Просмотров: 620

Государственное строительство Республики Казахстан

Стратегия развития Республики Казахстан. Придерживаясь стратегического видения в процессе осуществления своей деятельности по руководству страной, Президент РК Нурсултан Назарбаев обозначил основные моменты официального политического курса на ближайшую перспективу в своем произведении «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», опубликованном 16 мая 1992 года в республиканской печати. Политическая часть данной стратегии предполагала ориентацию на достижение следующих основных целей:
1. Развитие молодого суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики.
2. Создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров.
3. Обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ, особенно в переходный период.
4. Соблюдение с учетом геополитического самоопределения многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических балансов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;
5. Повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических свобод и прав человека, отыскания собственного и весомого места в мировой экономике.
6. Использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи [8].

При этом во внутренней политике Глава государства сделал особый акцент на обеспечение принципа межнационального консенсуса, определенный им в качестве фундаментального положения внутренней политики. В связи с этим суверенитет Казахстана он охарактеризовал как «…своеобразный синтез национального суверенитета казахов, возвращающего их к своим национальным истокам и традициям, и суверенитета в целом казахстанского народа как единой этнополитической общности» [9].

Тем самым Президент обозначил важность поиска и достижения оптимального баланса между общим, гражданским, и частным, этническим, началами в процессе строительства суверенной казахстанской государственности. Не случайно поэтому он призвал представителей казахского и других этносов проявить доброжелательность и уважение друг к другу. При этом особенно была подчеркнута консолидирующая миссия казахской нации [10]. Безусловно, что такой подход в непростых для общества и страны условиях развития в рассматриваемый период был важен в целях обеспечения социально-политической стабильности. Одновременно Глава государства представил значимость данного подхода и в рамках позиционирования Казахстана перед внешним миром, отметив его в контексте «…особенности казахстанского пути построения демократического правового государства и особенности нашего вхождения в мировое сообщество» [11].

Другим приоритетным направлением реализации рассматриваемой стратегии Назарбаев определил формирование механизмов развития государственности независимого Казахстана. При этом во главу угла он поставил обеспечение президентского правления с наличием у главы государства всех необходимых рычагов для осуществления эффективного руководства. Помимо этого Президент обратил внимание на необходимость совершенствования системы разделения властей, организации более эффективного их взаимодействия на принципах четкого разграничения полномочий, повышения профессионального уровня депутатского корпуса парламента с обеспечением высокого качества законопроектной работы, совершенствования судебной власти, включая постепенный переход к системе пожизненного выполнения судьями их функций, а также системы местных представительных и исполнительных органов.

В рамках внутренней политики республики Глава государства также отметил возрастающую роль политических партий и других общественных организаций. Вместе с тем он дал ясно понять, что в процессе поощрения развития многопартийности государство будет четко различать «.. .границы между политической свободой и ситуацией, когда за политическую свободу выдается беспардонное игнорирование общечеловеческих норм общественного поведения». Очевидно, что, признавая значимость политического многообразия и его влияние на формирующееся гражданское общество, Президент одновременно обозначил четкие «правила игры» для уже действующих и будущих общественно-политических объединений. При этом он руководствовался все теми же ключевыми приоритетами в дальнейшем развитии республики, обусловленными обеспечением межнационального согласия и политической стабильности. В интересах всего этого Глава государства решительно объявил «персонами нон грата» на казахстанском политическом поле те силы и их организации, которые будут представлять угрозу конституционному строю и территориальной целостности страны, а также проповедовать национальную, классовую и религиозную нетерпимость.

Другое стратегически важное направление касалось вопросов выстраивания внешнеполитического курса Казахстана, способствующего его выходу на мировой уровень в качестве полноправного участника международных отношений. В этом отношении Президент придал особую значимость фактору геополитического положения Казахстана, способствующего его ориентации в сторону как Европы, так и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также позволяющего республике выступать своего рода связующим звеном между ними.

