Искусство в Казахстане

Проблемы сценического освоения мюзикла в Казахстане

Первые театры на территории Казахстана появились во второй половине XIX века. Русские труппы купеческих антреприз в городах Уральске в 1859 году и Петропавловске в 1887 году, также труппа солдат и офицеров гарнизона в Таразе в 1880 году. А в 1890 году в Семипалатинске общество любителей музыки и драматического искусства создали предпосылки для казахского любительского движения. Этому же способствовали татарские передвижные … Читать далее

Кинематограф Центральной Азии в переходный период

Борьба идей. Девяностые годы XX века стали не просто эпохой крупнейших потрясений и изменений для отдельных народов, но и поворотным пунктом для всего человечества. «Мы одновременно претерпеваем и фрагментацию, и глобализацию», — пишет американский политолог Л.Снайдер, анализируя «великий парадокс» нашего времени. Ни у кого не вызывает сомнения, что переживаемый нами так называемый «переходный период» полон противоречий в меняющихся реалиях. Если … Читать далее

Казахско-Иранские фольклорные параллели

Казахский фольклор является частью общечеловеческой культуры и имеет не только национальный, но и интернациональный характер. В нем, наряду с сугубо казахскими, можно встретить немало сюжетов, мотивов и персонажей, общих для устного творчества многих народов, в том числе и иранского, Общность эта обусловлена разными причинами. Одна из них — типологическая. «При сходстве или единстве бытовых или психологических условий на первых стадиях … Читать далее

Национальные истоки камерных произведений композиторов Казахстана

Обретение Казахстаном статуса независимого государства, осознание новых ценностей и идеалов в обществе повлекло за собой пересмотр стратегического, содержательного ориентиров в области музыкального образования. Так, основываясь на Концепции общеобразовательной средней школы Республики Казахстан, ученые и методисты в области музыкального образования разработали ряд альтернативных программ, основанных на общегражданских, эстетических, духовно-нравственных ценностях национальной и мировой музыкальных культур. Перед музыкальным воспитанием были поставлены задачи … Читать далее

Роль батыров и предводителей

Батыры и предводители. Постепенно, по мере разложения родового строя, нарастав­шее социально-экономическое неравенство вело к усилению единоличной власти вождей: из родовых старейшин, пользо­вавшихся прежде часто моральным авторитетом, они постепен­но превращались в наследственных правителей, власть которых поддерживалась прямым насилием. “Власть… не опирающаяся на традиционное уважение, на моральный авторитет и дедов­ские обычаи, нуждалась в поддержке, более постоянной и глу­бокой, чем голое насилие, — … Читать далее

Кино в странах Центральной Азии

Несмотря на то, что официальная история кино в странах Центральной Азии берет отсчет где-то с 30-х, а ще-то с 40-х годов прошлого столетия, именно кинематограф 60-х можно считать точкой отсчета истинно национального кино в странах советского Востока. Потому что только к этому времени появились национальные кадры, способные представить свой народ.
Мира и Антонин Лиехм в книге о советском и восточно-европейском … Читать далее