Просмотров: 105

Мировая торговля нефтью и параметры ее ресурсной базы

Характер функционирование этого рынка нефти определяется особенностями производства, торговли, хранения, транспортировки и товарной ценностью продукции — нефти.

Как высокоэффективное топливо широкое применение нефть получила с конца XIX в., с момента изобретения двигателя внутреннего сгорания. Ежегодно расширяется номенклатура выпускаемых нефтепродуктов, происходит стабилизация качественных параметров, повышается их конкурентоспособность. Нефть, как и многие другие соединения углеводородного сырья, в условиях НТП, развития самолетостроения, аэрокосмической индустрии, машиностроения, автомобилестроения и других секторов мировой экономики служит высокоэффективным топливом и основой наращивания производственных мощностей многих прогрессивных отраслей.

Безусловно, НТП способствовал созданию новых видов топлива, и развитые государства стремятся перейти на ис­пользование его альтернативных видов. Так, Франция су­щественно развила свои программы исследований по поис­ку новых источников энергии: геотермальной, энергии солнца, ветра и т.д. Здесь речь идет о добавочных энергети­ческих ресурсах в целях уменьшения зависимости от им­портируемого углеводородного сырья /13/. Однако нефть представляет собой не только высокоэффективное топливо, но и является одним из важнейших видов сырья для произ­водства разнообразных химических продуктов, в том числе синтетических спиртов, моющих средств, каучукоподобных материалов, растворителей и др. Помимо этого, в качестве сырья для химической промышленности широко использу­ются попутные газы нефтедобычи и нефтепереработки. По­этому параметры данного рынка обусловливаются широким диапазоном получаемых из нее готовых товарно-материаль­ных ценностей как следствия различных характеристик тех­нологического процесса.

Существенный эффект при реализации отдельных угле­водородных фракций обеспечивается наличием перераба­тывающих заводов. Это вполне естественно, так как миро­вые цены на конечные продукты значительно превышают цены на сырье, что, в свою очередь, приносит высокие до­ходы от реализации конечных продуктов. Стоимостные па­раметры углеводородов определяются уровнем развития технологических циклов. Наряду с процессом прямой пере­гонки нефти или каталитического крекинга существует еще восемь видов специфических технологических звеньев. Многими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) про­изводится более 10 видов нефтепродуктов, а между тем 40-45% сырьевой массы уходит в мазут, который может служить в качестве базы для производства широкого ассорти­мента продукции, в том числе бензина, дизельного топлива, масел и различных углеводородов для полимеризации.

Рынок топливно-энергетических ресурсов определен тем, что нефтяные ресурсы в мире географически неравно­мерно размещены. В 2001 г. 84% мировых доказанных запа­сов нефти было сосредоточено в 13 странах, обладающих наиболее значительными их запасами. Из них большая часть разведанных запасов нефти, т.е. 66,4% сосредоточено на Ближнем Востоке, 15% приходится на долю Западного полушария, 6,9% запасов нефти находятся в Африке, 5,8% -на территории бывшего СССР. На долю Азии и Тихоокеан­ского региона приходится 4,1%, а на долю Западной Европы — всего около 1,8%. Такая неравномерность географическо­го размещения запасов предопределяет географическую и страновую неравномерность объемов потребления нефти в мировом хозяйстве. Так, 90% запасов нефти сосредоточено в небольшом количестве развивающихся стран. В частно­сти, 2/3 всех нефтяных запасов в мире приходится на 5 стран Ближнего и Среднего Востока (Саудовскую Ара­вию, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Иран). Существенными запасами нефти владеют и такие развитые государства, как США, Канада, Великобритания и Норвегия.

