Просмотров: 2 772

Многовекторная внешняя политика Казахстана

Внешняя политика Республики Казахстан на протяжении всех лет суверенного ее развития основывается на концепции многовекторности, провозглашенной Н. Назарбаевым сразу же после избрания его на пост Президента страны 1 декабря 1991 г. По мнению Президента РК Н. Назарбаева, многовекторность означает «…развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическими и политическими преобразованиям в нашей стране». Такая позиция Казахстана во многом определялась и определяется геополитическим положением нашей страны, полиэтническим и многоконфессиональным составом населения, уровнем развития экономики в целом. С учетом нынешних международных реалий главный акцент во внешнеполитической стратегии Казахстана сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение нетрадиционных вызовов и угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих в настоящее время из Афганистана и других сопредельных с регионом стран.

Для решения этой задачи Казахстан считает целесообразным сосредоточиться на следующих приоритетных внешнеполитических направлениях: – участии в деятельности межгосударственных объединений – Совещания по выработке мер доверия в Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора о коллективной безопасности; – стратегическом сотрудничестве с Россией и Китаем; – поддержании дружественных отношений с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном; – конструктивном взаимодействии с США, странами Евросоюза, а также такими организациями, как ОБСЕ и Организация Североатлантического Договора (НАТО); – сотрудничестве с государствами исламского мира; – партнерских связях со странами Азиатско-Тихоокенского региона (АТ Р ).

На наш взгляд, с учетом обстановки, складывающейся в мире, весьма перспективной международной организацией является СВМДА, основное значение которой заключается в укреплении сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии. С самого начала идея созыва СВМДА нашла поддержку в ряде азиатских государств, определяющих политический климат на континенте, и ведущих международных организаций.

В настоящее время заложены юридические основы системы азиатской безопасности с конкретными механизмами обеспечения стабильности в регионе. Таким образом, СВМДА становится локомотивом взаимных подходов в борьбе с вызовами безопасности на Азиатском континенте и вносит существенный вклад в обеспечение мира и безопасности во всем мире. Все больший вес и авторитет набирает Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), целью которого является экономическая интеграция, предусматривающая создание зоны свободной торговли и формирование Таможенного союза. На саммите глав государств – членов ЕврАзЭС, состоявшемся в г. Душанбе 6 октября 2007 г., лидеры Беларуси, Казахстана и России подписали документы о формировании Таможенного союза. Предполагается, что в 2010 г. создание правовой базы Таможенного союза будет завершено.

Для содействия в преодолении мирового экономического кризиса 4 февраля 2009 г. в Москве на саммите ЕврАзЭС было принято решение о создании Антикризисного фонда объемом 10 млрд. долл. США. Основными донорами фонда являются Россия (7,5 млрд.) и Казахстан (1 млрд.). Для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей было принято решение о создании Международного центра высоких технологий.

Эскалация напряженности и конфликтные ситуации, перманентно возникающие на границах стран СНГ, ставят на повестку дня вопрос о выработке совместных мер по противодействию различным явлениям, угрожающим их стабильности, и дальнейшему развитию. Важным шагом в этом направлении стало создание ОДКБ4 февраля 2009 г. на саммите ОДКБ в Москве было принято решение о формировании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Эти силы должны стать эффективным и универсальным инструментом по поддержанию безопасности на всем пространстве ОДКБ, включая отражение военной агрессии, ликвидацию террористов, экстремистов, организованной преступности, наркопреступности и при необходимости последствий чрезвычайных ситуаций. Костяк КСОР составят одна дивизия и одна бригада воздушно-десантных войск (ВДВ) России и одна бригада ВДВ Казахстана.

