Образование есть жизненно важный компонент любого общества, но особенно демократического. Еще Томас Джефферсон подчеркивал, что «если нация предполагает на какой то стадии цивилизации можно быть невежественными и свободными, то она хочет того, чего никогда не было и быть не может. Конечно, нет прямой зависимости между образованием и демократий. Но все же, вероятно, следует признать что образовательный ценз способствует более широкому распространению демократических ценностей. Образование, обладая ценностными характеристиками и являясь составной частью социально-культурной сферы, выполняет роль мотивированного фактора в получении знаний и определенной специальности. Безусловно, реализовать получения образования можно путем закрепления прав. Установления правовых, экономических гарантий в этой сфере и осуществления эффективного управления различными типами учебных заведений, независимо от форм собственности. Общепризнанно, что образование является важнейшим фактором воздействия на социальные процессы, поскольку с одной стороны, воздействует на усвоение передовых технологий; с другой формирует систему ценностных ориентации. Наверное, не найти такой страны, в которой граждане были бы удовлетворены системой образования. Во всем мире стремятся усовершенствовать, модернизовать систему образования, чтобы она, как можно лучше. Отвечала требованиям сегодняшнего дня.
В различных государствах преобразования проводятся по разному, с учетом специфики потребностей, уровня развития страны, национальных традиций, образования. Но общее просматривается во всем мире и его можно определить следующим образом: 1) демократизация образования; 2) повышение фундаментальности образования; 3) гуманизация и гуманитаризация образования.
Конституция Республики Казахстан гарантирует своим гражданами право бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, причем среднее образование является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано на конкурсной основе.
Законодательство в Республике Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан и Законе Республики Казахстан от 7 июня 1999 года «Об образовании». Законодательство Республики Казахстан в области образования Республики, принципы государственной политики обеспечивают реализацию конституционных прав граждан на образование, разграничивают компетенции в области образования между центральными и местными исполнительными органами управления различных уровней, регулируют отношения между субъектами образовательного процесса устанавливают их права и обязанности, полномочия и ответственность.
Выступая на 5 съезде республиканском съезде работников образования и науки, глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что за последние годы сделаны крупные шаги в поддержку реформ, проводимых в области образования. Сохранен и расширен образовательный потенциал страны. Реформирована структура и система образования, разработаны и введены общеобразовательные стандарты для всех ступней образования,, определены цели и содержание образования, структура содержания, структура учреждений, его экономический фундамент. Государственные вузы получили экономическую самостоятельность. Формирование контингента студентов высших учебных заведений осуществляется путем централизованного тестирования абитуриентов для получения государственных образовательных грантов и кредитов. Развивается негосударственный сектор. Создан рынок образовательных услуг, который, как и любой рынок, развивается по законам конкуренции. В республике функционирует 47 гражданских государственных и 117 негосударственных вузов. В последние годы изучению зарубежного опыта в области образования уделяется много внимания во всем мире и в частности в странах СНГ. В бывшем СССР был издан ряд монографий и опубликовано много статьей с описанием зарубежного опыта в области образования в современном мире, в которых исследуются все этапы становления образования, от глубокой древности до сегодняшних дней. Причем в них рассматриваются все уровни образовательного процесса, от дошкольного воспитания до докторантуры.
В различных странах мира уделяется разное внимание системе образования, но непреложен тот факт, что, как правило, чем выше стоит государство по уровню экономического развития, тем больше там выделяется ассигнований на эту сферу человеческой деятельности. Например Соединенные штаты Америки расходуют свыше 8 процентов своего валового национального продукта на образование, Япония -6,5, Великобритания — 5 процентов ВНП.
Во всех странах мира главной задачей системы образования. Записанной в преамбуле законов в области образования является воспитание гармонично развитого субъекта общества, удовлетворение потребностей личности и общества в обретении всесторонних знаний. Система образования в зарубежных странах имеет большое разнообразие всех сторон жизни и деятельности, форм и структур учебных заведений. В большинстве стран принята обязательность образования, т.е. обязанность детей соответствующего возраста посещать школы и получить необходимый знаний. Во многих странах уровень обязательности образования ограничивается неполным средним образованием (7,8,9 классов). Но по некоторым странам этот уровень выше. Например, в Великобритании обязательным образованием является полное среднее образование со сроком обучения 11 лет, а в Бельгии обязательным является полное среднее образование со сроком обучения 12 лет. В демократических странах мира имеется дошкольное воспитание детей в детских учреждениях, В отдельных странах в дошкольные учреждения определяют с 3-х летнего возраста, в других с более раннего или позднего возраста. На посещение дошкольных учреждений во всех странах не является обязательным. Различна и стоимость содержания детей в дошкольных учреждениях полностью оплачивает государство, в других родители (до 40 процентов) оплачивают стоимость содержания и воспитания детей. В отдельных странах имеются частные пансионы для детей дошкольного возраста или же семейные.
