Просмотров: 285

Общество, наука и техника

Техника является столь же древней, как и само человечество. Но лишь в XX веке ее развитие, место в обществе и значение для цивилизации технике становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры уделяют осмыслению техники все больше внимания. Она изучается самыми различными дисциплинами — как тех­нических, так естественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей активно исследуются. Рост специализации в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они и частные, и общие — концентрируют свое внимание на отдельных ее видах, или на отдельных аспектах, на определенных «срезах» техники. Техника как социальный феномен техническими дисци­плинами не рассматривается. Многие естественные науки рас­сматривают ее со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения, поскольку без технических устройств невозможно проведение научных экспериментов. Многие обще­ственные науки, прежде всего, социология и психология, обраща­ются к специальному анализу технического развития. Историче­ское развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как пра­вило, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития. К сфере их интересов не относятся вопросы о тенденциях и перспективах развития со­временной техники. Философия техники оформилась как одно из направлении западной философии, занимающееся комплексным системным анализам техники как социального феномена, во второй половине XX века. С классической философией ее роднит повышенный интерес к системному анализу материальной культуры, частью которой и является техника. В этом направлении сущность тех­нического знания определяется как знание об искусственно созданной системе, предназначение которой — «достижение праг­матического результата» (Ф.Рапп). Феномен техники многогранен. И потому его исследование может быть успешным лишь при усло­вии, что будет проводиться междисциплинарными методами, раскрывающими различные аспекты этого явления: методологиче­ский, цивилизационный, исторический, культурологический, аксиологический и др. По М.Хайдеггеру, техника — это лишь внешний инструмент удовлетворения «потребностей потребления», а суть проблемы лежит намного глубже: необходима гуманизация не инструмента, а изменение самой структуры человеческих потребностей, гумани­зация ценностей. Только так можно преодолеть дегуманизацию культуры в техногенном обществе. Немецкий философ и социолог А.Хелен в работах «Душа в техническую эпоху», «Человек. Его природа и положение в мире», давая оценку места и роли техники в общественной жизни, исходил из того, что она, как и социальные институты, — выполня­ет охранительную, регулятивную, коммуникативную и ряд других ролей. Оба этих фактора (как техника, так и социальные институ­ты) — необходимое условие выживания человека в природной и социальной среде. Они расширяют функциональные возможности «гомо сапиенс», который по природе своей существо эволюционно незавершенное и потому нуждающееся в дополнительных, искус­ственно созданных элементах своего бытия. Так, социалные институты, по Гелену — это своего «заменители инстинктов», ав­томатизирующие человеческую жизнь и обеспечивающие устой­чивые интересы людей, а многогранный феномен техники — это своеобразное воплощение прогрессирующей рационализации та­ких институтов, и в то же время — «заменитель и дополнитель сла­бых рук, не зорких глаз, словом, это реализация недополученных от природы (или недоразвитых) человеческих возможностей. Немецкий философ А.Хунинга рассмотрел другой аспект феномена техники. Он включил в него систему потребностей и аксиологических значений, формирующихся у человека при общении с техникой и техническим знанием (как знанием о спе­цифическом объекте), т.е. придал этому феномену антропологи­ческий акцент. Еще более широко подошел к этому явлению немецкий философ Ж.Эллюль, который под техникой понимает не только механизмы, облегчающие быт, но и особый тип мыш­ления, ориентированный на рациональный инструментализм, равно как и «техническое мировоззрение». Он предупреждает об опасности фетишизации и демонизации техники, которая абсолю­тизирует Технику, Машину, порабощающих человека, роботизи­рующих его сознание. Согласно Эллюлю, в наше время техника превращается в фактор порабощения человека — и в производстве, и в культуре, и в политике, и в искусстве, и в быту. И потому перед философией встает задача — не отвергая техники, осуществить ра­дикальное отвержение «идеологии техники». А это возможно лишь на основе возрождения духовности в человеческом обществе. Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно — технических знании. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не толь­ко с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Таким образом, современная техника, и, прежде всего, техни­ческое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось. XXI век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эта новая функция техники ознаменовала превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы. Современная философия техники рассматривает развитие техническое познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы фор­мирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Филосо­фия техники не ставит своей обязательной задачей чему — то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписа­ний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность. Современная философия техники показала, что сама техническая рациональность исторически развивается и что доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием измене­ний в культуре, в которые техника вносит свой специфический вклад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.