Просмотров: 2 004

О празднике Наурыз

nauryz-suret1Важное место в земледельческой обрядности принадлежит Наурызу — Новому году, празднику пробуждения и воскресения природы, знамено­вавшим начало сельскохозяйственных работ. Обычай празднования Ново­го года восходит к древнеиранской традиции (перс. Ноуруз), получившей широкое распространение у народов Передней и Средней Азии. У казахов «наурыз» -название одного из весенних месяцев. Поэтому, считают не­которые информаторы, праздник должен длиться целый месяц. У казахов были известны три Наурыза, связанных с различными датами: 1 марта — древний казахский; 9 марта -персидский; 12 — 13 марта — казыбек-на­урыз, который признавался всеми казахами. Наиболее часто наступление Нового года связывали с днем весеннего равноденствия – 21 — 22 марта. Празднование Нового года у казахов отмечено своеобразными чертами. Так, казахи называли Наурыз также «Ұлыс күні» («Первый день Нового года»), «Ұлыстың ұлы күні» («Великий день народа»), в чем проявля­ются черты традиций кочевого и полукочевого населения степей. В дни праздника казахи надевали праздничную одежду, совершали взаимные визиты, обменивались поздравлениями с наступлением Нового года, по­желаниями благополучия и достатка в будущем году («Жас қайырлы болсын»). В эти дни готовилось много еды, которая символизировала до­статок и изобилие в наступающем году. Состоятельные казахи резали скот (барана, быка). Большое значение придавалось приготовлению ритуаль­ного блюда — «наурыз коже» или «наурызды» («новогодняя похлебка»), который готовили в больших котлах и следили, чтобы котел был полным. В составе новогоднего коже должно было быть семь пищевых элементов: мясо, пшено, рис и т.д. Празднование Наурыза сопровождалось массо­выми играми, традиционными скачками, развлечениями. Традиция празднования Наурыза вобрала в себя положительные эле­менты морали, выработанные религиозными представлениями. Это день, когда созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на ме­сто их первоначального пребывания и начинают новый путь — круг. По используемому нами григорианскому солнечному календарю, этот день соответствует 22 марта. Месяц Наурыз продолжается с 22 марта по 21-апреля. Слово наурыз в казахском языке имеет несколько значений: 1) название первого дня Нового года; 2) название первого месяца каждого года животного цикла; 3) название праздника Нового года; 4) название угощений, приносимых в этот праздник; 5) название жанров стихов и песен. По древним представлениям казахов и их предков-тюрков, каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Границей этого деления яв­лялся первый день Нового года — Наурыз, день весеннего равноденствия. Летние месяцы олицетворяли положительный образ, а зимние — отри­цательный, соответственно они обозначали добро и зло. Символически Наурыз выступает как первый день наступления победы над злом. Этот мотив сохранился в казахских мифах и сказках. Традиция празднования Наурыза у казахов Южного Казахстана про­должает жить и в наши дни. Правда, еще совсем недавно можно было констатировать, что от некогда столь популярного праздника сохранился лишь обычай приготовления наурыз-коже, которое называют также жыл-коже, уыз-коже, который готовят из первого молока отелившейся коро­вы (Кызылкумский район, Южно-Казахстанкая область). Неизменным условием является то, что в составе наурыз коже должно быть семь видов пищевых элементов, например, рис, мука, мясо, молоко, масло, пшено, кукуруза. Обычно несколько семей вскладчину покупают барана, чай, сахар, другие необходимые для ритуальной трапезы продукты. Трапезу готовят на возвышенном зеленом месте, приурочивая ее к полудню, к обеденному перерыву. До и после трапезы мулла или кто-либо из знаю­щих молитвы читает их в честь предков («аруакда тисш»), чтобы благо­дать коснулась и предков. Б заключение старший из присутствующих дает благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало их семьи («Жылдан жылға өстіп жете берейік»). О семи  составных элемен­тах ритуального блюда писали и дореволюционные авторы и современные исследователи. Однако они не объяснили, почему их количество огра­ничено числом «семь». В связи с этим представляет интерес сообщение информатора Ж. Беркимбаева (Кызылкумский р-н, Южно-Казахстан­ская область): число составных