной системы Казахстана имеют проекты Прикаспийского и Транскаспийского газопроводов. Что касается первого проекта, то соответствующее соглашение было подписано на межгосударственном уровне между Россией, Казахстаном и Туркменистаном в конце 2007 г. Проект Прикаспийского газопровода предполагает строительство нового магистрального газопровода, в том числе на территории Республики Казахстан вдоль побережья Каспийского моря с пропускной способностью 30–40 млрд. куб. м в год. Его реализация будет способствовать развитию транзитного потенциала Казахстана, Туркменистана и увеличению экспортных поставок среднеазиатского газа в российском направлении и далее на мировые рынки.

Что касается Транскаспийского газопровода, то данный проект рассматривается в связи с реализацией проекта Южно-Кавказского газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум (БТЭ), строительство которого завершено и трубопровод готов к осуществлению поставок газа. Маршрут позволит экспортировать природный газ в страны Европы через территории Азербайджана, Грузии и Турции. Реализация проекта Транскаспийского газопровода с ориентировочной пропускной способностью 20 млрд. куб. м в год позволит экспортировать казахстанский газ на рынки Европы путем дальнейшего присоединения к Южнокавказскому газопроводу БТЭ. В то же время следует отметить, что реализация данного проекта сопряжена с рядом рисков, основными из которых являются: правовой статус Каспийского моря, непосредственно влияющий на политику прокладки трубопровода по дну моря, а также некоторые политические, экологические и технологические вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.