Просмотров: 1 549

Хореографическое искусство в Казахстане

Коренные политические преобразования в государстве никак особенно не повлияли на изменение выразительных средств в национальной хореографии, балетный репертуар и на его основное содержание. Ведь балет, в отличие от многих других видов искусства, свободен от социальных предустановлений. Как и 100, и 200 лет назад на его сцене органично наступившему времени танцуют принцы и принцессы, сильфиды и амуры. Эта независимость от политики наряду с изысканно-утонченной метафоричностью выразительных средств позволяли балету сохранить к себе интерес публики даже в самые кризисные моменты истории. Причины востребованности и любви к этому виду музыкального театра кроются, прежде всего, в его «условной красоте», которая неразрывно связана с понятием идеализации. Этому способствует неповторимая образно-содержательная аура хореографического искусства, пронизанная ощущением Прекрасного и Возвышенного.

История хореографическое искусство в Казахстане

К началу 90-х годов казахский балет занял свои прочные позиции в иерархии советского балета. Ведущий музыкальный театр республики — Государственный академический театр оперы и балета им. Абая имел в своем арсенале высококвалифицированную балетную труппу. На его сцене были поставлены почти все спектакли классического наследия, образцы советской классики. Казахскими балетмейстерами не раз предпринимались попытки поставить балеты на разнообразном национальном материале («Козы-Корпеш — Баян сулу», «Дорогой дружбы», «Легенда о белой птице», «Аксак кулан», «Фрески», «Карагоз» и др.). Весьма плодотворны были и поиски казахских балетмейстеров в области интерпретации известных литературных сюжетов и синтеза различных видов искусства, что впоследствии привело к рождению на казахской балетной сцене совершенно нового, необычного жанра балета, как, например, рок-опера-балет («Брат мой, Маугли!»), балетов «Дама с камелиями» и «Мадам Баттерфляй».

Развитие хореографии Казахстана

Не менее значимым в развитии хореографии Казахстана стал самобытный и професси­ональный балетный коллектив — Государственный академический театр танца РК под руко­водством Б.Аюханова. Эта труппа хорошо известна как в среде профессионалов бывшего Союза, так и за рубежом. Визитной карточкой созданного им в свое время ансамбля «Мо­лодой балет Алма-Аты» является оригинальный репертуар одноактных балетов на сюжеты классической литературы, а главное, на сложную музыку композиторов — симфонистов. Кро­ме этих двух балетных трупп в республике продолжительное время с успехом работают не­сколько разноплановых народных ансамблей. Это Государственный ансамбль песни и танца «Салтанат», ансамбль эстрадного танца «Гульдер», фольклорно-этнографический ансамбль «Сазген» и др.

Государственный академический театр оперы и балета им. Абая — первый и единственный в XX веке ведущий музыкальный театр страны — за период независимости подвергся немалым испытаниям. Запланированный капитальный ремонт затянулся на несколько лет. После завер­шения ремонта ГАТОБа им. Абая несколько лет ушло на восстановление репертуара. Золотой фонд казахской оперы и балетные спектакли классического наследия были восстановлены в новых красочных декорациях и заново сшитых костюмах. Старые постановки засверкали со­вершенно по-новому, на ведущие партии были введены молодые талантливые исполнители. Поэтому настоящие творческие поиски, постановки новых балетов начались гораздо позже. Репертуарный список балетных премьер этих лет небольшой, в нем значительное место за­нимают экспериментальные спектакли малых форм, чаще всего это дебютные работы выпус­кников Академии искусств им. Т.Жургенова, где, как известно, в 2000 году был осуществлен первый выпуск балетмейстеров. Обозначилось новое направление в рамках академической балетной классики. О чем говорят опыты в стиле современной пластики и неоклассики на сцене ГАТОБа им. Абая молодых хореографов Г. Туткибаевой и В.Гончарова. Балеты «Время Ре», «Адам», «Чарли» раздвинули представления как самих исполнителей, так и артистов в многомерности и пластическом подтексте современной хореографии. Таким образом, была начата работа в области постановок современных балетов.

