Просмотров: 334

Казахстан и страны Южной Азии

Казахстан и страны Южной Азии. Южноазиатский регион – в силу своего выгодного геостратегического положения, а также политического веса и экономического потенциала – представляет для Республики Казахстан большой интерес. Географическая близость индийского субконтинента, формирующего регион Южной Азии, к территориям стран Центральной Азии, а также богатая история взаимоотношений между народами двух регионов, сумевших установить тесные связи в торговом и культурном обмене, обусловливают необходимость выстраивания стабильных и взаимовыгодных межгосударственных отношений. Необходимо отметить, что значительными факторами, влияющими на характер взаимоотношений в странах Южной Азии, являются различия национальных интересов каждой из них. Исходя из этого, в отношении южноазиатских государств Казахстан стремится проводить сбалансированный внешнеполитический курс.

При этом повышенное внимание Республика Казахстан уделяет вопросам обеспечения в Южной Азии безопасности и стабильности, так как политические противоречия между двумя региональными лидерами – Индией и Пакистаном – нуждаются во всестороннем обсуждении и регулировании. Адекватно реагируя на вызовы, исходящие из региона, РК предпринимает активные меры по развитию политического сотрудничества и экономического взаимодействия с южноазиатскими государствами.

Следует подчеркнуть, что, реализуя свою внешнюю политику, Индия стремится к нормализации отношений как с соседями по региону, так и с государствами, находящимися за его пределами. В своем внешнеполитическом курсе Дели руководствуется принципами многополярного устройства мира, уделяя проблемам международной стабильности и безопасности особое внимание. При этом Индия нацелена на расширение регионального и глобального сотрудничества, в том числе и со странами Центральной Азии.

С момента установления дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Республикой Индией – в ходе официального визита Президента РК Н. Назарбаева в Дели в феврале 1992 г. – стороны продемонстрировали заинтересованность в укреплении дружественных взаимоотношений. При этом Казахстан и Индия отметили совпадение позиций государств по ключевым аспектам региональной и международной политики, а также отсутствие принципиальных разногласий по основным проблемам международных отношений. Декларация о принципах взаимоотношений между Казахстаном и Индией, подписанная во время визита, заложила основы сотрудничества двух государств в политической, торгово-экономической, финансовой и других отраслях. Важное значение для переговорного процесса между Астаной и Дели имели визиты в Республику Казахстан: Премьер-министра Индии Н. Рао – в мае 1993 г., а также Вице-президента Индии К. Нарайанана – в сентябре 1996 г., в ходе которых были подписаны соглашения о техническом сотрудничестве, культурном обмене, а также о создании казахстанско-индийской межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому, научно-техническому, промышленному и культурному сотрудничеству.

Следует отметить, что в рамках МПК действуют совместные рабочие группы по информационным технологиям, нефти и газу, военно-техническому сотрудничеству, борьбе с международным терроризмом и текстилю, а также Подкомитет по научно-техническому сотрудничеству. Намерения двух стран активизировать экономическое сотрудничество подтвердились в ходе второго визита Президента РК Н. Назарбаева в Индию, состоявшегося в декабре 1996 г.

Подписание таких межгосударственных документов, как Конвенция об избежании двойного налогообложения, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, Меморандум о взаимопонимании, о проведении Дней культуры Казахстана в Индии и Индии в Казахстане способствовали наращиванию потенциала двустороннего сотрудничества. Важным аспектом казахстанско-индийских переговоров остается кашмирская проблема. Казахстанская сторона выступила за мирное урегулирование индийско-пакистанских противоречий на основе учета мнений всех заинтересованных сторон, а также норм международного права.

Изначально взаимодействие Казахстана и Индии было направлено на укрепление региональной безопасности и расширение экономических контактов. Поэтому одним из ключевых вопросов межгосударственного политического диалога продолжают оставаться усилия по продвижению инициативы Казахстана о созыве СВМДА.

Индийское руководство является одним из наиболее активных сторонников развития процесса СВМДА, что сыграло позитивную роль в ходе подготовки Декларации принципов взаимоотношений государств – членов СВМДА в 1999 г. Активное участие Индия принимала и в работе саммитов СВМДА 2002 и 2006 гг., также она содействовала подписанию Алматинского акта в 2002 г. и утверждению министрами иностранных дел Каталога мер доверия СВМДА в 2004 г. Это свидетельствует о стремлении Дели достичь максимального эффекта при разработке новых подходов к вопросам региональной безопасности. Следует отметить, что наличие такой уникальной диалоговой площадки, как СВМДА, позволяет конфликтующим сторонам сесть за стол переговоров и обсудить наиболее проблемные вопросы. В частности, во время очередного обострения конфликта между Индией и Пакистаном в 2002 г. Казахстан и Россия, воспользовавшись преимуществами данного форума, предприняли попытку нормализовать отношения между Дели и Исламабадом. Наглядным примером укрепления взаимоотношений между Астаной и Дели явился третий официальный визит Президента РК Н. Назарбаева в Индию, состоявшийся в феврале 2002 г., по итогам которого была подписана казахстанско-индийская Совместная декларация. В июле этого же года Республику Казахстан с официальным визитом посетил Премьер-министр Республики Индия А. Ваджпаи.

