Просмотров: 304

Исторические основы республиканской формы правления

В настоящее время, когда начались революции в ряде мусульманских стран северной Африки и на Ближнем Востоке, закономерности становления выборной формы правления приобретают особую актуальность. В западных странах тоже были волнения и беспорядки (например, период названный диктатурой генерала Франка 1936-1973 годов в Испании, Временное правительство генерала Де Голля 1944-1947 годов во Франции), но после них политические режимы и, самое главное, юридические конструкции устояли и окрепли. Дело в том, что страны, формально провозгласившие республиканскую форму правления, сделали это без учета длительной устоявшейся правовой конструкции, и без учета западных исторических характеристик этой модели – четкого и гарантированного права частной собственности на землю, которое является гарантом прав и свобод человека и гражданина. И за время существования вновь провозглашенных в середине XX века новых правовых режимов по западному образцу не были сделаны шаги по укреплению базовых юридических характеристик, что и стало на наш взгляд одной из причин, требований отставки правительства и смен политического режима в этих странах.
В этой статье рассмотрим именно базовые основы республиканской формы правления, то, как они сложились исторически и начали свое историческое и теоретическое становление по всему миру.
В современном мире наиболее оптимальной принято считать форму государственной власти, при которой высшие органы исполнительной и законодательной власти избираются. Как известно, выборная форма правления называется республикой. Согласно справочникам [1], только слово республика входит в официальное название 128 государств из 220 существующих, но кроме официального названия выборные органы власти есть еще в 80 государствах, независимо от официальных названий: конституционная монархия, королевства, княжества и герцогства. Несмотря на то, что выборные органы власти были сформированы в разных странах в разное время и существуют различные названия и формы государственного устройства: заморские владения и департаменты европейских стран, США Канады и Австралии; самоуправляемые территории «свободно присоединившиеся» и «свободно ассоциированные государства» под всеми этими различными названиями просматривается одна тенденция – государственность во всем мире принимает модель государственного устройства, при которой исполнительная и (или) законодательная власть выбирается всем населением.
Любая достаточно большая сумма знаний становится наукой, если знания систематизированы. Чтобы построить систему, нужна точка отсчета. Взяв точкой отсчета закрепление выборной формы правления во всем историческом калейдоскопе событий, мы будем иметь четкие ориентиры, а движение истории государственности будет иметь одну направленность – рассмотреть становление определенной в данном случае республиканской формы правления. Словари слово «республика» определяют (лат. res publika общественное дело, государство) – форма государственного устройства, при которой верховная власть в государстве принадлежит выбранным на определенный срок органам власти [2]. Как видно из названия само слово латинское, следовательно, подобная форма правления оформилась в Древнем Риме. Впоследствии, ее переняли германские племена, завоевавшие Западную Римскую империю в VIII веке, то есть территорию современной Западной Европы, а затем в XVII – XVIII веках эта система была перенесена на европейские колонии.
Несмотря на то, что выборная форма правления самая распространенная модель государственного устройства, история государства и права, изучающаяся в высших учебных заведениях и предлагаемая в монографиях, не акцентирует внимание на становление именно этой формы государства и, как правило, изучает: а) историю какого-то конкретного государства – историю Англии, историю Франции, историю Руси, историю России и т.д.; б) или какое-то время в истории определенного государства, например, буржуазную революцию в Англии, «Смутное время» в Московском царстве и т.д.
Говоря другими словами, изучаются пространственные и временные фрагменты истории.
Отсутствие в историческом, правовом и теоретическом материале направленности на изучение выборной формы власти и точки отсчета, с которой начинается ее оформление и вызывает необходимость показать историю государственности как историю становления выборной формы правления. История становления этой модели государства различается только в деталях и скорости, но последовательность этого становления на протяжении всей истории во всех странах остается неизменной:
а) юридически закрепляется право собственности на землю – например, в Древнем Риме до принятия Законов XII таблиц была закреплена частная собственность на землю земельным кадастром «Табулес цензуалес»; в Англии – до Великой хартии вольностей была создана книга Страшного суда, в которой были записаны размеры каждого землевладения, примеры можно продолжить;
б) создается представительный орган правления (сенат, парламент, генеральные штаты), куда поначалу входят только собственники земли, а впоследствии представители от всего населения;
в) соответственно, для равных выборов законодательно закрепляется равноправие всех граждан и складывается единая система суда и судопроизводства.
Эта система государства берет свое начало в древнеримском обществе. Термин «Древний Рим» условен, — это одновременно общество и государство, возникшее в VI в. до н.э. на территории современной Италии, а позднее включивший в свои границы территорию современной Европы. Источники по Древнему Риму обычно делят римскую историю на три периода: царский (753 г. до н.э. – 509 г. до н.э.), республиканский (509г. до н.э. – 29г. до н.э.) и императорский (29г. до н.э. – 476г., отречение последнего императора Ромула Августула) [3].
Согласно этим источникам, первые двести пятьдесят лет Римом правили цари, из которых в историю вошли семь: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гастилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Каждый из них отмечен каким-либо нововведением, которое, так или иначе, повлияло на дальнейшую историю. Наиболее значительных и имеющих отношение к нашей теме три:
1) Нума Помпилий ввел календарь и официальные религиозные культы. В то время не существовало единой системы летоисчисления – каждая область имела свою систему. Наиболее развитые народы принимали за точку отсчета какую-нибудь важную дату своей истории. При Нуме Помпилии такой точкой отсчета был выбран год основания Рима «Ab urbe Condita», что означает «от основания города». Датой основания Рима по традиции считается 753 г. до н.э.
