Просмотров: 289

Информационное поле Казахстана

Сегодня у нас за плечами 13 лет государственной независимости. В кратчайшие сроки в Казахстане решалась триединая задача — созда­ние независимого государства, переход к рыночной экономике и построение демократического общества. Наше общество не могло себе позволить постепенное развитие и упрочение экономических и демок­ратических преобразований в течение десятилетий, и уж тем более столетий, как многие ведущие мировые державы. История нам всем дик­товала иные условия, и мы их выдержали. Реформы дали ожидаемый результат: экономика страны и демократические процессы динамич­но развиваются. Казахстан по праву считается региональным лиде­ром и стремится занять достойное место в числе 50 государств с наиболее конкурентоспособной экономикой. На открытии 1-й сессии Мажилиса Парламента 3 — го созыва Пре­зидент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев призвал всех казахстанцев стремиться войти в число 50 наиболее конкурентоспособ­ных государств мира. Перед сообществом Казахстана стоит задача включиться в про­цесс глобализации и научно — технического прогресса путем освое­ния новых информационных и телекоммуникационных технологий и расширить доступ государства к социально — экономическим воз­можностям цифрового века. Современное общество вышло из индустриальной эпохи и вошло в информационно — технологическую эпоху. Вопрос владения инфор­мацией становится насущным и приоритетным в современном обще­стве. Развитие экономики, политики, качественное образование, вне­дрение новейших научных и технических достижений требуют посто­янного пополнения источников информации и их доступности. В Республике Казахстан принят ряд законов, которые регулиру­ют отношения в сфере информатизации, развитие и защиту инфор­мационных ресурсов и информационных систем, устанавливают компетенцию государственных органов, права и обязанности физи­ческих и юридических лиц в сфере информатизации. Все законода­тельство Республики Казахстан об информатизации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из нескольких нормативных правовых актов Республики Казахстан. Основополагающим является Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 8 мая 2003 года. Согласно закону, государственное регулирование в сфере информатизации основано на следующих

принципах:

  1. Свободное развитие рынка информационных услуг.
  2. Качественное и эффективное информационное обеспечение физических и юридических лиц, а также государственных органов и

организаций.

  1. Создание условий свободного и равноправного получения, распространения и использования информационных ресурсов.

Мощным импульсом в значительном ускорении инновационных процессов стало интенсивное развитие процессов новой экономи­ки как информационной экономики или экономики информаци­онной эпохи. Именно информационная составляющая стала ката­лизатором новой экономики, придавая ей глобальный, всепрони­кающий характер. Ведущим фактором стало применение интернет — технологий, Так, уже сегодня действует казахстанская часть оптово-волоконной супермагистрали Шанхай — Франкфурт и ее ответвле­ние через Уральск на Россию. Создается общереспубликанская оптиковолоконная сеть, позволяющая обеспечить высокоскоростной доступ к Интернету всех регионов страны.

