История казахского государства XV-XVII вв. — Казахского ханства представлена различными видами источников, хотя специально посвященного его истории источника не обнаружено. Наибольшее количество исторических материалов содержатся в письменных источниках (нарративные, агиографические и географические сочинения, архивные документы и летописные своды), написанных на различных языках в период позднего средневековья.
Более или менее цельный фактический материал по истории средневековых казахов и их государства дается в исторических сочинениях на персидском языке. Их по истории Казахстана XV — XVII вв, известно немало. Сведения, содержащиеся в этих трудах, носят различный характер. Имеются несколько агиографических сочинений, в которых приводятся сведения о религиозных представлениях казахов. В других сочинениях содержатся данные о социально-экономической жизни казахов. Основная же часть письменных источников содержит сведения по этнополитической истории.
Наиболее важным из источников по ранней истории Казахского ханства является широко известное в востоковедческих кругах пер-соязычное сочинение «Тарих-и Рашиди». Его автором был историк XVI в. Мирза Мухаммед Хайдар, происходивший из правящей верхушки могульского племени дуглат (дулат). Сочинение ценно казахстанской историографии, прежде всего, тем, что в нем впервые в письменных источниках говорится об образовании Казахского ханства и его ранней истории. В основном, только благодаря его сведениям может быть воссоздана историческая картина становления и укрепления Казахского ханства, ранний этап консолидации казахского этноса, установлена хронология правления первых казахских ханов.
Сведения Мирзы Мухаммеда Хайдара по ранней истории Казахского ханства дополняет известный среднеазиатский ученый-энциклопедист XVII в. Махмуд б. Эмир Вали, — автор персоязычного сочинения «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар». В его труде имеются таюке важные сведения о взаимоотношениях казахских ханов с династиями Шибанидов и Аштарханидов Мавара’-н-нахра, с Чагатаидами, правителями Могульского государства в Восточном Туркестане,
Важнейшим источником по ранней истории Казахского ханства является сочинение Фазаллаха ибн Рузбихана Исфахани «Михман-наме-йи Бухара», где содержатся сведения не только о внешней политике казахского государства, но и об его внутренней организации, социально-экономическом развитии, культуре казахов и т.д.
В поэме «Фатх-наме» Моллы Шади и сочинении «Шейбани-наме» Камал ад-Дина Бинаи приводятся сведения о событиях в Восточном Дашт-и Кыпчаке в XV — начале XVI в. и попытках Мухаммеда Шейба-ни сохранить здесь свою власть.
Представляет большой интерес для восстановления исторической картины первой половины XVI в. труд «Бадаи ал-вакаи» Зайн ад-Дина Махмуда Васифи. В данное сочинение включен важный документ о сражении узбекско-могульского войска с казахами, и здесь впервые в исторической литературе употреблен термин «Казахстан».
Произведение «Тарих-и Кипчак-хани» Ходжамкули-бека Балхи написано на персидском языке в XVIII в., однако, по мнению исследователей, даже в компилятивной части, т.е. в изложении политических событий на территории Восточного Дашт-и Кыпчака и Мавара-н-нахра XV-XVII вв., сочинение «содержит множество оригинальных сведений, не отмеченных в трудах других авторов».
Данные о казахско-могульских взаимоотношениях второй половины XVI — начала XVII вв. содержатся в персоязычном сочинении «Тарих» Шах-Махмуда Чураса. Материал по политической истории Казахского ханства того же периода имеется в «Шараф-наме-йи шахи» Хафиза Таныша. Здесь приводятся данные о казахско-узбекских взаимоотношениях, рассказывается об их борьбе за приеырдарьинские города (Туркистан).
«В Тарих-и алам-ара-йи Аббаси» Искандер-бека Туркмана Мунши содержатся сведения, раскрывающие также перипетии борьбы казахского правителя Тауекель-хана и главы государства Шибанидов Абдолла-хана за приеырдарьинские города в конце XVI в. Рассказывается о ранении казахского хана под Бухарой и его смерти. Данные интересны тем, что наиболее подробно сообщающий об этих же событиях историк Хафиз Таныш доводит свои сведения только до середины 80-х гг. XVI в. Представляют интерес также материалы, указывающие на поддержку Тауекель-хана определенными группами в самом государстве Шибанидов, в том числе и религиозным духовенством. В сочинении отражено такое важное событие как заключение новым казахским ханом Есимом, братом Тауекель-хана, договора о мире с династией Аштарханидов, новыми правителями Средней Азии.
В сочинениях «Хабиб ас-сийар» Гияс ад-Дина Хондамира и «Ахсан ат-таварих» Хасан-бека Румлу имеются небольшие сведения о Касым-хане, о войнах Мухаммеда Шейбани-хана с казахами, об его неудачном походе против Касым-хана в 1509/1510 гг.
В анонимном сочинении «Алам-ара-йи Сефеви» рассказывается о казахско-узбекском союзе против Сефевидского (Кызылбашского) государства в XVI в. Сообщается о неудачном сражений казахско-узбекского войска с войском Сефевида Исмаил-шаха. Эти сведения, по всей вероятности, являются наиболее ранними письменными данными, подтверждающими казахско-кызылбашское противостояние, которое нашло отражение в материалах казахского фольклора.