элементов в ритуальном блюде должно соответствовать числу дней в неделе. Чтобы не раздавать эти продукты в течение семи дней по отдельности, избавляются от этой необходимости одним котлом. Вероятно, это объяснение представляет собой местную интерпретацию древних представлений, связанных с традицией праздно­вания Нового года ираноязычными народами. Так, у персов, например, праздничный стол включает семь съедобных предметов, название кото­рых начинается с буквы «син» — «хафт син» (семь син) или с- «шин»: шароб (вино), шир (молоко), шербет (сладости)…, которые символизи­ровали благополучие и достаток. Число «семь», с которым казахи связывают благополучие в течение всего года, как и у многих народов, оче­видно имеет математическо — астрономическое объяснение, основанное на его взаимосвязи с фазами и циклами Луны (семь дней недели — половина лунной фазы). В Южном Казахстане широкой известностью пользуются легенды о происхождении и названии Наурыза. Так, по одной из них, Наурыз — имя предка казахов («қазақтың бабасының аты»), у него не было детей. Перед смертью Наурыз обратился в Абдраиму (пророку) со словами сожаления о том, что ему некому оставить свое имя. Чтобы сохранить имя старика? Абдраим дал имя Наурыз-коже. Наурыз — день рождения и смерти этого старика. В этот день готовят жертвенную трапезу, читают молитвы из Корана в память о своих предках. Согласно другой версии, Наурыз— имя нищего. Перед смертью он обратился к старикам со словами, что ему некому оставить свое имя. Старики обещали ежегодно готовить Наурыз-коже и читать молитвы из Корана в память о нем. Очевидно, легенды о Наурызе в разных местах Южного Казахстана отличаются лишь некото­рыми деталями. Об этом свидетельствуют и иные версии. Одна из них, тем не менее, заслуживает особого внимания. В ней Наурыз выступает в образе плохого человека, умирающего каждый год. В честь этого радост­ного события люди варили коже. Но Наурыз вновь оживал. Возможно, что отрицательный образ Наурыза в предании вызван мусульманской реакцией на древнюю языческую традицию. У ряда народов, в том числе и у казахов, представления о Наурызе связывались с мифическим пер­сонажем. Подобные представления существовали и у таджиков. В свете полученных мною новых сведений о Наурызе, его образ явно связывается с традицией почитания предков. Таким образом, празднование Наурыза у казахов Южного Казахстана обнаруживает традиции не только ирано­язычных народов Средней Азии, но и кочевого и полукочевого населения степей. Известно, например, что кочевники-скотоводы во время Наурыза обращались к духам предков, совершали им жертвоприношения, возжи­гали светильники на могилах умерших предков. Благодаря простоте образа жизни казахи были больше чем кто-либо «детьми» природы, наделившей их пытливым умом и любознательнос­тью. Народ, который в прошлом не имел представления о существовании компаса, не пользовался часами, мог по солнцу, луне, движению светил ориентироваться на местности, определить днем и ночью точное время суток. Он пользовался восточным календарем, составленным почти три тысячи лет назад, в основу которого положен двенадцатилетний живот­ный цикл, дал свои названия месяцам, условно подразделенным на лет­ние и зимние, в соответствии с временами года, характером погодно-климатических условий степей. Как только теплые солнечные лучи проникали в юрту сквозь ее верхнее отверстие, начинали пахоту. По старому летоисчислению этот день обычно совпадал с 21 марта — днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи называли март месяцем Наурыз. Считалось, что в день весеннего равно­денствия все небесные тела возвращаются на свои исходные позиции, начинается обновление всего живого в окружающем мире. Но главными признаками обновления были первый весенний гром, набухание почек на ветвях деревьев, буйное прорастание зелени. Отношение народа к Наурызу характеризуется и тем, что мальчиков, родившихся в день весеннего равноденствия нарекали Наурызбаем, Наурызбеком, девочек — просто Наурыз, Наурызгуль. Если в этот день вы­падал снег, то это считалось добрым предзнаменованием. Даже девичью красоту в казахском эпосе сравнивают с белым снегом Наурыза, по­скольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной на фоне обновляющегося мира.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.