Просмотров: 297

КарГУ: приоритеты развития

Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова — один из старейших вузов страны. Сохраняя и развивая традиции классического образования, университет успешно внедряет инновационные технологии обучения и международные стандарты качества. Политика вуза направлена на интеграцию отечественных и мировых традиций высшей школы. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев рассматривает модернизацию системы образования в контексте индустриально-инновационного развития страны. Особая роль в этой связи отведена высшим учебным заведениям, интеллектуальный потенциал которых позволяет разрабатывать инновационные проекты, внедрять современные образовательные технологии, содействовать интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное сообщество. Развиваясь в условиях многополярного мира, Казахстан стремится занять активные позиции в реализации мировых тенденций, опираясь на международное партнёрство.

Интеграционный вектор развития современного Казахстана потребовал от высшей школы разработки современной стратегии международного сотрудничества. Выстраивая его формат в контексте своей инновационной политики, Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова определил в качестве своих первоочередных задач внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий, зарубежного опыта подготовки специалистов, создание условий для академической мобильности преподавателей, магистрантов и студентов, расширение научных связей. Реализация ряда экспериментальных проектов, введение в практику совместных образовательных и научных программ позволит КарГУ решить многие стратегически значимые задачи, связанные с получением престижного образования в авторитетных вузах мира; повысить востребованность его выпускников на современном рынке труда, расширить сферы профессионального общения, укрепить престиж университета в международном сообществе.

Анализируя опыт развития образовательных систем различных стран, можно отметить общность поставленных задач и путей их решения. Так, в соответствии с основными целями Болонского процесса (сопоставимые степени и программы, многоуровневая система обучения, академическая мобильность, качество, признание дипломов, конкурентоспособность и привлекательность образования) задача создания совместных образовательных программ выдвинута в один из первостепенных приоритетов европейской образовательной политики. Инициированная Европейской комиссией программа Темпус призвана содействовать развитию институционального сотрудничества и направлена на модернизацию систем высшего образования в странах-партнёрах. Темпус реализуется в тесной взаимосвязи с программой Erasmus Mundus, в рамках которой обучающимся и преподавателям предоставляются стипендии на обучение/ стажировку в странах ЕС. Программа Темпус дополняет программу «Erasmus Mundus External Cooperation Window», которая предназначена для содействия широкомасштабной мобильности между ЕС и странами, находящимися в непосредственной близости или в некотором удалении от ЕС. В основе всех этих программ лежит признание особо важной роли высших учебных заведений в процессе социального, экономического и культурного развития.

Анализ политики создания и функционирования совместных международных проектов и программ казахстанских и зарубежных вузов показал, что для их участников приоритетными задачами являются выход на новые рынки оказания образовательных услуг, повышение привлекательности образования, создание более благоприятных условий для академического общения преподавателей, обучающихся, исследователей и, как следствие, обеспечение международной конкурентоспособности и укрепление международного авторитета.

Для казахстанских вузов одним из важных приоритетов создания совместных с европейскими университетами программ является возможность осуществления де-факто международного признания своих дипломов, укрепления академического потенциала, повышения качества и конкурентоспособности программ, создания условий для развития академического персонала, приобретения студентами нового социально-культурного опыта и более прочных гарантий профессиональной востребованности на международном рынке труда.

Сотрудничество с международными ассоциациями, консорциумами, фондами, позволило КарГУ получить возможность отслеживать мировые тенденции развития образования и участвовать в совместных грантовых проектах Европейского фонда развития менеджмента, Консорциума экономических исследований, Британского совета по окружающей среде, Кембриджского университета, Европейской комиссии по образованию и культуре TEMPUS и ERASMUS. Наряду с этим университет активно развивает партнёрские отношения с зарубежными вузами и другими образовательными и научно-производственными организациями, в числе которых Ассоциация вузов Казахстана, Великая Хартия Университетов (Magna Charta Universi-tatum), Евразийская ассоциация университетов (EAU), Международная ассоциация ректоров университетов (IAUP), Международная академия наук высшей школы (IHEAS, МАН ВШ), Международная академия наук высшей школы, Международная ассоциация университетов (IAU), Международная ассоциация «Сибирский открытый университет», Центрально-Азиатский фонд развития менеджмента (CAMAN), Центрально-Азиатский фонд развития менеджмента.

Для реализации проектов на подготовительном этапе работы были созданы консорциумы, в состав которых вошли организации различных стран мира: университеты, колледжи, лицеи, предприятия-партнёры, различные социальные структуры и предприятия, дающие оценку квалификации выпускников вузов; федеральные и национальные министерства. Состав участников консорциума определён задачами проекта. В целом в составе международного консорциума 41 партнёр.

Успех в реализации приоритетных направлений деятельности университета обеспечивается продуманной организационно-кадровой и научно-образовательной политикой. В последнее время коллективом университета проделана серьёзная работа по внедрению программ докторантуры PhD, организации научных стажировок магистрантов за рубежом. В настоящее время КарГУ ведёт подготовку докторов PhD по нескольким направлениям, в числе которых «Нанотехнологии и нелинейная физика», «Экономика и инновационное развитие в условиях глобализации», «Фармацевтическая химия», «Лингвистическая типология и контактология». Обязательным условием реализации данных программ является привлечение к подготовке докторов PhD зарубежных партнёров — учёных из Германии, Венгрии, Великобритании, Франции, Нидерландов, Чехии, Эстонии, России, Китая, Узбекистана. Наряду с этим активно практикуется чтение гостевых лекций высококвалифицированными преподавателями из США, Франции, Южной Кореи и др.

Активная интеграция университета в международное образовательное сообщество потребовала использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий. Так, КарГУ одним из первых внедрил кредитную систему образования и дистанционное обучение, сертифицировал систему менеджмента качества (2006) в соответствии с требованием международного стандарта ISO 9001:20000, получив аккредитацию в Швейцарском Комитете ISO Swiss Accreditation. Отметим, что экспериментальная программа по внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс университета одобрена Министерством образования и науки Республики Казахстан. По результатам эксперимента в июле 2008 года КарГУ вошёл в состав самой крупной международной ассоциации по дистанционному образованию Объединённой Европы – Ассоциации глобальных университетов дистанционного обучения GUIDE (ГАЙД в рус. транск.)/Association Global Universities In Distance Education, что является доказательством соответствия дистанционного обучения в университете европейским стандартам качества образования.

Воплощая в жизнь идею Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о триединстве языков, КарГУ как базовый вуз по реализации проекта «Триединство языков» внедряет экспериментальную программу полиязычного образования, ориентированную на углублённое изучение языков в объёме вузовской подготовки специалистов по естественнонаучному и гуманитарному направлениям посредством Центра развития полиязычного образования. В рамках реализации этой концепции в вузе осуществляется комплексная работа по формированию учебно-методических материалов на английском языке, создана академическая база для эффективного изучения государственного, русского и английского языков, проводится языковая подготовка преподавателей.

Согласно общереспубликанскому рейтингу вузов КарГУ по праву входит в тройку лидеров национального высшего образования. В результате независимого аудита, проведенного в 2009 году Международной обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству/IREG и Европейским центром высшего образования/ЮНЕСКО-CERES, КарГУ вошёл в число четырёх вузов РК, признанных конкурентоспособными в международном образовательном пространстве.

Проводимая в университете работа по расширению международных образовательных и научных связей, внедрению инноваций, повышению профессиональных компетенций преподавательского состава направлена на  укрепление системы высшего образования Казахстана.

Ректор КарГУ им. Е.А. Букетова профессор, д.ю.н. Е.К. Кубеев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.