Конституционная реформа в Казахстане

Как уже отмечалось выше, важным событием первых лет независимости Казахстана стало принятие его первой Конституции. Безусловно, что Президент и его единомышленники из числа парламентариев, представителей исполнительных органов и научных кругов принимали активное участие в процессе разработки и обсуждении Основного закона республики. Так, будучи председателем Конституционной комиссии, Нурсултан Назарбаев 1 июня 1992 года на VIII сессии Верховного совета представил один из промежуточных вариантов проекта Конституции РК. При этом свое выступление он начал с обоснования важности принятия данного документа с учетом следующих моментов. Во-первых, необходимость закрепления суверенитета республики на высшем правовом уровне. Во-вторых, в целях отказа от содержащихся в действующей Конституции РК, принятой еще в 1978 году, ряда декларативных и неоправдавших себя положений. В-третьих, для определения долгосрочных целей и приоритетов общественного развития. В-четвертых, для стабилизации правовой основы и закрепления конституционно-правовых средств достижения соответствующих целей. И, в-пятых, «…чтобы на новой политической основе объединить помыслы и усилия многонационального народа республики».

Давая оценку разработанному проекту Конституции РК, Глава государства подчеркнул, что в основу его теоретической модели заложены идеи народовластия, приоритета общечеловеческих ценностей и общепризнанных норм международного права, примата прав гражданина и стремления построить гражданское общество. Его авторы также исходили из качественно иной, чем прежде, роли Конституции в жизни человека, общества и государства. Кроме того, данный документ по своему содержанию и стилю изложения носит не политический, а преимущественно правовой характер. Наконец, впервые на конституционном уровне предполагалось закрепить определенные аспекты статуса гражданина, экономической системы, институтов государства и гарантий надлежащего осуществления правосудия.

Касаясь отдельных положений проекта Основного закона страны, Президент, в частности, отметил, что «Отправным пунктом проекта выступает неизвестная ранее в практике нашего конституционного строительства идея национальной государственности в ее единстве с идеей построения гражданского общества» [19]. В связи с этим новая Конституция призвана отразить основные черты национальной государственности с учетом сохранения и развития казахского этноса и одновременного обеспечения прав и свобод всех граждан, принадлежащих к разным этносам и народностям. Таким образом, на конституционно-правовом уровне предполагалось закрепить один из наиболее значимых приоритетов Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства. Как Президент страны Нурсултан Назарбаев, естественно, уделил большое внимание вопросам конструкции политико-властной системы. С одной стороны, он обратил внимание на включение Основы конституционного строя положения о том, что «Государственная власть в Республике Казахстан основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». С другой стороны, оценивая развитие республики на современном этапе и обозначив перспективы этого процесса, Глава государства отметил «настоятельную необходимость формирования президентской республики» [20]. В качестве дополнительных аргументов в пользу данного предложения он также привел функционирование с 1990 года института президента республики и окончательное оформление в феврале 1992 года единой целостной системы исполнительной власти. В связи с этим Президент от лица Конституционной комиссии предложил конституировать систему государственных органов, в большей степени приближенную к президентской форме правления.

В рамках данной системы новая Конституция РК, в частности, призвана обеспечить консолидацию высшей исполнительной власти при одновременном уточнении функций президента как главы государства и правительства. Необходимость этого шага Назарбаев обосновал стремлением не допустить как инцидентов противостояния между высшими органами государственной власти, имевших место в бывшем СССР, так и неоправданной частоты сменяемости правительств, как, например, в Италии. При этом Нурсултан Назарбаев заявил, что предлагаемая форма правления выгодна не только президенту страны. В частности, он отметил большие полномочия Верховного совета, «связанные с решением принципиальных проблем жизнедеятельности республики» и контролем в отношении исполнительных органов власти, возможность депутатов освобождать членов правительства, нарушающих Конституцию и законы республики, а также содействие сохранению баланса между тремя ветвями власти со стороны создаваемого Конституционного суда [21].

