Казахский народ, какие они?

Главным богатством страны является гордый н талант­ливый, искренний, доброжелательный и миролюбивый ка­захский народ, известный тем, что никогда не начинал войн, умел давать достойный отпор врагам и в течение многих ве­ков совершивший скачек от кочевой цивилизации к верши­нам современного прогресса. Под сенью выстраданной ве­ками государственности он объединил в одну семью десятки братских этносов и воистину стал в противоречивое время межнациональных противоречий лабораторией дружбы и взаимопонимания народов.

Человек не выбирает Отечество, оно отпущено ему свыше. И коль судьбой нам выпало жить именно под ка­захстанским небом, дорожить именно этой землей, то и сле­дует приумножать ее плодородие в самом широком смысле этого слова и писать новую историю возрождения в созвуч­ном эпохе духе. Наша земля может рожать и хлеб, и добрые помыслы, и великие деяния.

Казахстанцы особенно умеют ценить доброту, доверие и любовь ближних. Наверно потому, что жизнь в степной Ойкумене веками приучала к тому, что человек без под­держки и участия окружающих похож на одинокое дерево в пустыне, которое может зачахнуть в любой миг, не пустив новой поросли. Не потому ли превыше всех благ мы ценим мир добрых человеческих отношений, которыми славится наш Казахстан.

Не случайно именно на нашей щедрой казахстанской земле, которая может разнообразием своего ландшафта приласкать взор степняка и горца, леснянина и поморца, сложился редкостный сплав людей, пришедших к единому восприятию этого величественного жизненного пространства и соответствующему духовному родству, порожденному простором материнской земли. Ведь душа человека сродни окружающему его пространству. И если исходить из этого, то наших соотечественников отличает широта души, привязанность к отчей земле, умение хранить дружбу и согласие. Именно поэтом}’ наш Казахстан являет собой прекрасную площадку неуловимого слияния культур и традиций.

Слияние доброе истоков

Тем не менее, мы всегда помним, что истоки у нас разные. И если казахский народ дал название этой земле и издревле связал с ней свою судьбу, то и новые поколения пустивших здесь корни землепроходцев, искателей романтики и вынужденных переселенцев чувствуют себя здесь не временными гостями. Умение жить сообща проистекает из сути наших народов, как и чувство привязанности к той земле, где ты состоялся как человек, из малого дитя превратился в отца и мужа.

Поэтому нам приходится считаться с полиэтническим составом современного Казахстана, который породил особую психологию и менталитет людей. И что удивительно, суровый казахстанский континент — иначе и не скажешь о громадных пространствах на стыке Азии и Европы — породил не только особый сплав людей, но и удивительный для нашего времени этнических взаиморазборок казахстанский патриотизм. Человеку извне трудно понять, чем привязывает к себе казахстанская земля, если по ней тоскуют на берегах Рейна и Иордана, как по материнской купели, наши бывшие соотечественники.

Это говорит о том, как важно для нас не только суще­ствование отчей земли, но и населяющих ее людей. Поэтому трудно представить нашу республику без оказавшихся здесь по воле судьбы немцев, корейцев, ингушей и представите­лей многих-многих других народов, гонимых когда-то тота­литарной системой, но всегда чувствовавших сердечность и доброту древних хозяев этой земли. Да и сами они, находясь в изгнании, многому научили нас, казахов. Немцы — аккурат­ности и практичности, корейцы — рачительному обращению с землей, ингуши — своей этнической солидарности. Не ме­нее полезные качества мы перенимали и у других народов, учились у них строить и содержать дома, выращивать раз­личные культуры и готовить соленья, перенимали семейное воспитание. Это чисто в житейском плане.

А если брать более масштабно, то трудно представить освоение промышленного потенциала Казахстана без уча­стия других народов. Вспомним хотя бы о том, что совре­менный Алматы, возникший на месте древнего казахского поселения и казачьего военного укрепления, возводился руками представителей многочисленных национальностей. Строительство Турксиба, эвакуации военных лет, когда ка­захстанская столица пригрела семьи многих известнейших людей из мира искусства и культуры, последующие миграци­онные процессы влили соки в этот город, превратив его в крупнейший политический, культурный и индустриальный центр республики.

Казахстан — земля древней цивилизации с удивительной и неповторимой историей. Здесь тесно переплелись судьбы кочевых и оседлых племен, взаимно обогащались и преоб­ражались культуры и религии. Проходили торговые пути, связывавшие Восток и Запад. В республике насчитывается 27 тыс. памятников древности. Взаимовлияние культур и традиций всегда обогащало народы. Как не вспомнить об этой расхожей истине, говоря, например, о таких выдающихся личностях отечественной истории и культуры, как Чокан и Абай. Это они привнесли в философию степного народа демократическое и культурное влияние Запада.

Именно свойственное казахстанцам отношение к родной земле, ее традициям, многоукладности и многоликости помогало вместе пережить тяжелейшие этапы новой истории, делить беды и тяготы, радости и достижения. Под обновляющимся зданием нашего общего дома был крепкий фундамент общности наших судеб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика