ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. Содержание образования является средством воплощения в жизнь целей образования, определяемых текущими и перспективными потребностями общества, то есть социальным заказом. В настоящее время произошло известное изменение потребностей общества в квалифицированных кадрах. Необходимым атрибутом профессиональной пригодности в обществе является обладание не только профессиональными знаниями, но и знаниями в области информатики и связанных с ней информационных технологий, позволяющих наиболее полно реали-зовывать профессиональные качества.
Образовательная система должна ответить на эти изменения не столько массовым открытием специализированных академий, институтов, сколько заботой о качестве подготовки будущих специалистов, о содержании образования в целом и каждой дисциплины в отдельности. Перед вузами сегодня особенно остро стоят проблемы определения как содержания обучения, отвечающего выдвигаемым обществом задачам, так и организации учебного процесса, выбору форм, методов обучения и подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени.
Новые запросы и потребности современной рыночной экономики, процесс глобализации в образовании и технологические информационные возможности повышают требования к учебным стандартам страны. Каждый преподаватель должен овладеть конкретно новым типом мышления, осваивать и применять в процессе преподавания новые педагогические технологии и добиваться глубокого и творческого изучения студентами своих дисциплин. В частности, это касается и вопросов создания современной организационно-технической базы обеспечения студентов компьютерами и информационно-коммуникативными средствами, учебно-методическими сборниками передовых образцов, электронными учебниками и сборниками практических занятий, которые позволили бы поднять уровень образования, объективно облегчить доступ студента к знаниям и ускорить процесс объективной проверки его знаний.
Формирование самостоятельного мышления у студентов — важная проблема, не нашедшая еще в достаточной степени адекватного решения. Анализ состояния уровня усвояемости знаний студентов показывает, что они легко пересказывают, воспроизводят полученные сведения, могут отвечать на теоретические вопросы, но в применении теории на практике возникают трудности. Следовательно, постановка преподавания должна способствовать формированию у студентов серьёзного и устойчивого интереса к изучаемым проблемам и, самое главное, готовность и умение их решать самостоятельно.
Многие негативные явления при подготовке специалистов происходят от того, что в вузах часто забывают о том, что знания — это не аморфное понятие, а ранжированные ступени, которые соответствуют различным уровням, а обучение на различных уровнях усвоения знаний требует разных принципов, методов и приемов. Методы, в свою очередь, должны быть органически связаны с содержанием обучения. Такие особенности, как динамизм содержания, его непрерывная обновляемость в силу научно-технического прогресса, целесообразность оптимального сочетания теории с практикой, реализации триады «теория — методика — практика», изучение передового опыта, и наконец, создание базы для самостоятельного развития знаний в основном предопределяют методы обучения.
В современной дидактике сложились такие методы обучения, как сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное обучение. Сообщающее обучение характеризуется, прежде всего, тем, что преподаватель излагает знания в обработанном, “готовом” виде, учащиеся воспринимают и воспроизводят его. Это наиболее распространенный вид обучения. Однако в этом подходе есть свои недостатки: деятельность обучающихся сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются умственные способности и умения учащихся, такие как умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты. Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышление. Для реализации названных функций необходимо использовать комплексно все методические приемы и формы, начиная с лекций (сообщающее обучение), сопровождающихся опорным конспектом. Подача информации в опорном конспекте должна осуществляться таким образом, чтобы использовать все возможности визуального и психологического воздействия при получении знаний студентом. В отдельных случаях опорный конспект должен сопровождаться соответствующими жизненными ситуациями, гипотетическими цифровыми примерами, цитатами. Это позволит сделать обучение не только полезным, но и интересным.
В преподавании очень важно, чтобы на занятиях студенты могли решать практические задачи, которые открывают дополнительную возможность повышения научно-методического уровня преподавания, так как раскрывают количественные зависимости и качественные различия между сторонами явлений и процессов и тем самым помогают лучше уяснить содержание лекции.
Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением существующих приемов и методов, получивших обобщенное название методов активного обучения. Современные методы преподавания включают такие формы активной работы, как решение проблемных ситуаций; кейсы (разбор конкретных случаев из хозяйственной практики); имитационные модели для обсуждения; дискуссии по актуальным вопросам; тесты с альтернативными ответами, из которых один является верным; блицопросы по теме, состоящие из бинарных тестов, на которые можно дать два ответа: верно/неверно и т.д.
Данные виды обучения стимулируют проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся; развивают интуицию и дискурсивное (проникновение в суть), конвергенционное (открытие) и дивергенционное (создание) мышление; учат искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач.
Но возникают некоторые сложности в использовании проблемного обучения на занятиях в вузах. Трудность организации проблемного обучения, прежде всего, связана с большой затратой времени для постановки и решения проблем, создания проблемной ситуации и предоставления возможности самостоятельного решения последней каждым учащимся.
Достойное место в дидактической системе занимает программированное обучение, преимущество которого состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также в увеличении количества времени на постоянный контроль за процессом и результатом ее усвоения. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны преподавателя (компьютера и других технических средств и аудио-, видеотехники) учащемуся и получения обратной связи. Прямая и обратная связь преподавателя со студентом осуществляется с использованием специальных средств (программированных учебных пособий разного вида, компьютера). Его широкое использование в нашей республике связано со сложностями материально-технического характера. Но это вопрос времени.
Таким образом, формирование знаний и самостоятельного мышления при подготовке выпускников вузов к практической работе — процесс сложный, требующий комплексное использование всех методических приёмов, форм и методов обучения. Он предполагает непрерывное совершенствование, как форм преподавания, так и совершенствование курса дисциплин.