Вторым направлением работы балетной труппы стало приглашение признанных мастеров русского и мирового балета для постановки классических спектаклей. Так, Ю.Григоровичем были поставлены образцы советской классики — балеты «Легенда о любви» и «Ромео и Джу­льетта». Для постановки всемирно известной версии балета «Кармен-сюита» в редакции А.Алонсо был приглашен танцовщик Т.Лавренюк. К открытию сезона в 2010 году Б.Эйфман осуществил постановку своего известного балета «Красная Жизель», посвященного траги­ческой судьбе прославленной русской балерины О.Спесивцевой.

Другим направлением работы балетной труппы стала работа над первым совместным международным проектом на средства спонсора — балет «Тлеп и Сарыкыз». В основе сюже­та лежит поэма казахского писателя Несипбека Айтулы, переработанная и подготовленная в качестве балетного либретто американским драматургом Э.Розинским. В качестве балетмейс­тера-постановщика была приглашена американский хореограф Марго Саппингтон, известная в Америке своими инновационными постановками с использованием популярной музыки и рок-музыки на концертной сцене. Для создания сценографии балета был приглашен худож­ник Э.Гейдебрехт (Германия), художниками по костюмам выступили Кристина Джоли де Лотбиньер (США) и казахстанская художница Т.Есалиева. Первой исполнительницей и дви­жущей силой данного международного проекта стала наша соотечественница, долгое время работавшая за рубежом, а теперь вернувшаяся танцевать домой и одновременно остающаяся прима-балериной балета штата Нью-Джерси — Сауле Рахметова.

Тлеп и Сарыкыз — это казахские Ромео и Джульетта, любовь которых была чиста и возвы­шенна, но из-за жизненных препятствий они не смогли воссоединиться, но смогли выполнить свое жизненное предназначение. Хореограф Марго Саппингтон основным пластическим языком действующих лиц балета делает усложненный классический танец, так называемый неоклассицизм. Вместе с тем хореография гармонично дополнена современной пластикой, встречаются неожиданные акробатические трюки и сложные поддержки. Запоминающимися и наиболее удачными выглядели дуэты Тлепа и Сарыкыз. Давно известные поддержки, об­водки и вращения классического танца получили неожиданную окраску и, соответственно, прозвучали совсем по-новому. Красивые перекатывания на полу перемежались эффектными высокими поддержками.

Обретение суверенитета и перенос столицы в г. Астану сыграли определенную роль в рождении новых хореографических коллективов. Так с целью развития новой столицы, по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в январе 2000 года был создан театр оперы и балета «Ак-Орда». И в июле, в целях увековечения памяти выдающейся казахс­кой певицы, он был переименован в Национальный театр оперы и балета им. К.Байсеитовой. На открытии 14 октября 2000 года была представлена опера «Биржан и Сара» из золотого фонда национальной оперной классики. За десять лет театр достиг значительных результа­тов: освоен большой классический репертуар, началась работа по освоению национально­го репертуара, сформировалась своя исполнительская школа. Основным кредо театра стало освоение традиций казахской и мировой музыкальной культуры, осмысление классического наследия и реализация духовных запросов обновляющегося казахстанского общества. Пер­вым показательным примером в этой области стала экспериментальная постановка по поэме Магжана Жумабаева «Сказание о батыре Баяне». Своеобразное сочетание европейской и ка­захской музыкальной традиции в синтетическом представлении композиторов Франсуа Жан-но и Бекболата Тлеухана стало первым шагом в развитии новых форм и жанров в искусстве XXI века.

В аспекте мировой истории балета, имеющего вековые традиции, балет Национального театра оперы и балета им. К.Байсеитовой — самый настоящий младенец. К счастью, дитя ока­залось с сильным и настойчивым характером, что позволило ему достичь за десять лет раз­вития таких результатов, которых многие театры добиваются в течение нескольких десятиле­тий. Костяк балетной труппы составили второкурсники и выпускники 2000 года в количестве 42 человек, которым посчастливилось стартовать на большой сцене в самом прославленном шедевре классического наследия: — «Лебедином озере» П.Чайковского. На сегодняшний день в балетной труппе театра оперы и балета им. К.Байсеитовой работают более 70 чело­век, из ведущих солистов можно выделить такие талантливые имена, как Г.Курмангожаева, С.Кауков, Г.Усина, Ж.Аубакиров, Ж.Сарсембаев, А.Мукатова, Р.Сейтбеков, М.Унербаева, Р.Асанов, Т.Тен, Т.Гатауов, Э.Сарсембаев и др. В репертуаре — признанные образцы клас­сического наследия, балеты «Лебединое озеро», «Дон-Кихот, «Жизель», «Бахчисарайский фонтан», «Щелкунчик», «Коппелия», «Баядерка», «Тщетная предосторожность», «Корсар», «Шопениана», «Карнавал» и др. Основным направлением в развитии балетной труппы стало освоение классического наследия в постановке признанных балетмейстеров современности с разнообразными почерками. Поставленные балеты по возможности приближены к перво­источникам, но основным кредо в их постановке стало обязательное использование самых лучших фрагментов из всех существующих редакций. Работа с Ю.Григоровичем над бале­тами «Корсар» и «Тщетная предосторожность» стала не только огромной школой для всех исполнителей, но и испытанием на профессиональную состоятельность для всей труппы во главе с репетиторами и всех вспомогательных служб молодого театра.