Особое значение в современных условиях приобретает сотрудничество в рамках ШОС, включающее в себя широкий спектр взаимных действий экономического, военно-политического и гуманитарного характера. При этом необходимо подчеркнуть, что ШОС не является военно-политическим союзом и ее деятельность не направлена против других государств и регионов. На Душанбинском саммите ШОС в августе 2008 г. особое внимание было уделено совместной работе на афганском направлении. Под эгидой ШОС планируется проведение специальной конференции по Афганистану, посвященной борьбе с терроризмом, наркотрафиком и трансграничной преступностью,

Большое внимание уделяется в ШОС наращиванию темпов экономического взаимодействия, в том числе в сферах энергетики, транспорта, сельского хозяйства, торговли и инвестиций, включая деятельность Межбанковского объединения, Делового совета ШОС, а также созданию трансконтинентального транспортного коридора между Европой и Азией. Сотрудничество Республики Казахстан с региональными и международными интеграционными объединениями указывает на открытость и готовность руководства нашей страны к строительству и развитию отношений в системе международного взаимодействия в рамках как двустороннего, так и многостороннего формата, на основе взаимоуважения, партнерства и перспективности.

Важнейшее значение для обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии, создания в регионе условий для взаимовыгодного сотрудничества имеет развитие двусторонних экономических, политических и культурно-гуманитарных отношений с ближайшими территориальными соседями. Казахстан и Россия, в силу наличия многочисленных экономических, политических, этнических, языковых, демографических, конфессиональных, географических причин (наибольшая протяженность непрерывной сухопутной границы в мире, значительное число русскоязычного населения в РК и этнических казахов в РФ, заинтересованность в политическом и торгово-экономическом сотрудничестве и т. д.), являются чрезвычайно «взаимоувязанными» государствами.

Об этом красноречиво свидетельствуют данные о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. Товарооборот Казахстана с Россией превышает товарооборот со всеми другими государствами Средней Азии. В 2008 г. товарооборот между РК и РФ достиг 20 млрд. долл. США (для сравнения: в 2005 г. товарооборот составлял 9,5 млрд.). Темпы прироста товарооборота составляют 30% в год. В Казахстане действуют более 1600 предприятий с участием российского капитала. Российско-казахстанское сотрудничество развивается как в двустороннем формате, так и на многосторонней основе – в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, Организации «Центрально-азиатское сотрудничество» (ОЦАС). Нельзя не отметить, что отношения между РК и РФ являются основой для создания евразийской финансовой, энергетической, транспортной и таможенной инфраструктур.

О значении, придающемся отношениям с Казахстаном в Кремле, свидетельствует тот факт, что свой первый зарубежный визит в качестве президента Российской Федерации Д. Медведев совершил в Казахстан (в мае 2008 г.). Особое значение, которое придается казахстанско-российским отношениям, подтверждается интенсив-ностью визитов главы России в Казахстан: в 2008 г. Д. Медведев посетил Казахстан еще три раза – в июле, сентябре и декабре. В 2009 г. двусторонние переговоры на высшем уровне состоялись 4 февраля в Москве – в рамках саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС.

По мнению Президента РК Н. Назарбаева, казахстанско-российские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства. Между нашими странами, как считает Глава Казахстана, не существует политических и экономических проблем, которые невозможно было бы решить « путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов». Эту точку зрения разделяет и президент РФ Д. Медведев, подчеркнувший на встрече с Президентом РК Н. Назарбаевым 4 февраля 2009 г. , что между Казахстаном и Россией развивается дружественный, союзнический диалог. Приоритетным направлением казахстанской внешней политики продолжает оставаться сотрудничество с Китайской Народной Республикой (КНР), долгосрочной целью которого является сохранение мирной международной обстановки, необходимой для успешного продвижения внутренней модернизации страны.

