Просмотров: 131

Милетская школа

78daeec6a19cПервые философы — представители Милетской школы — были настоящими мудрецами. Выдающиеся мыслители, они занимались не только такими вопросами, как объяснение мира, но помогали людям в их повседневной жизни. К примеру, Фалес был настолько умен, что не только быстро разбогател сам, но помог разбогатеть своим односельчанам, предсказав богатый урожай оливковых деревьев; он мог объяснить вопросы не только философского порядка, но дать этические, экономические, политические советы. Фалес (ок. 640 — ок. 546), основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки, происходил из города Ми лета в Малой Азии. Он принадлежал к аристократическому роду. По свидетельству Диогена Лаэртского, философ бывал в Египте, жил у жрецов, изучая астрономию и геометрию. Фалес использовал достижения древневосточной науки египтян, вавилонян и финикийцев. Диоген Лаэртский сообщает, что Фалес установил продолжительность года и разделил его на 365 дней. По словам Геродота, в 585 г. до н. э. философ предсказал полное солнечное затмение. Имя Фалеса уже в 5 в. до н, э. стало нарицательным для мудреца. Мудрость его истолковывалась по-разному: то, как практическая смекалка и изобретательность, то — как созерцательная отрешенность (Платон). Предание рисует древнегреческого мыслителя купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком. По свидетельству Прокла, Фалес первым стал доказывать геометрические теоремы. Ему принадлежат доказательства следующих положений; 1) круг делится диаметром пополам; 2) в равнобедренном треугольнике углы при основании равны; 3) при пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны; 4) два треугольника равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого. Но, разумеется, главное свое призвание Фалес видел в объяснении мира и места человека в нем. К сожалению, из приписываемых философу сочинений, ни одно до нас не дошло. Содержание их известно лишь в передаче более поздних авторов. Аристотель приводит четыре тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды; 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) все полно Богов или душа размешана во вселенной; 4) магнит имеет душу, так как движет железо. При этом самым важным является то, что мыслитель считал мир целостным, полагал, что в силу этой целостности мир должен иметь начало. Фалес говорил, что каждую вещь нужно объяснить так, чтобы ее можно было свести к некоторому началу. Из этого начала все должно «вырасти», как например, из желудя вырастает дуб, или из зародыша вырастает развитый организм. Начало, по мнению древнегреческого философа, нужно искать среди известного, впоследствии выводя все из него. Разумеется, в своих поисках и анализе известного мудрец не имел представления о существовании атомов и электронов, в его распоряжении не было приборов, однако из живых предметов, окружавших его, он в качестве исходного избрал воду. Из этого начала Фалес стремился объяснить не только мир, природу, но и самого человека. Таким образом, все многообразие явлений и вещей он сводил и выводил из единой основы — первоначала-воды.
Почему? По мнению мыслителя, вода имеет превосходство над всеми известными вещами. Во-первых, вода сама по себе в отличие от других вещей не имеет формы, и, соответственно, может принимать любую форму. Вода входит в состав любого предмета, проникает везде. Отсюда Фалес делает вывод о том, что вода есть начало всего сущего. С помощью этой теории философу удалось многое объяснить, и он при этом достиг определенных успехов, однако камнем преткновения (он и сам это понимал) стали для нее человеческий разум, душа, мысли, чувства, которые вывести из воды было невозможно.
Таким образом, древнегреческий мыслитель впервые сформулировал две основные проблемы греческой натурфилософии: начала и всеобщего.
Поиски продолжались. Той же логике следовал Анаксимен (2-я пол. 6 в. до н.э.), выбравший в качестве начала тончайший воздух. Он, не соглашаясь с Фа лесом, утверждал, что в отличие от Земли в космосе воды нет, следовательно, в поисках начала мира нужно обратиться к еще более тонкому предмету — воздуху. До нас дошел лишь незначительный отрывок его сочинения «О природе». Философ считал что, все вещи возникают путем сгущения или разрежения воздуха: «Подобно тому, как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Таким образом, логика размышлений Анаксимена та же, поэтому в его теории возникли аналогичные противоречия. Следующий представитель Милетской школы — философ Анакси-мандр (ок. 610-540 до н.э.), совершил в решении проблемы серьезный шаг вперед. Анаксимандр впервые ввел в философию понятие «архэ», лежащего в основе всех вещей первоначала, которым, по его мнению, является алейрон*- единая, вечная, неопределенная, то есть бескачественная, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего. Алейрон проникает во все другие вещи или обуславливает их.
Появление понятия апейрона было значительным достижением в выработке более общего понятия по сравнению с отождествлением первоначала с каким-либо одним, конкретным веществом (водой, воздухом), проводимом Фалесом и Анаксименом. Но и при таком объяснении остались трудности прежнего порядка: попытка объяснения всего многообразия вещей посредством этого принципа, к сожалению, не решило проблему объяснения человеческой психики, разума. Но философов не остановили возникшие трудности, они уже верят, что с течением времени смогут объяснить все.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.