Вместе с тем, ситуация в мире складывается так, что владея значительными объемами нефтяных запасов, разви­вающийся мир в значительно меньших объемах потребляет нефть, нежели развитые страны. К примеру, на последние в 1998 г. приходилось добычи 42,2 млн баррелей в сутки, на страны с переходной экономикой — 5,7 млн баррелей в су­тки, на развивающиеся страны — 27,1 млн баррелей в сутки. Надо заметить, что потребление нефти адекватно уровню развития стран мирового хозяйства. В силу чего география продвижения экспортных и импортных потоков движется из развивающихся в развитые страны. Отдаленность районов добычи нефти от крупнейших центров потребления пре­вращает ее в важнейший товар и в мировой торговле обра­щается около 60% всей добычи сырой нефти, что формиру­ет огромные межрегиональные потоки этого энергоносите­ля. Многие государства в силу своего географического рас­положения, например, внутриконтинентальности и отда­ленности от мировых рынков испытывают определенные трудности.

При географической принадлежности разных стран к тому или иному рынку можно особо выделить такие кри­терии, как условия конкуренции, взаимосвязанность спро­са, наличие таможенных барьеров, местные предпочтения, различия в ценах и транспортных издержках, возможности замещения предложения, определяющие суть торговой по­литики.

Помимо этого функционирование данного рынка обу­словлено предопределенностью хозяйствующих субъектов, т.е. круга производителей, действующих на рынке нефти. В условиях же глобализации происходит интенсивный про­цесс интеграции между различными компаниями, которые в результате процессов слияний и приобретений укрупняют­ся, превращаясь в транснациональные корпорации (ТНК). Роль последних на мировом рынке нефти, как впрочем, и на других, становится все более значимой. В то же время зна­чительные объемы нефти вывозятся (ввозятся) по межпра­вительственным соглашениям. Это превращает националь­ные правительства в один из субъектов международного нефтяного бизнеса. Отсюда взаимоотношения между миро­выми производителями нефти и ее потребителями изменя­ются адекватно тому, как изменяются экономические отно­шения между конкурирующими потребителями нефти. Ко­ренные сдвиги в контроле над ресурсами и добычей нефти оказали существенное воздействие на развитие междуна­родной торговли и предопределили ее географическое рас­пределение.

Все это позволяет признать, что в классификационных схемах товарных рынков мировой рынок топливно-энер­гетических ресурсов и, в частности, нефти представляет со­бой ее важную составную часть и в своем развитии более рельефно отражает структурные сдвиги в мировой эконо­мике и международных экономических отношениях.

Специфика нефтяного рынка такова, что товар, двигаясь к потребителю, как правило, проходит несколько стадий, в том числе транспортировку, доставку покупателям, собст­венно продажу, а также процесс его складирования, хране­ния, розлива, требующих особых технологий затаривания. Между тем, некоторые виды продукции глубокой перера­ботки нефти могут быть представлены в твердом виде, что принципиальным образом изменяет как схемы, так и спосо­бы товародвижения. Не менее важным представляется то, что товаропроводящая сеть рынка нефти может быть обу­словлена целесообразной деятельностью простого посред­ничества, комиссионных и консигнационных операций, торговли по договору и др.

Торговая деятельность представляет собой продажу экономического блага и на рынке нефти она имеет в своем арсенале несколько специфических видов, а также различ­ных форм. Оптовая торговля обусловливает деятельность по продаже продукции промежуточным потребителям, ко­торые осуществляют ее перепродажу или последующее профессиональное использование. Розничная же торговля представляет собой деятельность по продаже конечным по­требителям для их личного пользования. Если в первом случае товар покупается у производителя крупными партиями, то в розничной торговле масштабы могут быть мел­копартионными и реализация представляет собой в боль­шинстве случаев разовый акт. В данном случае торговля как бы замыкает цепь движения товара от производителя к по­требителю, когда оптовая торговля носит посреднический характер. Однако, в розничную торговлю поступает лишь конечная продукция глубоких переделов нефти.

