Канглы (политическая история)

Канглы и усуни — древнейшие протоказахские племена. История происхождения племени канглы восходит к изобретению повозки «канк», о которой существует целый ряд легенд и исторических преданий. По Абулгази повозка появилась в эпоху Огуз-хана. Он пишет: «Во время Огуз-хана жил один превосходный мастер. По своему умению он изобрел колесницу [арбу]. Подражая ему, другие также производили арбу для вьюка. Арбу называли канк [канка]. Того, кто возводил арбу именовали канкалы и все канкалийцы его потомки» (Абулгази, 18).

Термин «канка» встречается в древних источниках. Так, «кангха» упоминается в Зенд-Авесте. Слово «канк» генетически связано с названием племени «канглы», древним центром которого был город Канка (Кангка, Кангха), развалины которого находятся в нижнем течении р. Ангрен. По иранским источникам страна Канка находилась в среднем течении р. Сырдарьи.

Упоминания о племени канглы встречаются в китайских источниках Шидзи, Циньхань-шу и Тан-шу с III в. до н.э. до VII в. н.э. (эпоха династии Тан). Племенное название канглы в китайских летописях передается в искаженной форме «кангюй». В поэме Шах-наме Фирдоуси оно передается в форме «канк».

Из источников следует, что повозка канк [кангка] была средством передвижения представителей знати. Правители имели повозки из золота [алтун канка] (Рабгузи, Казань, 1899, с. 161; Радлов. Опыт словаря тюркских наречий. 1895, т.П,вып.1,с.84) Повозка была предметом недосягаемости, предметом фетиша и слово «канк», «канка» было синонимом недосягаемости, а человек в повозке имел исключительно высокое общественное положение. Такого человека называли «канк», «канглы», что аналогично слову «торе», обозначающему человека знатного происхождения, всегда занимающего почетное место.

У Махмуда Кашгари сказано: «Канглы у кайсаков — имя важного лица» (Кашгари. Ташкент, 1961, т.1, с.280). Исторические предания о повозке канк сохранились в среде племени канглы, местом обитания которого в наше время является Келесская степь и предгорья Таласского Алатау.

В народных преданиях подчеркивается привилегированное положение племени канглы: «Қанғлы елінде хан бар, кәделі елде қанғлы бар» (у народа канглы есть хан, у благородных народов есть канглы», — слова Казангап акын, ставшие поговоркой (перевод: без канглы не бывает благородных народов). Другая поговорка гласит: «Хан жоқ болса — қанглыдан хан көтер» (когда нет хана, выбирай его из канглы). Высокое общественное положение представителей племени канглы подчеркивается словами: «Канглы говорят, что ездили вместе с ханом на одной повозке» (Казангап акын. Песня об Есиме). В казахских преданиях древнее название «кангка», «кангкай» сохраняет значение «высоко стоящий». В казахском языке «кангки» -название племени, входящего в канглы, которое делится на ветви кара-кангки и сары-кангки.

Родовое название «кангка» упоминается в Авесте, в эпосе Махабхарата, в китайских источниках — кангюй. В Шах-наме Фирдоуси «кангдиз» является ареной деятельности легендарного Сиявуша. С.П.Толстов на основе анализа источников и многолетних археологических исследований пришел к выводу, что кангха Авесты, [канцзюй] китайских источников, кангдиз из Шах-наме тождественны между собой.

«Название античной конфедерации племен Нижней Сырдарьи и Хорезма в античную эпоху — Кангха (китайское название Кангюй) выступает в средневековье в качестве имени большого союза присырдарьинских тюркских племен — Канглы (более ранняя форма — Кангар: так по сведениям Константина Багрянородного в X в. именовалась часть печенегов», — писал С.П.Толстов (По древним дельтам Окса и Яксарта, 275 ).

Н.Я.Бичурин, ссылаясь на Чжан-Цяна (Чжан-Кян), писал: «Владение Кангюй занимало степи от Сырдарьи к северу, на которых ныне кочуют Большая и Средняя казачьи [казахские] Орды». Надобно полагать, что казачьи поколения, ныне известные в России под названием киргиз-кайсаков, недавно приняли народное название казак, потому что папские послы, бывшие в Шара-ордо [Каракоруме] у хана Куюка в 1246 г, еще называли их кангитами» (II, с. 152). Другой крупный исследователь истории Средней Азии К.Иностранцев писал, что «кангюй — теперь киргизские степи». (Иностранцев К. Хунны и гунны, 97)