В современном мире отсчет ведется от Рождества Христова и когда говорится, например, о 2007 г. н.э., то означает 2007 лет от Рождества Христова. Считается, что Христос родился в 753 г. «Ab urbe Condita», что означает «от основания города», соответственно, год его рождения называется 1 год нашей Эры. Даты событий, произошедших до н.э., идут в обратном порядке, поэтому, чем меньше число, тем позже произошло событие. Так 752 г. до н.э. идет после 753 г. до н. э., а 200 г. до н.э. был на сто лет позже 300 г. до н.э.
Власть правителей первые полтора столетия существования Рима не была абсолютной. Царь советовался с собранием, куда входила сотня старейшин – представителей разных родов, составлявших население города. Эту группу старейшин называли сенатом от латинского слова «старый». Сенат защищал интересы остальных римлян, как отец защищает интересы всей семьи. Он, подобно отцу, был старше и мудрее, и его распоряжения имели силу закона. Поэтому сенаторы назывались еще патрициями, от латинского слова «отец». Это название распространилось и на членов их семей, так как в будущем сенаторы избирались только из представителей этих родов.
2) По преданию четвертый царь Анк Марций заселил окраины Рима военнопленными из покоренных им племен. Эти поселенцы не имели равных прав с представителями старых семей и последние не желали делиться с ними своей властью. «Новые» римляне не посылали своих представителей в сенат и не могли занимать государственных должностей. Они были плебеями, что по-латыни означает «простые люди».
3) Сервий Туллий, шестой римский царь (578-534 гг. до н.э.) установил новое разделение гражданства на основании имущества, без учета их принадлежности к патрициям или плебеям. Пять классов, образованных согласно имущественному цензу, имели каждый определенное количество центурий – военных подразделений и единиц для голосования в центуриатных комициях.
Также Сервием Тулием был введен первый римский кадастр, который назывался «Табу-лес цензуалес». В этом кадастре производилась съемка периметра недвижимого имущества и устанавливался налог с учетом типа почвы, ее возделывания, качества и продуктивности. Данные съемки были получены со слов собственника, а если возникали сомнения, то назначался землемер, который производил проверку. Площадь недвижимого имущества оценивалась исходя из времени, затраченного парой быков на его вспашку, или по количеству семян, необходимому, чтобы его засеять [5].
Седьмой царь Тарквиний Гордый попытался установить в Риме тиранию и был изгнан сенаторами. Тарквиний отправился в ссылку в 509 г. до н.э. (244 г. AUC) и с этого начинается республиканский период истории Рима.
Чтобы устранить возможность новой диктатуры римляне стали избирать правителя на год, и более того, для ограничения его власти не одного, а двух правителей и постановили, что приниматься будут только те постановления, которые одобрены ими обоими. В некоторых случаях, когда речь шла о делах первостепенной важности, оба правителя должны были подчиняться решению сената.
Поначалу избранные народом Рима правители назывались преторами, от слова «показывать дорогу». Но позже решающее значение приобрел тот факт, что их было двое и они стали называться консулами, что означает «партнеры», то есть это были люди, которым следовало «консультироваться» друг с другом и достигать согласия прежде, чем что-то предпринимать.
Избирались также чиновники более мелкого ранга, называемые квесторами, выполнявшие обязанности судей и надзиравшие за уголовным судопроизводством. Их тоже было двое и избирались они на год. (Слово «квестор» означает «выяснять почему».) В более поздние времена их функции изменились и квесторы стали чиновниками финансового ведомства, ответственными за казну города.
Конец царской власти привел к тому, что Римом стала править олигархия, то есть «немногие», в данном случае патриции. Только они могли становиться сенаторами, консулами и квесторами. Пользуясь своими привилегиями, патриции всегда умели обогатиться во время завоевательных войн, причем не только за счет врагов, но и обедневше-
го воина-плебея, хозяйство которого осталось заброшенным, а сам он за время воинской службы успел погрязнуть в долгах. Плебеев не допускали к дележу завоеванных земель, которые опять же доставались патрициям. С появлением денег возможности кредитора еще больше усилились и осложнилось положение должника.
Плебеи, доведенные до бесправного состояния, дважды покидали Рим, угрожая построить для себя новый город выше по течению Тибра, если их требования не будут выполнены. Поскольку земля была основным видом богатства, а земледелие главным занятием населения, то земельный вопрос лежал в основе всех требований плебса. (Вся пахотная земля называлась ager publicus – именно ager, говоря современным языком – земля сельскохозяйственного назначения была камнем преткновения между плебеями и патрициями, поэтому когда говорится о земельных реформах, имеются в виду прежде всего реформы разделения земли сельскохозяйственного назначения). Сводились они к трем основным пунктам:
1. Допуск плебеев к общественной земле, ограничение патрицианского землевладения, наделение плебеев большими земельными участками;
2. Политическое равноправие, т.е. участие в государственном собрании и права избрания на все государственные должности;
3. Отмена долговой кабалы и ограничение долгового процента.
