Просмотров: 308

Гражданское общество в Казахстане

1431673479_civЦенностные отношения в условиях формирования гражданского общества в Казахстане. Ценностные отношения в граж­данском обществе. — явление многогранное, учитывая раз­ностороннее воздействие на процесс формирования цен­ностных ориентиров человека. Гражданское общество нельзя строить, опираясь на вер­тикаль власти, то есть фрагментах, на базе которых форми­руется протогражданское общество, как продукт согласо­ванной воли народа, его творчества. Гражданское общество — это продукт весьма длительной эволюции общества. Наследство прошлого перерабатыва­лось противоречиво: то, радикально отбрасывая, то, возрож­дая идеалы и воспроизводя опыт, гражданское общество не локализовалось в одном формационном пространстве. Эта идея на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополняясь идеями демократии, основан­ной на политическом плюрализме, консенсусе, партнерстве конкурирующих социальных групп, ограничении государ­ственной власти установленными правовыми нормами, ин­дивидуальной свободы человека, расширения демократии в социальном плане. Следовательно, в самой идее гражданского общества должен содержаться идеал и система ценностей, привлека­тельных настолько, что они могут стать даже сильнее долга. Такой ценностью является право собственности, раскрывающее возможности свободы действий, независимости и на этой основе достижения благополучия граждан. Можно выделить три важнейшие ценности гражданского общества:

  1. Наслаждение своим имуществом и богатством.
  2. Мир и безопасность граждан.

Право каждого иметь и отстаивать свои убеждения. Другой ценностью, на которую постоянно указывают мыслители, начиная от Аристотеля и продолжая линию че­рез Монтескье, Фергюссона и до наших дней является иде­ал справедливости. Этот идеал представляет столь могуще­ственное духовное явление, что его несоблюдение или зна­чительное отклонение, от которого вызывает социальные революции, потрясения. Идеал справедливости связан с осуществлением демо­кратических свобод и имущественным положением граж­дан; отсутствие или снижение сферы демократических сво­бод или погружение в состояние нищеты массы населения не позволяет гражданам стать равноправными партнерами ни с представителями государственного управления, ни с согражданами в сфере общества; между тем, как суть граж­данского общества состоит в том, что население этого об­щества становится равноправными партнерами — согражда­нами. Согражданство может выступить главной ценностью идеи гражданского общества при возможности стать нацио­нальной идеей Казахстана. Национальная идея является осознанным и позитивно ориентированным пластом культуры, она представляет со­бой духовный феномен, продукт национального самосозна­ния, содержащий в себе представление о положительном идеале, утверждающий этот идеал и воодушевляющий на его достижения. Национальная идея, как составная часть культуры возникает стихийно, как результат поиска обществом ответа на вызов истории. Национальная идея может быть выражена и конкретизирована в политической идео­логии, от последней ее отличает меньшая теоретическая формализованность, меньшая привязка к конкретным по­литическим процессам и их субъектам. С точки зрения ак­сиологии, национальная идея — это результат исторического отбора положительных ценностей национальной культу­ры. Структуру ценностей между собой определяет картина мира, господствующая в обществе. В настоящее время в ка­захстанской культуре происходит переход от органической к конвенциальной картине мира. Система ценностей вслед­ствие этого трансформируется из константной иерархиче­ской структуры в аморфный набор ценностей, значимость которых определяется ситуативно, в зависимости от инте­ресов субъекта политической деятельности.

Своей повседневной практикой гражданское общество доказывает индивиду, что кроме таких ценностей, как ка­рьера и власть в системах государственных иерархий су­ществует множество ценностей, которыми богата частная жизнь, где есть общение с природой, любовь, семья, занятие наукой, искусством, спортом. Оно дает индивиду возмож­ность вести хотя и частное, но вполне полноценное циви­лизованное, культурное существование наполненное смыс­лом и радостями жизни. Более того, исповедуя философию частной жизни, гражданское общество стремится убедить индивида в том, что именно оно, а не государство является источником обретения истинно высоких и чистых радостей бытия. Помогая гражданину осознать свою значимость, раз­вивая сознание собственного достоинства, оно культивиру­ет психологию самоценных субъектов, способных активно влиять на жизнь государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.