В зависимости от специфики самого товара торговля может представлять собой многовидовую сеть. Так, оптовая торговля может принять формы конкурентных торгов, осу­ществляемые в виде открытых, либо закрытых. Различие между ними предопределяется количеством участников, процесса, а также информацией об условиях их проведения. Официальное оповещение получает победитель, а другие оференты обычно не оповещаются. Эта форма оптовой тор­говли представляет собой борьбу продавца за покупателя. Например, аукцион, когда продавец, желая получить мак­симальную прибыль, использует конкуренцию между поку­пателями, может быть произведен не только самим продав­цом, но и посредником. Товарные аукционы, имеющие ме­сто на многих рынках, представляют собой периодически действующие публичные торги в заранее установленное время и в специально отведенном месте. Среди форм опто­вой торговли особое место занимают и оптовые ярмарки, которые представляют собой ничто иное, как крупные пе­риодически возникающие рынки, в которых участвуют пре­имущественно оптово-посреднические и производственные предприятия. Другой формой оптовой торговли служат по­стоянно действующие организованные рынки — товарные биржи.

Нефтяная продукция в меньшей мере, чем продукты других товарных рынков, может реализовываться в системе розничной торговли. В процессе движения к покупателю та или иная товарная ценность испытывает потребность в хра­нении, то есть во временном размещении в специализиро­ванных складах (товарных элеваторах, нефтехранилищах). Среди стадий товародвижения особое место занимает транспортно-экспедиционная деятельность, которая обеспе­чивает перевозку грузов, а также выполнение комплекса ус­луг. Отношения между отправителем и перевозчиком регу­лируются договорами перевозки, фрахтования и др. Пере­возка нефти может осуществляться одним видом транспор­та или комбинацией нескольких. Такая специфичность в схемах сбыта и распределения нефтяной продукции предо­пределяет и своеобразие институтов на данном рынке. Так, особым, постоянно действующим институтом служат то­варные биржи. Биржа, как правило, не является собственни­ком какого-либо товара, не ведет торги от своего имени и за свой счет. Здесь продавцы и покупатели свободны в выборе друг друга. Осуществляют торги на бирже посредники (брокеры), а также в процессе заключения биржевых сделок особая роль отводится операционному маклеру. На любой бирже осуществляется торговля контрактами на поставку реального товара, форвардными контрактами, фьючерсами и опционами.

Наряду с биржевой торговлей на рынке нефти и нефте­продуктов принимают участие и торговые предприятия -хозяйственные объединения, действующие в сфере товарно­го обращения. Ими покупаются товары за свой счет и про­даются от своего имени. Наряду с этим торговые предпри­ятия, подразделяясь на различные типы в зависимости от осуществления оптовой, розничной торговли или их соче­тания, могут заниматься и другими видами деятельности, такими как изучение рынка, перевозка и хранение, а также посреднические операции, услуги.

В отличие от других товарных рынков нефтяной отли­чается институциональной структурой, в большей степени сопряженной с отраслями народного хозяйства, предопре­деляя его многоотраслевой характер. Естественно, границы данного рынка выходят за пределы топливно-энергети­ческого комплекса.

По мере развития рынка нефти подвергалась изменению система форм торговли нефтью. Так, если в 60-е годы тор­говля осуществлялась в виде внутрикорпорационных сде­лок, доля мелких компаний, не связанных с деятельностью международного нефтяного картеля, достигала до 30%. В 70-е годы 90-95% объема экспортных поставок нефти при­ходились на долю обычных (преимущественно долгосроч­ных) коммерческих контрактов. В настоящее время ситуа­ция коренным образом изменилась и значительная доля нефти реализуется на основе срочных контрактов на сырую нефть и нефтепродукты, фьючерсов, опционов.

Не менее важной спецификой, свойственной данному рынку, является сложная система налогов и сборов, являю­щихся предметом государственного управления. Следует отметить и такую особенность функционирования рынка нефти, как высокая степень конкуренции между торговцами нефтью. В отличие от других видов рынка состояние на нефтяном разрешается в переплетении экономических приемов с вопросами большой политики. Такая практика имеет место на многих локальных рынках. К примеру, в по­следние годы эта практика достаточно ярко проявилась в реализации, транспортировке казахстанской нефти.