В конце концов, было достигнуто соглашение, по которому плебеи получали право назначать своих должностных лиц; эти чиновники выбирались только плебеями и являлись их представителями, а не представителями всего римского населения. Они получили название трибунов (раньше так назывался вождь племени). В их задачу входило защищать интересы плебеев и следить, чтобы патриции не принимали законов, нарушавших права простого народа. Позднее трибуны стали так сильны, что могли воспрепятствовать принятию закона, который они не одобряли, простым криком «Veto!» («Запрещаю!»). И вся власть консулов и сената была бессильна перед вето трибуна.
Общим результатом этой борьбы стало принятие письменных законов в 450 г. до н.э., выставленных на центральной площади Рима. Законы были выгравированы на двенадцати бронзовых табличках и получили поэтому название Двенадцать таблиц (лат. Leges XII Tabularum). Эти таблицы на все последующие века стали основой всего римского права. «Законы XII таблиц» письменно зафиксировали уже существовавшие отношения собственности, отношения по долговым обязательствам, аренде, договору (т.е. гражданские отношения), но в них нет упоминания патрициев и плебеев, что говорит об их юридическом равноправии.
Однако для установления окончательного равноправия потребовалось еще около 100 лет. В этот период было зафиксировано:
— что решения плебейских собраний получали силу закона обязательного и для патрициев; (законы консулов Валерия и Горация в 449 г. до н.э.) [8];
— признавалась законность браков плебеев с патрициями (закон Канулея 444 г. до н.э.) [9];
— согласно законам Гая Лициния и Луция Секстия (367 г. до н.э.) [10], была ограничена площадь земель, которыми мог владеть один человек. Лишив людей возможности увеличивать размеры своих поместий, эти законы устранили одну из причин, заставлявших патрициев преследовать мелких собственников, чьи земли они хотели присвоить. Кроме того, плебеи получили право избираться в консулы, и со временем вошло в обычай выбирать, по крайней мере, одного консула из представителя плебса. После этого различие между патрициями и плебеями окончательно стерлось.
В связи с этим на протяжении всей римской истории считалось, что Сенат управляет в сотрудничестве с простыми людьми. Законы и указы Рима провозглашались от имени SPQR, что означает Senatus Populusque Romanus – сенат и народ Рима.
В период, когда римляне завоевали греческие города на побережье Средиземного моря, они переняли греческую культуру и перенесли ее на свою почву. Согласно греческой мифологии, первыми существами, возникшими из хаоса, были Гея и Уран. По-гречески слово «Ге» значит «земля», а «уранос» – «небо», то есть миф гласит, что из первоначального хаоса сформировались Земля и Небо.
С течением времени римляне стали отождествлять своих собственных богов и богинь с греческими. Греческие божества стали восприниматься как соответствующие римские, и им были даны латинские имена. Поскольку многие европейские языки произошли от латинского, да и на остальные влияние латыни было огромно, то латинские имена и термины привычнее греческих. Например, римская богиня земли имела два имени: Терра и Теллура, оба эти имени соот-
ветствуют греческому Гея и используются чаще.
Латинская «Тера» напоминает о себе в ряде терминов. Определенная часть земной местности называется территория (territorium), горизонтальные выровненные площадки на склонах – террасами, а местность по-английски – terrain.
Вместе с тем не забыта и греческая Гея. Существует большое количество интернациональных слов, в которых приставка «гео» напоминает о греческой богине. Например, «география» («описание земли»), «геология» («изучение земли»), «геометрия» («измерение земли»). Поскольку, изначальное задачи геометрии было измерение или размежевание земельных участков с тем, чтобы определить границы хозяйственных наделов.
Под патронатом Республики Рим из провинциального города превратился в хозяина всего Средиземноморья. Это превращение, которое началось в 509 г. до н.э. с выбором первых правящих консулов и закончилось 478 лет спустя, когда Октавиан основал первую династию императоров, проходило в непрерывных войнах.
К 390 г. до н.э. Рим за три Самнитские войны установил свое господство над всей центральной Италией, к III веку покорил юг Греции в войнах против Пирра, царя Эпира (282-272 гг. до н.э.), а затем Сицилию. Эти кампании породили длительный конфликт с Карфагеном и три Пунические войны. (Римляне называли Карфаген «Пуни», поэтому войны тоже назвались «пуническими»).
Когда Карфаген был нейтрализован, а потом (в 146 г. до н.э.) и совсем устранен, легионы Республики в триумфальном шествии начали захватывать остальные страны Средиземноморья. Цизальпинская Галлия была покорена между 241 и 190 гг. до н.э. Иберия и большая часть северной Африки стали добычей римлян в 201 г. Иллирия была покорена между 229 и 168 гг. до н.э. Македония вместе с материковой Грецией были захвачены к 146 г. до н.э. В Трансальпийскую Галлию римляне вторглись в 125 г. до н.э., а завоевана она была окончательно Цезарем в 58-50 гг. до н.э. Независимые государства Малой Азии были аннексированы в 67-61 гг. до н.э., Сирия и Палестина к 64 г. до н.э. Рим забрал себе все владения Карфагена в Испании. В 197 г. до н.э. на их территории были созданы две провинции – Хиспания Цитериор (Внутренняя Испания) на востоке и Хиспания Ультериор (Внешняя Испания) на западе. В связи с появлением первой отдаленной от Рима провинции – Испании потребовалось внести важные изменения в римскую политику. Губернаторы назначались теперь не на один год, а на более длительный срок, поэтому они становились все более и более независимыми от римского правительства. Кроме того, римляне поняли, что непрактично посылать в провинции армию, состоящую из земледельцев, которым нужно было пахать свой надел и собирать урожай. Поэтому там была создана постоянная армия, состоящая из профессиональных воинов, которые всю свою жизнь служили в войсках и не занимались сельским хозяйством. Это привело к тому, что войска стали хранить верность своим командующим, а не далекому Риму. Впоследствии, полководцы во главе своих легионов захватывали власть в самом Риме.
Контрибуции, наложенные на Карфаген, Македонию и Сирию, дань, поступающая из провинций, прибыли от торговли, осуществлявшейся по правилам, установленным Римом – все это означало, что в город хлынуло богатство. В таком количестве, что римские граждане были освобождены от налогов. Их стали содержать покоренные народы.
Такое превращение в мировую державу, необходимость контроля над огромной территорией, постоянная война или ее угроза и расслоение общества в самом Вечном городе несло в себе мину замедленного действия.
До Пунических войн (264 – 146 г. до н.э.) основу римского государства составляли крестьяне. Несколько месяцев в году они обрабатывали свою землю, а все остальное время воевали. Военные кампании были короткими и проводились недалеко от дома. Постоянные, непрекращающиеся войны привели к тому, что многие из этих людей погибли, а другие разорились. Военные кампании стали более продолжительными и стали проводиться вдали от дома. Земледельцы уже не могли обрабатывать свои поля и одновременно воевать. Солдаты стали профессионалами, война сделалась делом их жизни.
Что касается сокровищ, хлынувших в Рим, то не все его граждане обогатились в равной степени – одним досталось больше, другим – меньше. Огромные богатства получили сенаторы, чиновники и полководцы. Те, кто сумел прибрать к своим рукам военную добычу, вкладывали деньги в землю, скупая наделы у владельцев мелких земельных участков, которых разорила война. Основой сельского хозяйства стали теперь не небольшие земельные участки, а огромные плантации — латифундии (latifundium < latus – обшир-
ный + fundus – земля, поместье), где трудились рабы, так что оно тоже, как и война, стало профессиональным.
Рабы выполняли теперь сельскохозяйственные работы под руководством надсмотрщиков, а сам владелец плантации жил в Риме, подальше от людских страданий. Земледельцы, уцелевшие в хаосе войны, не могли конкурировать с крупными землевладельцами и разорялись. Они в поисках работы стали переселяться в Рим. И в городе возник многочисленный класс «пролетариев» (латинское «пролес» означает потомство), граждан Рима, не имевших ничего, кроме детей.
В результате такой политики богатые богатели, бедные беднели, а число рабов все увеличивалось; и все это вылилось в новый тип войн. За войнами с внешними врагами, последовала война рабов против свободных, и бедных против богатых. Постоянные восстания рабов или угроза восстаний, все возрастающее число пролетариев в Риме и их праздное брожение влекло социальную нестабильность и опасность беспорядков.
Реформы, направленные на стабилизацию общества, начали два брата –Тиберий Семпромий и Гай Семпромий Гракхи (Gracchi).
В 134 г. до н.э., в возрасте двадцати девяти лет, Тиберий Гракх выдвинул свою кандидатуру на пост народного трибуна и был избран. Вступив в должность, он сразу же стал настаивать на проведении земельной реформы. Основное ее содержание:
1. разделить огромные плантации на участки средних размеров и раздать их бедным (тем более, что существовали законы принятые два столетия назад, ограничивающие размеры земельных владений);
2. после такого передела сделать землю неотчуждаемой, то есть запретить ее продавать и покупать. Естественно, что реформа встретила самое ожесточенное сопротивление крупных землевладельцев. В Риме было два народных трибуна и несогласие одного из них влекло непринятие законопроекта. И второй трибун Марк Октавий наложил запрет на закон Тиберия.
Тогда Тиберий Гракх организовал голосование и Октавия, большинством голосов, сместили с его поста. Без него закон приняли и избрали членов комитета, которые должны были проводить закон в жизнь. Однако смещение Октавия (если соблюдать все формальности) было незаконным, и враги Тиберия в сенате сразу же ухватились за это. Они заявили, что его законы были приняты после незаконного устранения Октавия и поэтому не имеют силы. Начавшаяся практическая работа комиссии по выявлению большего количества земли, привела к многочисленным судебным процессам, еще больше озлобила крупных землевладельцев и привела к открытой конфронтации. Кроме того, с приближением лета многие земледельцы, сторонники Гракха, владевшие небольшими земельными участками за пределами Рима, покинули город и отправились на сельские работы.
Обстановка в народном собрании стала меняться не в пользу Тиберия. Для доведения реформы до конца ему нужно было сохранить должность трибуна еще на один срок, а это было запрещено законом. Когда наступил день выборов, Тиберий и его сторонники решили оказать давление на ход голосования, которое переросло в настоящее сражение, в котором Тиберий и несколько сотен его сторонников были убиты.
Со смертью Тиберия Гракха война между консерваторами и сторонниками реформ не прекратилась. Земельный закон не был отменен и комитет по наделению землей продолжал работу, только меньшими темпами.
