Просмотров: 1 229

Информационная политика Казахстана

Обретение Республикой Казахстан независимости и суверенитета послу­жило, для проведения коренных преобразований в сфере массовой информации, являющейся своего рода общественной три­буной происходящих в стране радикальных перемен. Процессы рыночного реформирования экономики, демократизации политической системы и обще­ственных отношений, становления гражданского общества формируют новые потребности в свободном информационном обмене, в получении оперативной и многоплановой информации о состоянии дел и событиях во всех сферах жизни республики. Наличие же развитых, организационно сильных и свобод­ных средств массовой информации — один из основных показателей демо­кратического общества. Информационная политика Республики Казахстан в современных условиях имеет свою законодательную, политическую и соци­альную базу. В пункте 1 статьи 20 Конституции РК гарантирована свобода слова и творчества, запрещена цензура, закреплено право каждого получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Вместе с тем существуют и ограничения, принятые в международной прак­тике. Пунктом 3 статьи 20 Конституции РК не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения институционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, соци­ального, расового, национального, религиозного, сословного и родового пре­восходства, а также культа жестокости и насилия. Указанные свободы, права и ограничения воспроизведены и в статье 2 Закона РК «О средствах массовой информации». За двадцать лет независимости Республики Казахстан развитие информа­ционной политики на медийном рынке можно разделить на несколько услов­ных этапов.

Первый этап — постсоветский, преимущество государственной монопо­лии на средства массовой информации (до 1992 года), когда практически не существовало независимых СМИ.

Второй этап — этап становления и роста (1992 — 1996 годы), определен­ный отход государства от безусловного доминирования на информационном пространстве и бурное развитие негосударственных СМИ, сокращение доли государственных СМИ в общем количестве.

Третий этап — (1997-2006) либеральный, характеризующийся качествен­ными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой при­ватизацией бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств мас­совой информации к государственному заказу на проведение государствен­ной информационной политики. Этот этап развития отечественного информа­ционного пространства начался в 1996 — 1997 гг.

Четвертый этап — (с 2007 года) можно утверждать, что информационный рынок Казахстана вступил в фазу стабильного роста. Сыграли свою роль эко­номическая поддержка государством СМИ. Приняты меры по повышению конкурентоспособности отечественного медиарынка. С 2001 г. по 2004 г. пе­риодические издания были освобождены от НДС, а продукция телевизионных и радиокомпаний облагалась по «нулевой ставке» НДС. В течение последних пяти лет почти ежегодно уменьшались размеры плат за использование радио­частот, а в 2002 году годовые платы за их использование были вовсе отме­нены. Теперь компании-лицензиары уплачивают только сбор при первона­чальной выдаче разрешения на номинал РЧС. С целью получения частот для телевизионного и радиовещания в конкурсной Комиссии по предоставлению права использования радиочастот представлены Парламент, международные, казахстанские общественные объединения. При этом работа Комиссии широ­ко освещается средствами массовой информации, что также оказывает благо­творное влияние на развитие информационного поля. Национальный рынок СМИ становится сегментом общего товарного рын­ка, в котором функционируют те же правила, что и в экономике в целом.  В республике существует целый ряд достаточно крепких и сильных СМИ, информационных медиахолдингов, что является одним из безусловных до­стижений проводимых социально-экономических и демократических преоб­разований. Одним из важнейших инструментов реализации прав и свобод граждан на информацию являются масс-медиа. В Казахстане за прошедшие годы про­ведены кардинальные преобразования в сфере деятельности средств массо­вой информации. Произошло разгосударствление сектора СМИ, результатом чего стало то, что на сегодня более 80% СМИ являются негосудар­ственными. Либерализация и рыночные реформы привели к количественно­му и качественному росту СМИ. Казахстан сегодня по темпам развития СМИ опережает большинство стран Центральной Азии и Закавказья. О лидерстве Казахстана по развитию медийной инфраструктуры говорит факт проведения в стране ежегодного Евразийского медиа-форума. На 11 языках наций и народностей, проживающих в стране, публикуются газеты и журналы, транслируются теле- и радиопрограммы. Кроме основных языков (казахского и русского), СМИ выходят на украинском, польском, не­мецком, корейском, уйгурском, турецком, дунганском и других языках. СМИ этнических меньшинств получают финансовую поддержку от правительства. В Казахстане динамично развиваются Интернет и кабельное телевидение. Современные информационные технологии широко используются на инфор­мационном рынке; Национальные ТВ и радиостанции транслируются через национальную спутниковую систему. В 2002 году был создан шутниковый канал CaspioNet (оператор Eutelsat). На всей территории Республики посред­ством кабельного И спутникового каналов транслируются программы ВВС, CNN, Deutsche Welle, радиостанции «Свобода», польского канала Polonia, российские и другие теле- и радиоканалы.

