Просмотров: 815

Казахская поэзия эпохи независимости

Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев во время совещания, посвященного 20-летию независимости Республики. отметил, что «Независимость — это огромное счастье, которое подарил Бог нашему поколению. вечная ценность нашего народа. Все наши достижения, накопленные до сегодняшнего дня, были осуществлены благодаря независимости» [1]. Настоящая бесспорная правда относится и к нынешнему состоянию духовной культуры казахского народа. Несомненным успехом для нас является крах тоталитарной системы, ограничившей свободную деятельность в гражданских. творческих сферах, исходя из различных идеологических побуждений. Представители казахской художественной интеллигенции веками в душе лелеяли мечту о независимости. с полным ощущением мгновений счастья, сопряженного с данным событием, осознавая его неизгладимое впечатление на личную судьбу, отображали в своих произведениях это непростое по значению историческое время, его сложные перипетии.

Проблемы и достижения казахской литературы с древних времен до современности в течение многих лет систематически исследуются учеными — литературоведами, фольклористами, текстологами разных поколений Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова Комитета науки МОН Республики Казахстан — в монографиях и в фундаментальных коллективных трудах. В 2011 году Институту исполняется 50 лет. В последнее время кропот-ливыми усилиями его сотрудников были созданы «История казахской литературы» в 10-ти томах, уникальная по своему замыслу и его осуществлению, 3-х томная «История казахского искусства». По линии Государственной программы «Культурное наследие» выпущено 70 томов знаменитой серии «Бабалар сөзі», где представлено богатое фольклорное, литературное наследие казахского народа. Близится к завершению работа над 50-ти томным академическим изданием полного собрания сочинений великого казахского писателя, ученого, выдающегося общественного деятеля, лауреата Международной Ленинской премии Мухтара Омархановича Ауэзова, не имеющего аналогов в странах Центральной Азии. Однако в настоящее время внимание ученых в основном приковано к живому литературному процессу современной казахской литературы.

С.Аксункарулы «Адам и Ева» (2000), У.Есдаулета «Книга ценностей» (2000), «Жар души» (2009), И.Сапарбая «Любовь и ненависть». М.Райымбека «Луна» (2000), Е.Раушанова «Лысу­ха» (1995), Ш.Сариева «Сын пустыни» (2008), Г.Жайлыбая «Крылья птиц» (2001), Б.Жакыпа «Почерк» (2001), Р.Ниязбекова «Слушай меня, современник» (2001), М.Жумагалиева «Мело­дия тоски» (1995), Е. Абдыкакимова «Рассвет» (2001), Ж. Аскербека «Красавица — речка» (2001) лирический герой глубоко постигает суть огромной радости и неожиданных противоречий, вызванных сложным чувством осознания трудностей переходного времени и веры в будущее новой эпохи. Этой вере сопричастны и сомнения, что означает реальность исторических об­стоятельств. Такие оттенки многомерных струн настроения с отчетливостью обнаруживают­ся в творчестве Т.Медетбека, Е.Раушанова, Д.Стамбекова, С.Аксункарулы, А.Бокенова и др., где преобладают мотивы удивления и огорчения в связи с возникновением разрыва между идеалом и действительностью.

В течение двадцатилетия, наполненного бурными общественными событиями, поэтами создано множество стихов и поэм, посвященных жизни и деятельности знаменитых баты­ров, которые боролись за свободу казахского народа, а также таким историческим лицам, как легендарные акыны, острословы — бии. чьи героические песни и мудрые изречения выдер­жали испытание столетиями. В духе познавательных и поучительных этапов на пути к наци­ональной независимости воспевались философско-патриотическое значение традиций Абая, Махамбета, М.Ауэзова, Д.Бабатайулы, Б.Момышулы, их доблестный труд во имя Родины, богатое художественное наследие, нацеленное на нравственное совершенствование многих поколений молодой поросли. С особой тревогой, с пафосом сочетания иронии и оптимизма изображалась судьба казахского языка, его перспективы как фундаментальной основы неза­висимости Казахстана. Отголоски незабываемого героического Желтоксана не давали покоя исторической памяти мастеров пера. Привели в смятение поэтическое сознание дисгармо­ния в развитии аула и города, в обширных сферах духовной деятельности. Общество, вооду­шевленное появлением национальной валюты, с ясным пониманием относилось к исконной сущности религии, этнического менталитета в формировании и утверждении специфики го­сударственной идеологии. Возрождая древние поэтические традиции казахов, жанр айтыса приобрел новые качества по форме и содержанию. Одной из священных тем современной по­эзии является праздник Наурыз, жемчужина древней культуры. Наурыз не утратил ценности и жизненных корней своей философской семантики до сегодняшнего дня.