Высшая школа зарубежных стран формировалась в течение многих, а иногда сотен лиц. Для качественного улучшения системы образования в последние десятилетия в раде стран были проведены реформы в области образования по инициативе правительств этих государств в свете требований сегодняшнего уровня развития мирового сообщества и достижений науки и техники. Реформе подверглись все уровни системы образования и, в первую очередь.
Высшее образование. Высшей школе за рубежом отведена роль аккумулирования, развития и распространения знаний, культурно — воспитательная и просветительская миссии. Выполняя социальные, экономические и гуманистические дели, высшая школа может содержаться за счет государственных бюджетных средств, средств крупных корпораций и отдельных лиц. Поэтому деятельность высшей школы находиться под
контролем как государства и его органов власти, так и общественности, представителей бизнеса и.т.д. Имея полную самостоятельность в
организации и содержании учебного процесса и научной деятельности, высшая школа подотчетна обществу в выборе направлений деятельности в
результатах этой деятельности. Деятельностью высшей школы за рубежом управляет административный совет (или сенат). Состоящий в большей
степени из представителей видных общественных деятелей, бизнесменов, местных органов администрации. Непосредственный руководитель
высшего учебного заведения назначается, а в случае выборов — утверждается этим административным советом и руководствуется в своей деятельности в соответствии с требованиями и решениями этого совета. Профессорско-преподавательский состав вуза может не входить в число членов административного совета.
Учебной и научной деятельностью в вузах руководит академический (ученый) совет, куда входят преподаватели и научные работники, а также часть студентов. Академический совет решает вопросы формирования студенческого контингента подбора кадров, организации ученого процесса, организации научных исследований, оценки знаний и другие вопросы учебного и научного плана. Причет студенты не принимают участия в вопросах, связанных с отчислением студентов, и других вопросах, где они не могут быть объективными. Ректор вуза, как правило, председательствует на обоих советах.
Высшая школа за рубежом имеет многоступенчатую структуру. Примером может служить система высшей школы США, имеющей трехступенчатую структуру: младшие колледжи со сроком обучения 2 года. Старшие колледжи со сроком 4 года, исследовательские и профессиональные школы со сроком обучения от 2-х до 4-х лет.
Соединенные штаты Америки, например, в начале 90-х годов разработали специальную общенациональную программу преобразования системы образования, считая, что образования является основным показателем качества жизни, ключом к обеспечению конкурентоспособности Америки 21 века. «Мы должны стать нацией — провозгласили американцы, — которая высоко ценит образование и просвещение.
Хотелось бы, чтобы и в Казахстане этот тезис был взят на вооружение самом широком смысле, начиная от повышения престижа образования и заканчивая значительным увеличением доли национального дохода. Выделяемого на образование. Если в развитых этот показатель составляет 5-8 % валового национального продукта, то в нашей стране он пока существенно меньше. Можно выделить довольно большое количество направлений, по которым уже сейчас успешно идут преобразования в казахстанской образовательной системе:
1. это ликвидация монополий на образование;
2. внедрение новаторских и авторских систем;
3. введение новых курсов, освоение которых поможет молодому поколению адаптироваться к новым политическим и экономическим условиям. Выработать ценностные ориентации, которые еще некоторое время назад считались неприемлемыми в нашем обществе и подвергались серьезной критике;
4. переосмысление большинстве курсов, составляющих общеобязательную школьную программу, прежде всего, гуманитарных и социально — политических.
Согласно статье 29 Закона «Об образовании» реализацию государственной политики в области образования осуществляют Правительство Республики Казахстан, центральные исполнительные органы Республики Казахстан в области образования, местные исполнительные органы и местные органы управления образованием. И наконец, следует отметить, что институты демократии пока только зарождаются, а некоторых просто еще нет, но необходимо максимально изучать накопленный мировой демократический опыт в области образования, а также те особенности экономического, политического, социального и культурного развития, которые свойственны нашему народу, нашей стране. Это позволит творчески отнестись к демократии в других странах, использовать лучшие ее стороны, возможно избежать ошибки и в то время, строить казахстанскую демократию а не пытаться механически перенести на наш страну демократический опыт других стран.