Просмотров: 628

Проблемы сценического освоения мюзикла в Казахстане

Первые театры на территории Казахстана появились во второй половине XIX века. Русские труппы купеческих антреприз в городах Уральске в 1859 году и Петропавловске в 1887 году, также труппа солдат и офицеров гарнизона в Таразе в 1880 году. А в 1890 году в Семипалатинске общество любителей музыки и драматического искусства создали предпосылки для казахского любительского движения. Этому же способствовали татарские передвижные театральные труппы, гастролировших во многих городах в начале XX века.

История казахского театра начинается с города Кызыл-Орда. Столица КазССР и стала прибежищем ныне Казахского академического театра драмы им. М. О. Ауэзова. Официальное открытие театра произошло 13го января 1926 года. В 1928 году театр переезжает в город Алматы. В состав первой труппы вошли мастера народного творчества С. Кожамкулов, К. Куанышпаев, Е. Умурзаков, К. У. Бадыров, Ж. Шанин и многие другие. Позднее труппа пополнилась актёрами театральных школ и институтов Москвы, Петербурга, Алматы и Ташкента. В начале театр возглавлял Жумат Шанин. Особенным успехом пользовались спектакли: «Енлик и Кебек», «Жёны-соперницы», «Карагоз»Ауэзова,»Красные соколы» Сейфуллина, «Аркалык-батыр» Шанина . В 1937 году присвоено звание академического театра, в 1961 году театр назван именем Мухтара Ауезова.

История казахского музыкального театра начинается с первой постановки музыкального спектакля, ныне Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Первая музыкальная постановка на казахской сцене была 1934 году. Музыкальный спектакль «Айман Шолпан» либретто Мухтара Ауезова с оркестровкой Ивана Коцыка народных песен и кьюев. Следующая постановка театра является опера «Кыз Жибек» оркестровку народных песен написал первый казахский оперный композитор Евгений Брусиловский. В роли Жибек Куляш Байсеитова. В театре создаются две труппы русская и казахская. Что дала возможность для расширения репертуара театра мировой классикой и национальной оперой. В первые годы становления театра были поставлены такие оперы как: «Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын». «Кармен», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Демон», «Фауст», «Аида» и многие другие. «Основоположники музыкального театра: Куляш Байсеитова, режиссер Жумат Шанин, певец и режиссер Курманбек Жандарбеков, певец, режиссер и драматург Канабек Байсеитов, танцовщица Шара Жиенкулова, певец Манарбек Ержанов, художник Анатолий Ненашев, писатели Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Бейимбет Майлин, композитор Евгений Брусиловский, Гарифолла Курмангалиев, Жусипбек Елебеков и многие другие».

На сегодняшний день в Казахстане есть 54 театра,драматические,кукольные театры, 3 оперных театра, 11 музыкально драматических и театры музыкальной комедии. Оперные театра: ГАТОБ имени Абая в городе Алматы, Астана-Опера имени К.Байсеитовы, Чимкентский областной театр оперы и балета. Театры музыкальной комедии и драмы в городах: Алматы Корейский музыкальный театр, Уйгурский музыкальный театр имени Кожамиярова, Актауский театр музыкальной комедии имени Н. Жантурина, Астанинский театр музыкальной комедии имени К. Куанышбаева, Жетисайский музыкальный театр, Туркистанский музыкальный театр, Карагандинский академический театр музыкальной комедии, Павлодарский театр музыкальной комедии, Кокшетауский областной музыкальный театр, Жезказганский музыкальный театр, Кустанайский музыкальный театр. В некоторых из этих театров есть симфонические камерные оркестры. Во всех этих театрах ставятся музыкальные спектакли, оперы, оперетты, музыкальные комедии. В репертуаре театров есть национальные и европейские оперные произведения, оперетты Кальмана и многих других композиторов. Постановки в жанре мюзикл редки, но осуществляются.

На сегодняшний день есть несколько экспериментальных проектов по осуществлению постановки мюзикла. Но мюзикла в понимании Бродвейского или Европейского класса пока нет. В Казахстане есть условно 3 типа мюзикла:

  1. Мюзиклы стран Европы и США, переведенные на казахский, русские языки.
  2. Оперы, оперетты названные позже мюзиклами. То есть все эти постановки были осуществлены на основе готового музыкально драматического материала.
  3. Мюзиклы написанные отечественными авторами.

