Просмотров: 451

Насреддин Туси

Крупнейший математик и астроном ХШ века Нас­реддин Туси (полное имя Абуджафар Му­хаммед ибн Мухаммед ибн ал — Хасан Насреддин Туси) родился 18 февра­ля 1201 года в городе Тусе. Правда, сведения о его месте рождения расходятся, однако бесспорным является то, что молодые годы ученый провел в Тусе, чем и объясняется имя Туси. Город Тус, находящийся в Хорасане (восточный Иран), был в то время одним из центров среднеазиатской культуры. В этом городе жили великий персидско-таджикский поет Фирдоуси, а также ряд ученых, являющихся учениками знамени­того медика и философа Абу Али ибн Сины. Вопрос о том, был ли Насреддин персом или тюр­ком по происхождению, не ясен, он владел и тем и другим языками. После постройки обсерватории в азербайджанском городе Мараге близ Тавриза Насред­дин навсегда связал свою жизнь с Азербайджаном. По сведениям некоторых историков, его потомки и в на­стоящее время живут в Азербайджанской ССР и в Иранском Азербайджане. Об отце Насреддина почти нет сведений. Известно только то, что он много занимался образованием сы­на, В дальнейшем Насреддин учился у видных уче­ных» живших в Тусе. Написав ряд научных трудов, Насреддин предста­вил эти труды багдадскому халифу, который, однако, отнесся к ним неодобрительно. В возрасте около три­дцати лет Туси работает при дворе правителя Кухиста – на —  Насреддина Мухташама. Здесь Насреддин в 1235 году завершает свою знаменитую книгу «Мораль Насира». Вскоре он попадает в столицу исмаилитов (ассасинов) Аламут. Секта исмаилитов возникла в VIII веке в результа­те борьбы свободных крестьян против закабаления их феодалами. Движение исмаилитов выдвигало требова­ние общности земли и имущества. Впоследствии руко­водство этой сектой захватили иранские феодалы. В это время исмаилиты овладели рядом горных зам­ков, секта превратилась в своеобразное государство, обладавшее целой армией террористов — «фидаи». Террористические акты ассасинов были направлены против врагов иранских феодалов: арабов, сельджуков, а позже и европейских крестоносцев и монголов. На­звание «ассасины», под которыми они известны в Ев­ропе, было дано им крестоносцами. Это слово является искажением слова «хашишин»— курители гашиша, (опиума), так как согласно легенде руководители сек­ты для того, чтобы держать фидаи в покорности, опьяняли их опиумом. Это название сохранилось до настоящего времени в ряде европейских языков в смысле «убийца». Столица ассасинов представляла собой считавшуюся неприступной крепость Аламут (Орлиное гнездо). Период жизни Насреддина, когда он находился у ассасинов, был для него весьма тяжелым. Об этом Насреддин пишет в 1242 году в конце комментариев к книге «Указания» Ибн Сины: «Я написал большинство глав этой книги в таких исключительно тяжелых условиях, тяжелее которых не может быть, во время такого сердечного смятения, что не могло быть сердца смятенное».

Насреддин жил у ассасинов до 1256 года, т. е. бо­лее двадцати лет. Несмотря на невыносимую труд­ность, он в этот период написал ряд научных трудов; «Излолсение «Начал» Евклида», законченное в 1248 году, «Изложение «Алмагеста» Птолемея», комментарии к «Указаниям» Ибн Сины. В 1253 году начинается поход монголов на страны Ближнего и Среднего Востока, возглавляемый внуком Чингис — хана – Хулагу — ханом. Войска монголов пого­ловно истребляют ассасинов. Вскоре Насреддин стано­вится советником Хулагу. После завоевания Багдада Хулагу делает своей резиденцией город Марагу в Азербайджане, Династия, основанная Хулагу — ханом, получила название дина­стии «ильханов» (ханы народа). Главная заслуга Насреддина как государственного деятеля состояла в том, что он способствовал построй­ке астрономической обсерватории и организовал боль­шую научную школу. Насреддин умер в Багдаде 26 июля 1274 года.

Рашедеддин указывает, что три сына Насредди­на — Асиледдин, Фахреддин и Садреддин — были так­же учеными и занимались астрономическими предска­заниями. Как многие крупные ученые своего времени, Нас­реддин был ученым весьма широких интересов. Ему принадлежит большое число (по некоторому списку более ста) научных трудов по математике, астрономии, физике, медицине, философии, логике, этике и др. Основная часть трудов Насреддина посвящена матема­тике и астрономии. Все его математические сочинения написаны на арабском языке — международном язы­ке ученых стран Ближнего и Среднего Востока того времени. Астрономические сочинения Насреддина име­ются и на арабском и на персидском языках, иногда одно и то же сочинение написано на обоих языках. Со­чинения по другим вопросам большей частью написа­ны по — персидски, реже – по — арабски. Сейчас известны нам рукописи более двадцати ма­тематических сочинений Насреддина, многие из кото­рых пока не изучены историками математики. Мы в дальнейшем вкратце остановимся на содержании наи­более изученных математических произведений Нас­реддина: «Изложение «Начал» Евклида», «Трактат, исцеляющий сомнения по поводу параллельных ли­ний», «Трактат о полном четырёхстороннее», «Сбор­ник по арифметике с помощью доски и пыли», ком­ментарии к сочинениям Архимеда «О шаре и цилинд­ре» и «Измерение круга».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.