Просмотров: 1 937

Материальная культура средневекового Казахстана

Сегодня одним из приоритетов нашего государства является поддержка культуры, так как культура — это основной элемент в системе морально-нравственных ценностей, социализации человека, его приобщения к гражданским обязанностям. Реализация программы «Культурное наследие», первый этап которой пришелся на 2004 — 2006 гг. заложила основы для ее процветания. Программа является уникальной и по многим параметрам не имеет аналогов в СНГ. Поэтому вполне закономерно, что она получила большой резонанс во всем мировом сообществе и была успешно презентована в апреле 2006 года в штаб-квартире ЮНЕСКО. Успех реализации программы «Культурное наследие» привел к ее продолжению на 2007 — 2009 гг. Для более эффективного планирования и реализации данной программы был создан Фонд духовного развития народа Казахстана.
Статистический анализ Министерства культуры Республики показывает, что в настоящее время в Казахстане насчитывается более 25 тысяч недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, 11 тысяч библиотек, 147 музеев, 8 историко-культурных заповедников-музеев, 215 архивов.
Функционирует республиканская сеть государственных музеев исторического и этнографического профилей, мемориалов, посвященных памятным событиям истории Казахстана. Культура — это способ организации жизни, специфический для каждого этноса. Люди, независимо от того, к какому они принадлежали обществу, всегда стремились к совершенству в процессе эволюции.
Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе, которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ -один из богатейших народов в культурном плане.
Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи. На территории Казахстана с VI в до начала XIII в. существовали, последовательно сменяя друг друга, вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков. После монгольского нашествия, в начале XIII в. сложились улусы Джучи и Чагатая, затем возникли государства Ак-Орда, Моголистан, в XV в. — Казахское ханство. Все эти государства имели смешанную экономику. Племена скотоводов соседствовали с племенами земледельцев, степь и город дополняли друг друга.
Города Тараз, Отрар, Испиджаб, стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток. По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который начиная с VIII в. становится преобладающей, а затем и единственной религией казахов. Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана, внося, в свою очередь, в сокровищницу мировой культуры свои достижения в хозяйстве и культуре: мобильное жилище — юрту, седло и стремена для лошади, военное искусство верхового боя, ковровые узоры и серебряные украшения, мелодичные напевы и напоминающую бег степных лошадей музыку. Все это определило целостность и преемственность древней и средневековой истории Казахстана.
Развитие материальной культуры нашло свое выражение в изготовлении орудий труда. В VI — VIII веках основные виды орудий труда преимущественно изготавливались из железа. Развитие древней металлургии явилось важным стимулом для роста кузнечного дела. В рассматриваемый период, то есть VI -XII вв., в городах кузнечное дело достигло высокого уровня. Производство орудий, металлической утвари и украшений имело в этот период уже ремесленный характер. В VI — XII вв. летние жилища были двух типов: юрта, покрытая войлоком, и подвижное жилище на колесах. Они конструктивно отличались друг от друга. Юрта имела круглую форму, состояла из основания -кереге и сферического свода. Подвижное жилище на колесах делалось обычно богато, обтягивалось шелком и узорчатым войлоком. Подвижные жилища принадлежали богатым людям. Зимние жилища строили из глины, дерна, камыша, а в лесных районах- из рубленного дерева. Предметами домашнего обихода племен средневекового Казахстана считались: деревянная кровать (тосагаш), сундуки, стеганые одеяла, большой круглый стол, колыбель.
Развитие феодальных отношений вело к постепенной ломке натурального хозяйства сельских общин. Увеличивался спрос на ремесленную продукцию гончаров, стеклодувов, ювелиров, оружейников, кузнецов, резчиков по дереву, кости, камню. Все шире стала распространяться поливная керамика, которая обжигалась в гончарных печах. Широко использовались в качестве материала кость и рог. Из кости изготавливались амулеты, рукоятки для ножей, игральные кости, заколки, булавки, пуговицы. Высокохудожественные изделия из металла, драгоценных камней, бусы из перламутра, кораллов и лазурита, изделия из нефрита и зеркала являлись предметами транзитной торговли между странами.
Культура выполняет многогранную социальную роль. Использование достижений культуры в интересах народа и будущих поколений зависит от многих факторов: политических, социально-экономических. Социальная роль культуры повышает эффективность производства, социальный прогресс.
Располагаясь вдоль Великого Шелкового пути, тюрки в VI — IX вв. строили вдоль караванных путей «сардобы» — купольные сооружения над колодцами. С приходом тюрков на территории Казахстана появляются каменные скульптуры «балбалы», которые устанавливались тюрками на местах захоронения знатных людей. В VI — IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» — строения из камня в виде юрты, опять же на местах захоронения людей. Эти тюркские памятники в стиле «дын» и «балбалы» относятся к доисламскому периоду. В период раннего средневековья некоторые города появлялись на местах постоянных зимовок. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в Х — ХП вв. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в Х — ХП вв. В этот же период увеличивается число городских жителей за счет оседания кочевников.
До прихода ислама в тюркской среде находили место не только тенгрианство, но и другие религии, тому пример — найденные на месте города Суяб буддийские храмы, относящиеся к VII — VIII вв. В Х — ХII вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама новым элементом в градостроительстве Х — ХII вв. на территории Казахстана являлось строительство мечетей.
В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала, прежде всего, заинтересованность во взаимной торговле. Периодом развития этих взаимоотношений между двумя мирами в средневековом Казахстане были Х-ХПвв.
Свидетельством высокого уровня архитектуры Х — ХП вв. являются мавзолеи Бабаджа-хатун (X-ХI вв.) и Айша-Биби (ХI-ХII вв.), расположенные близ города Тараз. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются XI — XII вв. В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в июне 2003 г. был включен уникальный памятник средневековой истории и культуры Казахстана мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в городе Туркестане, воздвигнутый в XV в. по приказу эмира Тимура.
В Х-ХII вв. в Средней Азии и Казахстане шел быстрый рост городов и городских поселений. Они возникали и развивались на базе земледельческих оазисов и в районах взаимодействия с кочевым и полукочевым скотоводческим хозяйством степи. При некоторых отличиях городских центров разных экономических и хозяйственных зон в главных своих чертах (социально-экономические отношения, топография, архитектура, материальная культура) они были все-таки близки. Появился ряд новых городов — Карачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыгкент.
Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-ХIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: 1) Среднее течение Сырдарьи — один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб, а при слиянии Арыса и Сырдарьи — округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана; 2) Нижнее течение Сырдарьи -города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
3) Юго-западное Жетысу — регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу — Суяб и Баласагун; 4) Северо-восточное Жетысу — сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути; 5) Долина Ертиса — арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан и Хакан-Кимак; 6) Центральный Казахстан — в долине Нуры, на берегах Сарысу — города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая.
Понятие «город» в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко «городом» называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином «кент». Для обозначения города в то время употреблялся термин «балык». К этим словам прибавлялись термины вроде «таш» — камень, «шим» — дерн, «кум» — песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Кулан и другие.
Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу.
Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани. Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв.м. Строились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX -XI вв. приписывали росписям гигиенические свойства. Врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн-Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должна быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов. Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан — район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными. Вокруг шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения. Археологи выявили также остатки замков, строившихся большей частью в округе городов, в горных ущельях. Замки отличались от обычных поселений более сложными сооружениями, которые назывались «корган» (оборона, защита). О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Домбаул — в Центральном Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Особенностью городов средневекового Казахстана являются: во-первых, казахстанские города были неразрывно связаны с кочевым миром и не могли существовать без последнего; во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа;
в-третьих, города возникали, прежде всего, как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе. Величина и значение города определялись не только удобным местоположением, но и административной ролью.
Таким образом, Казахстан в средние века был одним из регионов с развитой городской цивилизацией, высокой культурой городской жизни, развивающейся под влиянием Согда и Мавераннахра, с одной стороны, и культуры кочевников — с другой.
Культура организует человеческую жизнь. Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению, поскольку она не приобретается биологическим путем. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование ее поведения. Этот процесс получил название — процесс социализации. Ученые называют культуру системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции, которые служат для управления поведением. Культура содержит ценности: созданные отдельными группами, нормы, которым они следуют в жизни. Культура пронизывает жизненный путь человека. Культура неотделима от человека -субъекта культуры. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою человеческую сущность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.