Просмотров: 1 578

О Казахском языке

Казахский язык (Қазақ тілі, Kazakh languagе) в составе кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков входит в алтай­скую семью языков. Кыпчакско-ногайская подгруппа тюркских языков включает также ногайский и кара­калпакский языки, которым свойственна высокая степень сходства с казахским языком. Казахский язык выделяется внутри кыпчакско-ногайской подгруппы вследствие прису­щего ему ж-оканья и наличия некоторых специфических временных формантов. Казахский язык относится к языкам агглютинативного типа. Референтный народ: казахи (ранее: киргиз-кайсаки); самоназв.  қазақ. Основная страна проживания и история расселения. Основной страной прожива­ния казахов является Республика Казахстан. Вместе с тем казахские диаспоры имеются во многих странах мира, в настоящее время более трети казахов проживает вне этниче­ской родины.

Казахстан занимает обширную площадь, равную 2724,9 тыс. кв. км к востоку от Каспийского моря и приволжских равнин до горного Алтая, от предгорий Тянь-Шаня на юге и юго-востоке до Западно-Сибирской низменности на севере. Казахстан отличается разнообразием географических и природно-климатических условий. Особой стратегией природопользования в течение почти трех тысячелетий было кочевое скотоводческое хозяйство,  XX в. знаменовал собой промышленное производство и урбанизацию. Территория Казахстана  начала осваиваться в эпоху нижнего палеолита (урочища Каратау), среднего и верхнего палеолита (Центральный и Восточный Казахстан, Мангышлак). В бронзовый период начали разрабатываться Жезказганские и Саякские медные рудники, именно это время считается исходной точкой этногенетических процессов на территории Ка­захстана. Информация о племенах туров, саков, дахов, ортокарибантиев, ятиев, массагетов, савроматов, сарматов, аланов, аорсов, исседонов, аримаспов и др., проживавших на территории Казахстана в эпоху раннего железа, содержится в древнегреческих, ахеменидских и китайских письменных источниках. Однако этническая и языковая идентификация этих племен, а также их локализация в пространстве не может считаться точной. Тем не менее, в этих источниках говорится, напр., о принадлежности юэджи — к тохароязычным (иранским) племенам; усуней  или к индоиранским, либо к тюркским племенам; сюнну (хунов, гун­нов)  или к тюркоязычным, или к монголоязычным, или к палеоазиатским (кетским), или к индоиранским племенам. С конца I тыс. до н.э. и середины I тыс. н.э. этногенетические процес­сы на территории Центральной Азии осложнились в связи с вмешательством в них кочевых племенных группировок сэ, юэджи (возможно, либо тохары, либо массагеты), усуни (воз­можно, либо тюрки, либо индоиранцы) и сюнну (возможно, гунны; языковая принадлежность определяется либо как тюркская, либо монгольская, либо иранская и др.). В середине I тыс. завершается сложение древнетюркской этнической среды и древ-нетюркской государственности. Первыми в качестве тюрков назывались кочевники телэ и тюрки (ашина). Затем термин тюрк становится общепринятым и оконча­тельно утратив этнополитический смысл как обозначение племен Тюркского каганата (VI—VIII вв.). используется уже для обозначения народов тюркской семьи языков. Телэ, которых насчитывалось 15 племен, были многочисленными, входили в состав Тюркского каганата, однако затем, образовав Сеянтоский и впоследствии Уйгурский каганаты и расселившись на территории Казахстана, Средней Азии, Юго-Восточной Европы и Северного Кавказа, влились в сложные этнические процессы образования тюркоязычных народов. Возникший в Монголии Тюркский каганат, распавшись, дал начало Западнотюркскому каганату в Джунгарии, Семиречье и степной зоне Средней Азии. Во второй половине VIII в. в этнические процессы вмешались карлуки, которые установили свое господство в Юго-Восточном Казахстане и вошли в состав государства Караханидов. В конце VIII в. на территорию Казахстана проникают огузы, в составе которых были карлуки, халаджи, джакгра, чаруки и др.; во второй половине IX в. — кангаро-печенежские группы. По данным Словаря тюркских языков М. Кашгарского, в состав огузов