Просмотров: 929

Образовательные системы Казахстана и России

Образовательная система любого государства выступает важнейшим институтом общества, определяющим лицо современного цивилизованного развития. В настоящее время она является тем рычагом, с помощью которого решаются многие общенациональные проблемы и достигается прогрессивное развитие во всех отраслях экономики, культуры, науки, образования и т.д. Вхождение России и Казахстана в мировое образовательное пространство поставило эти страны перед необходимостью создания согласованного стратегического плана развития высшего профессионального образования. Это тем более актуально, что образование и наука как сферы сотрудничества в общественном сознании наших народов воспринимаются значительно позитивнее, чем партнерские отношения и сотрудничество в области политики и экономики [1].
В озвученной 14 декабря 2012 года Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым новой Стратегии «Казахстан-2050» поставлена четкая задача — войти в число 30-ти наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира. Одно из ключевых мест в формировании современной конкурентоспособной нации занимает система образования. В Казахстане по различным образовательным программам обучаются почти 4,5 млн. человек. Работают в системе образования и науки около 500 тыс. педагогов и ученых. Таким образом, почти 30% населения республики охвачены системой образования и науки, 85% населения в возрасте от 5 до 24 лет — образовательными программами; 99,5 % населения республики — грамотные люди. За последние годы в результате повышения индекса человеческого развития (ИЧР) Казахстан в соответствующем рейтинге стран продвинулся на 20 позиций вверх и опережает все страны СНГ, кроме Беларуси и России. При этом снижение ИЧР в начале 90-х годов прошлого века в значительной мере было обусловлено снижением показателя ожидаемой продолжительности жизни и ВВП и незначительно — показателя
уровня образования.

Вместе с тем, в системе образования очень много очевидных недостатков, как доставшихся нам в наследство от советской образовательной системы, так и «приобретенных» в годы перестройки и экономического кризиса [2]. Важное место в процессе реформирования образовательной системы занимает сотрудничество российской и казахстанской образовательных систем в процессе интеграции в мировое образовательное пространство.

Говоря об интеграции российского и казахстанского высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство, необходимо особо отметить роль Болонского процесса в этой сфере, а также значимость реализации его принципов. Еще задолго до официального подписания Болон-ской декларации в России и Казахстане начали осуществляться основные ее принципы, а высшее профессиональное образование Российской Федерации и Республики Казахстан находилось на пути реформирования, обусловленного не только внутренними, но и внешними обстоятельствами, в том числе Болонским процессом в частности [3]. Известно, что основная суть Болонского процесса — это создание единого общеевропейского образовательного пространства, построенного на общих принципах и предполагающего получение весьма конкретных и осязаемых результатов в виде повышения качества образования, повышения мобильности выпускников, получающих возможность работать по приобретенной специальности практически во всех странах Европы. Все эти принципы высшие школы России и Казахстана соблюдали в совместной деятельности.

Основные задачи, осуществляемые в высшем профессиональном образовании Российской Федерации и Республики Казахстан: развертывание в системе высшего образования интеграционных и инновационных процессов, внедрение новых технологий и методик обучения, повышение самостоятельности студенчества, совершенствование научно-исследовательской работы и др. -проводились в духе принципов Болонского процесса. Многими вузами России и Казахстана были разработаны перспективные планы вхождения в Бо-лонский процесс, учитывающие все аспекты многогранной деятельности вуза. Особое внимание было уделено вопросам, ранее незнакомым высшей школе обеих стран: введение зачетных единиц, ступеней образования, ученых степеней, развитие мобильности студентов и преподавателей и др.
В то же время существовали определенные сомнения по поводу результативности вступления Российской Федерации и Республики Казахстан в Болонский процесс. В этой связи необходимо отметить наличие субъектов с разными интересами. Так, например, профессорско-преподавательскому составу пришлось провести дополнительные работы по изменению отлаженного учебно-методического процесса, а дня студентов любые формы вхождения в Болонский процесс могут быть выгодными — расширение возможностей на рынке труда, прежде всего трудоустройство за рубежом. Что касается вузов, то более привлекательными для населения и более конкурентоспособными окажутся те, которые первыми начнут удовлетворять европейским нормам [4].

Для развития сотрудничества в сфере образования позитивное значение имеют принятые на конференциях министров образования государств — участников СНГ решения «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий, академической мобильности», «О деятельности филиалов и других структурных подразделений вузов государств — участников СНГ» и другие. Разработана Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства, координации работ в области лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений, создания единого межгосударственного информационно-аналитического центра, выработана Концепция системы дистанционного образования.

Российско-казахстанское пограничье имеет все предпосылки стать одним из ведущих центров межгосударственного сотрудничества в сфере образования и науки. С российской стороны границы на расстоянии 250-300 км от нее располагаются такие крупные учебные и научные центры, как Самара, Саратов, Новосибирск, Омск, Челябинск и другие, в которых сосредоточены до 1/6 всех высших учебных заведений России, значительная часть крупных НИИ и КБ.

Большая часть нынешней границы России и Казахстана в период существования СССР была максимально контактной. Южные регионы Урала, Западной Сибири и Северный Казахстан представляли собой единый при-родно-хозяйственный регион с устойчивыми экономическими связями, близкими по типу сельскохозяйственного производства. Предприятия этого региона имели весьма тесные кооперационные связи.
Приходящее как бы заново осмысление всей ценности взаимовыгодного соседского сотрудничества можно проследить на примере расширяющегося взаимодействия между учебными заведениями Костанайской области и Уральского региона России. В основе такого сотрудничества лежат принципы, позволяющие путем дальнейшей децентрализации и демократизации системы управления образовательными учреждениями создавать наиболее благоприятные условия для их взаимодействия, расширять взаимное участие в подготовке кадров. Одним из важных направлений сотрудничества должна стать практика совместных научных исследований. В целом успешная интеграция российской и казахстанской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство может привести системы казахстанского и российского высшего профессионального образования к европейским стандартам.
Безусловно, что сохраняющиеся сложности в отношениях между странами в политической и экономической сферах не могут не отражаться на связях бывших союзных республик в области образования. Но объективно потенциал, способствующий активному взаимодействию на различных ступенях образования, неизмеримо выше потенциала дезинтеграции, что выгодно отличает сферу образования от других сфер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Иванова, И Н, Миронова, Р. Е. Реинтеграционные связи в сфере образования на постсоветском пространстве // Поволжский торгово-экономический журнал. — Вып. 3 (25). — 2012.
2 Осик, Ю.И., Надыров, А. И., Осик, Л. Г. Сетевые структуры и проблемы высшей школы // Труды международной научной конференции «Наука и образование — ведущий фактор Стратегии «Казахстан-2030″», посвященной 10-летию
независимого Казахстана. — Караганда, 2001. Вып. 1.-С. 126.
3 Вагнер, М.-Н. Л. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в области образовательной и научной деятельности в 1991-2010 годы: автореф. дисс. …канд. ист. наук. — М., 2011.
4 Байденко, В. И., Гришанова, Н. А., Пугач В. Ф. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы // Высшее образование сегодня. -2005. -№ 5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.