В 123 г. до н.э. младший Гракх — Гай Сепро-мий, выставил свою кандидатуру и был избран народным трибуном. После избрания он принялся проводить в жизнь закон своего брата о земельной реформе (который в результате противодействия сенатской олигархии не выполнялся). Он попытался расширить реформу, восстановив разрушенные Римом города — Капую, Тарент и Карфаген, и заселить их римскими переселенцами. Однако этот план провалился, бедняки предпочли получать «хлеба и зрелищ» в Риме, а не работать за его пределами.
На второй срок в должности трибуна он задумал еще одну реформу – позволить всем свободным людям, проживающим в Италии, принимать римское гражданство. Однако в этом вопросе его никто не поддержал и его популярность упала. Консерваторы, воспользовавшись падением популярности Гая, попытались отменить закон о колонизации земель и вообще все законы Гракхов. И снова начались беспорядки и стычки, в которых погибли реформаторы. В 121 г. до н.э. погиб Гай Гракх, и в последующее десятилетие с большинством реформ Гракхов было покончено [11].
Несмотря на смерть братьев Гракх, проблема реформ так и не была решена. Общество осталось разделено на крупных землевладельцев и большой массы людей вообще лишенных земли. Соответственно, верхушка римского общества разделилась на сторонников реформы и противников, что, в конце концов, и привело к распаду римского государства.
Можно говорить о существовании в Риме «партии реформ», или «партии популяров» или даже «демократов», но ни одно из этих названий не отражает сути дела. После смерти Гракхов в Риме существовали две группы беспринципных и продажных политиков (за несколькими исключениями с обеих сторон), которых интересовала только власть и то богатство, которое она дает, независимо от того, какими средствами они достигаются. Одна группа политиков — сенаторы-консерваторы правила Римом, а другая — партия популяров, была отстранена от власти, и в этом-то и заключалась единственная разница между ними. Обе партии сделали все, чтобы погубить Римскую республику, и, в конце концов, добились своего.
Еще одной причиной для этого стали завоевательные войны. Поскольку территория империи постоянно расширялась, то возрастала роль армии и полководцев, ими командовавших. Начало реформы армии положил консул Гай Марий в 107 г. до н.э. Он первый в Риме начал набирать в свое войско добровольцев – бедняков и иностранцев: эти были преданны полководцу, а не Риму и Сенату, от которого к тому времени, не ждали ничего хорошего.
За шесть лет (107-100 гг. до н.э.) Марий одерживал победы во всех сражениях и избирался консулом шесть раз соответственно.
Кроме того, военачальники приобрели еще большую независимость, заведя себе личных охранников. Полководцы обычно занимали должности никак не ниже претора и эту охрану стали называть преторианская гвардия. Под защитой их копий военачальники чувствовали себя в безопасности и могли (а впоследствии стали) сколько угодно нарушать римские законы.
Когда к 100 г. до н.э., благодаря победам Мария, наступил мир, он решил использовать свою популярность, чтобы выполнить обязательства перед своими воинами. Чтобы наградить их, ему требовались свободные земли, а это означало расчленение крупных земельных владений и основание колоний, в которых могли бы поселиться ветераны его армии. Для этого он присоединился к партии популяров, то есть хотел последовать по стопам Гая Гракха. Однако Марий был плохим политиком, и так и ничего и не сделав, кроме внесения новых беспорядков, он вскоре бросил политику [12].
Кроме того, за время войн в Риме вырос класс людей, обогатившихся за счет спекуляций, коммерческих сделок или сбора налогов для правительства. Эти богатые люди не были сенаторами, ибо старые патриции не использовали подобный способ обогащения, обычай запрещал заниматься коммерцией и сбором налогов, поскольку предполагалось, что их богатством является земля. Новых богатеев называли эквиты (от латинского слова — всадник), поскольку в древности только богатые могли позволить себе коня, а бедняки служили в пехоте.
Когда Гай Гракх воевал с сенатом, он пытался привлечь на свою сторону этих деловых людей, предложив передать им функции присяжных заседателей в суде. До этого роль эту роль выполняли только представители патрициев. Однако по мере того, как сенаторы становились все более продажными, стало совершенно невозможно наказать никого из них, как бы безобразно они себя не вели, поскольку, будучи судьями и заседателями, патриции, конечно же, не могли вынести обвинительный приговор своему человеку, ведь в будущем любой из судей мог оказаться на его месте.
К сожалению, эквиты оказались ничуть не лучше, чем сенаторы, и заботились только о своем обогащении. Поэтому кроме реформ, предложенных раньше – земельной реформы, создания колоний, предоставление римского гражданства более широкому кругу людей, — возникла насущная потребность и в реформе судопроизводства.
В 91 г. до н.э. этим вопросом занялся новый трибун – реформатор, Марк Ливий Друз. Он предложил к тремстам сенаторам добавить триста эквитов, чтобы они вместе вели судопроизводство. Его идея заключалась в том, сенаторы будут контролировать эквитов, а эквиты – сенаторов. Под таким надзором новому правящему классу придется четко выполнять свои обязанности. Неизвестно, что из этого получилось бы, но можно предположить, что оба класса заключили бы союз и принялись обогащаться дальше.
Чтобы бороться с продажностью тех и других, Друз предложил создать специальную комиссию, которая судила бы всех судей, обвиненных в коррупции. Но ни сенату, ни эквитам эти предложения не понравились, и тогда Друз обратился за поддержкой к народу (вероятно, для того, чтобы вернуться к реформе судопроизводства позже) с «обычной» программой земельной реформы и колонизации новых земель, которая пользовалась популярностью у римлян. Затем, как и его предшественники, он предложил сделать гражданами Рима жителей союзных земель, а конкретно Италии, и соответственно, как и раньше, столкнулся с недовольством горожан – бедняков.