входили; кынык, каине, баяндур, йива, салгур, афшар, бектили, буг-дуз, байат, язгыр, эймур, кара-булак, алка-булак, игдыр, тутырка, ула-йондлуг, тюгер, бедженек (печенег) и др. Этноязыковую ситуацию того периода в известной мере отражает перечень тюркоязычных народов, содержащийся в этом же источнике: бедженек, кифчак, огуз, иемек, башгирт, басмыл, каи, йабаку, татар, кыргыз, а также чигиль, тусхи, ягма, играк, джарук, джумул, уйгур, тангут, хитай. В ІХ-ХІ вв. после падения Уйгурского (Тогуз-Огузского) каганата кидани, образо­вавшие крупнейшее государство средневековья, продвигаются в Восточный Туркестан, затем в Восточный и Юго-Восточный Казахстан й далее на юг. До начала XIII в. на тер­ритории Казахстана вплоть до монгольского нашествия последовательно сменяли друг друга каганаты огузов, караханидов, кимеков, кипчаков. Все это накладывало отпеча­ток на этнокультурную и языковую ситуацию в Центральной Азии, характеризующуюся длительными и повсеместными языковыми контактами древнетюркских, индоиранских и монгольских племен. В XI в. этноязыковые процессы на этой территории ознамено­вались активным вмешательством кипчаков (или половцев, кумаков, кунов), ставших политическими лидерами на обширной территории Казахстана и южных степей России. Будучи единой этнокультурной общностью с близкими языками и культурой (ельбори, йемеки, баяндуры, канглы, печенеги, огузы, югуры, каи, башкиры, байауты, кидани, карабориклы и др.), кипчаки по мере продвижения на запад (степная зона Евразии Дешт-и-Кьшчак) положили начало формированию целой группы тюркоязычных народов: казахов, киргизов, башкир, татар и др. После монгольского нашествия (в начале XIII в.) сложились улусы Монгольской империи Джучи, Удэгея и Чагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, Моголистану, а позже  Казахскому ханству (середина XV в.). Этниче­ский состав создававшихся и распадавшихся государственных образований становился все более стабильным: кипчаки, кайманы, аргыны, кереи, канглы, конрад, алшын, жалаир, уйсын, кереиты, табын, алаш, тама и др. Постепенно все они стали объеди­няться этнонимом казах, называвшим сформировавшуюся этнокультурную общность с сильно выраженным этническим и языковым сознанием и самосознанием. В новое время сформировались три этнотерриториальных объединения — Старший, Средний и Младший жузы, которые отражали процессы дифференциации и интеграции в образо­вании казахского этноса (стремление к самостоятельности жузов, политическая разоб­щенность, междоусобная борьба и пр.), но практически не отразились на формировании единого языка общения. Современный казахский язык — государственный язык Республики Казахстан. Пакет основных документов, регулирующих государственно-правовые аспекты языковых от­ношений в Республике Казахстан, включает в себя соответствующие статьи Конституции Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан о языках (от 22 сентября 1989 г. и 11 июля 1997 г.). Концепцию языковой политики Республики Казахстан (4 ноября 1996 г.), Государственную программу функционирования и развития языков (5 октября 1998 г.), Госу­дарственную программу функционирования и развития языков на 2001-2010 годы (17 фев­раля 2001 г.), в которых в частности говорится: «В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык» (Конституция Республики Казахстан, 1995. — Статья 7); «В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. Государствен­ный язык — язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и дело­производства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории» (Закон Республики Казахстан о языках в Республике Казахстан, 1997. — Статья 4). Казах­ский язык фигурирует также в «Законе о языках Республики Алтай» (1993 г.), в котором статус государственных языков придан алтайскому и русскому языкам, а в ст. 4 Закона уста­навливается его статус следующим образом: «Казахский язык используется в официальных сферах общения в местах компактного проживания его носителей». Казахский язык — автохтонный язык Республики Казахстан, распространен также на территории сопредельных государств — в Кыргызстане, Узбекистане, Российской Фе­дерации, Туркменистане, Афганистане, Иране, Китае, а также Монголии, Пакистане, Турции и других странах. Казахский язык занимает 93 место среди языков мира по количеству говорящих  и входит в 4% языков мира, т.