«На сегодняшний день в Казахстане доля расходов на науку составляет 0,2 % от ВВП страны, тогда как рекомендуемая Международным академическим советом доля расходов для развивающихся стран составляет 1-1,5 % от ВВП. К примеру, в России соответствующий показатель равен 1,3 % от национального ВВП, в Китае — 1,4 %, Германии — 2,5 %, США — 2,8 %, Японии — 3,3 %. Количество выданных патентов в Казахстане составляет 1671, тогда как в России выдано 19 641 патентов, в Китае — 26 292, в США — 154 760, и в Японии — 217 364. С 1997 года по 2008 год удельный вес научно-технических услуг в составе затрат предприятий увеличился более чем в 4,5 раза, что свидетельствует о повышении спроса на продукцию НИОКР. При анализе полной структуры отечественного научно-исследовательского комплекса установлено, что 80 % всей научной сферы республики составляет исследовательская часть и менее 20 % приходится на НИОКР. Соотношение ученых, конструкторов и работников опытных производств в Казахстане 25:4:1, в то же время как в развитых странах это соотношение составляет 1:2:4. Оптимальной будет система финансирования науки в следующих соотношениях: 20 % на фундаментальные исследования, 30 % на прикладные исследования, 50 % на ОКР, что позволит создать эффективную систему внедрения инновационных технологий.» Анализ состояния научно-исследовательской деятельности в Казахстане на 2010 год (из Стратегического плана Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан на 2011-2015 г.г). «Деятельность ученых страны направлена на реализацию республиканских целевых и прикладных научно-технических программ, программ фундаментальных исследований, сформированных в соответствии с государственными приоритетами, и развитие инновационной деятельности в Казахстане. Развитие науки сконцентрировано на 5 приоритетных направлениях: энергетика, глубокая переработка сырья и продукции, информационные и телекоммуникационные технологии, науки о жизни, интеллектуальный потенциал страны.
В стране функционирует свыше 400 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, из 95 – государственные научно-исследовательские институты, 121 – высшего профессионального образования, 108 – предпринимательского сектора деятельности, 100 – некоммерческого сектора деятельности. Научными исследованиями и разработками занимаются в 2010 году 17,0 тыс.человек (2006 г. – 19,56 тыс.чел.; 2007 г. – 17,77 тыс.чел., 2008 г. – 16,3 тыс.чел, 2009 г. – 15,8 тыс.чел.), в том числе специалистов-исследователей – 10,9 тыс.чел. (2006 г. – 12,4 тыс.чел.; 2007 г. – 11,5 тыс.чел., 2008 г. – 10,8 тыс.чел., 2009 г. – 10,1 тыс.чел.).
За 2007 – 2010 гг. объем государственного финансирования научных исследований увеличился с 13,7 млрд.тенге до 20,15 млрд.тенге, или на 32 %.
Уровень государственного финансирования казахстанской науки в последние 3 года изменился от 0,21 % до 0,15 % ВВП. В пересчете на доллары США, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее – НИОКР) на душу населения в Казахстане составляют около 14 долл. в год (для сравнения, в России – около 70; США – 892, Швеции – 875, Финляндии – 726 долл.).
В целях развития научной инфраструктуры созданы и оснащены 5 национальных лабораторий коллективного пользования по приоритетным направлениям науки. При ведущих вузах открыты и функционируют 15 лабораторий инженерного профиля. Созданы 6 инновационно-образовательных консорциумов, в том числе два международных.
Принимаются меры по коммерциализации результатов научных исследований. В 2010 году Министерство образования и науки администрирует максимальное количество программ – 43 программы (49 %). В 2009 году стажировку в зарубежных научных центрах прошли 120 казахстанских ученых, в том числе молодые ученые. Обучением на курсах английского языка на базе научных организаций охвачено 203 человека.
Согласно данным Института интеллектуальной собственности, в 2010 году общее количество охранных документов на изобретения составило 1 868 (из них национальным заявителям – 87,9 %, иностранным заявителям – 12,1 %), что превышает аналогичный показатель 2000 г. на 15,5 %.
