Просмотров: 569

Казахстанская драматургия

Предпринята попытка обобщить творческие искания казахских драматургов. Исследуя литературный процесс за годы независимости, мы решили начать с драматургии как главный составляющий духовного развития. В драматическом жанре по сравнению с лирикой и прозой современная действительность воспроизводится значительно ярче и полнее, поскольку основной художественно-эстетической функцией драматургии издавна является раскрытие жизненной правды, выявление и осмысление наиболее острых проблем современности.

Изучая современный драматургический процесс в аспекте национального развития, мы заметили, что исторические события, произошедшие в конце XX столетия, и общественно-политическая ситуация, сложившаяся в стране за последние годы создали благоприятные условия для развития данного литературного жанра. Такие позитивные понятия как «демократия» и «гласность», «свобода слова», вошедшие в нашу жизнь с приобретением независимости, позволили нам заново переосмыслить свое историческое прошлое и современную действительность. Таким образом, в литературной жизни произошли резкие перемены, имеющие положительный характер, и художественный процесс начал развиваться в новом направлении. В связи с этим, национальная драматургия пополнилась новыми произведениями, которые посвящены истории казахского народа, советскому прошлому и суверенной действительности.

В казахской драматургии особенно интенсивное развитие наблюдается в историческом жанре. Действительно, в 1990-е и 2000-е годы исторической тематике уделялось большое внимание. Об этом свидетельствуют драмы, посвященные наиболее важным моментам истории становления казахского государства. На сегодняшний день фонд национальной драматургии содержит множество сценических произведений периода независимости, в которых дана художественная переоценка истории нации. Такие драматургические произведения играют значительную роль в возвышении национального духа и патриотизма и в воспитании подрастающего поколения в XXI веке. Среди них можно выделить драмы, которые посредством изображения исторической личности Абылай хана, поднимают идею национального единства и государственной целостности. Это — народный героический драматический дастан «Абылай хан» А.Кекильбаева, реквием «Завет Абылая» (широко известен под названием «Последние дни хана Абылая») М.Байсеркенова, драмы «Сабалак Абылай — Хан Абылай» С.Жунусова, «Хан Абылай» С.Сматаева, а также следующие драмы о становлении независимого казахского государства, основанные на исторических фактах: «Томирис» Шахимардена, «Чингиз хан» И.Оразбая, «Султан-Бейбарс» Р.Отарбаева, «Печальная пора» («Зар-заман») С.Сматаева и «Смута» («Аласапыран») С.Жунусова. С приобретением независимости казахская литература, развивавшаяся в советский период в рамках социалистической идеологии, пополнилась рядом произведений, посвященных отдельным историческим личностям, которых чтит память народа. По идейному содержанию и тематике этим драмам присущи высокий патриотический дух и национализм. К таким произведениям можно отнести «Домалак ана» Ш.Муртазы, «Девушка Бакей» Т.Мамесеитова, «Казахи» К.Ыскака. Также необходимо выделить драмы, посвященные Махамбету Отемисулы, авторы которых обращают внимание на проблемы взаимоотношений исторической личности и его эпохи. В данном случае можно перечислить произведения «Пролетевшая жизнь» Н.Абуталиева, «Раненый барс» К.Мырза-Али, а также киноповесть «Судьба Махамбета» С.Жунусова.

В драматургии периода независимости наблюдается художественная тенденция, согласно которой казахскими писателями разнообразно воспроизводится историческая правда о советском прошлом. Казахский народ многое пережил за годы советской власти. За семьдесят лет народ испытал много бед. В драмах «Самопожертвование» («Жан кимак») и «Кебенек киген арулар» К.Ыскака, «Утраченная жизнь» («Өмірзая») Б.Мукая, «Письмо от пятерых» Ш.Муртазы, «Гений и тени» С.Жунусова, «Декабрьская ночь» С.Асылбекулы изображены сталинские репрессии, поклонение личности, унижении нации. Некоторые из них и по сей день успешно идут в национальных театрах страны.

В рамках исторической темы также следует уделить внимание трагедиям «Вечное дитя» Р.Мукановой и «Конец света» Б.Мукая (написана совместно с О.Сулейменовым), в которых отражены страдания казахского народа, причиненные ядерным полигоном. В произведениях, тесно взаимосвязанных единой тематикой и сходством идейного содержания, изображаются реальные исторические события второй половины XX столетия. Если сюжет «Конца света» охватывает события 1953-1983 гг., то «Вечное дитя» раскрывает перед нами горькую истину о том, что последствия ядерного полигона стали для народа трагедией века. Исторические драмы, написанные в период независимости, не только обогатили национальную драматургию идейно-тематическим разнообразием, но и восполнили белые пятна в историческом развитии нации.

