Просмотров: 802

К вопросу поликультурного воспитания в Казахстане

Процесс глобализации мирового сообщества в современный период является одним из важных ориентиров, определяющих стратегию развития цивилизации, как в социально-экономическом, так и культурно-образовательном плане. Глобализация направлена на сплочение мирового сообщества в решении насущных проблем человечества, среди которых немаловажное значение имеют проблемы образования и воспитания молодого поколения. Поликультуризм как специфический способ организации человеческой деятельности становится весьма распространенным явлением современного мира. Ключевое ядро феномена — культура, которая рассматривается как пространство, порождающее жизненные смыслы, как основа, которая соединяет, связывает людей.Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В этой связи, проблема поликультурного образования сегодня, становится более чем актуальной.
Поликультуризм в деятельности педагога означает построение образовательного (воспитательного) процесса и профессиональной педагогической деятельности, взаимодействия с воспитанниками на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических культур, на недопустимости дискриминации человека по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола и возраста.
Поликультурное воспитание — теория и практика воспитания и образования в процессе культурно разнообразного взаимодействия.
Казахстан исторически многонациональное государство и современное казахстанское общество развивается как поликультурное, что соответственно, предъявляет новые требования к педагогу, одним из которых является поликультурная компетентность.
В данной статье поликультурная компетентность рассматривается в смысле этнокультурной компетентности. При этом под этнокультурной компетентностью понимается общая способность к результативному использованию знаний культуры, религии своего народа и других этносов в межнациональном общении и при решении конкретных профессиональных и социальных задач в поликультурном обществе; интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы с учетом этнокультурных особенностей региона, коллектива, национально-психологических и религиозных особенностей. Исходя из приведенной характеристики поликультурного образовательного пространства, следует признать, что для современных образовательных систем содержание поликультурного воспитания, любого института образования, должно отвечать таким критериям, как:
— отражение в учебном материале гуманистических идей;
— характеристика уникальных этнических, национальных, самобытных черт в культурах народов определенного государства и мира;
— раскрытие в культурах народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;
— приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях;
— гуманизм, который выражает безусловную веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка;
— демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей, предоставлении последним свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде;
— толерантность, терпимость иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий;
компетентность, т.е. необходимость формирования особых способностей учителя и учащихся по овладению знаниями, воспитание интеллектуальной личности, способной решать задачи творческого характера в поликультурном обществе;
— базовое основание содержания поликультурного образования, в качестве которого призван выступить культурологический подход-Наличие этнокультурной компетентности предполагает:
— знание национально — психологических особенностей иноэтнических партнеров взаимодействия;
высокий уровень конфессиональной и этнокультурной толерантности;
— способность воспринимать себя (культуру своего народа) и индивидуальные этнокультурные различия окружающих людей, управлять собой в совместной деятельности с представителями других культур, религий, взаимодействовать и вступать в социальные контакты с людьми в поликультурном мире;
— готовность к жизни в современном поликультурном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни в новой социокультурной среде, ориентация в ее возможностях,
способность к коммуникативной деятельности в новой этнокультурной среде и диалогу с представителями иных культур.
Этнокультурная компетентность рассматривается нами как одно из оснований воспитания культуры межрелигиозного общения. Именно она позволяет:
— оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общения с представителями этнических общностей,
— находить адекватные формы воздействия на них с целью поддержания атмосферы согласия. Добропорядочности и взаимного доверия.
Современный педагог не только и не столько носитель и «передатчик» информации, а представитель определенной культуры; его характеризует определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности. Поэтому он не только передает учащемуся знания и умения, а приобщает его к определенной культуре.
Ведущим принципом успешной профессиональной деятельности поликультурно компетентного педагога является принцип диалогизма. Его реализация обеспечивает субъект-субъектный характер взаимодействия в полиэтническом коллективе, ценностно-смысловое равенство и паритетность субъектов взаимодействия. Данный принцип создает возможность диалогической самореализации в поликультурной среде, в общении с другими людьми и культурами. Воспитание культурой и в культуре обеспечивает естественное вхождение человека в социальную жизнь, в диалог с одной стороны, а с другой — именно в диалоге происходит овладение культурой, самоопределение в ней и ее созидание.
Теоретическую основу принципа диалога култур составляют идеи М.Бахтина [1, 35] о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс общительной связи»), Л. Выготского [3, 127] — о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, В.Библера [2, 79] — о философской логике культур, составляющей основу педагогической концепции взаимопроникновения и взаимовлияния культур.
Диалог направлен как на сближение, так и на взаимное обогащение культур как на уровне этносов, так и на уровне личности. Таким образом, диалог культур, религий в полиэтническом воспитании — это специфическая форма взаимодействия разных национальных культур, религий на основе равенства и свободы участвующих в нем сторон, служащая сближению, взаимному обогащению и гармонизации межкультурных отношений.
Реализация принципа диалогизма в педагогической деятельности предполагает понимание субъектами смыслов ценностей национальных культур, способность и умение услышать и увидеть партнера в диалоге, войти с ним в эмоциональный и информационный культурологический контакт. Диалогизм подразумевает безоценочное восприятие ценностей и смыслов взаимодействующих субъектов и их культур, благодарность за открытость к общению и взаимообмену. При полисубъектном диалоге важно умение найти общий язык с партнерами по общению.
Диалог рассматривается нами и как метод познания, позволяющий познать, понять, принять полиэтнический многокультурный мир, себя и другого в этом мире и как специфическая форма обмена этнокультурными потенциалами общения, как способ согласованного общения между носителями разных этнических культур.
Необходимыми предпосылками диалога культур являются:
— национальное самосознание как основание для межкультурной коммуникации и взаимообогащения субъектов смежных и отдаленных культур;
— заинтересованная установка субъекта на понимание другого;
признание равноправия национальных культур, права на существование и равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, взаимное уважение взглядов и позиций.
Работа педагога в многонациональном, многоконфессиональном коллективе будет эффективной, если специалист компетентен и профессионально готов к ней; имеет устойчивые коммуникативные умения и навыки; не допускает предвзятого отношения к представителям одних национальностей, религий и не наделяет привилегиями других; всегда справедлив к каждому человеку, независимо от его национальной и религиозной принадлежности; готов и умеет предупреждать и предотвращать конфликтные ситуации в коллективе; владеет чувством такта и деликатности, умением управлять общением в многонациональном коллективе; ориентируется на ценности как отдельного индивида, этнической общности, так и общества в целом.

Список использованной литературы:
1. Бахтин. М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М.М.Бахтин. — СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
2. Библер.В.С. На гранях логики культуры /В.С.Библер. -М.: Наука, 1997.-412 с.
3. Выготский. Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. -М.: Смысл, 2003. -134 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.