Поэтому сенаторам и эквитам удалось помешать претворению в жизнь всех законов Друза, даже после того как они были приняты, а сам реформатор погиб при странных обстоятельствах [13]. В течение двух столетий италики были верными союзниками Рима – в годы его побед и в годы поражений. Многие из них оставались с Римом даже после катастрофы при Каннах в 216 году до н.э. И, тем не менее, в течение полувека жители Аппенинского полуострова снова и снова получали отказ. Те римляне, которые поддерживали эту идею, изгонялись со своих постов, а затем погибали. После каждого законопроекта, италики, которые приезжали в Рим в предвкушении получения гражданских прав, грубо изгонялись из города. И разъяренные постоянными отказами, и особенно смертью Друза, италийские области объявили себя независимыми от Рима и образовали свою собственную республику, которую назвали Италия. Столицей ее стал город Ко-ринфий, примерно в восьмидесяти километрах к востоку от Рима.
Последующие события 91-88 г.г. до н.э. названы «союзнической войной», в которой римские войска потерпели поражение. Закончилась война тем, что Рим предоставил гражданство всем италикам (К сожалению, римляне не додумались до «репрезентативного правления», при котором отдаленные районы страны избирают своего представителя, который поселяется в столице и защищает в сенате интересы выбравших его людей).
Начиная с Цезаря (46-44 г. до н.э.) начался период единоличного правления римских императоров. После преемника Цезаря – Октавиана Августа, в римской истории наступил период называемой принципатом (от титула принцепса, что означает «первый среди горожан», который принял Октавиан). В это время в 27 г. до н.э. границы империи достигли своего устойчивого предела и в течение долгого правления Августа (29 г. до н.э. — 14 г. н.э.) на них существовали мир и спокойствие. Все земли на берегах Средиземного моря принадлежали либо напрямую Риму, либо находились под властью его ставленников. В Африке – Египет и Нумидия (современные Ливия и Тунис), Алжир и Мавритания (современный Марокко).
К северу и западу от Италии – Испания (современные Испания и Португалия), Галлия (которая включала в себя территорию современной Франции, Нидерландов, Бельгии, части Швейцарии и Германии). К востоку – Иллирик (современная Югославия), Македония, Греция и Малая Азия (современная Турция). Август провел ряд реформ (основные из них: ставка фиксированного налога; разрешение «всадникам» быть сенаторами, что ослабило патрицианскую олигархию в Сенате; укрепление границ введением на них постоянных гарнизонов) и благодаря этим мерам империя оставалась сильной в течение последующих четырех столетий и, соответственно, латинская культура так широко распространилась по всей Европе, что дальнейшие катаклизмы не смогли стереть ее с лица земли.
Когда Август установил принципат и положил конец столетним завоеваниям, он тем самым уничтожил приток множества дешевых рабов из покоренных стран. Их заменили свободные арендаторы, которые передвигались по Империи в поисках более выгодных условий работы, поскольку сами уже не являлись ничьей собственностью и не были обязаны работать в каком-то определенном месте. На фоне общего снижения рождаемости все больше возрастал процент солдат и городских жителей, не участвующих в процессе производства продуктов питания, так что становилось все труднее найти сельскохозяйственных рабочих, и оплата за их услуги взлетела или же так могло казаться землевладельцам.
Таким образом, постепенно возникала необходимость в законах, регулирующих возможность им уходить со своих рабочих мест и привязывающих к конкретному участку земли. При императоре Адриане (годы правления 117-138) начали появляться робкие зачатки таких законов, которые во времена Средневековья превратились в крепостное право [15].
Постоянные войны, а, следовательно, рост территорий, приток населения и денежных средств, влекли расширение торгового оборота и усложнение всех хозяйственных отношений, требовали изменения правовой надстройки. К периоду принципата основными источниками римского права стали: законы, предложенные магистратом и принятые народом или одобренные Сенатом; эдикты магистратов или правителя провинции (то есть программа деятельности магистрата обязательная на время его службы); постановления Сената (сенатусконсульты), а также литературные произведения юристов, состоявшие из письменных комментариев к законам XII таблиц, например, комментарии Элия Пета Ката II век до н.э. и Марка Порция Катона II век до н.э. [16] в трех частях: объяснение текста, толкования юристов, исковые формулы и обобщения практики и юридических правил.
Позднее, примерно ко II веку н.э. на смену прежнего словесно-грамматического толкования законов и практики появляется толкование ex voluntate, основанное на отыскании воли закона или сторон, а кроме того, новое толкование направилось в сторону искания aeguum et bonum
— справедливого и доброго, например, «Институции» (от латинского institutio — наставление) Гая, II век н.э. [17].
К этому же времени складывается теория юриспруденции (jus — закон, prudens — знающий), и опять же делают это римские юристы, а не законодатели. Как пример можно взять уже указанные «Институции» Гая и дигесты (digesta — располагать в порядке) Юстиниана IV век.
Содержание и система этих теоретических сборников такие:
Римское право, начиная с законов XII таблиц, состоит из публичного права (jus publicum ), то есть право, относящееся к регулированию государственной власти, и частного — то есть права, регулирующего отношения между лицами (jus privatum).
