Великий мыслитель, живший в мрачную эпоху колониализма в степной глуши, в самом сердце Азии, предвидел тот день, когда казахский народ обретет достойное место в семье свободных стран. Новая Конституция независимого Казахстана открыла дальнейшие перспективы самостоятельного устойчивого государственного развития, заложила прочный фундамент межэтнического согласия и политической стабильности ради дальнейшего продвижения по пути рыночной экономики и демократических преобразований. Астана как новая столица Республики Казахстан представляет собой новую систему отсчета для цивилизационного развития в XXI веке с новыми средствами информации и новыми ценностными и стратегическими ориентирами.
Однако твердо и неуклонно следовать этим ориентирам оказалось делом далеко не простым. На наш взгляд, одна из проблем состоит в том, что недостаточно работает очень важное, может быть, решающее, звено в механизме создания нового общества. А именно: отсутствует привлекательная идея, значительная цель, общенародная мечта, способная объединить и воодушевить всех казахстанцев.
Наивно думать, что все общество и каждый гражданин в отдельности могут прожить без великой и зажигательной идеи. И что ее заменят акции, купоны, биржи, банки, ставки, дух предпринимательства и собственника. Рынок — не самоцель, как думают наши реформаторы, а всего лишь строительный материал для дороги к Храму, И зачем нужна дорога, если она не ведет к нему?
Уж на что, казалось бы, сыта и благополучна Америка, а недавний общенациональный опрос показал, что 66 %, американцев считают, что их страна находится на ложном пути, а 69 %, опрошенных убеждены в том, что существующая в США политическая система не представляет их интересов. И не случайно президент США Б. Клинтон заявлял в этой связи, словно оправдываясь, что «сила наших идей даже больше, нежели наши размеры, наше богатство или наша военная мощь, делает Америку страной, к которой испытывают необычное доверие».
Крупнейший социолог Макс Вебер писал, что для того, чтобы общество стало динамичным, демократическим, правовым, материально обеспеченным, оно должно опираться на благоприятную для него систему исповедуемых народом ценностей, сохранять внутреннее, глубинное духовное ядро.
В подтверждение этого можно привести немало примеров. Так, японское экономическое чудо стало возможным благодаря не только заимствованиям передовых западных технологий и менеджмента, но и благодаря «загадочной японской душе», принципам буддистской этики, гармонии в человеческих отношениях, сохранению от эрозии лучших черт национального характера: любви к природе и чистоте, коллективизму, трудолюбию, бережливости, почитанию старших, уважению к представителям и символам власти, к своему национальному государству.
Философско-культурологической основой индонезийского общества после завоевания независимости в 1945 году стали пять принципов «панчасилы», учитывающих национальный менталитет народа и обеспечивающих разноязычной и поликонфессиональной стране на 4 тысячах островах мир и стабильность, относительное процветание.
Мы же сегодня все еще радуемся, что, наконец, освободились от 70-летнего господства коммунистической идеологии и теперь свободно дышим в деило-гизированном обществе. Но — это иллюзия, обман, мираж, ибо ни одно цивилизованное общество не обходилось без великих идей.
История учит, что возрождающееся общество особенно остро нуждается в путеводной нити, национальной идее, ставшей государственной идеологией. Такой была, к примеру, для Польши национальная идея «Еще Польша не погибла», для Украины — «Ще не вмерла Украина». Идея национальной независимости поддерживала в трудные времена Литву, Латвию, Эстонию, она вооду-шевляла народы Чечни и Абхазии. Американская мечта объединила всех: белых, черных, цветных, национальные меньшинства и иммигрантов в единую нацию, и США защищают каждого гражданина своей страны, где бы он ни находился, если ему угрожает опасность (пример с американским летчиком, сбитым над Боснией, -наглядное тому доказательство).
К эпохе Московского царства XVI века, когда оно окончательно сбросило татаро-монгольское иго, и к известному тезису о Москве как «Третьем Риме», восходит «русская идея», являвшаяся в значительной степени государственной, имперской идеей христианского мессианства русского народа. «После народа еврейского, русскому народу наиболее свойственна мессианская идея», — писал И. Бердяев, подчеркивая, что в силу этого «русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности». И было время, когда она простиралась от Польши и Финляндии до Аляски включительно, представляя из себя величайшую в истории евразийскую империю. Правда, эта великодержавная «русская идея» не выдержала испытания временем, и ее критиковали многие выдающиеся русские мыслители.
Две с половиной тысячи лет непрерывной истории национальной государственности казахского народа и его далеких предков доказывают, что духовно-идеологической платформой, объединительной национальной мечтой во все времена являлась «казахская идея» — идея родной земли «Атамекен» («Земля отцов»), сформировавшаяся еще во времена древних тюрков.
От гениального Аль-Фараби до мудрого Абая, почти на тысячу лет протянулась идей связующая нить, когда казахский народ с песней «Елим-ай» (О, родимая сторона!) на устах, по словам Мухтара Ауэзова, «как трагический странник, кочевавший по степям и столетиям», словно печальный Асан-Кайгы, скитался в поисках земли обетованной, где бы воплотилась казахская идея о создании национального государства, мечта о мирной и счастливой жизни.
От высокородного хана-чингизида Аблая до последнего безродного аульного байгуши народ был объединен единством земли предков, ее общей судьбой. Ради нее шли на эшафот ханы Абулхаир, Кенесары и Арынгазы, народные батыры Исатай, Срым, Есет и Джамходжа, поэт-бунтарь Махамбет Утемисов. В XX веке казахская мечта вела Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова. Мухтара Ауэзова, Каныша Сатпаева, Бауржана Момыш-улы, Касыма Аманжолова, Мукагали Макатаева, Жубана Молдагапиева и многих других известных и безвестных людей.