Свою политику по отношению к КНР суверенному Казахстану пришлось строить с нуля. Президент Н. Назарбаев, анализируя ситуацию тех лет, вспоминает: «Обе стороны формировали образ врага, а военные доктрины объявляли друг друга наиболее вероятным противником… Общая политика, общая пропаганда нас всех настраивала, что Китай – враг номер один …Казахстан, получив независимость, должен был заново определить свои отношения с Китайской Народной Республикой. Надо было избавиться от наследства, доставшегося нам от партийных идеологов». Со стороны китайского руководства также была проявлена готовность к началу полномасштабного диалога с Казахстаном по всем аспектам взаимоотношений между двумя странами. Как отметил бывший председатель КНР Цзянь Цзэминь, «…Китай всегда будет верным другом, добрым соседом, несмотря ни на какие изменения, происходящие в мире». В настоящее время казахстанско-китайское экономическое сотрудничество активно развивается. Во внешней торговле Китая Казахстан занимает второе место среди стран СНГ, уступая лишь России. В 2007 г. товарооборот между двумя странами составил 9,1 млрд. долл. США (для сравнения: в 2005 г. товарооборот составлял 3,7 млрд. долл.). Интерес Китай проявляет прежде всего к энергетической сфере. К 2011 г. предполагается завершить строительство нефте провода Западного Казахстана – Запад Китая проектной мощно стью в 20 млн. т не фти в год. В настоящее время через Казахстан в Китай ведется строительство двух газопроводов – из Узбекистана и Туркменистана.

Развитие и углубление отношений (в двустороннем и многостороннем формате) с государствами Центральной Азии – Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном – является стратегическим внешнеполитическим приоритетом Казахстана. Казахстан исходит из того, что страны региона сближают не только экономические интересы, но и общие судьбы народов, которые, в хорошем смысле слова, «обречены жить» в состоянии самой близкой дружбы.

На встрече лидеров стран ОЦАС, состоявшейся в Бишкеке 9–10 января 1997 г., был подписан первый в истории международных отношений центральноазиатских стран трехсторонний Договор о вечной дружбе между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. В статье 3 этого договора закреплено положение о том, что «стороны будут оказывать друг другу разностороннюю поддержку, в первую очередь, в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности». Соседним государствам Казахстан оказывает значительную экономическую и гуманитарную помощь, поскольку это способствует их стабильности, а значит и безопасности региона в целом. Так, в 2008 г. казахстанские инвестиции в четыре страны Центральной Азии превысили 1 млрд. долл. США, в том числе в кыргызскую экономику – 628,2 млн. долл. США, в узбекскую – 200,8 млн.

Существенным средством нейтрализации традиционных и нетрадиционных угроз для стран Центральной Азии является региональная интеграция. В настоящее время по-прежнему сохраняет свою актуальность инициатива Главы Казахстана о создании Союза центральноазиатских государств. На начальном этапе реализации этого проекта предполагается создание на всей территории региона благоприятного делового климата.

Это может быть достигнуто путем заключения межправительственных соглашений, с одной стороны, устраняющих протекционистские барьеры на пути импорта, экспорта, инвестиций, рабочей силы, а с другой – обеспечивающих совместную реализацию проектов, имеющих значение для всего региона. Следующим этапом может стать создание региональных консорциумов – продовольственного, водно-энергетического, транспортно-коммуникационного. Казахстан выступает за углубление «конструктивного взаимодействия» с Соединенными Штатами Америки (США), учитывая лидирующую роль этого государства в современном мире. Особую роль в налаживании конструктивных отношений с США сыграло принципиальное решение руководства Казахстана отказаться от статуса ядерной державы.

Во многом именно этот факт предопределил будущий характер двусторонних отношений. Как заявил экс-президент США Б. Клинтон, «…Мир избавлен от еще одной угрозы ядерного терроризма и распространения ядерного оружия. Я ценю лидерство в этом Президента Н. Назарбаева» [6, c. 13]. Следствием такой политики стал подписанный 5 декабря 1994 г. в Будапеште Меморандум о предоставлении Республике Казахстан гарантий безопасности со стороны Великобритании, России и США, гарантирующий стратегическую задачу обеспечения безопасности страны. Особую роль в развитии экономического сотрудничества занимает энергетический сектор. Одной из первых иностранных компаний, начавших бизнес в Казахстане, был «Шеврон», приступивший в 1993 г. к освоению Тенгизского нефтяного месторождения. При участии компаний «Шеврон» и «Мобил» был построен и в 2001 г. введен в эксплуатацию нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В июне 2006 г. Казахстан присоединился к транскавказскому нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).

