Просмотров: 240

Казахстан на пороге независимости

Начавшаяся в СССР в середине 1980-х годов перестройка не оправдала возложенных на нее огромных надежд. К концу 1980-х годов кризисные явления в экономике продолжали стремительно шириться. Подобно снежному кому нарастал и целый ряд других трудноразрешимых проблем, связанных с противоречиями между союзным центром и республиками, углублявшимся идеологическим кризисом КПСС, обостре­нием межэтнических отношений, ростом социальной напря­женности в обществе.

В этой сложной и противоречивой на пороге независимости обстановке Н.А.Назарбаев, избранный 22 июня 1989 года первым секретарем ЦК Ком­партии Казахстана, как первый руководитель республики скон­центрировался на решении главных узловых проблем, стоявших тогда на повестке дня: реализации программы радикальных экономических реформ, четком разделении полномочий меж­ду союзным центром и республикой, укреплении социальной стабильности и межэтнического согласия. Резкий спад экономики, развал хозяйственных связей между регионами Союза, сохранение чудовищных диспро­порций в организации производства и распределении между ними на фоне непоследовательных действий союзного центра не могли остановить набиравший обороты хаос, который гро­зил полным обнищанием населения, товарным и продоволь­ственным дефицитом. При этом положение Казахстана усугублялось еще и тем, что в структуре народнохозяйственного комплекса СССР ему была отведена сырьевая роль. Выступая на встрече с представителями творческой и научной интеллигенции, состоявшейся 27 июня 1989 года, Н.А.Назарбаев по этому поводу сказал следующее: «В рес­публике сложилась неэффективная структура общественного производства. Например, доля промышленности ниже, чем в среднем по Союзу. Вдобавок, внутри самой индустрии сложился перекос в пользу тяжелой промышленности и в ущерб производству товаров народного потребления, которых мы ежегодно завозим в пределах 40-60 /о от потребности. А ведь они-то как раз весьма доходоемкие. К сложившемуся дисбалансу нас вели сознательно, такая была экономическая политика. Нам внушали: «Дело Казахстана — давать уголь, металл, нефть, хлеб, а то, что нужно народу — мы завезем вам из Прибалтики, Белоруссии и т.д.». Как следствие, республика вывозила почти половину про­изводимого зерна, 1/3 мяса, более 90% сырой нефти, 3/4 угля и руд черных металлов, 2/3 цветных металлов и спла­вов, реализуя все это по неоправданно заниженным ценам. В то же время Казахстан вынужден был завозить до 95 /0 оборудования для легкой промышленности и железнодорож­ного транспорта, 2/3 металлорежущих станков, 45 /о изделий ив трикотажа и хлопчатобумажных тканей, полностью авто­мобили, сельхозтехнику, бытовую технику, большую часть товаров народного потребления. В итоге, вследствие неэкви­валентного обмена Казахстан был поставлен в унизительное положение дотационной республики. В сложившихся кризисных условиях Н.А.Назарбаев при­нимал решительные меры по стабилизации производства, преодолению сырьевой направленности экономики республи­ки, укреплению горизонтальных вутрисоюзных экономических связей, сохранению единого экономического пространства. Одновременно в республике широко велась работа по внедрению рыночных механизмов хозяйствования. Именно в этот период был принят целый ряд важных законов, пре­дусматривавших создание правовой основы рыночных отно­шений. Это законы «О собственности», «О занятости», «Об основных  принципах  внешнеэкономической  деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О свободных экономичес­ких зонах» и др. Однако в условиях, когда сохранялся тотальный диктат центра, не желавшего иногда даже вопреки здравому смыс­лу, идти на какие-либо уступки союзным республикам, без четкого разграничения полномочий между ними все начи­нания в реформировании экономики, по сути, были обрече­ны если не на провал, то на длительную пробуксовку. Это обстоятельство во многом и обусловило остроту развернув­шейся в Советском Союзе дискуссии вокруг проекта нового Союзного договора. Этой первостепенной теме были посвящены почти все выступления Н.А.Назарбаева того периода, в том числе на II сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва «О проекте нового Союзного договора», IV съезде народных депутатов СССР, внеочередной III сессии Верхов­ного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва, собра­нии республиканского актива с участием Президента СССР М.С.Горбачева, IV Пленуме ЦК Компартии Казахстана «О позиции ЦК Компартии Казахстана к проекту Союзного договора» и др, Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркивал, что скорейшее подписание Союзного договора — не самоцель, а первосте­пенное условие для развязывания многочисленных проблем, прежде всего экономических. Ведь именно по вине союз­ного центра и союзных ведомств на территории Казахста­на возникли многочисленные очаги экологического бедствия, крупнейшие из которых — Арал и зона Семипалатинского ядерного полигона. Причина — безответственное, а где — то и преступное отношение центральных министерств и ведомств, в прямом подчинении которых находилось до 90 /о промыш­ленных предприятий Казахстана. Естественно, что в данном вопросе Н.А.Назарбаев столк­нулся с активным и очень мощным противодействием со сто­роны союзной бюрократии в лице функционеров центрального партаппарата, руководителей ВПК, союзных министерств и ведомств и др. Но как прагматик он прекрасно отдавал себе отчет в том, что назад пути нет. Понимая цену вопроса, Н.А.Назарбаев инициировал в 1990 году ввиду затягивавшейся на уровне центра подготов­ки проекта Союзного договора разработку его казахстанского варианта. Ключевые идеи, заложенные в нем, были четко обозначены в Обращении к народу Казахстана «За единство и консолидацию», с которым Н.А.Назарбаев выступил по Казахскому телевидению 10 сентября 1990 года. «Мы начи­наем строить жизнь на совершенно новой основе — Союзе суверенных государств. Суть его предельно ясна: республики получат исключительное право на владение, пользование и распоряжение всем национальным богатством, находящимся на их территории. Сюда входят земля, недра, воды, воз­душное пространство и другие природные ресурсы, весь эко­номический и научно-технический потенциал, являющиеся материальной основой государственного суверенитета. Сам Союз основывается на началах добровольности, взаимном ин­тересе и равноправном партнерстве республик. Разумеется, республики делегируют по своему усмотрению часть полно­мочий новым, созданным ими органам управления Союза. Имеются в виду те сферы деятельности, которые по своему характеру требуют единого в масштабах страны руководства: фундаментальные исследования, оборонные программы, еди­ная энергетическая система, атомная энергетика, космические системы и т.п.».

Еще одним важнейшим вопросом, находившимся в поле пристального внимания Н.А.Назарбаева, были межэтничес­кие отношения. Как известно, конец 1980-х годов ознаменовался бумом этнизма и небывалого подъема национального самосознания среди всех народов бывшего СССР. После десятилетий запре­тов люди открыто заговорили о насущных проблемах нацио­нального развития: нивелярующих последствиях общесоветской эрзац-культуры, утрате национальной самобытности, обычаев и традиций, угрозе исчезновения родных языков. Однако в Казахстане данный процесс протекал в непрос­той морально-психологической атмосфере, сложившейся пос­ле декабрьских событий 1986 года и последовавших затем репрессий в отношении казахского народа. В июле 1987 года Постановлением ЦК КПСС казахский народ был неспра­ведливо и огульно обвинен в «казахском национализме», а в отношении ключевых местных кадров и всех тех, кто ос­мелился на инакомыслие, причем уже не только казахов, развернулась кампания дискредитации и интриг. Поэтому успешный ход дел в многонациональной республике был просто невозможен без восстановления доверия между его гражданами. Ключевым вопросом в сфере межэтнических отношений стал в тот период законопроект о языках. Н.А.Назарбаев принял самое активное участие в разработ­ке и продвижении законопроекта как сторонник взвешенного, центристского подхода, уравнивавшего права всех сторон и не допускавшего предоставления привилегий ни одному из языков. Поэтому еще до начала парламентских дебатов в своем выступлении «Об организаторской и политической работе партийных комитетов республики в условиях углубления пере­стройки» от 18 августа 1989 года Н.А.Назарбаев так анонси­ровал законопроект: «Очень скоро в печати появится проект закона о языках, над которым длительное время работала большая группа ученых и специалистов, деятелей культуры республики. Не хочу давать исчерпывающих оценок этому документу — это дело всех казахстанцев, на суд которых он будет вынесен. Отмечу лишь, что правовая концепция проекта существенно отличается от концепций аналогичных законов, принятых в других республиках, именно в сторону усиления ее интернациональной сущности. Главным крите­рием, которым руководствовались авторы нового закона, была глубокая мысль о том, что истинное благополучие народа, давшего имя республике, не может быть достигнуто за счет ущемления прав и свобод людей других национальностей. Реальную защиту языка коренной нации широкая обществен­ность вполне справедливо видит в радикальной мере — за­конодательном закреплении за ним статуса государственного. Но, предприняв этот шаг, таким же законодательным путем будет гарантировано и свободное развитие языков всех на­родов. При этом русский язык, как язык межнационального общения, будет достойно выполнять свои функции, как и прежде, за ним останется роль мощного интеллектуального потенциала каждого народа, каждого человека».

Благодаря взвешенному подходу принятый в сентябре 1989 года Закон Казахской ССР «О языках» в опреде­ленной степени снизил остроту межэтнических отношений и способствовал укреплению стабильности в республике. Н.А.Назарбаев постоянно подчеркивал, что подлинное возрождение казахской нации возможно лишь при одновре­менном всемерном национально — культурном развитии всех этносов, составляющих народ Казахстана. В результате в республике с 1989 года начали откры­ваться национально — культурные центры — прообраз учреж­денной в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана. Давно прерванные связи со своей исторической родиной начали во­зобновлять многие этнические группы, в том числе когда-то насильственно сосланные в Казахстан немцы, корейцы, поля­ки, литовцы, крымские татары, турки-месхетинцы, вайнахи, карачаевцы и балкары, греки и др. Будучи естественным и исконным очагом казахского гена, Казахстан начал собирать разметанную по миру казахскую диаспору, центральной ор­ганизацией которой станет учрежденная в 1992 году Всемир­ная ассоциация казахов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.