В Министерстве иностранных дел Республики Казахстан аккредитованы более 150 представителей зарубежных СМИ из 20 стран, включая такие самые крупные новостные агентства, как ВВС, Associated Press, Интерфакс, France Press, Reuters, ITAR-TASS. Разнообразие тем, изданий и языков способствует быстрому развитию СМИ. Плодотворно работают такие общественные объединения по защите прав журналистов, как Конгресс журналистов Казахстана, Союз журналистов Ка­захстана, Ассоциации телерадиовещателей Казахстана, представительства международных организаций: ОБСЕ, Международного бюро по правам чело­века, Internews network, «Аділ сөз».

В освещение тематики о правах человека в Казахстане вовлечены 60 рес­публиканских печатных изданий, информационное агентство «Казинформ», телеканалы «Казахстан», «Хабар», «31 канал», «Эра ТВ», «Рахат ТВ», вы­полняющие государственный заказ на проведение государственной инфор­мационной политики. При формировании государственного заказа были предусмотрены следующие тематические направления:

  • правовая пропаганда;
  • освещение вопросов правовой пропаганды;
  • освещение хода реализации и позитивных результатов Стратегии «Ка­захстан — 2030».

Объективное и целенаправленное освещение ситуации в сфере прав че­ловека проводят общенациональные газеты и негосударственные. СМИ «Еге-мен Қазакстан», «Казахстанская правда», «Айқын», «Литер», «Экспресс К», «Заң газеті», «Юридическая газета», «Московский комсомолец в Казахстане» под специальными рубриками «Мемлекет», «Кұқъқтық реформа кадамдары», «Человек и закон», «Парламент», «Актуально», «Ситуация», «Под напряже­нием», «Закон и право», «Право человека», «Необходимо знать», «Внимание» и т.д. Данная тематика также широко освещается в информационно-аналитических, интерактивных программах ведущих республиканских теле­каналов, выполняющих государственный заказ. В этом плане следует особо отметить «Жеті кун», «Бетпе бет» на телеканале «Хабар»; «Айна-апта», «На­зар» на телеканале РТРК «Казахстан»; «Собственное мнение», «Центр вни­мания» на телеканале «31 канал»; «Панорама недели» на телеканале «Рахат»; «Большой рейтинг» на канале «Телевидение города Астаны».

С целью выработки оптимальной модели деятельности СМИ на основе принципов свободы слова и независимости, проводится целенаправленная работа по взаимодействию с общественными объединениями, ассоциациями, международными организациями, иститутами масс-исследований по вопро­сам развития средств массовой информации. В Казахстане также используются законодательно утвержденные методы поддержки масс-медиа, направленные на создание благоприятных экономи­ческих условий для выполнения СМИ своей общественно полезной миссии, обеспечения свободы слова и массовой информации. В числе первых законов суверенного Казахстана был Закон «О печати и других средствах массовой информации» 1991 года, новизна и демократич­ность норм которого послужили мощным фактором бурного развития казах­станской прессы, а также принятый в 1999 году Закон «О средствах массовой информации», в разработке которого участвовали представители междуна­родных организаций, средств массовой информации, неправительственных организаций. Данный закон запрещает цензуру и вмешательство в деятель­ность организаций СМИ со стороны государственных должностных лиц, на­правлен на защиту прав журналистов. Казахстан придерживается мнения, что обеспечение прав и свобод граж­дан в получении и распространении информации является необходимым условием построения демократического государства. В республике сформи­рованы основные элементы информационного рынка. К ним можно отнести появление доминирующего сегмента негосударственных СМИ, значительную дифференциацию информационного тематического поля, создание и работу достаточно крупных медиакомпаний. Собственниками 218 изданий являют­ся общественные объединения. 17 принадлежат религиозным объединениям. Преимущественную долю собственников негосударственных СМИ (48%) со­ставляют ТОО. В апреле 2007 года Мажилис Парламента РК начал работу над законопроек­том «О средствах массовой информации», разработанным некоммерческими организациями в области СМИ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.