Просмотров: 184

На пути к Евразийской безопасности

На пути к Евразийской безопасности: фактор Казахстана в ОБСЕ. Важнейшим свидетельством повышения роли Республики Казахстан в обеспечении международной безопасности и в развитии широкого евразийского сотрудничества стало председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году. Особе значение имеет новая тенденция общеконтинентальной — евразийской -безопасности, которая наглядно, зримо проявилась в период председательства Казахстана в ОБСЕ. В самом начале 2010 года, 14 января, Глава государства выступил с Обращением по случаю вступления Республики Казахстан на пост председателя ОБСЕ. В нем отмечалось, что Казахстан с чувством огромной ответственности принимает высокую миссию председательства в ОБСЕ «в один из сложнейших периодов современной истории», когда в глобальном мироустройстве происходят «тектонические сдвиги», когда множество вызовов требуют приложения максимума усилий со стороны таких авторитетных многосторонних институтов, как ОБСЕ.
В Обращении подчеркивается, что ситуация в мире «осложняет экзамен, который Казахстану предстоит выдержать», однако страна никогда не отворачивалась от мировых проблем. Наоборот, самые актуальные вопросы, с необходимостью решения которых сегодня сталкивается ОБСЕ, «всегда были поставлены во главу угла внешней политики нашей страны». Уже с самого начала обретения независимости «Казахстан вносит реальный вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности». Тем самым, современный Казахстан, — указывается в Обращении, -«в полной мере осознает свою роль ответственного участника региональных и общемировых экономических процессов» [1].
Президент Н.А.Назарбаев напомнил европейскому сообществу те аспекты, через которые Казахстан вносит свой вклад в развитие и стабилизацию мира, а именно: экспорт на мировой рынок значительных объемов углеводородного сырья и зерна; реализация инициативы о Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, ставшем «уникальным многосторонним инструментом безопасности и сотрудничества на азиатском континенте», своего рода «аналогом ОБСЕ в Азии»; всемерная поддержка усилий к сближению Востока и Запада. Наконец, особенность Казахстана заключается «в многонациональности и поли конфессиональное», а потому та модель межнационального и межрелигиозного согласия, которая реализуется в стране — это «реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных
конфессий».
Глава государства подчеркнул, что Казахстан рассматривает ОБСЕ «с ее уникальным географическим составом участников, опытом взаимодействия государств и наработанным инструментарием» одним из ключевых механизмов международной безопасности и сотрудничества на обширном пространстве от Ванкувера до Владивостока. В тоже время, было замечено, что «позитивный исторический ресурс ОБСЕ имеет свои лимиты». Сегодня уже непозволительно продолжать нескончаемую и снижающую доверие практику как называемых «красных линий», «игр с нулевой суммой» [1]. В современных условиях на первый план выходит повышение эффективности деятельности международных организаций в соответствии с новыми глобальными вызовами. Именно такая задача стоит и перед ОБСЕ, которая представляет собой уникальную диалоговую площадку, объединяющую 56 государств, расположенных на трех континентах земного шара.
Определяющий вопрос здесь в том, — указал Глава Казахстана, — сможет ли ОБСЕ оформиться в качестве структуры, «признающей многообразие мира XXI века, или останется в качестве сегментированной на блоки организации, в которой традиционный Запад стоит особняком от пространства «к востоку от Вены»? В Обращении отмечается, что «стереотипы о «бывших советских республиках» продолжают довлеть в сознании некоторых наших партнеров по ОБСЕ». Хотя и Казахстан, и другие страны СНГ уже два десятилетия достаточно успешно интегрируются в мировое сообщество.
В соответствии со сложившимися в ОБСЕ традициями, Президент Н.А.Назарбаев объявил в Обращении девиз Казахстана как страны-председателя, девиз, символизирующий «содержательную идентификацию председательствующей страны». Таким девизом казахстанского председательства, — как подчеркнуто в Обращении, — будут четыре «Т», которые так необходимы ОБСЕ, — «trast» (доверие), «tradition» (традиции), «transparence» (транспарентность) и «tolerance» (толерантность) [1]. В конечном счете, этот актуальный девиз полностью оправдался и стал визитной карточкой казахстанского председательства.
Одной из ключевых задач ОБСЕ Казахстан рассматривает «расширение и укрепление консенсусного поля» по основополагающим вопросам развития Организации. И десятилетняя пауза с Саммитом ОБСЕ является, — отметил Президент Казахстана,-«иллюстрациейтого, что консенсусная основа Организации пребывает если не в кризисном, то в весьма стагнационном состоянии». В этой связи Казахстаном выдвинута инициатива о созыве встречи в верхах в 2010 году. Такая встреча, на высшем уровне, — отмечается в Обращении, — обеспечит возможность отметить знаменательные даты: 35-летие Хельсинкского Заключительного акта, 20-летие Парижской хартии и 65-летие окончания Второй мировой войны. В содержательном плане «наполнением Саммита могли бы стать актуальные проблемы безопасности в зоне ответственности ОБСЕ, ситуация в Афганистане и вопросы толерантности».
В Обращении Президент Казахстана указывается, что, несмотря на проблемы, ОБСЕ — это та Организация, «которую сегодня нечем заменить». Поэтому ее «стагнация или исчезновение создали бы взрывоопасный вакуум на евроатлантическом пространстве». В этом контексте было предложено рассмотреть инициативу об объявлении 1 августа (день подписания Хельсинского Заключительного акта в 1975 году) «Днем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». В заключение своего Обращения Президент Н.А.Назарбаев привел казахскую народную мудрость- «Бірлік болмай тірлік болмас» — «Без единства не будет и жизни». Нет сомнений, что эта простая, но одновременно и глубокая народная мысль актуальна не только для 2010 года, но будет весьма значима для ОБСЕ и в дальнейшем — в наступившем десятилетии. Более подробно Глава государства развернул свое видение казахстанского председательства в ОБСЕ через две недели после Обращения в известной и многими в мире прочитанной статье «Судьба и перспективы ОБСЕ» («Известия», 28 января 2010 года), где он задает важный вопрос: «впишется ли ОБСЕ в нынешнем формате в динамичные реалии XXI века»? При этом Казахстан, как председатель, не является сторонником каких-то революций в организации, но и действовать инерционно не намерен.
Президент расценивает председательство в ОБСЕ не просто как «стратегический национальный проект», но и «как возможность придать организации новое дыхание, новый импульс», возродить и укрепить «дух Хельсинки». В статье напоминается, что Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1970-е годы было «переломным моментом для всего мира», «первым примером успешного институционального диалога Востока и Запада», было прорывом с точки зрения сотрудничества двух идеологий и мировоззрений. Но не эти ли задачи и сегодня стоят перед миром? [2].
В статье рассматриваются проблемы современного мира, которые стали предметом озабоченности многих стран — участниц ОБСЕ ~ экстремизм и транснациональные угрозы; расшатывание режима ДНЯО, расширение круга так называемых «пороговых государств»; изменения в военно-политическом, балансе на континенте, «замороженные конфликты»; глобальный финансово-экономический кризис. В этой связи Президент Казахстана обращает внимание «на одну важную тенденцию», которая характерна для глобальных процессов в целом. «Полагаю, — пишет он, — что всем следует понять простую вещь: сама логика глобального развития требует усиления роли среднеразмерных государств, которые составляют большинство в современном мире. На мой взгляд, роль средних государств должна заключаться в том, чтобы добиваться принятия глобальных стратегических решений на консенсусной основе». Именно к таким среднеразмерным государствам с точки зрения совокупного потенциала и относится Республика Казахстан.
С другой стороны, уже в январской статье Глава государства подчеркивает аспект, который стал одним из существенных в стратегическом видении Казахстаном проблем континентальной безопасности. В частности, в статье отмечается, что имеет место «недостаточная встроенность евразийского пространства в процесс развития потенциала организации». Поэтому, в деятельности ОБСЕ важно «активизировать взаимодействие с новыми, весьма влиятельными и динамично развивающимися региональными организациями». Появление СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС знаменует собой совершенно «иную реальность», чем это было во времена Советского Союза. Возникновение ШОС означает появление нового механизма структурирования пространства на огромной части ОБСЕ. Появились такие инновационные проекты, как СВМДА — прообраз азиатской системы коллективной безопасности. Следовательно, — отмечает Н. А. Назарбаев, — «ОБСЕ должна наращивать уже имеющуюся позитивную практику контактов с другими региональными структурами». И Астана могла бы, в случае поддержки других государств, «стать надежной площадкой для такого рода межинституционального и надрегионального диалога».
