Просмотров: 196

Информационные процессы в Казахстане

В истории развития человечества информационные процессы изначально играли важнейшую роль, уходя своими корнями в саму природу живого и далее в механизмы постоянства и изменения, развития и научения, рефлексов и инстинктов, поведения и общения. Уже чисто человеческие способности; речь и мышление, производство предметов потребления и искусства, сознание и познание — вызвали к жизни многообразные и сложные процессы накопления, запоминания, передачи и обработки информации. Процесс тесного взаимодействия производственной деятельности и соответствующих информационных связей имеет объективный характер. Начавшись тысячи лет назад, он постепенно обретал все новые и новые формы. В частности, возросшие задачи общения привели к созданию письма -величайшего завоевания человечества. Мощный импульс этому процессу дало изобретение книгопечатания, появление первых периодических изданий. По существу переворот в средствах передачи информации совершило электричество. После изобретения электромагнитного телеграфа русским ученым П. Л. Шиллингом (1832 г.), важнейшим событием стало изобретение ученым — физиком А.С. Поповым в 1895 году радио. К числу значительных событий следует также отнести изобретение фотографии (1839 г.), телефона (1876 г.), звукозаписи (1877 г.), телевидения (1884 г.). рождение кино (1895 г.), а также создание аппаратуры для передачи цветного изображения (1925 г.). Все это в совокупности предопределило гигантский качественный скачок в производстве, хранении, накоплении, переработке и передаче информации. Логическим продолжением этих открытий стало появление новых мощных информационных систем, электронно-счетных и вычислительных машин, кибернетических устройств, производящих с феноменальной скоростью различные операции с информационными данными: счетные, преобразовательные, запоминающие и др. Значительное и резкое увеличение объема информации буквально во всех сферах общественной деятельности и привело во второй половине XX века к характерному явлению, которое получило название «информационного взрыва». И действительно, ежегодно объем только так называемой «документированной» информации в мире пополняется более чем 7 млрд. страниц печатного текста, 60 млрд. письменных планово-управленческих документов [9, с. 3 ]. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет. Второе удвоение произошло к 1900 году, т.е. всего за 150 лет. Третье — к 1950 году, т.е. уже за 50 лет. Но за эти полвека объем только научной информации вырос в 8-10 раз. В числе главных причин появления этого феномена академик В.М. Глушков называет следующие. Во-первых, переход в конце ХГХ века от натурального, мелкого хозяйства к более крупному, что усложнило хозяйственные связи, и мозг одного человека (главы семьи, владельца предприятия) оказался не в состоянии перерабатывать информацию, необходимую для управления. Как результат — функции управления распределились между достаточно большим кругом лиц, что, естественно, увеличило информационные потоки между ними. Во-вторых, «информационный взрыв», начиная примерно с40-х годов XX века, в значительной степени обязан научно-технической революции, что привело к тому, что человеческих усилий в переработке резко возросшего объема информации стало не хватать и на помощь пришли ЭВМ. Учитывая, что информацию определяет не только количественная характеристика, но и качественная ее оценка и что часто важнее не просто просуммировать поступившую информацию, а сконцентрировать ее, произвести отбор, уметь ее распределить между потребителями, которые в ней нуждаются, к причинам «информационного взрыва» логично добавить и следующие: количественный рост информации не сочетается с качественными характеристиками, первое явно доминирует над вторым; данное явление возникло спонтанно, оно не получило объяснения в науке, а поэтому и застигло врасплох и самих ученых, которые стали ощущать на себе негативные стороны происходящих процессов экспоненциального роста информационных потоков; отсутствие надлежащей информационной культуры. Сегодня говорят о социально-экономической, производственной, научно-технической, партийной, политической, идеологической, генетической и даже эстетической информации. Проблемами информации, информатизации, глобализации информационных процессов, единого мирового информационного сообщества занимаются целые институты, специальные научно-исследовательские учреждения, центры и бюро. Этот вопрос составляет сердцевину дискуссий в ООН, ЮНЕСКО, на международных конференциях. На XXXVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1983 году, объявленном решением ООН и проведенном как Всемирный год коммуникаций, по предложению развивающихся стран была внесена и принята резолюция под названием «Вопросы, касающиеся информации». Центральное место в ней заняла тема борьбы за новый международный информационный порядок. Международное сотрудничество в этой области, в соответствии с резолюцией, должно осуществляться на основе равенства, справедливости, взаимной выгоды и принципов международного права. В 1992 году в Москве состоялся Международный форум информатизации (МФИ-92), решением которого 1993 год был объявлен, а впоследствии и проведен как Международный год информатизации, а день 26 ноября объявлен Всемирным днем информации. На этом форуме было констатировано, что сегодня человечество находится на пороге единого мирового информационного сообщества. Это понятие, предполагающее взгляд на современное общество с точки зрения стремительно возрастающей, всепроникающей информации о всех сторонах его жизнедеятельности. Целостное человеческое общество, все стороны жизни которого повседневно взаимозависимы, предполагает требование оптимизации производства информации, средства распространения которой, действуя со скоростью электричества (300 т. км/сек.), мгновенно «ужимают» земной шар до размеров деревни. Лидерство в развитии информационных технологий представляется в этой связи как все более эффективное средство обеспечения господствующего положения в нынешнюю, переходную к информационному обществу, эпоху. Информационное общество отличает еще один аспект — характеристика его социального и политического облика и уровня его развития: информированность населения, беспрепятственная работа всех служб массовой информации и их способность собирать и передавать объективные сведения и их оценки; а также, что немаловажно, интерес к их работе во всех слоях народа, доступность информации и наличие технических средств, позволяющих ее получить.