Рынок нефти как составная часть национального хозяй­ства определяется тем, что он обусловливает широкую сеть различных каналов движения товара к потребителю. С этой точки зрения существует два основных пространственных рынка при реализации продукции нефтегазового сектора страны: внешний и внутренний. При этом важную значимость данному рынку обеспечивает проблема транспорти­ровки и сбыта углеводородного сырья, базированная на приоритетности геополитики над экономикой. Недоучет этих явлений приводит к тому, что резкие перемены конъ­юнктуры на нефтяном рынке обусловливают коренные сдвиги в топливно-энергетическом балансе стран, основных отраслях экономики и нередко подводят к тяжелым энерге­тическим кризисам, которые проявляются в резком росте цен на энергоносители, прежде всего, на нефть. В такой си­туации неизбежно обостряются противоречия между разви­тыми государствами и развивающимися странами.

В целом же по всем странам мира потребность в нефти в конце 90-х годов достигала 73,8 млн баррелей в сутки. Спрос на сырую нефть формируется, главным образом, на трех крупных региональных рынках: около 30% мировой добычи нефти потребляется в Северной Америке, почти 27% — в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе 8,1% — в Японии и 5,2% — в Китае) и более 22% — в Европе.

Среди крупнейших стран-экспортеров нефти следует назвать государства Ближнего Востока, которым принадле­жит 46,5% от мирового экспорта нефти; государства Юж­ной и Центральной Америки, на долю которых приходится 8%; страны бывшего Советского Союза, доля которых дос­тигает 8,8%.

Что касается потребления нефти, то основная часть ее экспорта странами Ближнего Востока приходится на Азиат­ский регион и Западную Европу. Среди крупнейших стран, импортирующих нефть стран Ближнего Востока, являются США и Япония. Так, США, располагая пятой частью миро­вых мощностей по переработке нефти, при полной их за­груженности для обеспечения своих потребностей исполь­зует не только собственную нефть, но и четвертую часть мирового импорта.

К основным потребителям нефти, произведенной в странах бывшего Советского Союза, относятся государства Западной и Центральной Европы, в том числе более 1/2 экспорта нефти приходится на государства Западной Европы и немногим более 1/5 части — Центральной Европы. Запасы энергетических ресурсов. Глобальное энергопотребление растет быстрыми темпами и вплоть до 2020 г. оно, согласно прогнозу Мирового Энергетического Агентства, на 80% будет обеспечиваться за счет ископаемых видов топлива — нефти, природного газа и угля. Среди этих видов топлива, несомненно, особое значение принадлежит нефти.

Мировые запасы нефти на начало 1999 г. составляли 143,4 млрд т, а объем добычи превысил 3,5 млрд т /16/. Как видно из приведенного рисунка, нефть остается одним из основных источников вырабатываемой энергии в мире, доля которой достигает 40%. За последние годы произведена корректировка мировых запасов топлива и территориального их размещения. Так, за 1993-2003 гг. имел место рост мировых запасов топлива на 12,1%, на конец 2003 г. они составили 156,7 млрд т (1147,7 млрд баррелей), газа природного — на 24,6%, составили 175,8 трлн куб. м. Запасы угля на конец 2003 г. оцениваются в 984,5 млрд т. При современном уровне их добычи и использования нефти хватит приблизительно на 40 лет, газа -на 65 лет, угля — на 190 лет.