При том, Казахстан, — подчеркивает Глава государства, -приходит в организацию «как продолжатель сложившихся традиций». По его мнению, «председательство Казахстана в ОБСЕ может положить начало новому этапу отношений между Востоком и Западом», в том числе по сложным проблемам в сфере безопасности. Важно признать весьма существенный и значимый исторический факт, — что «ОБСЕ из континентальной европейской организации уже давно превратилась в организацию, которая и по зоне ответственности, и по конкретным участкам работы приобрела трансконтинентальный характер». Поэтому, — указывает Президент Казахстана, — «сегодня было бы более корректно говорить не только о европейской, но и о евразийской безопасности», без которой обеспечить прочную европейскую безопасность в принципе невозможно. В связи с этим отмечено, что «без подключения региональных организаций сложно решить афганскую проблему» [2]. Здесь следует обратить внимание на инновационную формулу Н.А. Назарбаева — «евразийская безопасность», достижение которой критично необходимо для обеспечения традиционной «европейской безопасности». То есть уже в самом начале своего председательствования Казахстан выдвинул фундаментальный, ключевой тезис расширения понимания европейской безопасности до евразийской.
Обратил внимание Глава государства и на вопросы «второй корзины» — экологическая безопасность, развитие транспортно-коммуникационного потенциала Центральной Азии. Особо указано Президентом Казахстана на проблемы цивилизационные: «Сегодня совершенно очевидно, что «одномерный мир» и «универсальная цивилизация» -это уже архаические утопии. Нельзя игнорировать образ жизни, традиции, культуру, этническую историю разных регионов мира. В противном случае это может привести к фундаментальному кризису, в основе которого будет социальное, культурное, религиозное неприятие западной модели развития». Являясь светским государством с преобладающим мусульманским населением, Казахстан на посту председателя ОБСЕ, — подчеркивает Глава государства, — «ощущает особую ответственность за сближение мусульманской и христианской цивилизаций, за углубление понимания между Востоком и Западом» [2].
Наконец, Президент Казахстана вновь напоминает, что в 2010 году исполняется 35 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта, 20 лет — Парижской хартии для новой Европы и 65 лет — со дня окончания Второй мировой войны. Совпадение этих событий носит глубоко символичный характер и накладывает особые обязательства на организацию. В связи с этим им аргументируется крупная инициатива: «Мы полагаем, что наилучшим способом осмыслить все эти исторические вехи с учетом «духа современности» стало бы проведение в 2010 году долгожданного Саммита глав государств ОБСЕ в молодой столице Казахстана — Астане, расположенной в центре Евразии». На такой важный форум должны быть, по представлению Казахстана, вынесены действительно значимые и актуальные вопросы международной жизни, в первую очередь, построение единой архитектуры безопасности, реабилитации и помощь Афганистану. Кроме того, Казахстан предлагает включить в повестку дня саммита вопрос о разработке Программы действий по обеспечению межэтнического и межконфессионального согласия.
В заключение январской статьи в «Известиях» Глава государства отметил: «Мы — реалисты и отчетливо осознаем, что процесс обновления ОБСЕ не ограничивается лишь 2010 годом, это задача на длительную перспективу, и Казахстан как активный член организации настроен на кропотливую и многолетнюю работу в этом направлении».
В итоге статья Н.А.Назарбаева получила большой резонанс в странах ОБСЕ, в руководстве организации, стала отправным «тезисом» казахстанского председательства. И это тем более важно, что изначально сама инициатива Казахстана по ОБСЕ была в известном смысле вызовом европейскому и мировому сообществу. Была конструктивным вызовом тем евроатлантическим и постсоветским стереотипам, которые накопились за последние десятилетия, и в которых европейский мир отделялся от азиатского. Необходимо было перешагнуть эти стереотипы, преодолеть их, выйти за узкие рамки привычных «европейских» представлений о континентальной безопасности. Как заметил К.Б. Саудабаев, «это был не только вызов традициям и практике Организации, которые оказались не менее закостенелыми, чем стереотипы породившей их «холодной войны», но и тест на зрелость Казахстана, уровень его политического и социально-экономического развития».
