Просмотров: 1 682

Oбразование в Республике Казахстан

Oбразование в Республике Казахстан. Одним из главных стратегических приоритетов государственной политики Республики Казахстан является развитие образования и науки, от которых в решающей степени зависят темпы экономического, социального и культурного прогресса, а также уровень конкурентоспособности казахстанской нации в предстоящие годы. «…Практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на “умную экономику”». А для ее создания следует прежде всего развивать свой собственный человеческий капитал», – отмечено в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева «Новый Казахстан – в новом мире» – Стратегия очередного этапа развития страны.

В этой связи в ряде программных документов руководством страны поставлена задача вывода отечественных образования и науки на уровень передовых международных стандартов, способный обеспечить потребности экономической и общественной модернизации. Для решения этой задачи государством предпринимаются действенные меры, направленные на реформирование системы образования и науки, их адаптацию к современным требованиям жизни, включение в мировые научно-образовательные процессы. За годы независимости система образования РК прошла в своем развитии несколько этапов, в ходе которых были решены следующие задачи: – сформирована нормативно-правовая база образовательного процесса; – выстроена дифференцированная, многоуровневая система получения знаний и навыков (дошкольное воспитание – среднее образование – послесреднее (профессионально-техническое) образование – высшее образование – послевузовское образование); – произошла корректировка принципов и подходов к управлению образованием в контексте задач рыночного и государственного развития; – сформирована система государственных и частных школ и вузов, удовлетворяющая основные потребности населения в образовании; – разработана и внедрена Национальная система качества образования, включающая Единое национальное тестирование (ЕНТ) выпускников школ; – осуществлена информатизация образования, начато повсеместное подключение к Интернету школ и вузов; – унифицирован механизм обучения на платной и бесплатной основе; – сформирован механизм образовательных грантов и кредитов; – осуществлено вхождение системы образования РК в мировое образовательное пространство путем присоединения к программе ООН «Образование для всех», Болонской конвенции; – осуществлен переход к трехступенчатой структуре высшего и послевузовского образования (бакалавриат – магистратура – докторантура); – введены кредитные технологии обучения в вузах; – началось развитие дистанционного образования; – существенно укрепилась материально-техническая и финансовая база образования.

Подписав в 2000 г. «Дакарский план действий» в рамках программы «Образование для всех» (ОДВ), наша страна работает над реализацией задач, которые были определены на Всемирном форуме по вопросам образования. В последние годы качеству базового образования мировое сообщество стало придавать огромное значение как неотъемлемому и первостепенному условию улучшения уровня жизни. Наиболее полно это отражается в глобальном движении «Образование для всех». Сегодня государственная политика в области образования направлена на обеспечение качественного развития всех слоев населения. Реализация в Казахстане Национального плана действий по ОДВ позволяет осуществлять политику ОДВ в рамках устойчивого и комплексного функционирования сектора образования, тесно увязанного со стратегиями, направленными на повышение качества результатов образовательной деятельности. В настоящее время процесс совершенствования системы образования в Казахстане продолжается. Существенно обновлена нормативно-правовая база. Приняты Законы: «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и др. В соответствии с поручением Главы государства, данном в Послании народу Казахстана от 19 марта 2004 г. «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», в 2004 г. была принята Концепция развития системы образования Республики Казахстан до 2015 г. и Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 гг.

Цель программы – модернизация национальной системы многоуровневого образования, повышение качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности и общества на основе Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 г. Для формирования эффективно функционирующей казахстанской модели образования Программой были предусмотрены следующие основные направления развития: – переход на 12-летнее общее среднее образование; создание системы профильного и профессионально ориентированного обучения школьников старшей ступени; – создание нового уровня – послесреднего профессионального образования; – обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров: бакалавриат – магистратура – докторантура (Ph.D), основанной на системе академических кредитов; – создание Национальной системы оценки качества образования.

По словам Главы государства, дальнейшая реформа образования, «… это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов».

В рамках реализации этой Программы и в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» государством был сделан акцент на развитии дошкольного воспитания и обучения, среднего, послесреднего, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Образование детей дошкольного возраста имеет важное значение для формирования навыков общения, речевого и физического развития, подготовки к школе. В процессе реформирования сферы образования одними из важнейших задач органов образования являлись определение и реализация первоочередных мероприятий, направленных на защиту прав детей на дошкольное образование. В результате принятых мер начиная с 2000 г. в системе дошкольного воспитания и обучения наблюдаются положительные изменения: снизилось число фактов закрытия дошкольных организаций, многие из них (после возвращения в муниципальную собственность зданий детсадов и ясель) были вновь открыты. За последние годы в республике наблюдается увеличение численности воспитанников дошкольных организаций. В республике законодательно введена обязательная и бесплатная предшкольная подготовка 5–6-летних детей. Социальная значимость данного решения состоит в том, что оно расширяет зону доступности обучения и воспитания, обеспечивает равные стартовые возможности для всех детей при поступлении в школу. В настоящее время программу обучения в предшкольных классах школ и предшкольных группах детских садов проходит более 80% будущих первоклассников. Вместе с тем создаются условия для одаренных детей – специализированные частные детсады (например, с обучением английскому языку, изобразительному искусству, музыке и др.). В целях обеспечения равного доступа к дошкольному образованию всех детей предусмотрено расширение сети дошкольных организаций за счет как средств республиканского и местных бюджетов, так и активного привлечения инвестиций частного сектора. Планируется создание низкозатратных моделей дошкольного воспитания и обучения, основанных на кратковременном (2–4 часа) пребывании детей в дошкольном учреждении. Казахстанская предшкола получила одобрение и поддержку со стороны родителей, педагогического сообщества и положительную оценку международных организаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, АБР, Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) и др. В школьном образовании основными приоритетами являются: дальнейшее обеспечение прав граждан на бесплатное среднее образование в государственных учреждениях образования; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса на уровне современных требований; полный охват обучением детей школьного возраста. Образование, получаемое в школе, является одним из главных факторов, обеспечивающих социализацию личности, включение подрастающего поколения в общественные процессы, формирование фундамента навыков, умений и знаний, необходимых для последующей профессиональной деятельности или продолжения образования и обретения соответствующего социального статуса. Оно составляет основной уровень системы непрерывного образования и включает в себя три ступени общеобразовательной школы: начальную, основную и среднюю. Ключевой вопрос общего среднего образования – переход в 2010 г. на 12-летнее обучение, предусматривающее три ступени, начиная с 6-летнего возраста. Сегодня в республике ведется подготовительная работа для перехода на 12-летнее обучение. Созданный при Министерстве образования и науки Центр проблем 12-летнего образования проводит экспериментальную работу по апробации учебных и методических материалов в 52 общеобразовательных школах страны.

Наряду с этим в настоящее время ведется разработка стандартов образования, учебных программ, учебных планов и учебно-методической литературы для 12-летнего образования. Для решения данных задач проанализирован мировой опыт, привлечены ученые ведущих вузов страны, авторы учебников, лучшие педагоги и практические учителя общеобразовательных школ. Для усиления работы по обновлению содержания образования и повышению его качества созданы Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования, Казахская академия образования им. Ы. Алтынсарина.

В целях реализации программных задач по переходу на 12-лет-нее среднее образование ведется большая работа, направленная на: сокращение дефицита ученических мест и создание дополнительного их количества для шестилетних первоклассников; создание условий для профильного обучения на старшей ступени, особенно в малокомплектных школах, а также для детей с ограниченными возможностями; укрепление материально-технической базы школ; подготовку и переподготовку педагогов новой формации; разработку новых стандартов, программ и учебников.

В этой связи в Казахстане за 3 года (2007–2010 гг.) предполагалось построить около 300 общеобразовательных и профессиональных школ, интернатов, что позволит снизить дефицит ученических мест. Во исполнение этой задачи в 2007 г. было построено 76 школ, в 2008 г. – по президентской программе «100 школ, 100 больниц» – было введено 88 школ на 63 тыс. ученических мест, а в 2009–2010 гг. будет осуществлено строительство еще 102 школ на 69 тыс. ученических мест.

Начал функционировать научно-методический центр «Учебник» по созданию учебников всех уровней образования, их теоретической экспертизе и практической апробации. Особое внимание уделяется развитию сельских школ. Для полноценного и качественного проведения учебного процесса в малокомплектных школах число совмещенных классов основного и старшего звена будет постепенно сокращаться. В сельской местности предусматривается строительство и открытие профильных школ-интернатов для детей из малокомплектных школ. В соответствии с поручением Главы государства и постановлением № 213 Правительства РК от 13 марта 2004 г. в 2004 г. в республике впервые – с целью повышения качества знаний учащихся – внедрен независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования.

ЕНТ обеспечивает совмещение итоговой государственной аттестации выпускников школ и приемных экзаменов в колледжи и вузы республики. Единое национальное тестирование проводится по четырем предметам: трем обязательным – это казахский/русский язык, математика, история Казахстана и одному предмету по выбору. С 2007–2008 учебного года обязательным предметом для школ с русским языком обучения стал казахский язык, а для школ с казахским языком обучения – русский язык, т. е. единое национальное тестирование проводится по пяти предметам.