е. в группу из 283 языков с числом носителей более миллиона. Казахский язык — язык автохтонного титульного этноса Республики Казахстан, чис­ленность и удельный вес которого по отношению к общей численности населения ме­нялся значительным образом. Положение казахского языка многократно менялось в зависимости от процессов, которые сопровождали присоединение Казахстана к России, пересмотр государственных границ, особенности устройства досоветского, советского и постсоветского периодов (катастрофа 1929-1933 гг., массовая депортация в Казахстан репрессиро­ванных народов, освоение целинных и залежных земель и мн. др.), событий последних лет (миграционный отток населения, кардинальные преобразования всей общественной системы, модернизация общества и экономики независимого Казахстана, изменение го­сударственности, в том числе роли этнонационального элемента в общественной жизни и государственно-политическом устройстве, существующее ярко выраженное стремле­ние к возрождению этнических языков и культур и др.), имевших чрезвычайное значе­ние для всех народов страны. Сформировавшийся этноязыковой ландшафт страны обусловил некоторые суще­ственные особенности современной языковой ситуации:  во-первых, пропорции между различными этносами в 2005 г. (8725,0, или 57,9% казахов, 4024,0, или 26,7% русских; 2326,0, или 15,4% других этносов), проживающи­ми в Республике Казахстан, сложились таким образом, что казахский и русский языки являются главными субъектами языковой ситуации, а подавляющее большинство языков (124 языка, соотносимые с 15,4% населения) — языками малочисленных народов; во вторых, устойчивый тюркский субстрат, существующий в виде автохтонного ка­захского языка, поддерживается многочисленной группой тюркских языков (24 языка, носители которых составляют 60,5% населения страны); в третьих, расширяется массовое двуязычие, вторым компонентом которого явля­ется казахский язык: узбекско-казахское, уйгурско-казахское, татарско-казахское и пр. двуязычие (этот процесс поддерживается увеличением численности тюркских диаспор в Казахстане, а также расширением сфер функционирования казахского языка как госу­дарственного). Владение казахским языком. По данным переписи 1999 г., 99,4% казахов в той или иной степени владеют казахским языком, 75% -русским языком, 0,7% — англий­ским языком.

Уровень владения населением Казахстана казахским языком различается в зависи­мости от региона. Казахским языком владеют 90-100% населения Атырауской и Кызылординской областей, 70-90% — Западного Казахстана, Магистауской области, Южного Казахстана, 50-70% — Восточного Казахстана и Акмолинской области, 30-50% — Актю­бинском Костанайской, Павлодарской, Карагандинской областей и Северного Казахста­на. Сферы использования казахского языка за последние годы в связи с целенаправлен­но и планомерно осуществляющимся языковым планированием в стране расширяются и становятся более устойчивыми (Алтынбекова 2006).

Владение казахским языком диаспорами разных народов, живущих в Казахста­не, представлено следующим образом: 1 группа, характеризующаяся самой низкой степенью владения казахским языком (до 20%), включает следующие диаспоры: коми-пермяки — 8%, поляки — 9,9%, бело­русы — 9;9%, литовцы — 11,8%, мордва — 12,3%, латыши — 12,6%, украинцы — 12,6%, эстонцы — 13,1%, финны — 13,9%, румыны — 14%, цыгане — 14,1%, русские — 14,9%, удмурты — 15%, немцы — 15,4%, карелы — 16,8%, коми-зыряне — 17,3%, евреи -17,6%, молдаване — 17,8%, чуваши — 19%.

2 группа, характеризующаяся низкой степенью владения казахским языком (от 20% до 40%), включает следующие диаспоры: венгры — 20%, осетины — 20%, армяне -21,8%, ингуши — 22,6%, адыгейцы — 23,1%, грузины — 24,1%, ассирийцы — 25,9%, греки — 26,5%, даргинцы — 26,6%, марийцы — 27%, табасараны — 27,2%, рутульцы -27,4%, корейцы — 28,8%, чехи — 28,8%, болгары — 29%, чуванцы — 29,3%, лакцы -29,7%, гагаузы — 29,9%, буряты — 30,4%, агулы — 31,7%, аварцы — 32,6%, лезгины -33,8%, ненцы — 34,9%, дунгане — 35,9%, шорцы — 36,8%, чеченцы — 39,5%.