После уточнения данных в 2003 г. можно зафиксировать, что около 80% мировых запасов нефти сосредоточено в странах Ближнего Востока (63,2%) и Америке (14,4%). При этом 3/4 мировых запасов (120,4 млрд т) приходится на страны ОПЕК, из них почти 1/3 — на Саудовскую Аравию или 1/4 часть мировых запасов. Доля стран бывшего Советского Союза в общемировых запасах нефти на конец 2003 г. возросла до 11,9 млрд т или 86,9 млрд баррелей, т.е. выросла к уровню 1993 г. с 6,1 до 7,6%. За этот период запасы нефти увеличились в 1,4 раза. Теперь при условии сохранения уровня производства и потребления 2003 г. Их хватит Ирану на 90 лет, Саудовской Аравии — на 70 лет, а странам бывшего СССР — на четверть века, в том числе России и Казахстану — свыше 20 лет каждой. Следует отметить, что если странам ОПЕК имеющихся энергоресурсов хватит почти на 80 лет, то странам ОЭСР — только лишь на 10 лет.

Добыча нефти. Мировое производство нефти в день по состоянию на 2004 г. составляет 82, 9 млн баррелей, из ко­торых на долю стран ОПЕК приходится 32,9 млн баррелей, на страны ОЭСР — 22,7, а на страны бывшего СССР — 11,3 млн баррелей. Производство сырой нефти в 2004 г. не по­крывало возросшего уровня спроса на нее, который превы­сил 84,5 млн баррелей в день. Если за 10 лет (1986-1996 гг.) производство возросло на 14%, то в последующие 1996— 2000 гг. прирост составил 3,9. На таком ограничении произ­водства нефти сказались такие факторы, как сдерживание темпов прироста добычи нефти со стороны стран ОПЕК и широкомасштабное внедрение сберегающих технологий.

В 1990 г. в странах-членах ОПЕК в сутки добывалось 24,6 млн баррелей, в 1995 г. — 27,6 млн баррелей, в 1998 г. -30,9 млн баррелей, а в 2004 г. — 32,9 млн баррелей. Безус­ловно, на изменение спроса и предложения нефти повлия­ла и масса других факторов. Так, мировая добыча нефти в 1996 г. по сравнению с 1995 г. возросла незначительно, т.е. на 0,04% или до 1660,4 млн т под влиянием быстрого рас­ширения добычи в странах Центральной и Южной Амери­ки. Наибольший прирост наблюдался в Венесуэле — на 17,68%, Мексике — на 12,51%, а также Колумбии, Бразилии и Аргентине — более чем на 15% в каждой. Соответственно, доля Латинской Америки в общемировой добыче возросла с 13,1 до 14,3%. Заметно возросла добыча нефти в Северной Америке. Так, в США, в январе — июне 1996 г. она возросла на 6,40% и достигла 206,9 млн т, что позволило ей выйти на первое место, оттеснив Саудовскую Аравию. В Канаде при­рост превысил показатели США и составил 9,12%. Более высокие приросты в нефтедобыче были характерны для стран Азии, Австралии и Океании. В целом в регионе неф­тедобыча превысила 10%-ный уровень. Значительным был ее рост в Малайзии, Австралии и Таиланде, но наибольшим — в Китае, где показатель добычи возрос на 5,5 млн т.

Довольно оживленным представляется ситуация в бас­сейне Северного моря, который также можно отнести к числу быстро прогрессирующих центров нефтедобычи. Так, в Норвегии, занявшей 8 место по величине продуцента неф­ти в мире, добыча возросла на 13,97%. Между тем, в целом в европейском регионе приросты добычи нефти неодинако­вы. Так, в ряде стран Западной Европы она стабилизирова­лась, когда как во Франции, Нидерландах и Испании она резко сократилась. Доля данного региона, равная 9,22%, была меньше, чем доля Африки или Латинской Америки в мировой добыче нефти.

В Африке ведущим продуцентом является Нигерия, ко­торая в 1996 г. увеличила добычу нефти на 7,78%. В таких странах как Ливия прирост был небольшим — всего на 0,34%. Алжир, который занимал 3 место, снизил объемы добычи нефти на 4,04%. Ангола, Бенин, Экваториальная Гвинея и Кот-д-Ивуар добились высоких темпов прироста нефтедобычи. Тем не менее, в целом африканский регион, за исключением Нигерии, снизил добычу нефти на 0,3%.