Большим достижением явилась компьютеризация общеобразовательных школ, осуществленная в 2001 г. и позволившая оснастить практически все школы страны, включая сельские, современными компьютерами. В настоящее время проводится масштабная работа по их подключению к Всемирной сети Интернет. К 2010 г. охват Интернетом достигнет 75% школ. В соответствии с Планом мероприятий по достижению шести целей ОДВ принимаются меры по охвату обучением детей с ограниченными возможностями, которых в республике более 120 тыс. Права детей с недостатками в развитии регламентированы в Законе Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», что соответствует статье 23 Конвенции ООН по правам ребенка. В республике принимаются меры по обучению детей с девиантным поведением. В Казахстане открыты 10 специальных учреждений образования для обучения и воспитания более 800 детей этой категории.

В целом в Казахстане на начало 2007–2008 учебного года функционировало 7958 дневных общеобразовательных школ, с численностью учащихся в них – свыше 2 млн. 627 тыс. человек. Кроме того, по республике действовала сеть вечерних обще-образовательных школ, среднее общее образование в которых могли получить граждане Казахстана любого возраста (работающие и неработающие) на основе программ в форме очного, заочного, семейного образования, экстерната. В 2007–2008 учебном году этой возможностью воспользовались 24 тыс. человек, обучавшихся в 79 вечерних школах. Послесреднее (начальное и среднее профессиональное) образование включает в себя сеть образовательных учреждений, в которых учащиеся получают возможность приобрести знания, направленные на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности. На начало 2007–2008 учебного года система начального и среднего профессионального образования республики насчитывала 313 профессиональных школ, лицеев (106 769 учащихся) и 460 колледжей (499 546 учащихся).

Министерством образования и науки Республики Казахстан вопросу внедрения в систему послесреднего образования новых технологий уделяется постоянное внимание. В частности, начиная с 2001 г. проводится оснащение профессиональных школ ( лицеев) и колледжей мультимедийными классами, учебно-вычислительной техникой, электронными изданиями учебного назначения по общим и специальным дисциплинам, а также их подключение к сети Интернет. При поддержке Правительства Республики Казахстан активно развивается социальное партнерство с работодателями в плане подготовки рабочих и специалистов среднего звена на основе их заказов. Помимо этого, Государственной программой по развитию образования на 2005–2010 гг. и Стратегическим планом в 2009 г. долю обучающихся по госзаказу предусмотрено увеличить: в колледжах – с 17 до 24%; в профлицеях – с 96 до 98%.

В рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве осуществлен казахстанско-германский проект: «Содействие развитию профессионального образования в Казахстане» с целью разработки механизмов взаимодействия учебных заведений профессионального образования с работодателями в новых экономических условиях.

За годы независимости значительные изменения произошли и в системе высшего профессионального образования. Это нашло отражение в развитии негосударственного сектора образования, внедрении новой модели приема студентов в высшие учебные заведения, новых требованиях к качеству подготовки кадров в вузах. В 1999 г. система высшего образования Республики Казахстан осуществила переход на многоуровневую структуру высшего образования: высшее базовое образование ( бакалавриат); высшее научно-педагогическое образование (магистратура); высшее специальное образование. На базе ряда региональных вузов были организованы университеты классического типа. Успешно развивались педагогиче ские, сельскохозяйственные и технические институты. Открывались новые вузы, в числе которых Евразийский университет им. Л. Н. Гумилева, Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования, Атырауский институт нефти и газа, Казахская национальная академия музыки, международный Казахско-Турецкий Университет им. Х.А. Яссауи – первое совместное высшее учебное заведение тюркоязычных народов, Казахстанско-Британский технический университет, Казахстанско-Американский университет, Казахстанско-Немецкий университет. Важным событием станет открытие в ближайшей перспективе нового университета международного уровня в Астане. В 2007–2008 гг. в рамках государственной политики по повышению качества образовательных услуг у ряда вузов и их филиалов, не прошедших квалификационный аудит Министерства образования и науки РК, были отозваны лицензии, что привело к сокращению количества вузов до 167 с охватом обучения 717 053 студентов.

Серьезные меры предпринимаются государством по социальной поддержке студенчества. По поручению Президента РК Н. Назарбаева Правительство Казахстана приняло решение о выделении с 1 марта 2009 г. 3 млрд. тенге (20 млн. долл. США) на образовательные гранты для студентов-отличников, обучающихся на платной основе, что позволит дополнительно увеличить число получающих образовательные гранты на 11,5 тыс. человек. Кроме того, с 1 марта 2009 г. Правительство Казахстана выделяет 15 млрд. тенге (100 млн. долл.) на предоставление льготных образовательных кредитов студентам медицинских и технических специальностей. Критериями отбора студентов, претендующих на получение льготных кредитов, являются успеваемость и социальный статус. Кредиты приоритетно будут выдаваться студентам-сиротам, инвалидам, студентам, имеющим родителей-инвалидов, детям из многодетных или неполных семей, а также студентам, родители которых достигли пенсионного возраста.

