Просмотров: 1 134

Национальный фонд Республики Казахстан

Наличие значительных источников дохода бюджета Республики Казахстан от природных ресурсов, таких, как нефть, газ, цветные металлы, ставит перед Правительством этой страны ряд вопросов. Первый вопрос связан с тем фактом, что данный источник доходов не вечен и необходимо планировать использование ресурсов на перспективу. Второй вопрос относится к задаче снижения зависимости объема государственных доходов и расходов от резких и непредсказуемых скачков мировой цены на природные ископаемые.

Принимая во внимание опыт и принципы функционирования успешно и стабильно действующих стабилизационных фондов в зарубежных странах, в Республике Казахстан Указом Президента Н. Назарбаева в августе 2000 года был создан Национальный фонд, предназначенный для будущих поколений и стабилизации экономики. Цель фонда — обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, накопление финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция) и снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).

Национальный фонд Казахстана был основан одним из первых на постсоветском пространстве. Его создание происходило на основе норвежской модели — примера эффективного управления доходами от природных богатств на благо общества. К слову, споры о целесообразности создания Национального фонда начались в Казахстане еще в 1992 году, когда возникла сама идея финансовой страховки для будущих поколений. В то время речь шла о формировании Нефтяного фонда, который позднее был назван Национальным.

По большому счету, возникновение Национального фонда Казахстана не противоречило логике событий и развитию мирового опыта. За последние полвека во многих странах появились и действуют накопительно-сберегательные и стабилизационные фонды. Доходы от медной руды легли в основу чилийской копилки, от кофе — в бразильскую. Фонды в Иране, Кувейте, Венесуэле, Саудовской Аравии, Ливии, Нигерии, Омане, Норвегии, американском штате Аляска и канадской провинции Альберта опирались на сверхприбыли от нефти и газа.

В казахстанской же практике необходимость создания Национального фонда на рубеже 2000 года была обусловлена ожиданием того, что объемы валютных поступлений от продажи нефти в ближайшие годы будут превышать возможности экономики. Это приведет к неуклонному укреплению тенге, свидетелями чего мы являемся сегодня. В таких условиях все экспортные отрасли и предприятия, работающие на внутренний рынок, могли стать неконкурентоспособными.

Из выступления Президента Н. Назарбаева во время «прямого эфира» на телеканале «Хабар» в 2000 году

«Цены в мире могут меняться, и если сейчас есть сверхдоходы от продажи нефти, то мы должны их откладывать на тот случай, когда подобной конъюнктуры не будет. Государство должно уверенно идти в будущее, а для этого мы должны иметь резервы». С подобной ситуацией Казахстан столкнулся еще в 1998 году, когда мировые цены на нефть упали ниже 10 долларов за баррель, что привело к падению экспортной выручки. В тот момент Правительству страны пришлось пойти на непопулярные меры — урезать социальные расходы, а весной 1999 года, спасая своих экспортеров, — удешевлять национальную валюту тенге. Автоматически это привело к девальвации и инфляции, ухудшению социально-экономического самочувствия населения страны. В таких условиях возникла необходимость знакомства с мировым опытом стран, где умело используют динамику мировых цен на нефть, а затем и на другие экспортные ресурсы.

Именно знакомство с этим мировым опытом и сыграло ключевую роль 16 апреля 2001 года, когда Правительство Казахстана смогло убедить сенаторов Парламента страны и они единогласно приняли и передали на подпись Президенту РК Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам функционирования Национального фонда». В нем были определены концептуальные основы и механизм формирования и использования средств фонда.

В соответствии с ними, главными функциями Национального фонда Казахстана были определены стабилизационная и сберегательная функции. Аккумулируя излишки налоговых поступлений от частных нефтедобывающих и горно-металлургических предприятий, Фонд выполняет две основные функции: первую — стабилизирующую, на которую приходится более 20% резервов; вторую — сберегательную на уровне в 75% резервов. Управление Национальным фондом осуществляется Советом, включающим Президента страны, председателей Палат Парламента, председателя Счетного комитета, а также Премьер-Министра и ряд министров. Управление активами Фонда производится Национальным банком Республики Казахстан.

Доходная часть Фонда формируется из нескольких источников. В Национальный фонд перечисляются превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местном бюджетах суммами поступлений, а также официальные трансферты из республиканского и местного бюджетов, инвестиционные доходы от управления фондов, иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Фонд занимается и инвестиционной деятельностью, имеет стабилизационный и сберегательный портфели. В настоящее время нарабатывается опыт управления средствами Фонда. Средства Национального фонда используются для финансирования дефицита бюджета, на развитие приоритетных проектов, а также накопление финансовых средств для будущих поколений.