3  группа, характеризующаяся средней степенью владения казахским языком (от 40% до 60%), включает следующие диаспоры: хакасы — 40,8%, якуты (саха) — 40,9%, абхазы — 42,7%, удины — 42,9%, таты — 43,1%, алтайцы — 44,4%, калмыки — 46,1%, абазины — 48,4%, кумыки — 57,2%, башкиры — 58,3%. 4   группа, характеризующаяся достаточно высокой степенью владения казахским языком (от 60% до 80%), включает следующие диаспоры; курды — 61,2%, крымские татары — 62,6%, азербайджанцы — 63,4%, татары — 63,6%, таджики — 67,9%, туркме­ны — 66,3%, балкарцы — 66,4%, ногайцы — 68,9%, персы — 73,1%, турки — 74,7%, карачаевцы — 75,8%, талыши — 76%, турки-месхетинцы — 79,9%. 5  группа, характеризующаяся самой высокой степенью владения казахским языком (от 80% и выше), включает следующие диаспоры: узбеки — 80%, уйгуры — 80,5%, кыргызы — 88,8%, каракалпаки — 89,4%. Первые две группы состоят из большего числа диаспор, чем две последние группы. В составе первых двух групп практически отсутствуют тюркские диаспоры (за исключе­нием чувашской, гагаузской и шорской диаспор), напротив, славянские диаспоры нали­чествуют именно в группах с низким показателем владения казахским языком. Данный факт особенно интересен в связи с тем, что многие из этносов первых двух групп об­ладают сильно выраженной ассимиляцией (напр., украинцы, белорусы, чехи, болгары и др.) с русской культурной и языковой средой и низкими показателями владения своими этническими языками. По мере увеличения степени владения казахским языком возрастает и число тюрк­ских диаспор в последних трех группах. Самая высокая степень владения казахским языком характеризует узбекскую, уйгурскую, кыргызскую и каракалпакскую диаспоры. Данный факт может служить свидетельством существующей в Казахстане тенденции поддержания казахского языка родственными тюркскими народами при столь же высо­кой степени сохранении ими своих языков. Казахский язык как язык казахских диаспор. По данным различных источ­ников, за пределами Республики Казахстан (в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах мира) проживает более 4,5 млн казахов, Узбекистан -более 1 500 000, Китай — от I 500 000 до 2 000 000, Российская Федерация — около 1000 000, страны СНГ (исключая РФ, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан) — 187 000, Монголия — 100 000, Туркменистан — 100 000, Афганистан — 30 000, Турция — 12 000, Кыргызстан — 45 000, Иран — 10 000, Канада — 7 000, Пакистан — 5 000, Германия — 2 000, Франция — 2 000, США — 1 000, Саудовская Аравия — 1 000, Австралия 900, Ав­стрия — 700, Аргентина — 500, Великобритания — 300, Швеция — более 200, Иордания -200, Израиль — 100, Сирия — 100, Дания, Швейцария, Голландия, Норвегия, Марокко, Египет, Бельгия, Тайвань — менее 100 в каждой стране и др. В 11 странах мира (Российской Федерации, Турции, Англии, Германии (Мюнхен и Кельн), Великобритании, Австрии, Швеции, Венгрии, Украине и др.) казахскими диаспо­рами созданы и успешно работают национально-культурные центры и общества, которые проводят разнообразные образовательные мероприятия, курсы по изучению казахского языка, культуры и истории Казахстана. Активно работает Всемирная Ассоциация каза­хов, которая также занимается проблемами репатриантов в Казахстане. Было проведено три Всемирных курултая казахов (Алматы, Туркестан, Астана), а также Малый курул­тай казахов в Турции. Связи между казахскими диаспорами и этнической родиной укре­пляются благодаря CaspioNet, фундаментальной национально значимой государственной программе «Культурное наследие». При посольствах Республики Казахстан в разных странах созданы активно работающие центры по изучению казахского языка и культуры; в университете Индианы (Блумингтон, США) в 1996 г. была создана Казахская студен­ческая ассоциация, которая ежегодно организует празднование Наурыза, знакомит с традициями и обычаями казахского народа, проводит тематические конференции и др.; в Московском государственном лингвистическом университете в 2003 г. открыт Центр казахского языка н