Просмотров: 16

Племя Керей. История племени

Одним из многочисленных племен казахского этноса являются кереи. По словам Абулгази, кереи были самым сильным из всех племен. Правители племени отличались особой мудростью. Наиболее выдающимся был родоначальник кереев Тугрул с титулом «онсан-хан», в китайских источниках — Ван-хан. Предания о Ван-хане были записаны со слов потомка старшего сына Ван-хана Тайбуга проф. Г.Ф.Миллером во время его пребывания в Северном Казахстане и Барабинской степи в 1733 г.

Родословная племени кереев, записанная Г.Н.Потаниным: в XIX в. Керей, Ашамайлы (керей), Абак (керей), Балта (керей), Таракты, Уак (керей), от него 12 поколений: Шимойын, Шерун, Молкы, Консадак, Меркит, Жадик, Жантекей, Жастабан, Ители, Шубыр-айгыр, Кырык-Мылтык, Каракас, Жанат. Старший сын Онсан-хана (Ван-хана) Тайбуга был убит в битве с монголами, место его погребения находится на Алтае, на перевале по речке Балгын, против Нарымского хребта. Керей и их сородичи уаки бежали от Чингиз-хана на нижний Иртыш и в Барабинскую степь, где находились их жайляу. Здесь потомки Ван-хана нашли себе новую родину. Слово керей (кереит) Рашид-ад-Дин связывает с тюрко-монгольским словом «хара» (перевод черный). Казахи, как и другие тюркоязычные народы, темногнедую масть лошадей называют кер ат.

Тюркские племена шато и чуйе генетически связаны с кереями, в эпоху Западно-Тюркского каганата обитавших в джунгарской степи. Легенда гласит: предки чуйе — шато Туйгун и Жолакай (IV в.н.э.) поспорили между собой, где им обосноваться — ближе к границе с Китаем или западнее. Старший брат Туйгун предложил: «пусть этот спор решит за нас конь». Отведенный на несколько сот шагов и отпущенный конь жалобно заржал и внезапно устремился на запад. За конем последовали предки абака Гэлэ (абак керей) и их поколений шимын (шимойын) и ачайлу (ашамайлы). Обосновались они на на юго-западе Алтая и Верхнем Иртыше. Их потомки встречаются также в племенах Старшего и Младшего жузов. Предки кереев Туйгун, Туян и Шимын (Шимойын) жили в V в.

После распада Западно-Тюркского каганата кереи, огузы, кар луки, найманы, кипчаки достигли уровня ранне-феодальной государственной организации, были образованы отдельные улусы. Часть кереев отошла к усуням.

Родоначальник кереев Абак жил во времена Тюркского каганата. Из преданий известно, что после смерти Абака родоначальником стала его жена. В это время племя кереев вошло в состав Среднего жуза, а небольшая часть в Младший жуз (кереиты). Эти предания были записаны Ч.Ч.Валихановым и Г.Н.Потаниным, который отмечал, что происхождение кереев (кереитов) Среднего жуза идет от древних усуней. (Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии). Казахские старцы -знатоки родословных преданий рассказывали, что у Усуня было два сына: Абак — предок кереев и Тарак — предок жалаиров. Из других поколений к кереям Старшего жуза относятся албаты (албаны), тобеуты (тобе), тункаиты, жарыкчаки. Из источников следует, что к кереям относятся племена абак, тарак, тоян, суан (суйан), шимуюн, ашамайлы, уак. Рашид-ад-Дин пишет, что кереи являются ветвями огузов и кар луков.

К X в. кереи имели три поколения: абак-керей с тамгой в виде креста +, ашамайлы-керей с тамгой в форме X (древнейшая тамга кереев), уак-керей с тамгой в виде креста +, сргели и торткара — поколения Старшего жуза с тамгой в виде +. Тамга в виде креста является свидетельством того, что кереи были приверженцами несторианства, распространявшегося миссионерами из Византии, Армении и Сирии. В местах обитания кереев, найманов и уйгуров найдены памятники с надписями на тюркском и сирийском языках (Ховорс, Коковцев, Марр, Пигулевская и др.). В своем сочинении Джанибек пишет, что предки абак-кереев происходят из племени уак Старшего жуза. В состав абак-кереев входило 12 племен: жастабан, жадик, жан-текей, ители, меркит, шерушы-каракас, молкы, консадак, кырык-мылтык (баркын), ашамайлы (ашам), шимойын (шимуюн) (по китайски чумугун) и уак-керей (Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии). Кереев китайцы называли хэлей, хэйлей, гэлэ (абака гэлэ). В Пекинском историческом музее выставлены предметы кереев ХVII-ХVIII вв.