Балетная труппа имеет и опыт работы с балетами, восстановленными по системе хоре­ографической нотации, то есть архивным источникам. Постановки такого типа пока имеют больше противников, чем сторонников. Так как существующая система записи танца даже сейчас несовершенна, что же говорить о XIX веке, времени рождения балета «Коппелия». В этом отношении работа балетной труппы с настоящим реконструктором и ценителем про­шлого стала очень интересной и поучительной. С помощью С.Вихарева артистам балета удалось проникнуться и духом изысканной фокинской хореографии в балете «Шопениана», окунуться в мир страстных эмоций в «Половецких плясках».

Попытки молодого театра освоить национальный репертуар посредством сотрудничества с казахстанскими балетмейстерами и композиторами пока не увенчались особым успехом. Четыре балета («Элкисса», «Кыс киялы» и «Вечный огонь» в постановке В.Гончарова, «Бай-терек» в постановке Авдыша) — четыре опыта, в котором естественным образом отразились давние проблемы нашего балета в освоении национального материала.

Менее активны поиски театра в области современной хореографии. Модерн-балет «Игорь, Глория, Ванесса…» в постановке французского балетмейстера Жана Годэна продемонстри­ровал имеющийся потенциал танцовщиков труппы в освоении разностилевой хореографии. Молодые артисты балетной труппы несколько раз участвовали в программе «Астанинской балетной компании», где имели возможность показать себя в современных работах казахс­танских хореографов. Профессионализма, сценического опыта и терпения главного балет­мейстера театра Т.Нуркалиева вкупе с творческой верой и стремлением выпускников и пред-выпускников 2000 года Алматинского хореографического училища оказалось достаточно, чтобы создать динамично развивающуюся балетную труппу с классическим репертуаром, своеобразным творческим лицом и яркими исполнительскими индивидуальностями.

Обретение суверенитета, обозначившего новый виток в истории Казахстана, дало опре­деленный старт и развитию известной казахстанской балетной труппы под руководством Б.Аюханова. Во-первых, официальное получение давно заслуженного статуса, а именно зва­ния «Государственный академический театр танца Республики Казахстан». Во-вторых, вы­деление коллективу не самого подходящего, но все же своего собственного отдельного по­мещения. Широко было отмечено 40-летие творческой деятельности балетного коллектива и 70-летие его бессменного художественного руководителя Булата Газизовича Аюханова.

Анализ репертуара данного коллектива за последние двадцать лет показывает, что пос­тановки Аюханова по-прежнему тяготеют к камерной стилистике. Сжатость сюжета в хоре­ографическом изложении позволяет выдвинуть на передний план и сосредоточить особое внимание зрителя на развитии характера центрального персонажа, проследить истоки и причины его поступков. Как одно из средств стилистического решения спектакля остается художественное обобщение литературного сюжета, построенного на слиянии или противо­поставлении музыкальной и хореографической ткани спектакля. Талантливый и опытный Бу­лат Аюханов, почти единственный хореограф в Казахстане, умеющий из пространственной сюжетной ткани спектакля вытащить и раскрыть средствами классического танца в балетной миниатюре определенный микромир чувств и эмоциональных переживаний героя хореогра­фического спектакля.