культуры, в котором работают преподаватели Казахского националь­ного университета им. аль-Фзраби; в 2007 г. создан Международный институт языков СНГ, открыта кафедра казахского языка. Изучение казахского языка осуществляется в рамках учебного плана в качестве второго иностранного языка. Казахам, проживающим в разных странах, в целом присуща высокая степень этниче­ской и языковой идентичности. Несмотря на это, казахская диаспора не была консолиди­рованной вплоть до приобретения Казахстаном независимости. Объявленный правитель­ством курс на возвращение казахов на историческую родину проходит успешно: если, по данным Агентства по статистике РК, в 2005 г. увеличение числа казахов в стране на 75,1% обеспечивалось за счет естественного прироста, то на 24,9% — за счет поло­жительного миграционного сальдо. За 14 лет в Казахстан переселилась ПО 591 семья репатриантов-оралманов, и численность казахов в стране увеличилась на полмиллиона, ежегодная миграционная квота доведена до 15 000 семей (Назарбаев 2005). Процесс репатриации казахов в Республику Казахстан захватил многие казахские диаспоры в разных странах и получил поддержку не только со стороны правительства страны, но и со стороны Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, которое оказало экономико-гуманитарную помощь оралманам из Ирана и Афганистана (1996 г.). Была разработана Государственная программа поддержки казахской диаспоры (1996 г.), приняты закон Республики Казахстан «О миграции населения» (1997 г.) и другие правительственные акты, постановления и инструкции, которые координируют деятельность Агентства по миграциям и демографии Республики Казахстан. Адаптация оралманов на родине затрудняется в связи с рядом обстоятельств, среди которых следует назвать два важнейших: а) казахский язык оказался разделен графи­чески, и в настоящее время для письменной фиксации казахского языка используются разные графические системы: кириллическая — в Казахстане, странах СНГ, Монголии; латинская — в Турции и Западной Европе; арабская — в Китае, Афганистане, Турции. Поэтому, являясь носителями казахского языка, некоторые группы оралманов вынужде­ны заново обучаться письму уже на кириллической основе; б) не все оралманы владеют русским языком (в некоторой степени исключение составляют монгольские казахи, изу­чавшие русский язык), и им необходимо овладеть также навыками устной и письменной русской речи, которые продолжают оставаться востребованными в Казахстане. Казахский литературный язык восходит к литературному чагатайскому языку (своеобразному «койне» многих тюркских языков, ХV-ХVI вв.) и сформировался на наддиалектной основе в ХVIII-ХIХ вв. В казахском литературном языке широко пред­ставлена богатая, выразительная и постоянно пополняющаяся национальная идиома­тика, отражающая культурно-исторический опыт народа, а также особенности исто­рического развития казахского языка. Казахский литературный язык впитал в себя богатое наследие общенародной устной поэтической речи акынов и жырау, вековые сокровища айтысов, героических эпосов «Кобланды-батыр», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар-батыр», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз — Жибек», произведений Казтугана Суюншыулы (XV век), Асана Кайгы и Доспамбета (XVI в.), Шалгеза, Жиембета; Бухар жырау Калкаманулы (ХVII-ХVIII вв.); Махамбета Утемисулы, Шернияза Жарлыгапу-лы, Суюнбая Аронулы, Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы (XIX в,); Биржана, Сары, Асета, Рысжана, Майкота, Суюнбая, Шоже и др. Казахский литературный язык, в отличие от стандартизированных форм иных языков, пополнился большим количеством кодифицированных текстов казахских степных законов, а также официально-деловых документов различных жанров (материалы, найденные в мавзо­лее А. Яссауи, многочисленные письма и «Шежіре-ат-түрк» А. Бахадурхана, «Жамигат тауаригы» К. Жалаира, документы, зафиксировавшие отношения с Россией и другими странами, и многие другие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.