В «Нусах-и джаханара» Кази Ахмада Гаффари кратко рассказывается о походе 1509/1510 гг. Мухаммеда Шейбани на казахов и сражении его с Касым-хашм. Указывается дата смерти Касым-хана, отмечено, что Хакк-Назар в данное время является «повелителем Дашта».
Содержащийся в «Тарих-и Хайдари» Хайдара б. Рази исторический материал позволяет внести некоторые уточнения в хронологию правления казахских ханов и ход политических событий XV-XVI вв. Важным в источнике является факт указания на династическую связь Казахского ханства с Ак-Ордой. Это подтверждает обоснованность предположения казахстанских историков о том, что Ак-Орда была (по правящей династи и по этническому составу) прообразом Казахского ханства.
Немаловажное значение для воссоздания истории Казахского ханства имеют сочинения на тюркском (чагатайском) языке. В первую очередь среди тюркоязычных источников нужно назвать сочинение историка начала XVII в, Кадыргали-бека (Кадыр-Али-бека) Косымулы под условным названием «Джами ат-таварих». Его автор, по мнению большинства исследователей, происходил из казахского рода Жалаир. В сочинении приведены биографические сведения о некоторых казахских ханах XV-XVII вв., предках Ораз-Мухаммед-хана, у которого находился на службе Кадыргали-бек.
Важное место среди тюркских источников занимает сочинение «Та-варих-и гузида-йи нусрат-наме», автором которого, по мнению некоторых исследователей, был сам Мухаммед Шейбани-хан. Другие исследователи не разделяют этого мнения, хотя признают участие узбекского правителя в составлении сочинения. В этом труде говорится о политической ситуации, сложившейся в Восточном Дашт-и Кыпчаке после смерти Шибанида Абу-л-Хайр-хана, и борьбе Мухаммеда Шейбани за сохранение своей власти с казахскими и могульскими ханами. Этим же событиям посвящено тюркоязычное историческое произведение Мухаммеда Салиха «Шейбани-наме». О них же говорится в сочинении «История Огуза, Аланкоа и Шейбания» Алла-Мурада Анна-бай-оглы, из узбекского племени кунграт. Данный труд был написан только в XIX в. и носит компилятивный характер, однако он в некоторой степени дополняет сведения источников более раннего периода.
Труд на тюркском языке «Зубдат ал-асар» Абдаллах б. Мухаммед Балхи содержит данные о политических взаимоотношениях Казахского ханства и государства Шибанидов в первой четверти XVI в. В частности, довольно подробно говорится о военном походе Мухаммеда Шейбани-хана против Касым-хана зимой 1509/1510 гг. Также сообщается о походе Касым-хана на Ташкент.
Важным первоисточником по истории казахского государства XVI-XVII вв. является произведение «Тарих-и Кашгар». Автор сочинения неизвестен. О.Ф. Акимушкин считает, что им был Шах-Махмуд Чурас.
В сочинении «Шаджара-йи тюрк» Абу-л-Гази-хана содержатся описания политических событий в Восточном Дашт-и Кыпчаке и Хорезме в XV—XV11 вв. В некоторой степени его сведения дополняются данными сочинения XIX в. «Фирдаус ал-икбал», авторами которого были хивинские историки Шир-Мухаммед, сын Эмира Аваз-бии-мираба, и его племянник Мухаммед Риза-мираб, сын Эр-Нийаз-бека.
Помимо вышеотмеченных источников известно наличие других исторических письменных памятников, в которых имеются сведения по Казахскому ханству. Вместе с тем, основная часть этих сочинений обладает ограниченным объемом информации по истории этого государства. Политические события в письменных и устных источниках отражены фрагментарно и часто противоречиво. Это и вызывает дискуссионность многих вопросов, особенно связанных с проблемами государственного, социально-экономического, этнического и культурного развития казахского народа. Лишь некоторые из источников («Тарих-и Рашиди», «Михман-наме-йи Бухара», «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» и др.) дают более или менее значимый, и, по сути, основной материал по истории Казахского ханства.
Важным источником для изучения истории Казахского ханства являются памятники шибанидской эпиграфики и делопроизводственные документы. Китайские и монгольские источники важны, в основном, для раскрытия истории взаимоотношений казахов и джунгар.
Сведения по истории Казахского ханства содержатся в документах дипломатических связей Московского государства с Ногайской Ордой, Крымским ханством, Османской империей, Польско-Литовским государством, в различных актах, картографических материалах, средневековых описях российских архивов и в русских летописных сводах.
Важный фактический материал для исследования социально-экономической и общественно-политической организации Казахского ханства содержат архивные материалы, вошедшие в сборник «Казахско-русские отношения в XVI-XVIII вв.».
Огромным, неисчерпаемым источником исторических материалов является устное народное творчество казахов. Казахские предания, легенды и эпосы собрали и опубликовали в своих работах А.И. Лев-шин, Ч.Ч. Валиханов, В.В. Радлов, Ш. Кудайбердиулы, М. Тыныншаев и другие ртсследователи. Значительный исторический материал содержится в наследии крупнейших представителей поэзии жырау Шалки-иза Тленшиулы, Аймадета Доспамбета, Жиембета Бортогашульт, Ахтамберды Сарыулы, Бухар Калкаманулы и др.
Вряд ли когда-нибудь будут обнаружены источники» которые коренным образом изменят наше представление о Казахском ханстве, но бесспорно, что новые исследования пополнят наши знания об этом государстве.