Что же касается России, то добыча нефти в 1996 г. уменьшилась на 2,41% и объемы ее производства еще не достигли уровня пика прошлых лет, т.е. 150 млн т. Соответ­ственно, это способствовало тому, что ее доля в общемиро­вой добыче снизилась до 9,02%. Для сравнения можно при­вести показатели 1995 г., когда доля России достигала 9,64% и 1991 г., когда она составляла 14,4% от мирового уровня.

После оживления событий на мировом рынке нефти по­сле 1996 г. в течение последующего года фиксируется на­ращивание экспортных поставок нефти из Ирака и расши­рение объемов добычи в странах, не входящих в ОПЕК. Существенное увеличение добычи в начале 1997 г. было достигнуто степенью сбалансированности спроса и предложения, поскольку истощившиеся запасы пополнились и рост предложения нефти в некоторой степени опережал рост спроса на нее. Следствием этого явилось снижение средней цены по стандартной корзине добываемых в странах ОПЕК различных сортов нефти. Одновременно 1997 г. на мировой арене был ознаменован Азиатским финансовым кризисом, в результате которого мировой спрос на нее в 1998 г. был на уровне 0,6%. В развивающихся странах Азии глобальный спрос на нефть отличался снижением былых высоких темпов. Отсутствие технологии и нехватка капитала привели к активизации конкурентной борьбы за привлечение иностранных нефтяных компаний в целях создания новых мощностей по добыче. Многими странами принимаются меры по созданию стимулов к вложению капитала в разведочные работы и освоению запасов нефти.

Потребление нефти. За счет нефти и газа удовлетворя­ется 60% мировых энергетических потребностей /18/. Мно­голетняя история развития мирового хозяйства свидетель­ствует о том, что стремительный экономический рост США, Западной Европы и Японии в послевоенный период практи­чески был базирован на росте потребления нефти. К приме­ру, в период 1950-1970 гг. ежегодное потребление нефти и нефтепродуктов росло на 7-8%. Это обусловливалось тем, что, с одной стороны, дешевизна нефти служила важней­шим источником экономического процветания стран. С другой стороны, начавшаяся в 50-х гг. перестройка структу­ры потребления энергоресурсов в промышленно развитых странах сопровождалась интенсивным вытеснением угля более эффективными видами энергоресурсов и, прежде все­го, нефтью и природным газом. Результатом этого явилось увеличение суммарной доли потребления нефти до 72% к 1980 г.

Экономический кризис 1973 г., охвативший все мировое хозяйство, привел к очередному витку роста цен на нефть. Соответственно, после повышения в 1973 г. мировых цен на нефть в 1974-1975 гг. имело место 4-5% снижение потреб­ления энергии во всех западных странах и только в 1976 г. мировой экономикой вновь был достигнут предкризисный уровень потребления энергии. Следующий шок мировой рынок нефти испытал в 1979-1980 гг., когда вновь повтори­лась подобная ситуация. В последующие годы начавшееся медленное оживление экономической активности вновь по­высило спрос на энергоресурсы, стимулируя рост мирового импорта. В 1986-1989 гг. спрос на нефть в мире рос в среднем на 2,3% в год, а к началу 1990 г. вновь снижается. Глав­ной причиной, наверное, послужило объявленное американ­ским правительством поддержание низких цен на нефть, что способствовало беспрецедентному экономическому росту экономики США, продолжавшемуся более 10 лет. С другой стороны, снижение спроса на нефть было связано с затя­нувшимся спадом экономики во многих странах Запада и с глубоким экономическим кризисом в республиках бывшего СССР и странах Восточной Европы. По некоторым оцен­кам, потребление жидкого топлива в этих странах с 1987 г. снизилось почти на 1/3 /19/.

