Современные интеграционные процессы в образовательных системах различных стран вызвали к жизни разработку и использование адекватных и эквивалентных инструментов и измерителей обучения. Они направлены на достижение международной прозрачности существующих национальных образовательных систем и их совместимости с общеевропейскими и мировыми стандартами.
Отрадно отметить, что и Казахстан сейчас находится среди тех государств, которые наполняют свою образовательную политику соответствующим содержанием, отражающим такие сегодняшние мировые тенденции, как системность, академическая свобода и вариантность учебных планов.
В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что существовавшая в течение десятилетий и доставшаяся нам в наследство от прежней системы организация учебного процесса, отвечавшая задачам и требованиям той социально-экономической и идеологической системы, когда преподаватель является добытчиком и передатчиком знаний, а студент — пассивным объектом, не отвечает требованиям этого дня. В этих условиях МОН РК взяло курс на внедрение в ВУЗах такой наиболее демократичной формы, получившей в мире всеобщее признание и распространение, как кредитная технология организации учебного процесса.
Как мы начинаем постепенно убеждаться, переход на кредитную технологию — это по сути революция в системе высшего образования. Она является совершено новой, не похожей на нашу традиционную модель образования. На Западе она зародилась около 30 лет назад вначале в США, а затем распространилась и в Европе, и была в какой-то мере следствием широкой демократизации образовательного процесса в западных университетах. Эта образовательная технология ориентирована на то, что заставляет человека учиться самостоятельно и постоянно обновлять знания.
С текущего учебного года и у нас в Казахстане кредитная технология обучения будет введена повсеместно. В своем интервью директор Департамента высшего и послевузовского профессионального образования МОН РК Б.Абдрасилов говорит, что кредитная технология является одной из самых прогрессивных моделей образования и отвечает требованиям подготовки кадров для современного общества. И до конца года система будет внедрена в каждом вузе страны. А это значит, что студентам-первокурсникам придется в корне поменять свое отношение к учебе — потребуется не только постоянно посещать аудиторные занятия, но и много времени уделять самостоятельной работе. Сдавать сессии «наскокомц не получится, точно так же, как преподавателю — пробавляться лекциями десятилетней давности.
Но прежде чем студентов, серьезная перестройка организации, управления, планирования, материально-технического и учебно-методического обеспечения всей вузовской деятельности коснется нас. Ведь в основе введения кредитной технологии в Казахстане лежит настоятельная потребность в конвертируемости ВУЗовских дипломов, кодификации, унификации, каталогизации учебных курсов и программ, что, безусловно, позволит снять барьеры между университетами разных стран. А это означает, что реализация хотя бы даже основных мероприятий потребует серьезных финансовых и материальных затрат, пересмотра всей системы учебно-методической работы в ВУЗе. Не делать этого мы уже не можем, ибо Казахстан выступил за признание Лиссабонской конвенции (1997г.) и Болонской декларации (1999г.), которые призваны не создавать и не выдумывать новые реформы или образовательные системы, а унифицировать образовательные стандарты и учебные программы с учетом мировых тенденций.
Все это предполагает всестороннее рассмотрение проблемы, глубокий анализ, изучение опыта стран, перешедших на кредитную технологию, формирование адекватных государственных стандартов и т.д.
Кредитная технология представляет собой образовательную систему, направленную на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний студентами на основе индивидуализации, выборности траектории обучения в рамках регламентации учебного процесса и учета знаний студентов в виде кредитов. Само слово «кредит» с латинского языка (credit) переводится как доверие, а соответственно система как бы выстраивается на основе взаимного доверия обучающего и обучаемого.
Каждый студент при этой учебной технологии уже лично участвует в формировании своего индивидуального учебного плана, то есть образовательной траектории на весь период обучения. Перед ним открывается свобода выбора дисциплин, приведенных в учебном плане. Учет трудоемкости учебной работы проводится не по параметрам времени (учебные часы), а по объему преподаваемого материала (кредиты).
В Республике Казахстан кредитная технология внедрена в магистратуре. Помимо этого, начиная с 2003-2004 учебного года, кредитная система обучения стала применяться на экономических специальностях отдельных высших учебных заведений в режиме эксперимента. При этом каждый вуз применяет свои «условностей в установлении кредитов по учебным дисциплинам или программам. В частности, по американской схеме кредитной технологии построен учебный процесс в Международной академии бизнеса, КИМЕПе, Казахстанско-Американском университете. С 2003 года кредитная система обучения начала внедряться в 40 ВУЗах республики, а в университете «Мирас» и КазГАСА она применяется с 1997 года.
Были разработаны и изданы государственные стандарты экономических специальностей с типовыми учебными планами, построенными по кредитному принципу. Но тем не менее организация занятий, контроля знаний студентов и шкала оценок знаний во всех этих вузах разная. Связано это с тем, что кроме госстандартов, до сих пор не утверждены нормативы, регламентирующие многие аспекты кредитной технологии обучения, как, например, расчет нагрузки преподавателей в связи с увеличением объема СРСП и СРС, функциональные обязанности тьютора и эдвайзера и их нагрузка, единые требования расчета оценочных баллов, нормы контрольных заданий для студентов, единый расчет переходного балла и др. МОН РК уже гораздо позднее, чем вузы, приступило к мероприятиям по переходу к кредитной технологии, поместило на своем сайте в интернете проекты Правил организации обучения и Рамочные требования по кредитной системе, а также модельный стандарт бакалавриата, однако до сих пор эти проекты оставляют больше вопросов, чем дают ответов, и более того, между ними имеются разночтения.
Учитывая все эти обстоятельства, МОН РК в последнее время активизировало работу по проработке организационно-методического обеспечения, а также обобщению наработанного в различных ВУЗах пусть небольшого, но все же опыта организации кредитной системы обучения. Проводятся совещания и семинары с участием проректоров по учебной работе. Такие мероприятия имели место на базе КазНУ им. аль-Фараби, КазЭУ им. Т.Рыскулова, Тар ГУ им. Дулати, Кар ГУ им. ЕА.Букетова.
Как мы ввдим, отдельные ВУЗы уже очень активно взялись за разработку своих положений кредитной технологии и более того, стали активными участниками и инициаторами этого процесса. Они не ждут команды сверху, не сидят сложа руки в надежде, что министерство им что-то укажет, чем-то их обеспечит и т.п. Конечно, переход на новую систему очень болезненен, трудо- и капиталозатратен и не подкреплен необходимыми инструктивно-нормативными материалами. На проводившемся EDNet телемосте стран Центральной Азии по вопросу кредитной технологии отмечалось, что основная проблема — это состояние материально-технической базы ВУЗов, необходимы типография, разветвленная сеть коммуникаций, богатая библиотека и многое другое. Следующая же трудность связана с адаптацией преподавателей и выработкой четкой методической базы. Но это не повод успокаиваться, самоустраняться от дела, к которому все мы неизбежно придем. Да, можно ссылаться на сложности, на необходимость этапности, постепенности перехода, можно еще на год или два оттянуть внедрение системы, но никто нас не освободит от неизбежности самого этого перехода.
Более того, не надо забывать, что наш университет благодаря постоянным усилиям нашего ректора является головным педагогическим ВУЗом республики. Согласно Приказа МОН РК г653 от 09.09.2002 г. Казахский национальный педагогический университет им.Абая возглавляет учебно-методическое объединение по педагогическим специальностям высшего профессионального образования. Это означает, что на университет возложена ответственная задача по методическому обеспечению педагогических специальностей для всей страны. Другими словами, именно нашему университету предстоит вырабатывать и определять всю учебно-методическую политику в области подготовки учительских кадров в стране и быть инициатором самых современных инновационных технологий и прогрессивных методик обучения. В частности, предстоит решить ряд первоочередных проблем, таких как:
1) совершенствование учебно-методической базы в соответствии с новым Классификатором специальностей высшего образования Республики Казахстан и новыми государственными стандартами педагогических специальностей. В новом Классификаторе существенно изменен перечень педагогических специальностей; вместе с тем, появляются большие возможности для расширения круга специализаций внутри каждой специальности; кроме того, необходимо воспользоваться предоставившимися возможностями и пересмотреть структуру типовых учебных планов, соотношение циклов общеобразовательных, базовых, профилирующих дисциплин, а также их дисциплинарное и учебное содержание;
2) создание новых типовых программ дисциплин обязательного государственного компонента обучения в бакалавриате, а также учебные программы элективного компонента в соответствии с профилизацией специальностей;
3) проведение ряда межвузовских семинаров, совещаний, конференций по внедрению кредитной технологии обучения именно по педагогическим специальностям;
4) организация научных исследований по эффективности кредитной технологии в педагогических вузах страны, а также проведение мониторинга качества образования по кредитной технологии;
5) выработка рекомендаций по повышению качества подготовки педагогических кадров по кредитной технологии.
В условиях, когда крупные, да и не только крупные ВУЗы берутся инициаторами многих методических инноваций, поистине кардинальных подходов к модернизации образовательных технологий, мы не можем быть наблюдателями в этом процессе. Раз мы головные, то все, и особенно региональные ВУЗы, будут смотреть на нас, ориентироваться на нас, ждать от нас соответствующей современным инновациям учебно-методической базы и конкретных разработок в этом направлений.
В соответствии с проектом Правил кредитная система обучения предстает нелинейной системой обучения, т.е. таким способом организации учебного процесса, который устанавливает возможность индивидуального планирования обучающимся последовательности образовательного процесса. В этом существенное ее отличие от прежней системы, когда изучение дисциплин образовательной профессиональной программы было строго последовательно и установлено. Нам необходимо осознать, что кредитная технология обучения потребует от нас значительных дополнительных усилий по разработке и внедрению новых подходов по организации учебно-методической работы.
Поменяется сам принцип организации учебного процесса и построения учебного курса. Преподаватель теперь будет обязан предварительно предоставлять студентам раздаточный материал, пакет документов, и они приходят в аудиторию подготовленными. А сама лекция строится в форме диалога, «круглых столов», семинаров, и студенты работают в команде, решая поставленную проблему. Не только студенты, но и преподаватели будут вынуждены идти в ногу со временем. Теперь «номера» с лекциями 5 — 10-летней давности не пройдут.
И несомненным преимуществом новой системы является предоставляемое широкое право выбора. Студентам предоставляется возможность построить собственную траекторию обучения, с помощью консультанта определить дополнительные дисциплины для специализации в конкретной отрасли. Посещение этих занятий индивидуальное, экзамены каждый сдает тоже по своей схеме, в зависимости от выбранной траектории обучения.
В связи с вышесказанным представляется важным и чрезвычайно необходимым всем зав.кафедрами, деканам, руководителям структурных подразделений университета начинать осваивать принципы кредитной технологии обучения. При всем многообразии подходов, следует все же ориентироваться на рамочные параметры организации образовательного процесса на основе кредитной технологии, разработанные МОН РК. А они таковы:
* При кредитной системе обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется в кредитах. Кредит же — это унифицированная единица измерения объема учебной работы магистранта. Один кредит равен 1 академическому часу (50 минут) аудиторной работы студента в неделю на протяжении академического периода, равного 15 неделям. Каждый академический час обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента.
* Учебный год делится на два семестра по 15 недель каждый, либо три триместра по 10 недель каждый. Допускается введение летнего семестра продолжительностью 10 недель для удовлетворения потребностей ускоренного, дополнительного обучения и ликвидации разницы в учебных программах.
* Программа 4-х летнего бакалавриата состоит, как правило, из 40 учебных дисциплин. Рабочие учебные планы должны включать три группы дисциплин по степени обязательности и последовательности усвоения содержания образовательной программы: 1) группа А — дисциплины, изучаемые обязательно и строго последовательно во времени; 2) группа В — дисциплины, изучаемые обязательно, но, возможно, не последовательно; 3) группа С — дисциплины, которые студенты изучают по выбору в любой академический период.
* Объем учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом, в бакалавриате, как правило, дисциплина оценивается объемом, равным 3 кредитам; как исключение оценивание дисциплины возможно в 1,2,4 или 5 кредитов. Каждая дисциплина в течение одного академического периода носит одно неповторяющееся название. Каждая дисциплина изучается в течение одного академического периода. В течение академического периода предусматриваются различные формы текущего контроля знаний студента. Обучающийся имеет право записаться на большее количество кредитов в учебном году, чем установлено для освоения образовательной программы соответствующего уровня. В этом случае, при успешном выполнении индивидуального учебного плана, срок обучения может сокращаться. Обучающийся имеет право изучить отдельные учебные дисциплины в других высших учебных заведениях.
* Обязательным условием завершения обучения в бакалавриате является набор студентом не менее 128 кредитов теоретического обучения, из которых 42-60 кредитов по обязательному компоненту и 68-86 кредитов по компоненту по выбору. При этом 6-8 кредитов отводится на обязательное изучение английского языка.
* 7 дисциплин из циклов социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин являются обязательными: история Казахстана, философия, казахский (русский) язык, иностранный язык, математика, информатика. Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов, дополнительные элективные дисциплины выбираются в зависимости от направления подготовки. Все виды практик и другие виды обучения реализуются в рамках дополнительных образовательных программ и не включаются в общий объем кредитов.
* Студент строит свою образовательную программу под руководством эдвайзера (преподаватель выпускающей кафедры, обеспечивающий функции наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании ИУП) и освоении образовательной программы в период обучения). Для оказания помощи студентам в освоении учебных дисциплин рекомендуется формирование института тьюторов (преподаватель, ведущий учебные занятия).
* Каждый студент должен быть обеспечен справочником-путеводителем на весь период обучения и учебно-методическим комплексом (силабусом) по каждой дисциплине. Справочник-путеводитель включает: права и обязанности; Кодекс чести студента; рабочий учебный план на период обучения; методику расчета О РА; требования к итоговой государственной аттестации. Высшее учебное заведение обеспечивает учебный процесс в полном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам. Учебно-методический комплекс по дисциплине формируется отдельно для преподавателя и для обучающегося.