В результате реализованных в 2010 году научно-технических программ получено охранных документов – 354, внедрено разработок – 150, количество публикаций (статей и разработанных документов) – 11 360. Наибольший уровень публикационной активности в расчете на 1 сотрудника наблюдается по программам фундаментальных исследований — 1,2. По программам отраслевых исследований — 0,74.
Макроэкономический анализ научно-технического развития в Казахстане показывает, что доля новой научной продукции в ВВП в последние годы не превышает 1,1 %, активность предприятий по производству научной продукции — 2,3 %.
Анализ основных проблем
1. Остается невысоким уровень финансирования науки в Казахстане. Расходы на научные исследования из бюджета составляют 0,15 % к ВВП. По данным ЮНЕСКО мировая экономика выделяет на науку 1,7 % от ВВП. В отличие от развитых стран доля частного сектора на развитие науки низкая.
2. Слабая материально-техническая база. Из-за низких расходов на науку фондовооруженность научно-технических организаций за 2000 — 2008 годы увеличилась незначительно.
3. Применение в научной инфраструктуре страны международных стандартов GLP (Good Laboratory Practice — Надлежащая лабораторная практика), GMP (Good Manufacturing Practice — Надлежащая производственная практика), GSP (Good Scientific Practice -Надлежащая научная практика) влечет повышение качества научных исследований и конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно их применение в научной инфраструктуре страны. Их отсутствие является фактором, сдерживающим экспорт отечественной продукции и уменьшающим ее конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках.
4. Не практикуется международная экспертиза при отборе научных, научно-технических проектов, программ. Государственная научно-техническая экспертиза проводится отечественными экспертами.
5. Старение научных кадров и слабый приток молодежи в науку. Численность докторов наук старше 60 лет — 15,1 %; численность кандидатов наук в возрасте старше 40 лет — 32,9 %. Средний возраст ученых — около 55 лет. Тенденция старения кадров науки по-прежнему сохраняется. За период 2000 — 2010 гг. доля численности специалистов-исследователей старше 60 лет увеличилась с 12,7 % до 17,5 %.
6. Низкая результативность научных исследований. На 17 тысяч ученых приходится по 1 — 2 международных патента. В стране количество патентных заявок на 1 млн. населения составляет 93,6 (в России — 195,9; Германии — 582,6; Великобритании — 289,7; США — 741,8; Корее — 2 591,5; Японии — 2 720,7). Доля научных публикаций казахстанских ученых в мире составляет лишь 0,021 %, тогда как США в общемировом потоке занимает около 22 %, Китай – 10,2 %, Япония – 6,1 %, Россия – около 2 %. В среднем в год за рубежом публикуются 270 статей наших ученых.
7. Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие – научные результаты не сосредоточиваются в сфере образования, в проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты.
8. Не развиты национальные профессиональные общества научных работников такие, как биологическое общество, физическое общество, химическое общество и др.
9. После обучения и стажировок за рубежом начинающим научным работникам и преподавателям не предоставляется возможность в полной мере применить и развивать свои исследовательские навыки и получать научные результаты международного уровня ввиду отсутствия соответствующей научной среды.
Оценка внешних и внутренних факторов
1. Недостаточный уровень финансирования науки – ключевая основа большинства проблем научно-технического, и в целом, социально-экономического развития страны.
2. Состояние научно-технического потенциала страны.
Не реализуется расширенное воспроизводство научного потенциала. Недооценивается важность проблем старения и ухода высококвалифицированных кадров.
Международный экспертный совет Высшей научно-технической комиссии Республики Казахстан в своем отчете (март 2008 г.) отметил, что «критическим фактором, определяющим будущее Казахстана, являются подготовка и эффективное использование квалифицированных исследователей, занимающихся наукой и технологиями».
В настоящее время потенциал кадров высшей квалификации используется в научно-технической сфере Казахстана в недостаточной степени. Действующая система подготовки и использования кадров высшей квалификации не в полной мере обеспечивает кадровые потребности науки и экономики. 3. Организационно-экономические факторы. Помимо причин, связанных с состоянием научного потенциала, реорганизация науки осложняется также рядом организационно-экономических факторов: 1) постоянная смена приоритетов ее развития, разрыв научно-технической политики с реальными мерами по ее осуществлению; 2) постоянные институциональные реформы (образование/ликвидация научных центров и холдингов, образование/ликвидация научно-исследовательских организаций, смена ведомственного подчинения НИИ), к которым ученые не успевают адаптироваться; 4. Социальный статус научного работника является одним из важнейших факторов в плане привлечения в науку молодежи и уменьшения внутренней и внешней утечки специалистов из научно-технической сферы.» Анализ состояния научно-исследовательской деятельности в Казахстане (по данным платформы incrEAST и Агентства РК по статистике, www.increast.eu). «В целом в организационной структуре науки Казахстана сохраняется диспропорция между звеньями единой цепи «исследование — разработка — проектирование — изготовление». Она выражается в том, что 45,1% всех организаций науки составляли научно-исследовательские институты (НИИ) и только 6,4% — проектные и проектно-конструкторские организации. В 2010 г. внутренние затраты на научные исследования и разработки составили 33 470.8 млн. тенге (196.09 млн.евро). В 2010 год объемы расходов на НИОКР резко сократились и стали равняться 0,16% к ВВП. в 2009 г. они составили 0,24 % против 0,18 % в 2000 г. Рекомендуемая Международным академическим советом доля расходов на науку для развивающихся стран составляет 1-1,5 % от ВВП.
Казахстан уступает развитым странам по этому показателю более чем в 10 раз. Основная задача Правительства — привести в соответствие с международной практикой структуру финансирования НИОКР, повысив внедренческую часть. Ключевым вопросом для инноваций должна стать кадровая поддержка.
По поручению Президента Казахстана правительство совместно с АО «Самрук-Қазына» должна разработать программу «Дорожная карта «Бизнес и наука-2020», согласно которой компании республики будут выделять по 1% на научные исследования. Привлечение инвестиций в науку от частного бизнеса должно стать одной из приоритетных задач, т.к. в развитых странах более половины всего финансирования научных исследований приходится на частный сектор.
Планируется поступательно увеличивать и государственное финансирование науки и довести финансирование науки к 2014 году до 1% от ВВП, что будет составлять около 2,5 млрд. долларов. Министерству образования и науки вместе с Национальной академией наук поручено провести ревизию деятельности всех академических учреждений страны. В 2012 году на научные разработки будет выделено 42 млрд. тенге государственных средств, что в два раза больше, чем за три предыдущих года. В ближайшие три года на эти цели будет выделено 118 млрд. тенге.»
Выводы автора
С 2007 по 2010 практические работы в области энергетики (особенно по направлению ВИЭ) контролировало Министерство энергетики и минеральных ресурсов. С 2010 года контроль над работами в области ВИЭ перешел к Министерству индустрии и новых технологий. В 2013 работы по ВИЭ перешли под надзор Министерства охраны окружающей среды. «У семи нянек – дитя без глазу», говорит пословица и это хорошо прослеживается в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в области ВИЭ. По сравнению с периодом 1998-2007 г.г., количество разработок и внедрений по ВИЭ в Казахстане резко сократилось. Тогда активно разрабатывались и внедрялись в производство:
1) Турбовинтовые модульные установки ВЭС мощностью 1-60 кВт, разработанные в Алматинском институте энергетики и связи были запущены в разное время в г.Капчагай, Чимбулаке, с.Чилик, Алаколь, Достык. Теперь главный разработчик ,не найдя государственной поддержки в Казахстане, работает в России.
2) Крупный инвестиционный проект «Пастбищный комплекс 21 века – «Пирамида плюс», разработанная академиком НАН РК, лауреатом Ленинской премии Эрвином Госсеном, энергетическая часть которого включает в себя ветроэнергетическую установку ВЭ-5Т-2М, солнечный водонагреватель и солнечный опреснитель воды. Проект так и остался на бумаге.
3) Коллективом Специального КБ альтернативной энергетики и транспорта (СКБ «АЛЭНТ») в 2005 году были проведены опытно-промышленные испытания роторных поплавковых и деривационных горных ГЭС мощностью от 1 до 15 кВт на реках Талгар и Тургень. Испытания подтвердили их работоспособность, но без господдержки и финансирования эти работы заглохли. СКБ «АЛЭНТ» прекратило свою деятельность.
4) Разработками биогазовых установок, ветроустановок и мини-ГЭС в Алматы занималось Республиканское государственное предприятие «Научно-производственный центр механизации сельского хозяйства», в 2008 переведенное в Кустанай и переориентированное на производство сельхозтехники.
Можно привести ещё несколько подобных примеров, но основная тенденция хорошо прослеживается и без них. Сфера НИОКР в Казахстане периодически начинает развиваться, ученые и инженеры, подбодренные обещаниями правительства (1995 – «Программа неотложных мер по энергосбережению в Республике Казахстан», 1997 – Закон «Об энергосбережении», 2002 – «Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения», 2008 – «Стратегия эффективного использования энергии и возобновляемых ресурсов Республики Казахстан в целях устойчивого развития до 2024 года» и т.п.) начинают активно действовать, но затем, оказавшись без реальной экономической поддержки, затихают, переходя в стадию стагнации или ожидания новых «подачек». Это хорошо иллюстрируется приведенными выше аналитическими материалами. В основном, можно согласиться с рекомендациями ЕЭК ООН и МЭА, в них выражены основные требования, необходимые для развития научно-исследовательской работы в Казахстане. Необходимо только учитывать именно те национальные особенности ведения проведения политических и экономических реформ, которые периодически приводят к провалу хорошо составленных, но трудно реализуемых планов и стратегий в условиях высокой коррумпированности государственных чиновников, на которых возлагается именно практическая реализация проектов и контроль их исполнения. В настоящее время наиболее эффективные разработки НИОКР проводятся в крупных частных корпорациях, занимающихся добычей ресурсов, и все эти разработки нацелены только на повышение темпов и объемов добычи сырья, при этом сами корпорации не стесняются тратить на подобные разработки большую часть государственного бюджета НИОКР, хотя не относятся к числу госпредприятий. В Парламенте страны и недрах министерств, имеющих отношение к промышленности и энергетике, существует влиятельное лобби, отстаивающее интересы не государства, а частных компаний, занимающихся добычей и продажей сырья за рубеж. Вопросы глубокой переработки сырья и производство конечной продукции для внутреннего и внешнего рынка это лобби не интересует – с этого они ничего кроме зарплат не имеют, а вот интенсификация добычи сырья их очень волнует, ведь многие из них либо напрямую входят в состав акционеров частных компаний, либо получают взятки за поддержку интересов транснациональных корпораций, разыгрывающих свою «карту» и твердо поддерживающих сохранение Казахстана в статусе сырьевого придатка развитых стран.
Возможно, наиболее рациональным решением проблем НИОКР в Казахстане может стать:
1) Создание государственной информационной системы (ГИС) по энергетике, которая могла бы объединить все действующие организации в области НИОКР, производства и финансирования проектов. Такая система с помощью современных информационных технологий могла бы проводить государственную политику и пропаганду по ВИЭ, давать доступ населению к информационным ресурсам и сведениям по развитию ВИЭ в стране.
2) Перевод функций распределения финансов и контроля исполнения работ на общественную организацию (если в рамках ГИС – то это может быть Общественный совет), в которую будут входить представители госорганов, научных и учебных заведений, а самое главное – представители организаций, способных и готовых к проведению НИОКР и организации производства в области ВИЭ, являющейся наиболее преспективной. Такая общественная организация могла бы координировать разработки по всем направлениям ВИЭ, от использования энергии ветра, солнца и воды до эффективной переработки промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных отходов.