Одним из приоритетных компонентов реформирования системы высшего образования республики, которое содействует приобщению казахстанской молодежи к знаниям и опыту зарубежных учебных, научных центров и способствует пропаганде достижений отечественной системы образования, является расширение международного сотрудничества. В этом плане актуальной задачей, стоящей перед системой высшего образования, выступает вхождение Казахстана в международное образовательное пространство.

В контексте решения этой задачи республикой предпринимаются меры по имплементации положений Болонской и Лиссабонской деклараций, международной аккредитации казахстанских вузов, нострификации дипломов о высшем образовании, полученных в Казахстане и других государствах мира. Укрепляются и прямые партнерские связи между казахстанскими вузами и зарубежными научно-образовательными центрами.

5 ноября 1993 г. постановлением Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева учреждена международная стипендия «Болашақ». В основу данной инициативы легла идея содействия талантливой молодежи в получении качественного образования за рубежом для дальнейшего применения полученного ими опыта во благо государства. В 1994 г. группа казахстанских студентов была впервые направлена на обучение в зарубежные вузы. В период с 1994 по 2004 г. в рамках программы «Болашақ» было присуждено около 800 стипендий.

В 2005 г. Глава государства в ежегодном Послании народу Казахстана объявил об увеличении ежегодного числа стипендиатов до 3 тыс. человек. В целях эффективной реализации данной инициативы был осуществлен ряд нововведений: впервые были выделены стипендии для получения высшего специального образования и степени бакалавра; подготовка специалистов по программе «Болашақ» стала осуществляться в строгом соответствии с Перечнем приоритетных специальностей, ежегодно утверждаемым Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом.

За основу разработанных в 2005, 2006 и 2007 гг. Перечней приоритетных специальностей для присуждения международной стипендии «Болашақ» были взяты приоритеты развития государства и потребности в квалифицированных кадрах в тех или иных отраслях экономики, отраженных в таких стратегических документах, как:

  1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 гг.
  2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 гг.
  3. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 гг.
  4. Государственная программа «Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005–2007 годы».
  5. Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004–2010 гг.
  6. Программа развития сферы культуры на 2006–2008 гг.
  7. Государственная программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005–2007 гг.
  8. Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005–2007 гг.
  9. Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 г. В настоящее время стипендиаты имеют возможность обучения в 630 ведущих вузах 32 стран мира. На современном этапе реализации стипендии акцент делается на магистерские и докторские программы обучения, а также подготовку специалистов технического и медицинского профиля, являющихся наиболее востребованными для нашей страны.

Стипендия « Болашақ» – своеобразный гарант успешного карьерного роста и профессиональной самореализации ее выпускников. Подтверждением служит тот факт, что многие выпускники программы занимают ответственные посты на государственной службе, в государственных и международных организациях, в акционерных структурах, работают в различного рода государственных и международных проектах и тем самым вносят свой вклад в развитие государства.

Успешно развивается в РК послевузовское профессиональное образование. В последние годы новым направлением в высшем образовании стала магистратура – промежуточная ступень в образовании между бакалавриатом (подготовкой студентов) и докторантурой (Ph.D). Более продвинутое по сравнению с программой «Бакалавриат» обучение в магистратуре дает ее слушателям возможность получить углубленную специализацию по выбранной профессии.

В основном магистратура широко представлена в крупных вузах (КазНУ им. аль-Фараби, КазНТУ, Евразийский государственный университет им. Л.Н. Гумилева, КазГАУ, КИМЭП, Международная Академия Бизнеса, Университет Международного Бизнеса и др.), в некоторых из которых обучение ведется с привлечением преподавателей из зарубежных стран. Обучение в магистратуре представляет собой качественно новый уровень предоставления бизнес-образовательных услуг. Так, например, в КИМЭП программы МВА аккумулируют в себе опыт специализированных программ по бизнесу и менеджменту, многолетнее международное сотрудничество и обмен опытом с ведущими западными школами бизнеса, что придает программам несомненное преимущество. Многие выпускники магистратуры продолжают обучение в аспирантуре, другие находят широкое применение полученным знаниям в практической деятельности. Спрос на высококвалифицированных и хорошо подготовленных молодых специалистов в республике неуклонно растет.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.