Просмотров: 1 290

Казахская эмиграция

До обретения Казахстаном независимости проблема, вынесенная в заголовок данной статьи, казахская эмиграция оставалась вообще нетронутой обществоведами. Несмотря на то, что казахская диаспора является одной из крупнейших в мире, запрещалось об этом упоминать, не говоря об исследовании проблемы. Одна из причин этого — последствия политики «железная занавеса», а вторая — прямой результат внутренней политики, когда каждый человек, уехавший за рубеж, изображался как заклятый враг революции и народа.
Речь пойдет о казахской диаспоре, которая составляет около четырех миллионов человек. Это люди, волею судьбы в разное время оказавшиеся в соседних республиках, в близком и дальнем зарубежье, разбросанными в более пятидесяти странах мира. За пять веков после установления своей государственности казахи вынуждены были несколько раз откочевать, оставив свою Родину. Первый из них — период между 1720 — 1750 годами, когда под натиском джунгар казахи попали в великое бедствие — «Актабан шубырынды, алкакол сулама». Второй период — начало XIX века, когда народ попал под гнет Российской империи, с одной стороны, Кокандского ханства — с другой. В то тяжелое время казахи вынуждены были перекочевать на север Тянь-Шаня. Третий период охватывает 60-80-е годы XIX века, когда произошел передел границ между царской Россией и цинским Китаем. В результате этого сотни тысяч наших соотечественников оказались под владычеством Китая, разбрелись по Монголии.
Четвертый период по времени совпадает с началом национально-освободительного движения казахов против имперской политики России. После подавления этого выступления начались массовые, репрессии против его участников, часть казахов опять бежала в Китай и Монголию. Затем произошел октябрьский переворот 1917 года. В результате февральского и октябрьского переворотов, гражданской войны около 400 тысяч казахов, то есть 7-8 процентов всего населения, оказались в Китае, Монголии, Иране, Афганистане. Общие потери за эти годы составили 1 млн., 350 тысяч человек, или более четверти всего населения. Пятый период является прямым последствием кровавой политики «Малый Октябрь», проведенной Ф. И. Голощекиношя, Это время голода в 1929-33 годах. Если добавить к этому сталинские репрессии 1937-1940 годов, то страшная картина судьбы народа станет более полной. Казахи снова пустились в путь, кто пап по дороге, а кто выжил, еле достиг рубежей Афганистана, Китая, Ирана.
Шестой период эмиграции казахов можно рассмотреть в связи с событиями Великой Отечественной войны. На этой войне сложили головы 1,5 миллиона казахов. Но этим всенародная трагедия не кончается (3). Тысячи земляков, спасаясь от сталинского режима разбрелись почти по пятидесяти странам мира, остались таил (4).
О незавидном положении казахские беженцев немало писало в тс время прогрессивная зарубежная пресса. Им (беженцам) посильную помощь оказали шведские, турецкие миссии, добровольцы из США и Англии. Но о судьбе соотечественников не проронило ни слова. Советское правительство и его верный «красный» Казахстан.
Казахи в Турции. В данное время в Турции проживает более 30 тысяч казахов. В 1952 году правительства США, Турции и Канады заявили о своей готовности предоставить политическое убежище казахским и уйгурским беженцам. Но наши соотечественники, после недолгих раздумий все же выбирают родственную по языку, религии и этническим корням Турцию. 8 ноябре 1952 года группа казахских эмигрантов перебрались из Кашмира а Бомбей. Дальше их путь лежал в Ирак, оттуда железной дорогой в Стамбул. В июне следующего года последняя группа казахских беженцев выехала из города Сршгер по тому же маршруту. Но доехали не все. Ныне в Индии проживает более 300 оемюй. Власти Турции предоставили возможность казахским, эмигрантом самим выбрать места проживания т профессии. Шшгие да них обосновались вокруг Стамбула, сохраняя при этом племенные и родственные связи и особенности.
Казахи после обоснования а Турции без особых трудностей адаптировались к. новым! условиям,, начали принимать’ посильное участие в социальной и экономической жизни страны. Некоторое время спустя среди наших соотечественников появились известные предприниматени, которые стали известны! з деловых кругах не только Турции, но и Европы. Успешно была решена и проблема’ получения образования., Многие казахские юноши и девушки после адшнчашя ргшшчиых колледжей, продолжали учебу в престижных университетах Турции, Германии, Франции, Швеции и Японии’. Ширзат (Шеризат) Догры — бизнесмен, предприниматель, миллионер. Под городом Измиром в Турции имеет местность, получившую название «Казак сайы». Купив огромную территорию земли, он создал там уголок казахской жизни с юртами, табунами лошадей, с кумысом.
Турецкое правительство сразу же тепло приняло казахов-переселенцев из Китая, выделив им земли, жилье, материальную помощь, долгосрочные облегченные кредиты. Но, отмечает господин Догры, несмотря на общие корни, религию, близость язык а, за исключением отдельных ученых, основная масса населения ничего не знала о казахах. Стоит отметить, что наши соотечественники, проживающие в Турции, очень сильны в плане сохранения и развития исторической памяти и самосознания.