В первый тип относящиеся спектакли были поставлены такие спектакли «Ведсайская история» в театре «Жастар» режиссером Нурканатом Жакыпбаевым, «Моя прекрасная леди»,

«Здравствуйте, я ваша тетя!», «В джазе только девушки» Режиссер-постановщик – лауреат “Золотой маски”, режиссер Мариинского театра С. Цирюк, дирижер-постановщик Б. Кузьмин, мюзикла К.Портера «Целуй меня, Кэт!». Карагандинский академический театр музыкальной комедии и многие другие. «Маугли» театр имени Лермонтова и другие постановки. Добавить хотелось бы к этому списку ряд дипломных спектаклей которые были поставлены в КазНАИ имени Т.Жургенова. «Сестра Кери», «Вест сайдская история» курс Жаната Хаджиева, «Кошки», «Али Баба и 40 разбойников» курс Тосболата Омарова, «Собор Парижской Богаматери» курс Рахилям Машуровой. «Вест сайдская история», «Чикаго» курс Нурканата Жакыпбаева. К второму типу мюзиклов можно отнести «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова режиссера Тунгушбая Жаманкулова в академическом театре имени М. Ауезова, «Кыз Жибек» театр Аксарай режиссер Болат Атабаев. Все эти спектакли были поставлены на базе репертуарного театра. Исполнительская группа была подобранна из существующего штата артистов. К третему типу спектакли «Жеруйык» композитор Толеген Мухамеджанов, «Байтерек» композитор Алмаз Серкебаев, «Жибек» композиторы Сатжан Шаменов и Дастан Раев.

Нами было просмотрено и проанализировано большая часть перечисленных спектаклей. Что касается первого типа на основе готового музыкально драматического материала, есть большие проблемы в исполнительском мастерстве. То есть работа с музыкальным материалом, жанровые и стилистические особенности написанные ранее композитором не оправданно не учитываются, а если даже и учитываются, исполняется не умело. Хореографическая и вокальная подготовка не соответствует требованиям жанра и произведения. Слабая материально техническая база постановки. Мюзиклжанр высоких технологий сценического искусства. Кроме статичной декорации и скудного светового оформления, художественного решения не наблюдается. Аккомпанемент оркестра или джаз бэнда не является вспомогательным музыкальным решением, а является одним из главных выразительных средств, на котором строится вся исполнительская выразительность мюзикла, с чем редко когда справляются. Звуковое оснащение и оформление на очень слабом уровне. Что впоследствии, разрушает структуру мюзикла и мешает восприятию.

Что касаемо спектаклей «Аршин мал алан» и «Кыз Жибек». Аршин мал алан режиссера Тунгушбая Жаманкулова была названо или определено как мюзикл. Автор Узеира Гаджибеков написал это произведение в 1913 году в СанктПетербурге как оперетту. Выдерживая требования формы написания оперетты. Музыкальная комедия Узеира Гаджибекова определяется во всех театрах мира как оперетта либо музыкальная комедия. Отечественный Аршин мал алан, на сцене академического театра назван мюзиклом. Постановка не имеет жанровых, стилистических, музыкальных, исполнительских, художественных отличий от привычной оперетты. Написанные аранжировки не изменили музыкальную структуру, стиль и жанр произведения. Спектакль является опереттой либо музыкальной комедией, поставленная на хорошем профессиональном уровне, и исполнительский уровень спектакля в соответствии требованиям оперетты. Если же режиссер назвал мюзиклом то спектакль должен был быть изменен кардинально. А изменения в этой постановке не прослеживаются.

«Кыз Жибек» Болата Атабаева поставленный в 2005 году студентами своего курса тоже определен постановщиками как мюзикл. Постановка сильно отличается от предыдущих постановок оперы «Кыз Жибек». Костюмы и оформление сцены были решении по иному. Сценография минимальна но интересное решение реки Жайык с помощью большого синего полотна. Хореография отличается своей характерностью этнической выразительностью. Колорит национальной наполненности спектакля присутствует во всей постановке. Актеры солисты и хор все танцуют и исполняют музыкальные партии. Что увеличивает выразительность спектакля. Оркестровка была сделана для казахского национального фольклорного оркестра. Режиссер Болат Атабаев делиться в своем интервью. Это опера «Кыз-Жибек». Ведь Евгений Брусиловский написал музыку для симфонического оркестра. А я заказал композитору Игорю Киму переложение для оркестра народных инструментов «Отырар Сазы». Это очень нелегко. Но спектакль «КызЖибек» все же дошел до премьеры и успешно идет на сцене, хотя мы репетировали почти два года». Но позже руководитель и режиссер театра Аксарай Болат Атабаев определяет этот музыкальный спектакль как мюзикл. От того что опера Е. Брусиловского на народные казахские песни была пере оркестрована для оркестра народных инструментов «Отырар Сазы», структура музыки не изменилась. Даже не были изменены темпы и тональности. Изменились только инструменты. Актеры также исполняют все музыкальные партии в привычной академической (классической) манере пения. Музыкально сценические жанры определяются структурой формы написания музыки в первую очередь. А художественно постановочное решение спектакля не может сменить жанр музыки. Этот интересный провокационно поставленный спектакль «Кыз Жибек», мы определили как музыкальную драму. В понимании Бродвейского либо УестЭндовского мюзикла это постановка не имеет ничего общего.

«Байтерек» композитор Алмаз Серкебаев «В начале 2009 года Министерством культуры и информации был объявлен конкурс “Тауелсiздiк толгауы”, который в республике проведен впервые. И вот через 12 меcяцев объявлены победители первого республиканского конкурса. Алмас Серкебаев, который в настоящее время живет в США, получил Гран-при в номинации «Лучшее оперное сочинение».В процессе работы изменился и жанр произведения – вместо оперы был создан мюзикл «Байтерек».» [3] Автор либретто Юрии Кудлач. Этот проект можно отнести к третьему типу мюзиклов в Казахстане. Когда спектакль был придуман и написан авторами. Были приглашены постановщики и собранна труппа исполнителей. Были задействованы исполнительские ресурсы двух городов Астаны и Алматы. Для постановки этого спектакля был приглашен заслуженный артист РФ руководитель театра «Санкт Петербург опера» Юрий Исаакович Александров. Прежде он уже имел опыт постановок в казахских театрах, в ГАТОБ имени Абая, Карагандинский академический областной театр музыкальной комедии. Исполнительская группа была собранна по методу кастинга. В Алмате и Астане был объявлен открытый кастинг где свои силы мог попробовать любой артист. Был собранна группа исполнителей и начался репетиционный процесс. Репетиции шли в два юнита(группы) в Алматы и Астане. Но после начались сводные репетиции в Астане. Композитор оркестровал мюзикл для эстрадно симфонического оркестра. Красочно, масштабно, художественно интересно была решена сценография мюзикла. Костюмы героев дополняли характер образов. Звуковое и световое оформление спектакля было сделано профессионально. Далее мюзикл был представлен зрителям столицы и был показ по отечественным телевизионным каналам. Возможность увидеть спектакль было предоставлено всем жителям Казахстана. Но мюзикл «Байтерек» невызвал большого интереса у зрительской аудитории. Причиной тому выбранный сюжет мюзикла, не отражающий не быт не характеры, узнаваемые местным зрителем. Выбранная музыкальная условность мюзикла тоже не убедительна. Так как жанр и стиль музыки в мюзикле характеризует образ на сцене, обыгрывает место и время действия. Композитор А.Серкебаев в своем призведении использовал элементы джаза. Но герои спектакля не имеют ничего общего с эпохой этой музыки и не являются джаз музыкантами. Также исполнители главных ролей солисты оперных театров Казахстана, которые исполняют партии в классической академической манере. Актерские работы на сцене сильно наигранны, не органичны, образы не раскрыты, взаимодействия партнеров не прослеживаются, переходы от слова к вокалу слабо исполнены, что является одним из главных требовании к исполнительскому мастерству в жанре мюзикл. Не актуальность темы и музыкального материала, плохое актерское исполнение ролей, при красочности постановки не воздействовало на зрителя Казахстана.

Спектакль режиссера Талгата Тименова в академическом театре юного зрителя Г. Мусирепова «Шыгыс сазы» по мотивам А.С.Пушкина была также названо мюзиклом. Детский спектакль с несколькими массовыми танцевальными номерами, неимеющая связь со структурой драматического материала. Подобранный музыкальный материал разных авторов не имеющий одного стилистического и жанрового содержания. В спектакле нет единой вокальной хоровой партии. Все эти факторы дают право назвать спектакль драматическим с музыкально хореографическими сценами.

