Обряды, традиции и обычаи

Символика элементов родильной обрядности

Роды. При родах к роженице ни в коем случае не допускают бесплодных женщин. Так как, по представлениям, это очень опасно для жизни и безопасности как роженицы, так и ребенка. Некоторых женщин от слабости тянет ко сну. Тогда им дают понюхать запах брошенного в огонь адраспана. Рядом с роженицей не должно быть воды. Существует поверье, что во время схваток душа роженицы … Читать далее

Ураны у казахов

Во все времена у многих народов мира существовала тради­ция — давать ареалу обитания имена своих предков. Такая тради­ция была и у кочевых народов степных просторов Евразии. Ле­гендарный праотец скифов Таргитай был обожествлен. Грече­ские писатели отождествляли его с Гераклом. Геракл же в пери­од древнеримского политеизма выступает в качестве покрови­теля семейств, предка, наделенного сврехъестественными атри­бутами. В легенде, приводимой Геродотом, Скифия названа по … Читать далее

“Тұл ат” — конь умершего

“Тұл ат” — конь умершего. Как явствует из изложенного материала по культу духов умерших предков (мы уже отмечали, что почитались духи не каждого умершего, а особо заслуженных при жизни людей), по­гребальные мероприятия касались не только умершего, но и его любимого коня. Конь умершего — один из основных объектов всеобщего внимания близких, а после погребения тела умерше­го — почти единственный. Его … Читать далее

Похороны у казахов — культура и традиция

НЕКРОПОЛИ. 1. Родовые кладбища. Кладбища казахов (форма их сооружений, размеры, ма­териал и т. д.), как правило, отражают различные исто­рические традиции, культурные влияния и религиозные веро­вания. Целые некрополи, города мертвых — своего рода запо­ведники древнего мира. Но они живут, живут своей историче­ской жизнью и раскрывают многовековые тайны для тех, кто умеет их читать. Могилы — не только кладбиша, где хоронились останки … Читать далее

Значение Минорат

Отцовская юрта обозначается особым термином “кара-шаңырақ”. С почитанием его тесно связан и институт минората. Младший невыделенный сын казахов — полновластный наслед­ник отца и он называется особо — кенже. По обычаю, право млад­шего закреплено формулой: “кенже бала — қара-шаңырак иecі (младший сын — владелец дома отца). Такое особое положение младшего сына связано с почитанием отцовского дома. Отцов­ское право после смерти отца … Читать далее

Значение “Кие” (табу)

Постепенное формирование похоронного обряда предпола­гает развитие всех его частей. Развитой частью культа умершего у казахов является “киелеу” — табу — “институт специ­фических религиозных запрещений'», восходящий своими кор­нями к наиболее архаичным культурным кругам. Внешним при­знаком табуации служит сопутствующий ей атрибут “священ­ности, абсолютной божественной императивности», выражаю­щийся у казахов в формуле; “обал болады, тиме!” — не трогай, будет худо! или “киелі — тиме!” … Читать далее