  1. По проекту НАТО «Виртуальный Шелковый путь» интенсив­но формируется единая научно-образовательная сеть вузов и науч­но — исследовательских институтов страны с льготным высокоскоро­стным доступом в Интернет. В Казахстане создаются основы электронного правительства, действуют информационные системы налоговых, таможенных служб. Во многих компаниях, организациях, учебных заведениях внедрены внутренние локальные сети, что во многом повышает эф­фективность их деятельности. Действуют десятки предприятий, за­нимающихся разработками, внедрением информационных техноло­гий, поставками, сборкой, изготовлением компьютерной техники. В республике создается парк информационных технологий в по­селке Алатау по аналогии с индийским Бангалором, в котором обо­сновались 230 многонациональных компаний, а в лабораториях го­рода работают 25 тысяч инженеров. В Казахстане создана правовая основа для ускорения процесса информатизации страны. Принят указ о формировании единого ин­формационного пространства, программы формирования националь­ной информационной инфраструктуры. В январе 2003 года принят Закон «Об электронном документе и электронной подписи». Следует отметить, что наряду с действующими законами «О науке», «Об инновациях», новые законодательные акты создают добротную платформу для прорыва в этой сфере обсуждаемому обще­ственностью законопроекту « О культуре». В ходе реформирования социального сектора страны государство уделяет внимание и главной составляющей любой нации — ее культуре и самобытности. Именно поэтому была принята государственная программа «Культурное наследие». Она направлена именно на то, чтобы наша историческая память, культура и духовность стали определяющими факторами кристаллизации ценностных установок в об­щенациональном масштабе, компонентами формирования националь­ного и государственного самосознания, дальнейшей интеграции и самоидентификации общества. Отрадно, что культура вновь начала обретать свою гуманистическую миссию. В основу программы «Возрождение исторических центров Шелко­вого пути, сохранение и преемственное развитие культурного насле­дия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма» положены фундаментальные исследования, анализ и расчеты перс­пективных направлений социально-экономического развития исто­рических городов и других поселений казахстанского участка Шел­кового пути и выработаны меры по сохранению памятников истории и культуры страны. Казахстан четко определил свои долгосрочные и среднесрочные задачи, в частности, сейчас во исполнение Послания Президента РК Н. А. Назарбаева разрабатывается Среднесрочная программа по ре­формированию отрасли культуры, для выполнения которой требуется не только много и напряженно работать, но и сохранить консолидацию общества, сплоченность народа, стабильность и спокойствие. Библиотечное сообщество Казахстана сегодня изыскивает пути улучшения библиотечных сервисов для населения Казахстана. Перед нами стоит фундаментальный вопрос: какова роль библиотек в обще­стве ускоренной политической, экономической и социальной модер­низации? Мы пришли к выводу, что наши библиотеки должны рас­сматриваться как неотъемлемая часть нашей национальной системы информатизации, активно поддерживающей казахстанцев в стрем­лении войти в число конкурентоспособных стран мира. Мы должны усилить стремление казахстанцев учиться все более интенсивно и при­менять знания лучше, чем другие нации. Эта отличительная инициатива в нашем развивающемся обществе будет решающим фактором для вхождения нашей национальной экономики в мировую глобаль­ную экономику, где и нации» и фирмы соревнуются друг с другом на основе информации и знаний.

Информационная инфраструктура Казахстана, развивающаяся на основе законов, регулирующих отношения в сфере информатизации, откроет новому поколению информационные суперпути для распро­странения информации и знаний, давая возможность гражданам об­щества действовать оптимально. Национальная информационная инфраструктура даст возможность повсеместно иметь доступ к ин­терактивной мультимедийной информации и сервисам в любое время из любого места. Все наши библиотеки должны иметь доступ к сети, выступая как узловые пункты для получения информации и знаний. Интернет дает доступ к информационным ресурсам библио­тек и баз данных Казахстана и за рубежом из библиотеки, дома или офиса. Мы верим, что именно библиотеки помогут нам достигнуть статуса конкурентоспособной державы. Для того чтобы библиотеки стали действительно центрами развития общества, необходима под­держка Правительства. Время для Казахстана сделать решающий шаг и инвестировать в развитие библиотек, чтобы реализовать улучше­ние библиотечных служб, поддержать нацию в ее стремлении стать конкурентоспособной нацией. Правильная политика комплектова­ния и правильное руководство развитием библиотечного дела уско­рят трансформацию наших библиотечных сервисов в содействии развитию нашего государства для вхождения в лигу развитых наций в 21 веке. Нами выработаны стратегические направления для развития об­щих библиотечных служб, которые бы способствовали удовлетворе­нию информационных запросов пользователей. Библиотекари се­годня должны обладать устойчивым навыком творческого подхода к делу и высокоразвитым логическим мышлением. Конфигурация сети публичных библиотек должна легко реагиро­вать на возрастающее разнообразие информационных ресурсов, но­вые методы управления информацией и возрастающей сегментацией пользователей библиотек. Для управления информацией и лучшей организации обслуживания пользователей предполагается, что целая плеяда различных типов библиотек будет создана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.