Казахи в Иране и Афганистане. В Иране проживает 15 тысяч, в Афганистане — 45 тысяч семей. Первую группу составляют те, которые переселились в начале 20-х годов XX века из западных областей Казахстана. Причина кроется в политике Советского государства, когда оно усилило нападки на состоятельных казахов, заваливая их всевозможными налогами и поборами. Беженцы, пересекая пустыни Туркменистана, через Каспийское море после многих лишений и потерь, едва достигли границ этих стран. Вторая волна эмигрантов пошла в период сталинской коллективизации. В итоге конфискации скота у населения в казахской степи разразился голод. Обессиленный народ поднялся на восстание, но эти волнения бы ли. подавлены как со стороны ОПТУ, так и со стороны частей Красной Армии, пришедших на помощь чекистам. Например, волнение в 30-х годах на Мангышлакском полуострове вошли в историю как «Восстание адайцев». Но и подобный вид народного сопротивления был официально оценен как «анти-советские», контрреволюционные или феодально-байские вылазки. Потерпев поражение, повстанцы всеми аулами, родами подались за рубеж. С ними ушли и те, которые не выступали открыто, но разделили горькую участь сородичей. Беженцы, хорошо знавшие суровый нрав степей, стремились откочевать на побережье Каспийского моря. Однако многие из них погибли в пути. Например, в 1932 году большая группа людей из рода адай, сбившись с пути, зашла далеко в пески и погибла. Это ужасное событие до сих пор сохранилось в народной памяти как «Такыр кыргыны». Это краткий обзор тех стран, где наши соотечественники живут компактно. Исследование их истории, нынешних проблем жизни и будущего — удел.новой волны историков.
Первым, кто коснулся проблемы о казахской эмиграции является сам Президент. Во время визита в Китайскую Народную Республику Н. Назарбаев встретился с соотечественниками. Доверительный разговор с ними состоялся в Турции. Выслушал их, высказал и свои соображения: «Тех, кто хочет вернуться на Родину, мы встретим с распростертыми объятиями. Покажите свои способности. Предпринимательству у нас — зеленая дорога (7).
Сейчас связи с зарубежными соотечественниками стали развиваться в нормальном русле — центр тяжести перенесен на предприятия, деловые круги, отдельных сограждан. В этом плане нельзя недооценивать деятельность общества «Казахстан» и его печатного органа-газеты «Шалкар», которая неустанно ищет и находит наших сородичей за границей.
При поддержке Президента и участии организации «Агайын-бауыр», сформированной под эгидой общества «Достык» в сентябре 1992 года состоялся первый Всемирный курултай казахов, в котором приняли участие представители эмиграции со всех концов света. После курултая был принят Закон о миграции, созданы департаменты по миграции, сделано немало, но предстоит сделать еще больше. Второй всемирный курултай прошел в октябре 2002 г. в Туркестане, куда съехались казахи из 30 стран мира. Ныне Казахстан переживает период приобщения к рыночной экономике. А наши сородичи за рубежом данный этап прошли давно. Почему не учиться у господина Мамета, наладившего кожевенное производство в Париже, у господина Мустафы, мастера художественной обработки дерева, у Сабиры Коксал, читающей лекции по истории и культуре казахского народа в столице Франции, у прозванного «казахским Шерлоком Холмсом», знаменитого детектива из Мюнхена господина Сулеймена Шадкана?. Сегодня на повестку поставили закономерный вопрос о создании единого Казахского государства с привлечением представителей всей казахской диаспоры. Эмиграция в цивилизованных странах рассматривается как политическая и нравственная категории. Политический аспект заключается в том, что граждане, где бы они ни находились, принимают активное участие в политической и экономической жизни той страны, а нравственный — функционируют специальные институты, которые изучают историю, природу эмиграции, жизнь и традиции, взаимоотношения наших соотечественников. На сегодня изучение казахской эмиграции и диаспоры пока остается прерогативой зарубежных историков. А в Казахстане первые шаги в этом плане сделаны только сейчас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.