Jus privatum в свою очередь делится на:
— право народов (jus gentium) — совокупность юридических норм, регулирующих отношения между гражданами Рима и негражданами (пере-гринами) и между перегринами (Эдикт императора Каракалы 212 года о принятии всех жителей провинций римского гражданства уравнял всех жителей империи в правах и после этого римские законы о собственности, лицах и т.д. стали действовать в отношении всех лиц) [18];
— естественное право (jus naturale) — говоря современным языком права данные от природы, -на жизнь, брачный союз и т.д.;
— частное «гражданское» право (jus civite), которое, в свою очередь, включает в себя:
а) учение о лицах (jus guod ad personas pertinet )
— правоотношения, где основным объектом был человек, личность. Здесь были такие понятия как свобода и рабство, социальный и правовой статус гражданина и перегрина, их права и обязанности; б) учение «О вещах» (jus guod ad pes pertinet) — правоотношения лиц к вещам. Здесь получило определение понятие «права собственности», определены правила передачи, оформления, наследования, защиты собственности и процедуры ее отчуждения.
(Право собственности на землю dominium окончательно оформилось в период принципата. Август своими распоряжениями создал категорию — земельный кадастр, как продолжение реформ Сервия Тулия. Взяв за исходную модель римскую ветеранскую колонию, он утвердил единицей площади квадратную центурию в 200 югеров (один югер примерно 2942 кв.м.). Вся территория размежевывалась лимитами (в данном случае — прямыми делителями) по направлениям север — юг, запад — восток; их пересечение под прямым углом образовывало центурию. Была утверждена ширина лимита — в 5 футов (примерно 1,5 м) и это стало дорогой общественного значения.
Обеспечив проезд к центурии, приступали к делению на участки и к ассигнации земли в собственность. Каждый участок отделялся границей в 5 футов шириной, на которые ставились специальные межевые камни — термины. Надпись на терминах «Дано и ассигновано» означала, что участок передан в собственность. Вся схема межевания на центурии и участки, а также угодья, составлявшие резерв принцепса, записывались как план-карта на медные доски. Они хранились в архиве принцепса и были основным юридическим документом, гарантировавшим полную собственность на земельный участок).
в) «Учение об обязательствах» — то есть правоотношения, вытекающие из заключенных договоров.
г) «Учение о наследствах» (mortis causa) — то есть правоотношения (договоры), возникающие между наследодателем и наследниками [19].
В 286 г. император Диоклетиан (283-305 гг.) разделил Империю на Западную и Восточную, и такое деление, с некоторыми перерывами, просуществовало до самого конца. Таким образом, была проведена граница, отделившая Восток от Запада. Сначала такой линией был язык: в одной части Империи говорили по-гречески, в другой по-латыни, а при Диоклетиане оформилось политическое деление.
И еще одно событие произошло в век Августа. В одной из частей Империи родилась личность, впоследствии мессия — Иисус, и в то время это, конечно, прошло совершенно незамеченным. Но
уже спустя три столетия эта религия – христианство, станет официальной в Восточной части империи. К этому же столетию (или чуть позже), церковь станет крупнейшим землевладельцем в Европе, а затем и во всем мире. И политические перевороты, и народные смуты будут иметь религиозный подтекст.
Годом падения Римской Империи принято считать 476 год, но это не совсем верно, потому что, даже после захвата Рима вандалами в 410 г. и переноса столицы в Равенну в 404 г., она продолжала существовать и была одним из самых могущественных государств в Европе со своей столицей в Константинополе. Тенденция игнорировать историю восточной части страны возникла потому, что в современном мире, политическом, правовом и языковом (по сути, все европейские языки — это искаженная латынь) пользуются исключительно наследием Западной Римской Империи.
Римское государственное устройство, хотя и было еще несовершенно, превосходило все системы, существовавшие до этого. Период римской истории единственный и уникальный, поскольку весь цивилизованный Запад объединился под одной властью. Поэтому законы и традиции римской системы управления оказали огромное влияние на развитие всех стран Запада, включая страны Южной и Северной Америки.
Трудно говорить о какой-то одной причине гибели Римской империи. В данном случае сделана попытка выделить возможные поворотные точки, которые, кстати, пройдут все государства, и насколько успешным будет такое прохождение, зависит судьба государства. Общие же выводы по римской истории можно сделать такие:
1. Римское государство образовалось в результате борьбы за право собственности на землю сельскохозяйственного назначения (ager publicus). Это чисто материальные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения конкретным земельным участком. Изначально римское общество было ориентировано на получение прибыли из землепользования. В процессе этой борьбы не участвовало никаких других составляющих – религии, философии или мировоззрения.
Греческая мифология о земле – Гейе, как о живом организме, пришла в римское общество гораздо позднее и никак не отразилась на материалистической идеологии древних римлян.
2. Именно в процессе борьбы за земельную собственность сформировались органы государственной власти, при которой собственники избираются в представительный орган – Сенат для защиты своих интересов и охраны своей собственности.
3. Наделение и юридическое закрепление права собственности на землю сопровождается (или должно сопровождаться) закреплением политических и гражданских прав всех членов общества (независимо от того, есть у них — земельный участок или нет), а именно: — права на избрание в государственные органы власти и управления; закрепления равноправия всех членов общества (законы XII таблиц, законы Валерия и Горация в 449 г. до н.э., закон Канулея в 444 до н.э.).