В процессе исполнения бюджета решением Правительства Казахстана утверждаются квартальные планы поступлений налогов и иных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора, которые служат основой для выстраивания финансовых отношений Национального фонда с бюджетом. В случае перевыполнения плана производится зачисление денег в Фонд, в обратном случае — компенсация из Фонда.

В то же время практика показывает, что определенный на начальных стадиях создания Национального фонда стабилизационный механизм должен быть усовершенствован. Это особенно важно для достижения более эффективного использования средств Национального фонда.

В целях исключения излишнего отвлечения средств из Национального фонда Министерством финансов Казахстана разрабатываются предложения по внесению поправок в нормативные правовые акты, регулирующие его деятельность. Это позволит усилить не только стабилизационную, но и сберегательную функцию.

Вопрос совершенствования функционирования Фонда находится на контроле у Президента Республики Казахстан. По его поручению, данному на Совете по управлению Национальным фондом, состоявшемся 6 мая 2002 года, Министерством финансов страны разработан новый механизм зачисления в Фонд и возврата средств из Фонда в бюджет. Этот механизм утвержден Правительством Республики Казахстан и предусматривает сокращение взаимных потоков денег более чем в четыре раза. Данное изменение механизма зачисления стало возможным в связи с внесением изменений в Закон «О бюджетной системе», по которому корпоративный подоходный налог в полном объеме зачисляется в республиканский бюджет.

Также на сегодняшний день Национальным банком установлено программное обеспечение кастодиана, осуществляющего хранение, учет и оценку инвестиционного портфеля Фонда. Вложение его средств на международных рынках осуществляется в соответствии с весьма высокими критериями надежности инвестируемых ценных бумаг под наблюдением глобального кастодиана «АБН АМРО Меллон». В этой системе через средства телекоммуникаций Национальному банку обеспечивается доступ к информации кастодиана о составе и оценке инвестиционного портфеля Фонда в режиме реального времени.

Транспарентность и подотчетность функционирования Национального фонда определяется законами о бюджетной системе и о бюджете Республики Казахстан. В целях обеспечения транспарентности деятельности, связанной с управлением Фондом, Правительство Республики Казахстан совместно с Национальным банком Республики Казахстан ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, составляет годовой отчет о формировании и использовании Фонда.

Кроме того, ежегодно проводится внешний аудит деятельности Фонда. Выбор независимого аудитора осуществляется на конкурсной основе и в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. В 2002 году таким аудитором была выбрана компания «Эрнст энд Янг». С этого момента деятельность Фонда ежегодно проверяется этим авторитетным международным аудитором. Информация о годовом отчете, о формировании и использовании Фонда и результатах проведения внешнего аудита публикуется в средствах массовой информации.

К началу 2005 года Национальный фонд Казахстана аккумулировал 5 миллиардов 300 миллионов долларов США. Решение о создании в Республике Казахстан Национального фонда было тщательно продуманным, и сейчас можно говорить о его эффективности, поскольку Фонд уже начал работу и вполне справляется с возложенными на него функциями. Как заявил Президент Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) Жан Лемьер на пресс-конференции, состоявшейся после очередного заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте Казахстана в декабре 2002 года, с учетом того, что происходит в мире с изменением цен на нефть, создание Национального фонда Казахстана «было очень мудрым решением». По словам Лемьера, качество экономической политики Казахстана подтверждается высокими рейтингами, которые присваивают этой стране международные агентства [25].

Национальный фонд уже оказывает существенную помощь в обеспечении стабильности бюджета Казахстана, реализации ряда программ, направленных на развитие сырьевых отраслей, решении перспективных задач, например, в подготовке высококвалифицированных кадров экономистов, менеджеров, управленцев. По сути, Фонд вполне отвечает укрепившемуся в обиходе названию — Фонд будущих поколений.

В настоящее время Национальный фонд успешно осуществляет свою деятельность. Средства Фонда направляются на обеспечение стабильности экономики, развитие приоритетных проектов, а также накопления для будущих поколений. И главным вопросом на перспективу является определение стратегии использования средств Фонда для стимулирования диверсификации экономики Казахстана и обеспечения устойчивого социально-экономического развития этой страны на долгосрочную перспективу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.