В информационном обществе стержневым является управленческий аспект развития современного общества в целом. Не случайно оно возникло под влиянием успехов кибернетики (т.е. науки именно об управлении сложными, высокоорганизованными системами) и информатики, где информация — не просто сообщение- или знание о чем-либо, а количественно выражаемая мера управляемости той или иной системой. Современные технологии в целом всемирны по характеру своего воздействия, но в первую очередь это относится как раз к информационным технологиям, которые, как бы продолжая центральную нервную систему людей, соединяют их в едином «глобальном объятии».
Следует отметить, что в первом издании Большой советской энци клопедии слово «информация» вообще отсутствовало. И лишь во втором ее издании (1953 г.) впервые появилось определение понятия «информация». Причем трактовалось оно неточно и весьма своеобразно — как относящееся целиком и полностью к журналистике. «Информация широко и издавна распространена в печати; обычно делится на международную и внутреннюю. Жанры информации разнообразны — заметки, корреспонденции, хроника, интервью, отчеты о собраниях, спортивных состязаниях и т.д.». И лишь спустя пять лет в дополнительном 51-м томе БСЭ на двух страницах была помещена обстоятельная статья академика А.Н. Колмогорова, в которой он в значительно более широком аспекте дал понятие информации — как первоосновы новых перспективных отраслей науки и техники — кибернетики, теории управления и др. Впоследствии, в третьем изданий (БСЭ, 1972 г.), этим вопросам было уделено около семи печатных страниц.
Как известно, в переводе с латинского само слово «информировать» собственно означает осведомлять, давать сведения, информацию о чем-либо. В обычном нашем понимании информация — это сообщение о чем-либо, каких-либо явлениях, фактах, о чьей-либо деятельности. Согласно ленинской теории отражения, информация — это отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей об окружающем нас мире, природе и обществе. Опираясь на труды К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленин в начале XX века выдвинул положение об отражении, как всеобщем свойстве материи. В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «… Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения …». С тех пор философы внесли существенный вклад в разработку теории познания, теории отражения и в основание ленинской идеи всеобщности отражения. Например, академик В.Г. Афанасьев так определяет место информации в жизнедеятельности человека: «Между клетками, тканями, органами растений и животных имеют место морфологическое, функциональное, генетическое и информационное взаимодействия… Люди в обществе связаны в те или иные целостные системы… Взаимодействие компонентов целостной системы но сит по своей природе характер обмена между ними веществом, энергией и информацией». Следуя этим выводам, жизнь человека протекает одновременно как — бы в трех плоско стях — энергети ческой, гравитационной и информационной. Постоянный обмен информацией между людьми, коллективами людей, непрекращающееся течение информационных процессов формирует информационное поле, в котором и протекает вся жизнедеятельность человека и без которого она попросту невозможна. Чем глубже человек познает окружающую действительность, чем больше он накапливает знаний, тем обширнее становится информационная сфера, в которую он включен. «Прямым опытом доказано, — писал академик А.И, Берг, — что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира — это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром также необходима, как пища и тепло, мало того — и как наличие энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на планете». Определенное влияние на последующие исследования в этой области оказали естествознание и кибернетика, в особенности в плане развития категории отражения как универсального свойства всех материальных систем. В соответствии с этим неизбежно претерпевает принципиальное изменение и сама трактовка понятия «информация». Если раньше под этим термином понимали лишь сведения, передаваемые одними людьми другим, устным, письменным или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений, то сегодня оно включает обмен сведениями не только между человеком и человеком, но и между человеком и автоматом и даже между автоматом и автоматом. Американским ученым К. Шенноном в 1948 году была предложена количественная мера информации. Он создал количественную теорию информации и вывел формулу, с помощью которой стало возможным вести расчет информации, передаваемой по системам связи. А.А. Харкевич подсчитал, что суммарный информационный поток возрастает в среднем пропорционально квадрату промышленного потенциала. Иначе говоря, если мы хотим увеличить вдвое производительные силы страны, то должны ожидать увеличения потоков информации, необходимой для обеспечения такого роста, в четыре раза. Следует подчеркнуть, что в последние годы в связи с активным развитием кибернетики, информационный подход к анализу процесса отражения приобретает все большее значение. Использование данных кибернетики способствует развитию наших представлений о познавательном отношении субъекта к внешнему миру, его активности. Под влиянием кибернетики об информации говорят как о процессе не только идеальном, но и материальном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.