За последние двадцать лет репертуар данного хореографического коллектива пополнился ограниченным числом новых постановок, было больше новых редакций уже поставленных балетов. Как, например, было несколько версий балетов «Гак-ку», «Белое облако Чингисха­на». Аюханов повторно обращался к таким хореографическим опусам, как сцена у балкона из балета «Ромео и Джульетта», отдельным сценам из «Лебединого озера», к юбилейной дате был поставлен балет «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!». Этому есть не­сколько конкретных объяснений. А именно, финансовые трудности переходного периода и невозможность выезда на гастроли, которых не миновали почти все творческие коллективы. Усугубил положение данного коллектива и переезд в новое здание, которое было абсолют­но не приспособлено для занятий балетом. В связи с открытием новых хореографических коллективов в Астане и других городах страны и открывшейся возможностью работать по контракту в известных зарубежных труппах уменьшился приток в коллектив талантливой молодежи. Одновременно закончив исполнительскую деятельность, перешли на репетитор­скую работу ведущие солисты труппы С.Нурсултанова, С.Тихонов, Г.Михалева, Р.Мусин, Г.Гафурова и др. Следующее поколение танцовщиков представлено такими талантливыми исполнителями, как С.Кокшинова, А.Тургинбаева, А.Акылбекова, Б.Тулебаев. За ними уве­ренно следует новое поколение артистов в лице Е.Утепова, А.Тулеевой, Ж.Кушербаевой, Ю.Шакирова, М.Касымова, Г.Данабаева, А.Мукашевой и др.

Возможность свободного культурного обмена между странами послужила стартом в про­фессиональном развитии современного танца в Казахстане, в результате чего были открыты театр современного танца Гульнары Адамовой «Самрук» и «Gabbassov Sisters Company». Точкой отсчета в освоении современной хореографии большинства «советских» деятелей хо­реографического искусства стало падение железного занавеса. В этот период и для казахстан-цев начался процесс накопления новых знаний и информации. Самые активные и мобильные отправились за рубеж, где уверенно начали осваивать азы модерн-танца. В это же время в крупных городах стали проводиться мастер-классы, тренинги и фестивали самого различного уровня, в большинстве своем организованные посольствами и культурными центрами Аме­рики и стран Европы. Хорошим подспорьем для освоения техники модерн стал приезд в нашу страну хореографа из Франции Паскалины Ноэль. Выпускница школы Марты Грэхем, она непосредственно присутствовала на ее репетициях, из первых рук научилась приемам сжатия и расслабления, самым главным в технике модерн-танца. Эта техника передается только из рук в руки, от учителя к ученику, так как еще на заре открытия своей школы Марта Грэхем ка­тегорически запрещала вести какие-либо записи или издавать учебники по ее системе. Таким образом, учащиеся алматинского хореографического училища системе модерн-танца начали обучаться, согласно традициям ее основоположницы, «из первых рук». Чуть позже в училище приехал хореограф из Чехии Йозеф Кацуорек, который начал знакомить учащихся с техни­кой contemporary. Кроме уроков, им было поставлено несколько современных оригинальных балетов («Донна Бернарда»), спектакли для драматических актеров Немецкого театра. Его постановки отличались гармоничным синтезом элементов танцтеатра, техники contemporary и модерн-танца.

Театр современного танца «Самрук» — один из самых известных в республике профес­сиональных коллективов, работающих в направлении современной хореографии. Коллектив создан в 1998 году молодым талантливым хореографом Гульнарой Адамовой. Если у истоков становления ансамбля «Самрук» в 1998 году стояли всего три танцовщика, то на сегодня в труппе танцует более 10 человек. И с таким небольшим количеством исполнителей Адамовой удаются постановки разнообразных по формату балетов. Артисты труппы в совершенстве владеют всеми техниками танца — от классики до contemporary. Балеты «Second hand», «Жез-тырнак» на материале казахского фольклора, «Аранхуэс», «Игра в карты» демонстрируют достаточно высокий уровень исполнителей и разнообразную палитру средств выражения хо­реографа Г.Адамовой. В своих постановках хореограф использует классику, приемы контак­тной импровизации, акробатику и элементы модерна. Такой синтез разных техник и приемов стал узнаваемым почерком хореографа Г.Адамовой.