В настоящее время США являются одним из крупнейших инвесторов казахстанской экономики. Общий объем прямых американских инвестиций в экономику Казахстана составляет около 15 млрд. долл. В 2007 г. доля США в общем объеме внешнеторгового оборота Казахстана составила 2,046 млрд. долл. (2,5%). В Казахстане зарегистрированы 374 совместных предприятия и представительства 91 американской компании. Большие надежды возлагаются на казахстанско-американскую инициативу государственно-частного партнерства, принятую в феврале 2008 г. и призванную не только поддержать развитие энергетических проектов США в РК, но и привлечь американские инвестиции и инновации в несырьевой сектор казахстанской экономики.

Выстраивание отношений со странами Европейского Союза (ЕС), поддержание и дальнейшее углубление взаимовыгодных политических и экономических контактов с ними остаются в числе основных внешнеполитических приоритетов нашей страны. Казахстан, а также Туркменистан и Узбекистан приобретают для ЕС все большее значение (в сфере энергетической безопасности). В связи с этим в стратегии «Европейский Союз и Центральная Азия», принятой в 2007 г., подчеркивается, что между ЕС и Центральной Азией открываются новые перспективы сотрудничества.

ЕС интересуют и другие проблемы: вопросы безопасности (управление границами, миграция, борьба с организованной преступностью и международным терроризмом, торговля людьми, наркотиками и оружием); региональное сотрудничество; права человека; окружающая среда; транспортная инфраструктура; образование и культура. Для Казахстана развитие сотрудничества со странами ЕС является весьма актуальным. Основной сферой сотрудничества по-прежнему является энергообеспечение. Для ЕС наша республика является основным региональным углеводородным экспортером. Ежегодно Казахстан обеспечивает до 20% всего импорта газа и нефти, поставляемого в страны ЕС.

В 2008 г. товарооборот Казахстана с ЕС достиг 36,4 млрд. долл. США. Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота РК со странами ЕС в 2008 г. принадлежит Италии (12,6%), Франции (5,8%), Нидерландам (4,5%), Германии (2,9%), Великобритании (2,1%), Испании (1,0%). Для Казахстана большой интерес представляют инвестиционные возможности стран – членов ЕС. С момента обретения нашей страной независимости страны ЕС инвестировали в экономику республики значительные средства – около 40 млрд. долл. США прямых инвестиций, что составляет примерно половину от общего объема прямых иностранных инвестиций в Казахстан за этот период. Основными инвесторами являются Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия и Италия. Однако большая часть этих инвестиций была направлена в топливно-энергетический комплекс. Сегодня для нас важна концентрация европейских инвестиций в наукоемких и инновационных отраслях промышленности. Столь же важным является создание достаточно либеральных условий для вложения казахстанских инвестиций в экономику Евросоюза.

Казахстан сотрудничает с ЕС в таких проектах, как создание интегрированной системы коммуникаций по перекачке нефти и газа в Европу (ИНОГЕЙТ) и Транспортный коридор «Европа – Кавказ – Центральная Азия» (ТРАСЕКА), строительство автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай» протяженностью 8445 км. Казахстанскую часть автокоридора планируется создать уже к концу 2013 г.

Особым направлением внешнеполитической деятельности Казахстана является подготовка к председательствованию в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 г. Председательство в этой крупнейшей организации Астана связывает не только с осуществлением дипломатических функций, но и с реализацией серьезных экономических и политических реформ внутри страны.