Другой важной темой, поставленной Главой государства, стало отражение в проекте Конституции РК роли общественных объединений. Последние, по его словам, «.. .способствуют выявлению общественного мнения, выступают своеобразным фильтром, через который происходит отсев кандидатов на различные государственные должности» [22]. Тем самым Президент отметил важность взаимодействия между государством и общественными объединениями, в том числе в вопросах кадровой политики. Вместе с тем Президент отметил необходимость четкого правового закрепления за разными организациями соответствующих сфер деятельности: политическим партиям — сферу политики, профессиональным союзам — защиту социально-экономических прав граждан, религиозным объединениям — обеспечение свободы вероисповедания, творческим союзам — выражение интересов в сфере искусства и т. д. Судя по всему, Основной закон страны должен был заложить превентивные механизмы, позволяющие в будущем избежать ненужной политизации деятельности тех же профсоюзов или религиозных объединений. Глава государства также достаточно с жесткой тональностью отметил деятельность различных действующих общественно-политических объединений, которые, по его оценкам, «становятся форпостом межнационального противостояния», проводят несанкционированные митинги, осуществляют «различные антиобщественные действия» и не зарегистрированы в установленном законом порядке. Поэтому, по его словам, «…там, где хотят заменить демократию охлократией -властью площади и толпы, профилактикой не обойтись» [23].
Тем самым руководство республики также озаботилось вопросами адекватного реагирования правоохранительных органов на факты нарушения действующего законодательства со стороны тех или иных общественных объединений вплоть до пресечения их деятельности. В целом, один из общих посылов в данном выступлении Президента определял необходимость обеспечения в процессе развития казахстанского общества и государства прочного баланса между вопросами строительства казахстанской демократии со всеми ее ключевыми атрибутами, с одной стороны, и обеспечением политической стабильности и правопорядка — с другой.

К вопросу принятия новой Конституции РК Нурсултан Назарбаев вернулся 9 декабря 1992 года, когда на рассмотрение IX сессии Верховного совета был представлен финальный вариант проекта Основного закона. Прежде всего он подвел итоги проведенного раннее всенародного обсуждения рассматриваемого документа и его доработки с учетом поступивших предложений и замечаний.

Из принципиальных дополнений Глава государства, в частности, отметил включение в перечень полномочий президента прав на обращение с посланиями к народу и Верховному совету и на назначение глав местных исполнительных органов. В рамках же взаимодействия между президентом и правительством была предложена следующая конституционная модель: президент как глава исполнительной власти — сильный Кабинет министров, формируемый президентом — премьер-министр, облеченный необходимыми полномочиями для непосредственного оперативного руководства работой правительства. По мнению Назарбаева: «Такая модель позволит завершить, наконец, проводившиеся в течение последних двух лет реформы в этой области, даст возможность Президенту уделять необходимое внимание исполнению обязанностей главы государства, а Кабинету Министров со своей стороны действовать инициативно и в рамках разумной самостоятельности» [24].

Вместе с тем Глава государства выразил свои замечания по некоторым моментам, которые либо не получили своего четкого отражения в проекте Конституции РК, либо способны, на его взгляд, вызвать в будущем определенные трудности в процессе взаимоотношений между различными органами государственной власти. Прежде всего он обратил внимание на размытость одних и отсутствие в тексте других признаков президентской республики. В связи с этим Президент, естественно, поставил вопрос: «Какую все же государственность мы создаем, какую республику строим — президентскую, полупрезидентскую, парламентскую или какую-то другую?». Глава государства также отметил уязвимость с точки зрения эффективной кадровой политики и вертикали исполнительной власти положения о том, что Верховный совет дает согласие на назначение и освобождение президентом отдельных членов Кабинета министров. По его мнению, оно противоречит другому положению, согласно которому Кабинет министров ответственен перед президентом и слагает полномочия перед ним. Сомнительным показалось Главе государства и положение о том, что только Верховный совет устанавливает государственные налоги и сборы. Полагая, что данный вопрос не является предметом конституционного регулирования, Президент выразил надежду на передачу в перспективе части данных полномочий правительству или местным органам власти. Наконец, он запросил в своих интересах возможность делегирования ему Верховным советом издавать указы по приостановлению и изменению норм действующего законодательства на определенный период и по строго определенному кругу вопросов [26].