Мюзикл «Жибек» композиторов Сатжана Шаменова и Дастана Раева, является продюсерским проектом Венеры Рахышевой. Автор идеи создания мюзикла, на тему казахского лирического эпоса «Кыз Жибек» в современной версии, является продюсер В.Рахышева. Продюсером было проделано большая работа в поиске инвесторов для создания мюзикла. После решения финансовых вопросов продюсер В.Рахышева начала набор творческой группу из авторов и постановщиков. Музыка молодых композиторов была написана менее чем за год. Либретто было написано поэтоми Виктором Антасом и Ляйля Аскар. Режиссером постановщиком изначально была Алия Гранж, после стал Е. Нуртазин. Хореограф поставщик Надежда Смолина, аранжировщик Сатжан Шаменов, звукорежиссер Дмитрий Лейхман. После того как был готов музыкально драматический материал, начался кастинг на главные и второстепенные роли. В 2008 году была утверждена исполнительская группа в лице: Жибек Салтанат Бакаева, Диана Сарсангалиева, Толеген-Адилжан Умаров, Ерлан Алимов, Бекежан Еслям Нуртазин, Камка Жанна Орынбасарова, Толкын Нурбекова, Сансызбай Батыр Байназаров, Ринат Малцагов, КаршыгаРустем Нуржигит, отец ЖибекАлмаз Жумагалиев, друзья Толегена Нуржан Керменбаев, Евгений Гартунг, Данияр Отеген, Аян Бирбаев, подруги Жибек Асем Сембина, Алина Ерекенова, Асел Ергарина, Елена Баторшина, Эльвира Бадертдинова.

В феврале 2009 года начался репетиционный период. Группа исполнителей разучивала вокальные и хореографические партии по отдельности, после чего начались совместные репетиции с режиссером постановщиком Алия  Гранж. Главной проблемой мюзикла в периодах подготовки и репетиции был слабый драматургический материал. Адаптация на современную эпоху написано слабо. Слабый драматургический материал, не доработанные диалоги, не проработанный порядок и переходы драматических сцен на музыкально вокальные партии. Все эти трудности с материалом усложняли постановочный процесс. Ошибка административно продюсерского департамента при подборе авторской группы в лице авторов либретто и инсценировке привелик большим проблемам впоследующих периодах создания спектакля «Жибек». Продюсер жанра мюзикл должен хорошо разбираться не только в музыкальном и исполнительском искусстве, продюсер должен разбираться в деятельности представителя каждойгруппы.Так как заказчикам является продюсер, и от его требований будет зависеть уровень исполнения каждой группы. Ошибка продюсера при подборе творческой группы может обернутся провалом, так как каждая группа и исполнители взаимозависимы. Постановочная группа не являлось группой имевшая опыт совместной работы прежде. Этот факт привел к разногласиям и разночтениям по той или иной сцене. Также группа постановшиков не имела ранее опыта работы в жанре мюзикл. Продюсерской группой был проделан хороший промо продукт. Рекламная компания мюзикла «Жибек» вылилась в альбом мюзикла, видео клип, статьи в газетах и журналах, афиши и баннеры. Во время репетиционного периода ротация клипа была начата. Статьи в журналах, видео репортажи на республиканских каналах были проведены. Но не смотря на все рекламные расходы, премьера с мая 2009 года была перенесена на осень того же года. Но по причине финансово организационных проблем спектакль был не завершен.

Мы видим интерес зрительской аудитории и творческих групп страны, к жанру мюзикл завоевавший интерес многомиллионной аудитории мира. Потенциал отечественных авторов, постановщиков, продюсеров, исполнителей, к созданию отечественного мюзикла высокого професионального уровня, несомненно, есть. Зарождающемуся жанру мюзикл в Казахстане нужны все типы постановок. На базе уже апробированных мюзиклов нужно набрать постановочный, исполнительский опыт, заимствуя у зарубежных театров. Сильная музыкальная, драматическая, хореографическая база страны может стать фундаментом для создания этого жанра. Есть попытки, эксперименты создания спектаклей в жанре мюзикл. Новый жанр будет способствовать развитию всей театральной индустрии молодой страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.