В этих целях 29 августа 2008 г. Президент РК Н. Назарбаев утвердил государственную программу «Путь в Европу», рассчитанную на 2009–2011 гг. Целью этой программы является выход РК на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими государствами. При этом предусматриваются развитие и углубление сотрудничества РК и европейских государств, особенно в технологической, энергетической, транспортной, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Казахстан в рамках своего председательства планирует расширить сотрудничество ОБСЕ с исламским миром. Так, на 11 саммите Организации Исламская конференция ( ОИК) (Дакар, 13–14 марта 2008 г.) министр иностранных дел РК М. Тажин предложил исламским странам подключиться к формированию Повестки дня деятельности ОБСЕ в 2010 г.

В частности, предложено рассмотреть возможность сотрудничества между ОБСЕ и ОИК по вопросам миграции и интеграции мусульманских общин в европейских странах, прав мусульманских женщин и молодежи в западном обществе, современного понимания международного права, проблемы экологии. Не менее важным направлением внешнеполитической деятельности Казахстана является политика, направленная на развитие и углубление диалога цивилизаций и религий, осуществляемая казахстанским руководством на протяжении ряда лет. В 2003 и 2006 гг. в Астане были проведены два съезда мировых и традиционных лидеров, собравших духовных представителей о сновных конфессий мира. В июле 2009 г. в Астане состоится третий съезд религиозных лидеров.

По инициативе казахстанской стороны в октябре 2008 г. в Астане состоялся форум министров иностранных дел мусульманских и западных стран «Общий мир: прогресс через разнообразие». Большое значение Казахстан придает развитию сотрудничества с такой влиятельной военно-политической организацией, как НАТО, последовательно выступая за реализацию имеющегося потенциала по таким направлениям, как оборонная политика и стратегия, планирование и организация научных исследований, разработка технологий оборонной сферы, политические и оборонные мероприятия, направленные на недопущение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ).

В настоящее время отношения между Казахстаном и НАТО характеризуются позитивным поступательным развитием и носят конструктивный и взаимовыгодный характер, в том числе в рамках программы «Партнерство во имя мира», созданной для формирования новых отношений в области безопасности между НАТО и его партнерами. Также особое внимание уделяется в Казахстане развитию отношений с государствами исламского мира. Причем наша страна строит свои отношения с мусульманскими странами не на идеологической или религиозной основе, а исходя из своих государственных интересов и основываясь на общепризнанных нормах международного права.

Сегодня Казахстан наладил экономическое и культурное со­трудничество со всеми ведущими исламскими государствами. Казахстан является членом ОИК (с 1995 г.). Наша страна сотруд­ничает с Исламским банком развития, Исламской организацией по образованию, науке и культуре.

В инвестировании казахстанской экономики исламские стра­ны, в частности арабские, принимают активное участие. Однако Казахстан является не только получателем арабских инвестиций; при финансовой поддержке нашей страны в Каире идут рестав­рационные работы мечети Султана Бейбарса — выдающегося правителя Египта, жившего в XIII в.; в Дамаске осуществляется сооружение историко-культурного комплекса Абу Насра аль-Фараби (на месте захоронения последнего).

В рамках сотрудничества с исламскими странами важной задачей для Казахстана является позиционирование страны как светского государства, в котором религия отделена от политики, и любые попытки манипулирования вопросами религии для дости­жения политических целей будут решительно пресекаться. Что же касается возрождения ислама, то оно будет осуществляться в рамках общего развития культуры и духовности Казахстана. Учитывая возрастающее экономическое значение стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), большой интерес для Казахстана представляет углубление сотрудничества с Японией, Индией, Республикой Корея, Пакистаном, а также Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Индонезией. Таким образом, Республика Казахстан, успешно осущест­вляющая многовекторную внешнюю политику, сумела занять в системе международных отношений достойное место, завоевать авторитет как надежный, принципиальный и предсказуемый партнер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.