Принципиальное событие в ходе председательства Казахстана произошло 3 августа 2010 года, когда Совет министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ принял окончательное решение о проведении в Астане 1-2 декабря 2010 года Саммита этой крупнейшей международной организации. Состоявшийся Саммит ОБСЕ был долгожданным событием. Вееказахетанцы, все друзья Казахстана за рубежом внимательно следили за его ходом, переживали и размышляли. Теперь необходимо дальше продолжить осмысление исторического значения этого мирового события.
Накануне и после Саммита ОБСЕ в прессе и в сети появилось немало публикаций, материалов, посвященных председательству Казахстана и Саммиту ОБСЕ в Астане. Эта тема обсуждалась в научном сообществе, в том числе на конференциях, круглых столах, в кулуарах. Высказывались как официальные точки зрения, так и неофициальные, частные. Преобладающий тон откликов, был, бесспорно, положительный. Однако встречались в научно-экспертном сообществе и критические мнения. Речь не идет о представлениях оппозиции, которая против по определению. Тут имеются в виду мнения, которые претендуют на серьезность. И это касается не только отдельных деталей, но и общего восприятия председательства Казахстана в ОБСЕ в среде интеллигенции. Так как дело не в личностях, а в позициях, то именно на этих некоторых позициях и есть смысл остановиться. В частности, раздавались голоса, что Саммит в Астане — это преимущественно имиджевое мероприятие с неопределенным практическим результатом. Однако критики не хотели видеть фундаментальную значимость самого факта, что Саммит ОБСЕ проходил через 11 лет после предыдущего. Такая пауза — это не просто «техническая» проблема, это своеобразное проявление концептуального кризиса понимания безопасности и идентичности европейского мира.
Парадоксально, но ведь даже в 1970-е годы, во времена биполярного мира и блокового противостояния европейский саммит по безопасности был возможен. А в 2000-е годы, когда эпоха противостояния двух систем осталась, казалось бы, далеко позади, на протяжении целого десятилетия не нашлось страны, которая могла бы реализовать проект встречи на высшем уровне. Поэтому с таким скепсисом в экспертном сообществе 5-7 лет назад была встречена инициатива Казахстана о председательстве в ОБСЕ. Многие не верили, а многие этого и не хотели. В глазах аналитиков выглядело невероятным, что евроатлантическое сообщество согласится на то, чтобы председателем ОБСЕ (то есть организации «западного» мира) стала страна, которую продолжали упорно относить геополитически к Центральной и даже Южной Азии, но никак не к Европе. А если же представить, что кто-нибудь, например, лет 15-20 тому назад предсказал бы, что Казахстан будет собирать Саммит ОБСЕ именно в Акмоле, бывшем Целинограде, то никто точно бы не поверил, сказали бы, что это несбыточное «политическое фэнтези». Но в 2010 году это стало реальностью. И Саммит ОБСЕ был впервые проведен «за пределами географических границ Европы» [4].
Как отметил Глава государства 15 декабря 2011 года на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан: «Девятнадцать лет назад никто не мог предположить, что столица Казахстана Астана станет достойной наследницей знаменитого «духа Хельсинки». Сегодня это свершилось».
Решение о председательстве Казахстана в 2010 году было принято, как известно, 30 ноября 2007 года на Мадридской встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Такое решение было беспрецедентным: впервые в истории Организацию должно было возглавить азиатское (с точки зрения Европы) государство, страна тюркского мира с преимущественно мусульманским населением, тогда как традиционно ОБСЕ возглавляли страны Западной Европы, члены или кандидаты на вступление в Европейский союз. Кроме того, до Казахстана ни одно государство СНГ не претендовало на этот высокий пост.
Впервые инициатива о стремлении Казахстана принять политическое лидерство в ОБСЕ была озвучена в 2003 году. Как отметил К.Б. Саудабаев, уже тогда Казахстан «продемонстрировал готовность продолжить усилия по укреплению стабильности и безопасности на всем обширном пространстве ОБСЕ». Такая заявка также «продемонстрировала консенсус в казахстанском обществе в отношении будущего развития страны и символизировала стремление последовательно претворять в жизнь дальнейшую демократизацию общества».
Решение ОБСЕ о казахстанском председательстве продвигалось не просто. Б частности, 2 января 2010 года французская газета «Монд» в статье «Председательство в ОБСЕ представляет собой вызов для Казахстана» отмечала, что Казахстан долго не мог добиться председательского статуса из-за нежелания некоторых влиятельных стран-участниц Организации. Тем не менее, «после двух попыток, Казахстан сумел переубедить своих коллег из ОБСЕ». А английский «Экономист» также напомнил, что изначально именно Англия и Америка противостояли стремлению Казахстана стать председателем ОБСЕ. «Однако, не без поддержки со стороны России, — отмечает газета, — а также в надежде на то, что председательство вдохновит государство улучшить свои позиции по болезненным для Запада вопросам демократии, сопротивление удалось преодолеть». Следует вспомнить и пример с предыдущим госсекретарем США К. Райе, которая в свое время настойчиво рекомендовала Н.А. Назарбаеву не поднимать на переговорах с Президентом Дж. Бушем вопрос о председательстве Казахстана в ОБСЕ. Но Глава государства смело пошел на такой разговор с Президентом США и в полемике аргументировал стремление Казахстана встать во главе ОБСЕ.
В итоге, несмотря на обстоятельства, дискуссии в Европе и мире по поводу возможного председательства Казахстана в ОБСЕ дали позитивный результат. Существенное значение имело то, что уже в августе 2005 года на саммите стран СНГ в Казани инициатива Президента Н.А. Назарбаева получила поддержку президентов стран СНГ. И хотя выдвижение кандидатуры Казахстана в 2006 году в качестве председателя ОБСЕ на 2009 год не нашло сразу общей поддержки, но «вода камень точит» — Казахстан не отступился и, в конечном счете, в результате большой и интенсивной работы, на удивление многим, добился своей цели годом позже, заручившись поддержкой ведущих государств и став коллективным кандидатом от государств СНГ. Уже такая последовательность в достижении политической цели на протяжении четырех лет (с 2003 по 2007) сама по себе заслуживала уважения, она изначально способствовала тому, чтобы имя Республики Казахстан было вписано в историю ОБСЕ.
То же самое касается и инициативы Казахстана о проведении Саммита ОБСЕ, ставшего уникальным мировым событием. Как отметил Президент Казахстана: «Не будем скрывать, решение о его проведении принималось нелегко. Чаша весов до самого последнего момента колебалась под тяжестью разных аргументов». Так, некоторые противники саммита полагали, что «в новых условиях ОБСЕ может занять развечто почетное место в глобальном музее истории». Однако, как подчеркнул Н.А.Назарбаев, — «я никогда не разделял такого мнения». Наоборот, по представлению Президента Казахстана, «ценность ОБСЕ как раз и заключается в том, что в разные, переломные для Европы и мира, годы её цели и принципы оставались универсальной основой поддержания и укрепления безопасности на огромном пространстве северного полушария».
При этом Казахстан не просто стал площадкой для ОБСЕ. Страна внесла тем самым свой посильный вклад в преодоление кризиса общеевропейской идентичности и соотношения Европы и Евразии. Для многих стало еще раз очевидно, что Европа не может жить, отгородившись от остальной части Евразийского материка, что подлинная безопасность нового века трудно достижима только в рамках одной Европы. Поэтому нет необходимости беспокоиться (как казалось некоторым экспертам), что Казахстан поставил для себя слишком высокую планку. Казахстан давно уже не ученик начальных классов в международных отношениях. И об этом свидетедьствуют многочисленные внешнеполитические инициативы, которые не только выдвигаются Казахстаном, но и доводятся до воплощения, до реализации. Именно так и произошло с инициативой по проведению Саммита ОБСЕ. Если же при этом Казахстан улучшает свой внешне-и внутриполитический имидж, то это можно только приветствовать. Ведь в современном мире все страны, даже самые влиятельные и сильные, озабочены тем, как их воспринимают в мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.