Таким образом, Глава государства был заинтересован получить конституционные полномочия, позволяющие ему обеспечивать максимально эффективное и бесперебойное функционирование системы государственной власти и управления в довольно непростых условиях развития казахстанского общества и государства. Вместе с тем в тот период его влияние и механизмы обеспечения этого влияния в процессе выработки и принятия важных политических решений были определенным образом ограничены. Поэтому первая Конституция РК была компромиссным документом между ведущими в то время политическими силами.

Идеологическое обеспечение

Важной задачей руководства республики в процессе государственного строительства стало также определение концептуально-теоретических и организационных аспектов идеологического обеспечения данного процесса. Актуальность выполнения данной задачи была обусловлена тем, что, с одной стороны, деидеологизация общественных отношений, произошедшая на волне демонтажа советской тоталитарной системы и распада СССР, привела к массовой дезориентации населения Казахстана, что отрицательно отразилось и в духовно-нравственной сфере. С другой же стороны, в новых социоисторических реалиях, связанных с развитием Казахстана как независимого государства, естественным образом происходило переосмысление прошлого, настоящего и перспектив на будущее. В связи с этим руководство республики предприняло меры, призванные преодолеть идейно-духовный вакуум общества и придать новое идеологическое обоснование его дальнейшему развитию
Одним из важных шагов в данном направлении стало проведение 11 мая 1993 года в Алматы республиканского совещания по вопросам идейной консолидации общества. Выступление на нем Президента РК Нурсултана Назарбаева легло в основу его нового произведения «Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана».

Прежде всего Глава государства выступил за необходимость присутствия идеологии в жизнедеятельности казахстанского общества и государства. Признавая то, что с падением советского строя само понятие «идеология» приобрело негативный оттенок, он вместе с тем отметил необходимость создать в текущих условиях «.. .адекватную переменам духовную атмосферу, которая может поддерживаться только взвешенной политикой государства во всех сферах, в том числе и такой специфической, как идеологическая» [40].

Свою точку зрения Президент обосновал тем, что, во-первых, в качестве комплекса определенных взглядов и идей идеология вырабатывается и существует в любом государстве. Особенно это касается идеологического образа, привлекательного как для его собственных граждан, так и для других стран. Во-вторых, государство заинтересовано не допустить вакуума в рассматриваемой сфере и, как следствие, заполнения ее чужеродными мировоззренческими установками. В-третьих, идеология нужна как способ консолидации и мобилизации граждан на решение актуальных политических и экономических задач, а также как механизм формирования социального поведения в новых условиях.

Обращает на себя внимание, что Президент выступил не за введение непосредственно государственной идеологии, а за цивилизованное идеолого-пропагандистское воздействие на сознание и поведение граждан со стороны государства, а также поддерживающих его курс политических партий и общественных движений при параллельном существовании альтернативных взглядов и воззрений. Тем самым, не отрицая политический плюрализм и идеологическое многообразие, Глава государства высказался за необходимость формирования общей для всех казахстанцев системы ценностей, призванной обеспечить консолидацию общества. Далее, рассуждая о том, какое из ведущих идеологических течений могло бы лечь в основу отмеченной выше системы ценностей, Нурсултан Назарбаев подробно остановился на противоположных друг другу социалистическом и либеральном.

Несмотря на то что он сам в свое время был одним из высокопоставленных приверженцев социализма в трактовке идеологии марксизма-ленинизма, а также наличие среди населения республики большого числа сторонников социалистической платформы, Президент тем не менее относительно данной платформы заявил следующее: «…маловероятно, что на нее можно опираться при реформировании… становится очевидным, что социализм оказался в глубочайшем кризисе именно как система социально-экономических и политических отношений» [41]. Очевидно, что Глава государства в своем выступлении затронул негативные моменты, связанные преимущественно с практикой функционирования советской тоталитарной системы, но при этом не касающиеся непосредственно содержания социалистической идеологии. Но несмотря на это, он однозначно отказался делать ставку на идеи и ценности социализма, символизирующие навсегда ушедшее прошлое.