Верность казахской идее народ, по своей сути терпеливый, стойкий, философсофствующий, но с яростным бунтарским и героическим духом, пронес через все испытания истории. «Загадочная казахская душа», национальный изгиб ума и характера ярко проявлялись в минуты суровых невзгод, когда отбрасывалось все наносное, случайное, сиюминутное, и каждый честный казах словно бы оставался наедине своим со Отечеством.
И не случайно в истории имперского прошлого ученые насчитывают около 200 народных восстаний и движений, И лишь на исходе XX века казахский народ обрел, наконец, национальную независимость, возможность стать творцом собственной судьбы, воплотить в жизнь выстраданную многими поколениями мечту.
Сегодня, на этапе национальной независимости, когда казахская идея осуществилась в форме суверенного государства, она должна интегрировать теперь весь полиэтнический поликультурный народ нашей страны. Это обусловлено многими причинами.
Во-первых, географической и этнической заданностью исторического развития казахского народа в течение нескольких последних веков. Казахстан — это «Восток -Запад — Юг», он возрастал на стыке мировых суперкультур и цивилизаций, был местом встречи трех мощных культурно-исторических пластов.
Во-вторых, Казахстан сегодня — это гетерогенное смешение казахской нации и национальных диаспор, культур, религий, традиций, решающая роль в интеграции которых принадлежит теперь казахскому народу как титульному этносу, самому многочисленному и исторически освоившему эту громадную территорию, являющуюся издревле его колыбелью. В мире около 12 миллионов казахов, а в Казахстане — около 8 миллионов. Народ еще достаточно молод, пассионарен и находится в акматичес-кой фазе своего развития. Народ, в идейном генофонде которого такие великие имена, как Коркыт-ата, Аль-Фараби, Яссауи, Абай, Чокан, Мухтар, Каныш и другие, способен на решительные созидательные действия в истории.
В-третьих, наше общество сегодня уже расколото по имущественному, национально-этническому, религиозному, а у казахов еще и по внутринациональному, признакам. Нельзя уходить от реальности. Глупо было..бы победными реляциями о «всенародной поддержке» пытаться заглушать подспудный, но уже отчетливый гул всенародного недовольства переживаемыми естественными и искусственными трудностями.
В таких условиях недальновидно рассчитывать на сплочение народа лишь через внешние экономические и политические заимствования, призывы к обогащению (кажется, во всем мире все уже отказались от примитивного лозунга «бытие определяет сознание»).
Необходимо предложить народу привлекатальную идею, заманчивую цель, способную пересилить, перевесить негативные последствия спешной реставрации капитализма XIX века в его самых диких, разнузданно-мафиозных и антигуманных формах. И никакая абстрактная и опостылевшая идея о якобы «цивилизованном и гуманном обществе, где у каждого на столе будет утка», не может прикрыть наготу оголтелого стремления к власти и богатству, что чуждо природе и душе простого человека любой национальности.
Поэтому сегодня казахская национальная, но не националистическая, идея, выполнив свою историческую миссию, должна трансформироваться в общеказахстанскую, евразийскую идею, носящую универсальный и всеобщий характер. Она должна отвергнуть слепое копирование западных государственно-культурных стандартов и бездумное подчинение общества лишь золотому тельцу наживы, «желтому дьяволу», обожествлению рынка как панацеи от всех бед. Можно, конечно, заимствовать на Западе и Востоке новейшие технологии, современную организацию производства, но на нашей почве без духовно-нравственных стимулов они не заработают.
Концепция общеказахстанской, евразийской идеи «Казахстан — наш общий дом!» в отличие от идей «Казахстан — только для казахов!» должна вобрать в себя все лучшее из национального, духовного, интеллектуального, нравственно-эстетического наследия казахского и других народов нашей страны. Объединить все здоровые и конструктивные силы общества и направить их на возрождение истинно народных и вечных ценностей, таких, как долг, честность, совестливость, сострадание и других, могущих противостоять разлагающему влиянию западной массовой материальной и духовной культуры с ее отчужденностью и индивидуализмом, культом денег как смысла жизни.
Все другие народы должны поверить, что у казахского человека нет сегодня желания доминировать над ними, душа его, как и всегда, великодушна, бескорыстна, терпелива, а от рынка он страдает больше, чем кто-либо, ибо не был готов к нему ни исторически, ни морально-психологически. Об этом свидетельствует тяжелое состояние сельских казахов. Все мы сегодня не должны поддаваться попыткам из-за «бугра» вбить клин между нашими народами, прежде всего между казахами и русскими, ибо для всех них Казахстан давно уже стал исторической родиной, единым Отечеством.
Казахстанская, евразийская идея — это идея общенациональной соборности, социальной справедливости, символ формирования нового духовно-нравственного пространства и возрождения на ее основе национального самосознания каждого народа, созидания сильной государственности как гаранта мира и благополучия.
Историческая миссия казахов как носителей этой идеи состоит в том, чтобы создать новую философию жизни, дать новое дыхание всем народам, помочь найти им духовную глубину, ширину и гибкость, свое место в нашем «ноевом ковчеге». Эта идея объединит всех нас в единую семью.
Ветер судьбы дует сегодня в паруса нашего казахстанского корабля, и потомки не простят, если мы не используем шанс, выпадающий один раз в тысячу лет, чтобы поплыть по морю Истории в бухту Благоденствия, чтобы приплыть к нашему общему Храму — процветающему и миролюбивому Казахстану. А Храм этот, образно говоря, должен стоять на фундаменте «казахской идеи» и под «казахской крышей».
И мы должны будем это сделать, мы не можем сегодня этого не сделать, мы обязательно это сделаем!