Изображение творческой личности знаменитых представителей казахской культуры является одной из основных тем современной драматургии. Подразумеваемые поэтические, лирические драмы посвящены жизни и творчеству таких известных людей как Абай Кунанбайулы, Жамбыл Жабаев, Мукагали Макатаев, Шамши Калдаяков. В последние годы на сценах всех регионов республики ставятся драмы, посвященные творческой биографии великого поэта Абая. Такой живой интерес к творчеству поэта мотивируется глубоким значением его наследия в нравственном воспитании подрастающего поколения. Сценические постановки «Абай», «Абай десем…», «Таинственная личность» Р.Сейтметова и Б.Атабаева и «Желт тунде жарык ай» Н.Жакыпбаева, основанные на наследии А.Кунанбаева, а также трагедия «Абай» А.Мамбетова, написанная на основе пьесы М.Ауэзова и Л.Соболева, свидетельствуют о значительной роли поэта в культурном наследии казахского народа.

Драматическое исследование «Муза» А.Тарази является сложным произведением и по сюжетному, и по композиционному строю, так как автор в тесном переплетении повествует о судьбах современников Абая и Мукагали. Авторские раздумья об искусстве и творческой личности имеют глубокий философско-эстетический смысл. Образ выдающегося поэта XX века М.Макатаева представлен также в «Музе» Р.Мукановой и «Мукагали» С.Тургынбекова.

Лирическая драма, написанная в стиле мюзикла, «Цыганская серенада» И.Сапарбая в 2000-е годы стала одним из любимых сценических произведений казахских зрителей. Драма тонко изучает бесконечные противоречия во взаимоотношениях таланта и его жизненной среды. К исследованию природы таланта, творческой лаборатории личности, конфликтов, возникающих между ним и обществом, обращается и Д.Исабеков в драме «Сети дьяволя» («Булгаков»). Тяжелые судьбы талантов — актеров и писателей, творческий процесс, наделенный некой мистической таинственностью, психология личности получили яркое отражение в пьесах «Актриса» Д.Исабекова, «Невзгоды» Б.Мукая, «Красавица и художник» Т.Ахметжана. На­званные сценические произведения являются значительным вкладом в освоении темы искус­ства в отечественной драматургии.

В драматургии периода независимости особое место занимают пьесы о современности. В 1991-2011 годы в связи с общественно-политическими и экономическими изменениями в стране происходила переоценка прежних жизненных ориентиров, духовных и материаль­ных ценностей. Новая эпоха создала новые типы людей, отличающихся друг от друга миро­воззренческими взглядами. Самые неожиданные повороты на политической арене, истори­ческие, общественно-экономические явления, повлиявшие на социально-психологическую ситуацию в среде, подтолкнули драматургов к изучению острых проблем современной дейс­твительности. В результате был написан целый ряд социальных драм, где затрагиваются са­мые разные вопросы быта казахского народа в условиях рыночных отношений. В драмах «Преступник» С.Жунусова, «Жетімбұрыш» Ш.Муртазы, «Люди под шатром», «Кошачье царство» Р.Мукановой, «Ночная бабочка» А.Акпанбетулы, «На стыке веков» К.Ахметова пу­тем глубокого художественного анализа причин возникновения в обществе таких явлений как массовая безработица, отсутствие жилищ, аморальное поведение граждан, рост крими­нальных преступлений раскрывается правда о современной жизни. А в следующем ряде пьес перед нами предстают личности более богатые в духовном плане. Действующие лица пьес «Транзитный пассажир» Д.Исабекова, «Нас было трое» Т.Абдикова, «Не теряя надежды» Н.Келимбетова, «Интервью» С.Касымбек дискутируют на темы жизнь и борьба за нее, бла­городство и насилие, любовь и ненависть. Ценность данных произведений заключается в их художественном своеобразии и идейном содержании, которые указывают на высокий интел­лектуальный уровень.

Драма должна отвечать современным условиям, диктуемым театром, ибо от этого зависит продолжительность «жизни» драмы на сцене. Безумный темп современной жизни, повсед­невные тяготы и глобальные проблемы общечеловеческого характера (всемирный экономи­ческий кризис, катастрофическое состояние экологии и т.д.) иногда пробуждают в сознании людей желание забыться в мире грез. Этим обусловлено наиболее частое посещение зри­телями лирических драм. Все же лирические драмы, написанные благодаря неустанным творческим исканиям отдельных драматургов, являются неотъемлемой частью лучших тво­рений казахской драматургии. «Осенний романс» С.Асылбекулы, «Век, прожитый без люб­ви», «Призрак тоски» С.Балгабаева, «Голубое такси» С.Сматаева, «Прощение в старом доме» Т.Нурмагамбетова, «Балкон» Е.Аманшаева и другие — яркие доказательства того, что жанр семейной мелодрамы в последние годы развивается художественно разносторонне.