Вместе с тем, одновременно Президент фактически отвергает в рассматриваемой ситуации и либеральные идеи в силу следующих причин. Во-первых, ассоциация либерализма с такими негативными явлениями и процессами постсоветской реальности, как проявление спекулятивного капитала, рост преступности и коррупции, экономическая анархия, политические противостояния и вооруженные конфликты. Во-вторых, отсутствие в Казахстане социальных, экономических и политических предпосылок для реализации либеральных идеалов, включая массовую опору идеологии либерализма в лице среднего класса [42].

Как видим, и в процессе формирования общенациональной системы ценностей Президент продолжает придерживаться своего принципа «без правых и левых». В то же время он исключил и третий вариант в лице идеологии традиционализма, аккумулирующей культурные традиции и ценности казахского народа. Глава государства объяснил это тем, что данная идеология «…основана на оживлении архаических форм общественного устройства, родо-племенной психологии и системе правовых взглядов, характерных для территориальной организации казахского общества ХVIII-ХIХ веков» [43] и поэтому не соответствует уровню социального и культурного развития казахского народа в современных условиях.

Исходя из всего этого, Президент выступил за необходимость поиска и осмысления иных общенациональных идеологических приоритетов. Последние, судя по всему, в первую очередь должны быть направлены на обоснование укрепления государственности и реализации других ключевых целей и задач, наглядно представленных в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства».

Среди же задач непосредственно идеологического характера Глава государства особенно выделил:
1) обеспечение межнационального согласия, включая разработку специальной целостной концепции национальной политики Казахстана на переходный период, а также создание неправительственной структуры, способной взять на себя функции проведения в жизнь соответствующих идей. Таким образом, уже в то время Глава государства предполагал создание в ближайшей перспективе Ассамблеи народа Казахстана;
2) укрепление внутринационального единства казахского народа, включая преодоление родовых и региональных стереотипов и иных факторов внутринациональной дезинтеграции и дезориентации;
3) воспитание казахстанского патриотизма и формирование ясного самоопределения (самоидентификации) каждого гражданина республики, включая выработку системы действий, способствующих казахстанцам ощутить гордость за причастность к стране, ее истории, настоящему и будущему;
4) утверждение в обществе высокой языковой культуры, включая осознанное изучение государственного языка, являющегося дополнительным фактором консолидации казахстанцев;
5) поддержка конструктивной роли религии в обществе, включая создание условий для свободного выбора любой религии или атеизма, а также обеспечение равенства конфессий;
6) создание атмосферы стабильности и гражданского согласия, включая проведение диалога государства с политическими партиями и общественными движениями. При этом Глава государства особенно подчеркнул, что по отношению к данным институтам гражданского общества государственные органы должны строго придерживаться «…центризма, способствующего соблюдению общегосударственного интереса, а не интереса части общества» [44].
Кроме того Президент отметил значение оппозиции в политической жизни страны, назвав ее нормальным и полезным явлением и призвав воспитывать в обществе терпимость к взглядам политических оппонентов. Вместе с тем он призвал последних действовать в конструктивном духе и не заниматься критиканством;
5) развитие идеологии модернизации, ориентированной на проведение экономических реформ, трансформацию политических институтов и формирование нового типа социального поведения.

В последнем случае Президент также отметил необходимость формирования массового демократического сознания. В то же время он обозначил свое видение основных параметров демократии. По его мнению, в действительно демократических странах политика является сферой профессиональной деятельности, тогда как население участвует в политической жизни через местное самоуправление, выборы и средства массовой информации. «Именно такое устройство, а не массовая митинговая анархия, есть показатель стабильности демократии» [45]. Тем самым Глава государства фактически связал процесс развития демократии с обеспечением социально-политической стабильности в стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.