Трудно было предположить, что многовековая мечта казахского народа станет явью к концу XX столетия, конкретно — в 1991 году. Категорию «свобода» можно растолковывать в плане интересов отдельных личностей и общенациональных идеалов. В личностном аспекте она обладает не только социальными, но и бытовыми, психологическими нюансами. Многие узелки в этом вопросе не распутываются. Возможно, что не каждый человек в полной мере воспользуется привилегиями независимости. Однако это не отрицает сверхважное значение суверенитета, самостоятельности в общегосударственном масштабе. Люди были охвачены неизменным чувством радости, порожденной избавлением от тотального господства другой страны. Многие героически погибли на этом пути, подверглись зверским пыткам лучшие сыновья народа, деятели знаменитого национально-освободительного движения «Алаш», трагические жертвы события «Желтоксан». Как бы ни казалось, что независимость доста­лась нам с легкостью, ее социально-исторические предпосылки назревали с давних пор. Она является судьбоносной закономерностью: таким образом интерпретируется независимость Республики в концептуально-эстетическом содержании казахской поэзии.

Однако рыночная экономика, как последствие социальных преобразований, нас посети­ла полудиким образом. Определенной части интеллигенции не нашлось соответствующего места с прежним статусом в обществе. В поэзии наметились пессимистические настроения в художественном обобщении действительности. Так, Иран-Гаип (Иранбек Оразбаев) напи­шет следующие строки: «Не дай уйти независимости, ибо она почетная гостья» [2, с. 290]. Когда-то и Магжан Жумабаев в стихотворении «Свобода» также был охвачен опасением по поводу того, что она может улететь обратно [3. с. 87-88]. И, действительно, советская власть в Казахстане не оправдала долгожданные ожидания народа, ограничивала его право и волю на национальное самоопределение.

Академик С. Кирабаев отмечает, что «сквозь всю историю развития казахской литературы красной нитью проходит общая солидаризирующая идея. Это — идея национальной независимости» [4, с. 83]. По его рассуждению, Абай и И.Алтынсарин, хотя не открыто выражали свое недовольство царской политикой России, все же оставались поэтами, отразившими действительность с точки зрения дум и чаяний своего народа. Критический дух, присущий поэзии Абая, означает не отрицание им всех достоинств его сородичей, а осознание им исторической ответственности за будущее малограмотных степных обитателей.

В период независимости продолжателем данной реалистической традиции Абая стал выдающийся художник слова Кадыр Мырза Али. Он остается лицом к лицу с горькой правдой современной ему жизни в своем произведении, напоминающем жанр толгау — «О чем мне говорить». Обычно отстраняющий себя от политических сентенций Т.Молдагалиев, в стихотворении «Человек в беде» также был поражен глухотой времени в отношении нужд людей. В начале периода независимости, испытывав шок от стихийных неурядиц, возобладавших в буднях страны, К. Мырза Али воспроизводит жизнь в стиле сочетания экспрессивно-разоблачительного тона со знаковым содержанием грусти, что обусловлено непрозрачным положением тех дней. Автором учитываются такие черты представителей казахской национальности, как быстрая приспособливаемость к новому, не разбираясь даже в его необходимости, страсть к подражанию другим обычаям, готовность к восприятию чужих влияний. И это привело определенную часть населения в замешательство.

Казахской народ предпочел прежде всего национальную независимость, полноценность родного языка, из-за горькой цены которых старался забыть и экономические трудности, и бытовые невзгоды, возникшие на рубеже веков. В ретроспективном плане описывая историческое прошлое Казахстана, поэт выражает свое недовольство распущенностью молодежи, ее нравами, явно привнесенными из стран зарубежья с другим менталитетом, не скрывает своих опасений в связи с возможной потерей генофонда нации. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что в изменениях к лучшему, произошедших в моральном климате нашего общества, выделяется роль художественного слова, слова, озаренного мудростью, которую произнес Кадыр Мырза Али. Благодаря произведениям К.Мырза Али, Т.Молдагалиева, Ф.Онгарсыновой, С.Аксункарулы, С.Тургынбека и других получил глубокое художественное отражение жесткий отрезок времени, ознаменованный наступлением рыночных отношений. Они, эти поэты, не воспевали голословно все, что называлось новым. С позиции общепризнанных мировых ценностей будет справедливой их трогательная забота о незыблемости национальных традиций, религиозных обычаев, о нравственном совершенствовании и материальном благополучии народа, так необходимые в эпоху независимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.