Новый импульс развитие казахстанско-индийских отношений получило в результате официального визита в Казахстан Вице-президента и Председателя верхней палаты Парламента Индии Х. Ансари в апреле 2008 г., а также четвертого визита Президента РК Н. Назарбаева в Дели в январе 2009 г., в результате которых взаимоотношения между странами достигли стратегического уровня партнерства. На современном этапе Казахстан и Индия прилагают совместные усилия для развития политико-экономических взаимосвязей – как на межгосударственном, так и на межрегиональном уровне. Именно поэтому РК и Индия активизировали свою деятельность и в других региональных структурах. Стремясь быть вовлеченной в процессы, происходящие на территории Центральной Азии, а также желая укрепить взаимоотношения с Россией и Китаем, Индия, при поддержке Казахстана, получила на прошедшем в Астане в июле 2005 г. саммите ШОС статус наблюдателя. Стремление Индии участвовать в таких инициативах ШОС, как Региональная антитеррористическая структура (РА Т С ), Энергетический клуб ШОС и Контактная группа ШОС – Афганистан будет способствовать расширению сотрудничества между странами – участниками организации в приоритетных направлениях деятельности. Таким образом, Казахстан и Индия рассчитывают на долгосрочное экономическое и политическое партнерство, которое позволит наладить транспортно-коммуникационное сообщение, обеспечит развитие двустороннего взаимодействия в энергетической и информационно-технологической сферах, а также позволит реализовать потенциал взаимовыгодного сотрудничества между двумя азиатскими странами. Значительное влияние на процессы, происходящие в Южной Азии, оказывает Исламская Республика Пакистан. Дипломатические связи между Казахстаном и Пакистаном были установлены в феврале 1992 г., в ходе государственного визита Президента РК Н. Назарбаева в Пакистан. Во время данного визита были подписаны основополагающие документы об установлении двусторонних отношений между РК и ИРП: Декларация о принципах взаимоотношений между Казахстаном и Пакистаном, Соглашение об установлении дипломатических и консульских отношений, о торгово-экономическом сотрудничестве, о сотрудничестве в области культуры, спорта и туризма, а также Протокол о создании межправительственной совместной комиссии. В августе 1995 г. Казахстан посетила Премьер-министр ИРП Б. Бхутто, а в октябре 1996 г. РК с официальным визитом посетил Президент ИРП Ф. Легари. По итогам прошедших переговоров стороны обозначили перспективные направления двусторонних отношений, укрепив их правовую основу рядом важных документов, в частности, соглашением об избежании двойного налогообложения, договоренностью о совместных действиях в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, терроризмом и другими опасными видами преступлений. В конце 1990-х гг. в отношениях между Казахстаном и Пакистаном наблюдалось снижение политической активности. Однако с приходом в Пакистане нового руководства ситуация изменилась к лучшему и спад в дипломатическом сотрудничестве был преодолен.

В ноябре 2000 г. П. Мушарраф, глава исполнительной власти ИРП, посетил Казахстан с официальным визитом, в ходе которого Астана и Исламабад подтвердили намерения и в дальнейшем развивать двусторонние отношения, не ущемляя интересов третьих стран. Данное обстоятельство свидетельствует о сбалансированном подходе Казахстана к индийско-пакистанским противоречиям, а также о стремлении наладить постоянный и комплексный диалог между участниками конфликта, что способно привести к мирному разрешению проблемы Кашмира.

Дальнейшему углублению сотрудничества, в том числе и в банковской сфере, способствовал визит Президента РК Н. Назарбаева в Пакистан в декабре 2003 г. , в ходе которого были подписаны двусторонние соглашения, направленные на развитие взаимодействия между столицами двух стран. Представители Пакистана принимают активное участие в продвижении идеи СВМДА с самого начала ее основания. Нужно отметить, что президент ИРП П. Мушарраф, посетивший в 2006 г. саммит глав государств – членов СВМДА, проходивший в Алматы, поднимал вопросы расширения сотрудничества в торговой сфере, а также в рамках транспортно-энергетических проектов.

Помимо этого, Пакистан имеет статус наблюдателя в ШОС, что способствует вовлечению страны в процесс разрешения вопросов региональной безопасности. Пакистан стремится войти в число постоянных членов организации, что позволит интенсифицировать межгосударственное экономическое сотрудничество, в особенности со странами Центральноазиатского региона. Таким образом, взаимодействие Казахстана со странами Южной Азии, характеризующимися особым геополитическим расположением и обширными экономическими возможностями, позволяет РК реализовать потенциал межгосударственного сотрудничества, а также вытекающие из этого благоприятные перспективы выхода Казахстана к мировым транспортно-коммуникационным сетям. Необходимо отметить, что Казахстан, начиная с момента обретения независимости, стремился развивать и укреплять политический диалог с южноазиатскими странами, делая при этом особый акцент на экономическом потенциале подобного взаимодействия.

Исходя из этого, дальнейшее сотрудничество Казахстана и государств Южной Азии не только положительно отразится на социально-экономическом развитии обозначенных стран, но и будет способствовать обеспечению региональной стабильности и безопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.