Танцевальный дуэт сестер Гульнары и Гульмиры Габбасовых не менее известен в рес­публике как в среде профессионалов, так и поклонников современного танца. Их творческий дуэт своеобразен по нескольким причинам. Во-первых, они сестры-близнецы, работающие всегда в паре, они вместе пишут либретто своих балетов, подбирают музыку и придумыва­ют хореографию. Во-вторых, они сами являются исполнителями придуманных танцев и, как следствие, постоянно на ходу импровизируют, каждый новый показ спектакля отличается от предшествующего трактовкой и нюансами исполнения. Визитной карточкой театра мож­но назвать спектакли «Соседки», «Тамыр», «Собаки женского рода» и др. В их постановках задействованы не только визуальный, но и психологический аспекты. Мимика и пластика раскрывают эмоции героев, музыка помогает создать соответствующее настроение. Танце­вальные движения их физического театра не всегда красивы, они чаще изломаны и даже урод­ливы. Но такая пластика более красноречива, чем целые словесные монологи.

На сегодня говорить о твердых позициях современного балета в стране и достаточной го­сударственной поддержке со стороны властных структур было бы не совсем верно. Но вместе с тем, регулярное проведение Центральноазиатского фестиваля современного танца наглядно демонстрирует, что Казахстан по праву можно назвать лидером по современному танцу среди всех представленных стран Центральной Азии как в области интересных экспериментов с формой и пластикой, так и новых идей в восприятии сюжета. Как оказалось, наше алматин-скос хореографическое училище — почти единственное на постсоветском пространстве, где наравне с классическим танцем преподают контемпорари-данс. Организация и проведение фестивалей различного уровня позволяют пригласить на постановку интересных хореогра­фов, которые несут с собой новую хореографическую лексику, взаимное сотрудничество, приглашение на гастроли. Вероятней всего, именно такой путь вызревания на национальных корнях и обогащение через носителей западного contemporary-danc даст дальнейший импульс к развитию новых имен и проектов в области современного танца.

Разнообразная профессиональная хореография Казахстана взращивается благодаря тому, что в республике есть свое хореографическое училище. Выпускники казахстанской школы балета в настоящее время работают по всему миру. За последние 15 лет почти ежегодно вы­пускники училища участвуют на различных смотрах и Международных конкурсах артистов балета, где не раз завоевывали призовые места и престижные награды. Если говорить о ла­уреатствах на различных конкурсах, то самой яркой победой можно считать присуждение Государственной премии России выпускнику казахской хореографической школы Нурлану Канетову, в настоящее время представляющего Татарский театр оперы и балета в Казани. Это не просто единичное выступление на конкурсе, а значительный вклад и определенное имя среди больших звезд российской культуры.

Появление своих фирменных национальных фестивалей и конкурсов, их активизация и попытка выйти на международный уровень стали возможными только в суверенном Казахс­тане. Именно фестивали и профессиональные хореографические конкурсы стали зеркалом, отражающим социокультурный уровень современного театрального процесса в стране. Про­ведение фестивалей «Приз традиций», центральноазиатского фестиваля современного тан­ца, Международных конкурсов артистов балета «Байтерек», конкурса учащихся хореогра­фических училищ «Орлеу» и других стали определенным мостом в установлении реальных общественных и художественно-творческих связей казахстанских хореографов с мастерами танцевального искусства других стран и вхождения Казахстана в мировое культурное про­странство.

Постановки новых интересных балетов, открытие и развитие молодых трупп, подготовка кадров и проведение конкурсов — и есть череда событий, помогающих расти и изменяться казахской хореографии, которая прочно и крепко связана с опытом мирового балета и своими национальными корнями. В XXI век хореография Казахстана вступила как самостоятельное явление казахского искусства, владеющее самыми разнообразными стилистическими при­емами — от национальной пластики, классического танца и до различных техник contemporary danc. Плодотворными эти поиски сделали синтез профессиональной школы и традиционного танца, сформировавшихся в XX веке под воздействием русского балетной школы, а затем и всей мировой балетной практики. Теперь на повестке дня основной задачей должно стать освоение казахского танцевального фольклора посредством современного хореографическо­го языка. Давно известно и на практике доказано многими мировыми хореографическими школами, что только истинные фольклорные традиции отражают сущность миропонимания, ритуалы и обычаи народа. И только они могут стать неиссякаемым источником для дальней­шего развития хореографии Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.