Сегодня в мире потребляется примерно 72 млн баррелей нефти в день. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), глобальный спрос на нефть увеличится к 2010 г. примерно на 1/3, достигнув величины 92-97 млн баррелей в день. Предпосылками такого увеличения по­требления являются рост населения и быстрое экономиче­ское развитие стран Южной и Восточной Азии.

Что же касается потребления нефти развитыми страна­ми, то можно предположить, что в обозримой перспективе оно зависит от множества экономических, технических и экологических факторов и, в первую очередь, от уровня и соотношения цен на различные энергоносители. Так, велика вероятность того, что, во-первых, в ближайшей перспективе в связи с прогнозируемым весьма умеренным экономиче­ским ростом в 2-3% в год потребление будет расти сравни­тельно низкими темпами. Во-вторых, в западных странах развернута кампания по снижению доли углеводородного сырья в энергобалансе. Поэтому следует предполагать, что процесс снижения энергоемкости ВВП индустриально раз­витых государств — тенденция на длительную перспективу. В-третьих, сохраняется тенденция вытеснения нефти дру­гими видами энергетического сырья. В-четвертых, серьез­ное сдерживающее воздействие на рост энергопотребления в перспективе могут оказывать факторы экологического ха­рактера и «парникового эффекта».

В результате совокупного воздействия всех перечислен­ных факторов правомерно допустить, что спрос на энерго­носители в индустриально развитых странах, по-видимому, будет расти медленнее ВВП, поскольку прогнозируемый уровень приростной  энергоемкости  будет колебаться на уровне 0,6-0,8. Между тем, технические и природные ка­таклизмы наряду с всплеском военно-политических ситуа­ций, широко развернувшихся в мировом сообществе, при­вели к тому, что в последние годы доля жидкого топлива в энергопотреблении этой группы стран несколько возросла. Тем не менее, не вызывает сомнения, что отмеченная тен­денция недолговременна.

Согласно большинству имеющихся прогнозов в теку­щем десятилетии спрос на нефть в промышленно развитых странах будет расти медленнее, чем на энергоносители в целом, и это приведет к снижению ее доли в совокупном энергопотреблении. Так, в 2004 г. доля нефти сократилась с 48% до 42-45%. Относительно высокие темпы спроса на нефть и на энергоносители в целом, по-видимому, будут свойственны развивающимся странам, где развернулся про­цесс индустриализации, сопровождающийся опережающим ростом базовых энергоемких отраслей промышленности, транспорта, повышением энергонасыщенности сельского хозяйства и коммунально-бытового сектора.

Прогноз таков, что если среднегодовой прирост сово­купного ВВП в странах развивающегося мира будет на уровне 4%, то годовой прирост энергопотребления может составить 4-4,5%. При этом в перспективе спрос на нефть в развивающихся странах будет расти несколько медленнее в связи с частичным замещением жидкого топлива природ­ным газом и углем. Потребление энергоносителей возрастет в целом на 3-4% в год (рис. 8).

Между тем, происходят изменения и в отраслевой структуре потребления нефти, что является следствием изменения в международном технологическом и простран­ственном разделении труда. Эти перемены охватили разви­тие международного туризма и увеличение объема мировой торговли, которые обусловливают высокую потребность в транспортных услугах. Соответственно, продолжающийся рост числа автомобилей вызвал наиболее высокие темпы потребления нефтепродуктов. Основным источником энергии в транспортном секторе, по-прежнему, остаются нефтепродукты, а предпринимаемые в США и ряде других стран усилия по увеличению использования в качестве моторного топлива метанола и сжиженного природного газа вряд ли принципиальным образом изменят структуру топливно-энергетического баланса. Этому способствует то, что использование нефтепродуктов в качестве котельного топлива в промышленности, электроэнергетике и коммунально-бытовом секторе хотя и достигает более 1/3 их общего потребления, тем не менее, продолжает из года в год сокращаться.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.