Просмотров: 5

О единстве национального и всемирного

Есть одно высказывание А.С. Пушкина, которое позволяет считать его не только гениальным поэтом, но и выдающимся мыслителем, политическим философом. «Национальную идею» для России он однажды сформулировал следующим образом: «Войти в Европу и остаться Россией». Того, кто решил бы эту задачу, можно было бы назвать великим национальным лиде­ром России.

Сегодня эта гениальная формула русского поэта, примени­тельно к другим странам и современному контексту, могла бы звучать так: «Войти в мировое сообщество и сохранить свою национальную идентичность».

Несомнено, что великий политик с неизбежностью выступа­ет выразителем коренных интересов своего общества, своего на­рода, своей страны. Это так. Но сегодня национальные интере­сы отдельных стран находятся в неразрывной, органической связи с интересами и требованиями мирового, глобального развития. Современный этап человеческой истории дает все основания утверждать, что глобальность (или всемирность) есть одна из важнейших составляющих того социального исторического «ко­ридора», тех объективных рамок, вне которых не решается ни одна сколько-нибудь серьезная национальная задача.

Дело в том, что по мере исторического развития (в особен­ности, начиная с XVI — XVII веков, когда бурно начал разви­ваться капитализм), заканчивается эпоха «локального» разви­тия стран и народов. Люди живут уже не просто в отдельных странах, а в странах, включенных в систему мирового взаимо­действия. И эта система всемирного взаимодействия, склады­вающаяся из взаимного влияния стран, находящихся в различ­ных формационных образованиях и на разных ступенях одной и той же формации, представляет собой некую весьма слож­ную метаформацию, через призму, через особенности которой только и может быть понят формационный тип отдельных стран. Иначе говоря, мировая история перестает быть просто суммой историй отдельных стран, она становится историей объединяющегося человечества. История становится подлин­но всемирной историей.

Всемирность (глобальность) исторического (хозяйственно­го, культурного и т. д.) процесса представляет собой феномен, без осмысления, без полного учета которого невозможно решить (ни теоретически, ни практически) ни одну — ни большую, ни малую — проблему экономического, социально-политического развития отдельных стран и народов.

Всемирность, с точки зрения исторической, мы трактуем как особый тип развития человеческого общества, зарождающийся при капитализме, но раскрывающий свою истину, свое богатство и значимость лишь в условиях современного, постиндустриаль­ного общества. В данном контексте это явление, развивающе­еся от более или менее случайного взаимодействия отдельных стран к их устойчивой и прочной связи, к их превращению в части единого целого.

Ведущим мотивом современной политической теории явля­ется поиск национальных путей к решению единой интернаци­ональной задачи. Интернациональное предстает как определя­ющее, главное, подчиняющее себе национальное, но подчиняю­щее не прямо, не непосредственно, а путем преломления через национальное бытие.

Всемирность обусловливает появление спектра возможнос­тей для ускоренного развития стран и народов и, следовательно, обусловливает возрастание роли сознательности, воли в истори­ческом процессе, т. е. роли субъективного фактора, в задачу которого входит выработка путей соединения мирового с наци­ональным, выращивание на национальной почве, из национальных условий — мирового.

Вот почему в число важнейших черт современного полити­ческого лидера и входит умение найти и в практической по­литике реализовать эту меру соединения мирового с нацио­нальным — дабы, не вступая в конфликт с логикой современ­ной мировой истории, требующей усиления взаимодействия стран на международной арене, в максимальной степени реализовать свои национальные интересы.

Иначе говоря, войти в систему мировой взаимозависимости, в систему мирового взаимодействия и сохранить свою национальную идентичность. Вся политическая история постсоветских республик после распада СССР являет собой примеры и попытки (где успешные, а где и нет) соединения национального и всемирного. В данном ключе наиболее эффективную модель учета единства национального и всемирного (глобального) транслирует казахстанский лидер — Нурсултан Назарбаев. Он проецирует себя и свою страну на мировой арене как ответственного, прагматичного политика и самодостаточное, динамично развивающееся государство, приоритетами которого выступают рыночная экономика и демократия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.