Кангюй в китайских источниках фигурирует, как могущественное и обширное государство. «Кангха, ближайший к «воротам Царских скифов» город авестийского мира, его северо-западный форпост», — пишет С.П.Толстов (Древний Хорезм. М., 1948, с.22). С.П.Толстов подчеркивает совершенно особую роль государства Кангха в истории Центральной Азии: «Кангха Авесты, великое Хорезмийское царство Маркварта и Тарна и Кангюй китайских источников тождественны между собой. Боспор и Иберия, Армения и Парфия, Кангха — Хорезм и Индоскифская империя великих кушанов — вот тот консолидировавшийся к началу нашей эры политический каркас, вокруг которого шла группировка далеких и близких племен Великой Скифии, во многом подготовившая последующие процессы консолидации огромной территории … в средние века» (Древний Хорезм, с.342)

С.П.Толстов отождествляет «кангха» с поздним «канглы». Он пишет «Имя Кангха, наконец, сохранилось в Средние века в именах соседних с Хорезмом кочевых племен — канглы на севере и на северо-востоке (нижняя Сырдарья — Волга) и печенеги — кангар — на северо-западе от Хорезма (Устюрт)… Бесспорно, имя «Канглы» является поздним переоформлением тюркским суффиксом более древнего «Кангар», как и последний, обозначает «люди Кангхи», т.е. имя средневекого племенного союза восходит к древнему имени страны» (Древний Хорезм, 24). В.Г.Григорьев не только проводит аналогию канглы с древним кангюй, но идет дальше, стараясь увязать их с саками: «Во втором веке до нашей эры одним из крупных ответвлений саков были, очевидно, канглы или кангюй китайских источников. Долины рр. Чирчик, Ангрен, Келес до наших дней заселены казахским родом канглы» (59).

В конце II в. до н.э. страну Канглы посетил китайский путешественник Чжан-Цзянь. По его свидетельству, центр Канглы находился в среднем течении р. Сырдарья. В подчинении канглы были владения древнего Зеравшана (области Самарканда и Бухары, а также Хорезм с прилегающими к нему районами). Во времена правления китайской династии младших Хань (25-221 гг. н.э.) канглы подчинили своей власти прикаспийские племена аланов. Таким образом, территория племени канглы на западе доходила до Каспийского моря, на юге граничила с владениями Большого Юечжи, на востоке — с землями усуней, а на северо-востоке — с гуннами. «От Давани на север лежит Кангюй, на западе Большой Юечжы, на юго-западе Дахя, на северо-востоке Усунь…» (Бичурин, II, 149). Эти данные помогли ученым определить места обитания племени кангюй от бассейна р. Талас до низовьев Сырдарьи. Река Талас служила естественной границей между Усунью и Кангюй.

Ведущую форму хозяйства кангюйцев составляло кочевое скотоводство, оседлая часть племени занималась земледелием, имевшем подсобное значение. «Кангюйский владетель пребывание имеет в стране Лоюени в городе Битянь…От Лоюени семь дней пути до летнего владетелева местоприбывания», — писал Бичурин (II, С. 184). Город Битянь находился в среднем течении Сырдарьи. Слово Лоюени по А.Н.Бернштаму происходит от Улуг-ене — Великая мать. Вполне вероятно, это одно из древних названий Сырдарьи. Летней резиденцией владетелей канглы был Каракорум в районе озера Аксакал-Барбие. Зимней резиденцией кангюй был город Ташигань (Ташкент). В случае, если человек умирал на летней стоянке, его прах для погребения перевозили в Ташигань.

Берега Сырдарьи и Арала с их скудной в летнее время травой и ядовитыми насекомыми не могли обеспечить скот пищей, поэтому кочевые племена задолго до новой эры установили меридиональный кочевой путь, зиму они проводили в южных районах на берегах Сырдарьи, а лето в степях Центрального Казахстана с прохладным климатом, где богатые травой долины рр.Сарысу, Ишим, Нура представляли великолепный яйлак для скота.

Кочевки кангюйцев простирались до пределов Улытау. Бичурин пишет «Кангюй лежит почти в 2 000 ли от Давани на северо-запад. Это кочевое владение; в обыкновениях совершенно сходствует с юечжысцами» (Бичурин, II, 150). Китайский ли составляет около 0,5 км.

Здесь, несомненно, речь идет о меридиональном кочевании между югом и севером. В I в. до н.э. «на пути в страну Кангюй Ужи-Уким, по причине [рано наступивших] сильных морозов, потерял много людей. До Кангюй дошло 3000 человек» (Бичурин. I, 80; III, 163.). Из китайских источников известно, что в год переселения гуннов в страну Юебань и Кангюй они испытали страшный джут и голод. В южных районах с теплым климатом природа милостива к человеку. Кочевые племена со времени кангюй установили меридиональный кочевой путь, проводя зиму в южных районах,

С середины I в. до н.э., когда северные гунны распространили свою власть на всю территорию современного Казахстана и в эпоху передвижения гуннов на запад часть канглы была под властью юечжи, а часть вступает в Гуннский племенной союз и принимает участие в их походах. После распада кочевой империи гуннов сведения о канглы появляются в китайских хрониках уже под названием кан или канг, что, безусловно, те же кангюй, канглы с присущим им кочевыми чертами и патриархально-родовым укладом. «Канский владетель — есть потомок кангюйского дома. Переходя с места на место, он не имеет привязанности к оседлой жизни. Со времени династии Хань преемство престола не пресекалось». Эти сведения из китайской летописи заслуживают внимания в том отношении, что они подытоживают почти тысячелетнюю историю Кангюй — Кан, начиная со III в. до н.э.и заканчивая VI в. н.э.

В VI в. н.э. канглы вошли в состав Западно-Тюркского каганата и вместе с огузами составляли самые многочисленные племена в Средней Азии В политической жизни каганата им отводилась весьма значительная роль, в последующем они сумели сохранить ее в государстве Караханидов и Хорезмшахов. Эмиры Хорезмшаха и его наместники в городах Отрар, Сайрам и Жанкент были выходцами из племени канглы. По Абулгази во время нашествия каракитаев 60 тысяч канглы откочевали на Сырдарью. Здесь же обитали кипчаки, видимо, поэтому в арабо-персидских источниках ХП-ХШ вв. канглы и кипчаков представляют как один народ. Это отражено также в официальных документах канцелярии Хорезмского государства во времена Текеша и Султан-Махмуда, когда канглы и кипчаки составляли основной контингент их войска и защищали их государство от нашествия каракитаев (1140-1151 гг.), затем монголов (1214-1221 гг.). Во время войны с войсками Чингиз-хана основные силы Мухамед-Хорезмшаха состояли из канглы. По Абулгази перед монгольским завоеванием канглы занимали территорию между Таразом и Алмалыком. По словам Джемаля Карши, родом из канглы, население Алмалыка, Баласагуна и Тараза в ХІII-ХІV вв.состояло из канглы (кара-канглы, кызыл-канглы, мекрены). В монгольскую эпоху канглы, усуни, дулаты и другие племена вошли в Восточно-Чагатайский улус с центром в Алмалыке.

В XIII в. земли племени канглы посетили западно­европейские путешественники Плано Карпини в 1246 г. и Рубрук в 1253 г. Их описания свидетельствуют о том, что земли канглы составляли юго-восточную границу Золотой Орды или Дешт-и Кипчака. Завоевание монголами не изменило их постоянного места обитания. Они жили на Сырдарье, как и во II в. до н.э. При Тимуре канглы переселились на правый берег Сырдарьи, где живут поныне.

В XV в. канглы вошли в состав Казахского ханства. Самыми крупными поколениями алмалыкских канглы были кара-канглы, бадрак-канглы, капсан-канглы и мекрены. Мекрены до начала XV в. обитали на р.Или в районе Алмалыка. В составе канглы мекрены вошли в Старший жуз казахов. Отождествление Марквартом мекренов с меркитами ошибочно. Рашид-ад-Дин уточняет, что мекрены не монголы и не уйгуры, это одно из семиреченских племен, отпочковавшихся от древних канглы. Потомки алмалыкских канглы и в наше время живут на территории от верхнего течения р.Или до устья ее левого притока р.Тургень и на север до Алтын-Эмельских гор и Капала. Они сохраняют свои древние родовые названия кара-канглы, кызыл-канглы, сары-канглы, капсан-канглы, бадрак-канглы. Значительная часть сары-канглы и кызыл-канглы живут под Ташкентом, в долине рр. Чирчик и Ангрен. Часть сары-канглы и кызыл-канглы, а также кара-канглы и бадрак-канглы живут в Чиликском районе Алматинской области. Территория обитания капсан-канглы — от Алтын-Эмельского хребта на юг до р. Или и на север до Капала. Часть кара-канглы живут в горах Текели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика