Опись племён делаю по предварительной очередности по мере их переселения и распространения в русле жизни и истории. Это, конечно, не значит, что описанные племена переселялись по строгой очередности. Ясно, что какое-то племя с насиженных мест уходило первым. Оно могло где-то долго задерживаться, а в это время -второе могло его обогнать, или догнав его, могло проживать какое-то время или постоянно вместе с ним. А другие племена могли уходить всё дальше и дальше по определённому направлению и оказаться очень далеко от территории, где они до этого проживали. Могли и одновременно уходить в разные стороны.
Так проходило переселение и распространение древних народов. Но давайте, в начале поговорим об общем имени всего казахского народа. Самым первым народом, ставшим центральным стержнем происхождения казахов, является древний народ Шумер (Сумер) — Саг-гиги (Саки). Имя Сак сегодня вместе с другим этническим именем рода Саков «Кас», что по-древнетюркски «Скала», носят сегодняшние казахи и казаки, как «Кас-сак», что означает: Саки — крепкие, стойкие, непоколебимые, негнущиеся как, — Скала.
Некоторые тюркские народы и те, кто ныне относятся к нетюркским, имя Сак носят обособленно, как — Чех, или в другом немного переиначенном произношении.
Самый первый долг казахов — особо уважать имя Сак, как имя являющееся именем всей нации, если хотите, как имя объединения, сплочённости, единства, дружбы, силы и могущества, культуры и языка единого народа, сложившегося из многочисленных, родственных между собой, но по мере различных исторических ситуаций до определенного времени проживавших когда рядом, а когда и врозь под различными названиями своих родов.
Каждому казаху надо возвеличивать не свой род, а в первую очередь, свою великую сплочённую нацию и одновременно уважать все другие народы и ценить дружбу и единство между всеми в своём государстве, как священный символ единой нации государства потомков древних Саков.
Только это является самым высшим и святым основопониманием в культуре народа. Знать и помнить свой род и родословную, разумеется, надо. А высказывать различные соображения о своём роде, нужно только тогда, когда исторически обоснованно знаешь его происхождение. Все мы казахи, и превосходство одного рода над другим или жуза над жузом ни по происхождению, ни по историческим фактам, не выявлялось ни разу и не было.
Да, было время, когда в Старшем жузе, особенно, когда маститые преподаватели столичных учебных заведений или горделивые чиновники, пренебрежительно относились к студентам или к чиновникам в своей среде — выходцам из младших жузов, в чём-то их притесняя.
Тогда же и студенты родом из Старшего жуза, подражая своим наставникам, обижали студентов из других жузов. Но каждый представитель того или иного жуза должен проникнуться уважением к себе и к другим и напрасно не вздымать свою грудь, представляя себя каким-то высокородным потомком искусственно-почетного рода, в то время, когда сам находится на общем уровне тех, кого унижает.
Это — явление позорное для единой нации, тем более цивилизованной и мусульманской. В жизни кто-то в определенный период времени занимал верховенствующее положение, а потом падал «на дно», а его положение занимал другой.
Это было всегда и поэтому не должно быть главенствующего положения рода над родом или жуза над жузом. Но дело в том, что многие этого не знают. И хотят возвеличить только свой род, если даже он не имеет на то исторических оснований. Поэтому в народе наличие множества родов, может привести к потере могущества и сплочённости и к распылению единства и силы нации.
Историй всех народов очень богаты фактами, когда из-за пустяков возникали трения и конфликты между родами или князьями, которые приводили к междоусобицам, и в итоге к поражению кого-то в войне с другими более или менее сплочёнными.
Однажды, во время многолюдной «садаки» (жертвоприношения), когда случайно зашёл разговор о родах, впрочем, разговор, который и начала 80-летняя Билгирь-апа, она чуть ли не до мочеиспускания спорила со всеми, утверждая, что самый высший род, от которого произошли все казахи — это род Алимулов. Разумеется, не зная истины, за величие Алимулов она готова была отдать чуть ли не жизнь.
Это — уже позор для народа, когда отдельные его личности проявляют такое «дуробесие». Сходу спрашивать у человека его род — это отделение, отталкивание его от себя. Для такого вопроса есть особые ситуации: тема разговора, выяснение предков согласно родословной того или иного рода, сватовство и т. п.
Да и в любой складно составленной родословной нет никакой правды в перечислении дедов, прадедов и, особенно, дальних предков, ибо в любой родословной одного и того же рода от различных авторов они не совпадают. Спрашивается, зачем надо помнить имя не существовавшего предка? Чтобы только слепо верить какому-то сочинителю?
Но родословные нельзя терять. Их надо собирать и хранить. Вместе со своими «тамгами» и «уранами» они очень ценны, особенно, если в них есть даты; года хиджры или года по названиям животных; а также названия территорий или природных объектов, где проживали указанные племена или роды.
В этом случае, и особенно, если указываются имена родоначальников, ханов, беков, военачальников и вообще исторических личностей, то такая родословная — это бесценное богатство и правдивая история.
Поэтому каждому человеку не обязательно знать всю родословную, но каждый обязательно должен знать свои предыдущие семь предков. Продолжать эту родословную (уже правдивую) должен каждый потомок.
Все родословные должны храниться в архивах, с доступом к ним только для учёных. А истории, составленные по правдивым родословным должны изучаться в учебных заведениях. Нельзя допускать, чтобы из магазинов или из частных издательств продавались родословные, составленные различными «шарлатанами».
К примеру, года два назад появилась книга с солидной стоимостью под заголовком «Родословная табынов». Какую пользу можно извлечь из этой книги? Абсолютно никакой! В ней нет никаких исторических событий и фактов, ни названий территорий, где проживали табыны и ни одного исторического источника, что-либо подтверждающего, а есть одни имена. И вначале повторяются все имена, приводимые казахским историком М. Тынышпаевым, но зато дальше, т.е. ближе к нам, идут сотни имен, наподобие — Руслан, Марсель, Социал и т. п.
Да ещё, по-видимому, такой же «белибердой» начали заниматься и учёные Казахстана. Например, в свеженапечатанной родословной адаев, жаппасов — такой же, следующий друг за другом тысячеимённый перечень и больше -ничего. Из каких же и чьих письменно-исторических памятников взяты они? Ни в какой истории никакого народа таких данных нет. Просто — это выдумка. Это всё вносит огромную путаницу в исследование древних родословных, ставит препоны при выявлении исторических фактов и ведёт к изничтожению истинных доказательств.