4. Начиная с создания Римского государства (которое можно условно назвать первой земельной реформой) до самого конца империи, государственную власть преследуют вопросы, которые всегда и везде будут одинаковы: каким должно быть справедливое наделение землей всех членов общества?, какой должна быть система и учет землевладения и землепользования?, как обеспечить гарантии права собственности на землю?.
Попытка решения этих вопросов в Древнем Риме братьями Гракх свелась к следующему:
а) разделить, распределить землю, принадлежащую крупным земельным собственникам между людьми, желающими ее обрабатывать, для того чтобы создать устойчивый класс мелких земельных собственников, которые должны стать «средним классом» и опорой государства;
б) создать гарантии защиты прав этих собственников, то есть сделать землю неотчуждаемой;
в) определить пределы вмешательства государства в дела собственника, а именно, сделать фиксированными ставки земельного налога.
5. С расширением территории, казалось бы, государство может и должно обеспечить земельным участком каждого желающего, однако сложившаяся в Древнем Риме система латифундий и олигархия их собственников, заседающих в Сенате, продолжает доминировать. Необходимость реформы ведет к расслоению в обществе и в органе государственной власти.
Общество расслаивается на: класс крупных землевладельцев, класс людей, имеющих средний земельный надел и большое количество безземельных и неимущих, которые нагнетают опасность беспорядков.
Во власти складываются (в данном случае, партии популяров и оптиматов) группировки -одна не желающая решать социальные проблемы и в противовес ей партия, настаивающая на проведении реформ. Чем дольше затягивается решение земельной проблемы, тем острее противоречия и больше опасность смены власти.
6. Сложившаяся система частного землевладения и принудительного землепользования влечет за собой необходимость изменения в системе судопроизводства. Понимая, что неограниченная власть собственника на своей территории может легко перерасти в беззаконие и произвол, реформаторами (Ливием Друзом в 91 г. до н.э.) делается попытка изменить систему судов и судопроизводства, введением в судебные комиссии лиц, не связанных с землепользованием.
7. Римская юриспруденция (начиная с реформы Августа 63 г. до н.э. — 14 г. н.э. до теоретических работ юристов II–III века н.э.) приходит к пониманию и оформлению того, что земельные правоотношения сложные и состоят из:
— норм, регулирующих фактические материальные отношения, касающиеся земельного участка;
— и абстрактного права, состоящего из того, что земельный участок хотя и является материальным объектом, имеет характеристики, присущие объектам нематериальным, вот например, «бестелесые» — это те, которые не могут быть осязаемыми; к таковым принадлежат те, которые заключаются в праве, например, наследство, обязательства…, а также и то, что нам следует по какому либо обязательству большей части физический предмет, например, земля, раб, деньги;… обязательственное право считаются res incorporales, то есть бестелесными вещами» (Из институций Гая — II век н.э. Книга II, «О вещах» п. 14) [20].
Работы также развивают теоретические положения «естественного права» — ius naturel — «это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам». Именно на этой основе в дальнейшем во всей Европе сложится единая теория законодательства. Такие учебники как «Институции Гая» II век н.э., Конституции Юстиниана V век н.э. и другие найдут отражение в последующих теоретических работах юристов Европы.

Использованная литература
1. Страны мира. Современный справочник / Сост. Горячкина Т.В., Ярич И.Г. – М., 2003.; Все страны мира / Авт.-сост. М.В. Адамчик. – Минск: Харвест, 2008.
2. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова, Л.С. Шаумяна. — М., 1964. – С. 561.
3. Момзен Т. История Древнего Рима. — Санкт-Петербург, Лениздат. 1993. — С. 14-37; Девис Н. История Европы. – М., 2004. С.111. История Древнего мира. Ч.2. Греция и Рим. – М., 1982. — С. 200.
4. Девис Н. История Европы. – М., 2004. — С. 111.
5. Коротеева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация: Учеб. Пособие / Л.И. Коротеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — С. 7-8; Момзен Т. История Древнего Рима. -Санкт-Петербург: Лениздат, 1993. — С. 19.
6. История Древнего мира. Ч.2. Греция и Рим. – М., 1982. — С. 228-233.
7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. К.И. Батыра. – М., 2000. Т.1. — С. 78-89.
8. Хрестоматия по истории государства и права под ред. Н.А. Крашенинниковой. – М., 2003.Т. 1. — С. 191.
9. Там же. С. 192.
10. Там же. С. 193.
11. История Древнего мира. Ч.2. Греция и Рим. – М.,1982. С.270-276.
12. История Древнего мира. Ч. 2. Греция и Рим. – М., 1982. — С. 276-284.
13. История Древнего мира. Ч. 2.Греция и Рим. – М.,1982. — С. 284.
14. История Древнего мира. Ч. 2. Греция и Рим. – М., 1982. — С. 330-336.
15. История Древнего мира. Ч.2. Греция и Рим. – М.,1982. — С. 355-359.
16. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. К.И. Батыра. – М., 2000.
17. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. К.И. Батыра. – М., 2000.
18. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. Н.А. Крашенинникова. – М., 2003. Т. 1. — С. 194.
19. Покровский И.А. История римского права. – СПб., 1998.
20. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. К.И. Батыра. – М., 2000.Т. 1. — С. 89-128.
21. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. К.И. Батыра. – М., 2000.Т. 1. — С. 131.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.