Без юмористических произведений, в которых изображаются смешные натуры жиз­нерадостных, открытых людей, и сама театральная сцена, и жизнь были бы просто серой, скучной, однообразной. «Ходжа Насреддин жив!..». «Одна свадьба на пятерых холостяков» Т.Нурмагамбетова, «Шумный дом», «После тоя» Б.Мукая, «Дуние-думан» А.Акпанбетулы, «Продажа ослов» Ш.Муртазы наглядно представляют современный процесс развития жан­ров комедии и трагикомедии.

Бесспорно, что драматургия в первую очередь должна выполнять свою художественную функцию, которая заключается в способствовании интеллектуальному развитию зрителей. Итак, главная миссия драматического произведения, представленного на сцене — «сеять доб­рое, вечное, мудрое». В этом плане, большое значение имеют познавательные пьесы для юных зрителей. Сегодняшний театр юных зрителей нуждается в драматических произведениях вы­сокого духовного уровня, которые указывают верный путь в будущее, оберегают молодое по­коление от опасных явлений жизни и от негативных влияний общества, призывают к любви и уважению, знанию родного языка, истории и культуры своего народа. Пьесы, посвящен­ные молодежной тематике, «В каждом доме свой баловень» С.Жунусова, «Любящие серд­ца» Т.Ахметжана, «Новелла о наркомане» Р.Отарбаева, «Долгожданная любовь» С.Касымбек были написаны в целях удовлетворения подобных духовно-эстетических требований совре­менного общества.

Следует по справедливости оценить художественное значение произведений, написанных до девяностых годов XX столетия, которые не только не исчерпали свою актуальность, но и с каждым днем становятся востребованными, избранными творениями. Некоторым из этих произведений исполнилось почти сто лет, однако они, благодаря высокой художественности продолжают жить на сцене и в наши дни. Ставшие любимыми спектаклями, «Енлик-Кебек», «Абай», «Карагоз», «Красавица в трауре», «Байбише-токал», «Хан Кене», «Лихая година», «Тунп сарын», «Дос-Бедел Дос» М.Ауэзова, «Ботагоз». «Светлая любовь» С.Муканова, «Исатай-Махамбет» И.Жансугурова — поистине вечные классические творения, которые со­ставляют золотой фонд национальной драматургии. «Грехопадение Шолпан» М.Жумабаева, «Любовные муки» и «Акбилек» Ж.Аймаутова обогатили казахскую драму идейно-тематичес­кой разнообразностью, оригинальным сюжетным строем и проблематичностью художествен­ных мотивов. Благодаря своеобразным творческим экспериментам, художественным искани­ям современных драматургов и театральных режиссеров, персонажи данных прозаических произведений предстали перед зрителями национальных театров (речь идет о «художествен­ном анализе» А.Тарази под названием «Грех» и режиссерской постановке А.Ашимова «Ак­билек»).

Драмы, рассмотренные в данном разделе, отражают художественно-эстетическое разви­тие национальной драматургии за годы независимости. Каждая из них представляет собой многогранный и противоречивый мир, через который можно созерцать нашу жизненную среду. Художественно изображая исторические события и современную действительность, драматургия наряду с другими жанрами всесторонне участвует в литературном процессе. В данном случае необходимо выделить имена известных драматургов А.Тарази, Д.Исабекова, С.Жунусова, Ш.Муртазы, Б.Мукая. Т.Нурмагамбетова. И.Оразбая, С.Балгабаева, Р.Мукановой, И.Сапарбая, Р.Отарбаева, Е.Аманшаева и других, плодотворно занимающихся сегодня твор­ческой деятельностью в области драматургии.

Подводя итоги, можно сказать, что за последнее двадцатилетие результаты плодотворного развития независимой казахской литературы нашли отражение во всех жанрах литературы. В литературно-художественных произведениях, написанных в этот период, всесторонне отра­жены и глубоко переосмыслены историческое прошлое казахского народа и его сегодяшняя действительность. Писателями и поэтами нашего времени тонко замечены современные нра­вы и националистический дух, характерные данной эпохе. Дух национального патриотизма особенно ярко выражен в современной поэзии, разветвленной по жанровым разновидностям. В прозе наблюдается тенденциозная направленность писателей на освоение исторической тематики. Художественный уровень отдельных произведений, приведенных в разделе о про­зе, свидетельствуют о том. что последние годы процветают жанры рассказа и повести. Ин­тенсивно развивается в эпоху независимости и драматургия, пополнившаяся целым рядом замечательных сценических произведений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.