Г.Н.Потанин в Алашане и Цинхае встречался с людьми из племен, которые называли себя ихи хиреита (эке кереит) родом от усуней, в том числе бога хиреит (абака кереит), хархотан, хажирут, бугас (Потанин. Тангутско-тиб. окр. Т.1, 113). С ними был знаком и Н.М.Пржевальский, немало удивленный тем, что они говорили на тюркском языке.

Из источников следует, что племена абак, ашамайлы (агамай), консадак, шимугун (шимойын) самые древние из тюркоязычных. Рашид-ад-Дин не смешивает кереев с коренными монголами и также, как найманов, онгутов (уак керей), бекренов (алмалыкских), киргизов обособляет от них. К кереям он относит поколения Старшего жуза: жаркынчак, тобсун, тункаит, абака, албат (албан). Сведения о древнейших племенах кереев — абак, ачмай, шимойын (чумугун) обнаружены в орхонской надписи Томсоном.

Тюркские племена чуйе и шато генетически связаны с племенем кереев, происхождение их корнями уходит к древним усуням. Из китайской хроники известно, что шато — особое поколение западных тюрков, отпочковавшееся от тюркского племени чуюе (чуйе, красный волк). Чуйе входили в конфедерацию чуйских племен «он ок» в составе Западно-Тюркского каганата. Шато и чуйе жили в пустыне Шато (джунгарская степь), отсюда происходит название племени шато. В IX в. племя шато подверглось нападению тибетцев.

Преследуемое тибетцами племя шато, имевшие до 30 000 кибиток, откочевало на Алтай к своим соплеменникам шимын. Шато и чуйе вместе с племенами муюн и агайлу (в казахской транскрипции шимойын и ашамайлы) жили во владении тюркского кагана Шигая. Из источников следует присутствие в этом владении двух племен Муюн и Агайлу (Кюнер. Кит. Известия, 152), которые сохранились в составе кереев под названием шимуюн и ашамайлы. Физический тип представителей этих племен и быт, описанные в китайских источниках, близки к кереям Верхнего Иртыша. Кереи из этих племен отличались высоким ростом, необыкновенной силой превосходили представителей всех северо-западных племен (Кюнер. Кит. известия, 152)

В составе кереев сохранилось древнее племя меркит, вместе с кереями и найманами, выступившего против войска Чингиз-хана. Многие крупные востоковеды, отталкиваясь от точки зрения Рашид-ад-Дина, исследовали тюркоязычность найманов и кереев. Тюркизм найманов и кереев был обоснован Дегином, Клапротом, Ховорсом, Аристовым, Ивановским, японским ученым Мураямой, советскими учеными С.Аманжоловым и Г.Кузеевым. Они пришли к выводу, что кереи и найманы не были монголами. В пользу тюркских корней их происхождения самый надежный источник «сокровенное сказание», где в перечне монгольских племен нет ни кереев, ни найманов. Рашид-ад-Дин относит найманов, кереев, онгутов (уак керей), бекренов (алмалыкских) и киргизов к особой монголоподобной группе племен.

Согласно народным преданиям кереи были искусными резчиками по дереву . В народной памяти сохранилась древняя поговорка: «Керейден ул туса, агашка кун туады».

Уйгуры, найманы и кереи относились к народам с письменностью. Бартольд и Пельо писали, что древнеуйгурская письменность перешла к монголам через найманов и кереев. По убеждению ученых, наскальные надписи, встречающиеся в горах Западного Алтая, Саура и Тарбагатая и относящиеся к X-XII вв., сделаны карлуками, найманами и кереями. Эти памятники письменности — свидетельство существования ранней письменной культуры в Центральной Азии.

Из героического эпоса кереев и родственных им уаков, самыми замечательными являются «Каракаска-атты Камбар», «Ер Кокше» и «Ер Косай». В древности основная масса кереев жила на юго-западе Алтая и в долинах Иртыша, распространяясь на запад до Саура, Тарбагатая и Джунгарской степи. В наше время кереи обитают на юго-западе Алтая, в верховьях Иртыша, в Баянаульском районе Павлодарской области. Кереи встречаются у ряда тюркоязычных народов, а также в Монголии. Среди тувинцев их называют убур-кереи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.