Просмотров: 308

Главные приоритеты политики Казахстана

6 февраля текущего года Нурсултан Назарбаев высту­пил с очередным посланием к народу Казахстана. Как известно, эту практику Президент начал около де­сяти лет назад: 10 октября 1997 года он выступил с пер­вым подобным концептуально-стратегическим документом. В нем Назарбаев провозгласил запуск программы «Казах­стан — 2030, Процветание, безопасность и улучшение — благосостояния всех казахстанцев». В том выступлении Президент проанализировал ситуацию, сложившуюся в Рес­публике с момента обретения независимости и предложил разработать долгосрочную стратегию развития с целью вхождения Казахстана к 2030 году в «Топ 50» наиболее привлекательных государств мира. Изначально предпола­галось, что в своих последующих посланиях Президент будет подводить ежегодные итоги, учитывать недостатки и обозначать основные направления дальнейшего развития страны. При этом нельзя сказать, что послания четко при­урочены к какой-то дате, например, к окончанию прошед­шего или началу нового года. Скорее, Президент высту­пает, когда наступает некий содержательный момент в общественно — политической жизни страны, т.е. формируется наиболее полная и подробная «повестка дня». Собственно, это   отражается   в   названии   каждого   послания,   которое является также и «жизненным принципом» или девизом, под которым в следующем году в Казахстане будет прово­диться политика. В этом году выступление Назарбаева пришлось на нача­ло февраля, что ознаменовало завершение достаточно серь­езного цикла в политико — экономической жизни страны. Текущее выступление было озаглавлено как «Рост благо­состояния граждан Казахстана — главная цель государ­ственной политики». Структурно, Президент обозначил следующие основные приоритеты государственной политики:

—  инвестиции и их эффективное управление в топливно — энергетической сфере и развитие инфраструктуры;

—  макроэкономическая политика государства;

—  общие вопросы и административная реформа;

—  социальная политика и развитие регионов;

—  мировая политика.

По традиции в каждом послании Президент по возмож­ности подробно указывает, что именно следует предпринять в той или иной сфере государственного управления и эти указания имеют характер практического руководства для Правительства.

Касаясь темы топливно — энергетического комплекса, Пре­зидент обозначил его кратко и среднесрочные перспек­тивы. Основная мысль здесь такова: Казахстан должен «активизировать внутренние инвестиционные ресурсы с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций». Первый и, в обозримой перспективе, главный сектор де­ятельности здесь — это добыча углеводородов. В этой связи следует увеличить роль государства в развитии ресурс добывающей промышленности и закреплении  Казахстана «в качестве влиятельного и ответственного участника меж­дународных нефтяных и энергетических рынков». Пред­ставленные шаги должны внести стабильность в развитие не только экономической, но и политической обстановки в стране. Следует отметить, что эта установка уже реализуется на практике. В частности, наиболее значительное событие се­редины января этого года — увеличение доли энергетичес­кой госкомпании «КазМұнайГаз» в реализации крупней­шего месторождения северного Каспия — «Кашаган». На­помним, что до недавнего времени это перспективное месторождение управлялось иностранным консорциумом, тогда как казахстанская госкомпания играла лишь второ­степенную роль. Конфликт между Казахстаном и консор­циумом разгорелся летом прошлого года. Поводом стало перенесение оператором месторождения сроков начала экс­плуатации. Противостояние закончилось 14 января этого года подписанием соглашения о перераспределении долей компаний, таким образом, что участие «КазМұнайГаз» сравнялось с крупными западными игроками, такими как Eni, Total, ExxonMobil и Shell Кстати, официально конфликт имел все юридические ос­нования (не соблюдение иностранной компанией — участни­ком временных рамок и почти трехкратное увеличение за­трат на реализацию проекта), однако эксперты подчеркива­ли жесткую позицию Астаны по повышению экономического суверенитета Казахстана. В этой связи можно указать и на увеличение казахстанской доли в месторождении «Кум — коль» и угольного разреза «Богатырь», упомянутые в вы­ступлении Назарбаева.

Далее, Президент подчеркнул, что для страны все эти действия важны с точки зрения «обеспечения выхода на международный рынок с готовой продукцией, с высокой долей добавленной стоимости». Собственно, это означает, что в недалеком будущем казахстанская экономика должна перейти от ресурсной или сырьевой модели к произво­дящей. Об этом свидетельствует настойчивое желание казахстан­ской стороны участвовать в реализации широкого спектра ресурс перерабатывающих проектов. Например, 18 января текущего года казахстанские сенаторы ратифицировали казахстанско — российское соглашение о создании совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающе­го завода. Предполагается, что Оренбургский ГПЗ будет использовать месторождение «Карачаганак» и месторожде­ния Оренбургской области России. «В ближайшее время начнется строительство первого интегрированного газохи­мического комплекса в г. Атырау, в следующем году — газо­перерабатывающего завода на базе месторождения Карача­ганак, нового алюминиевого завода в Костанайской области». В этом же русле лежит указание Назарбаева суперхол­дингу «Самрук» и местным СПК о необходимости принять «конкретные меры по эффективному развитию и повы­шению конкурентоспособности горно — металлургической от­расли». При этом следует «взять на себя права недрополь­зования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные». Далее, в середине декабря прошлого года в Астане сос­тоялось очередное заседание Межправительственной ко­миссии ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа — Кав­каз — Азия). Реализация проекта представляет собой юж­ную альтернативу российскому «Транссибу», становясь, таким образом, его экономическим конкурентом. На заседа­нии было принято несколько важных институциональных решений, в т.ч. в 2008 году лидерство в организации было передано Астане. Можно считать, что продолжением ТРАСЕКА станет проект «Западная Европа — Западный Китай», технико — экономическое обоснование которого в на­стоящее время разрабатывает Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана. «Западная Европа — Западный Китай» совместно с ТРАСЕКА позволит существенно сократить путь грузопе­ревозок из Европы в Азию, которые, в основном, до сих пор осуществляются водным транспортом через Суэцкий канал и Малаккский пролив. Поэтому, касаясь развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, Пре­зидент Назарбаев не мог не упомянуть столь выгодный для Казахстана проект: «Мы должны начать практическую реализацию самого крупного в Казахстане транспортного проекта — трансконтинентального коридора «Западная Ев­ропа — Западный Китай», который пройдет через южные области и через Кызылорду и Актобе выйдет на Россию, создаст рабочие места, оживит экономику регионов». Финансовая система — не успокаиваться на достигнутом Несмотря на общеизвестные успехи Казахстана в разви­тии финансовой системы, в послании отмечается необходи­мость ее дальнейшего реформирования: укрепления банков­ской системы, развития рынка ценных бумаг, совершенс­твования законодательства, разработки управленческих программ в сфере финансов, реформирования налоговой системы и т.д. В частности, в конце прошлого года Минфин не смог в должной мере справиться с инфляцией, что привело к от­ставке Министра финансов. Инфляция вылилась в пред­новогодний рост цен, который Премьер — министр Карим Масимов пытался остановить административными метода­ми, жестко заявив, что Правительство «не должно допус­тить повышение цен на Новый год». Учитывая эти недоче­ты, в послании было прямо сказано, что: «Надо усилить борьбу с инфляцией… Требуется принятие продуманных и адекватных действий со стороны Правительства». И далее: «У   Правительства  и  Национального  банка должен  быть оперативный план стабилизационных действий». Однако одним из главных условий борьбы с кризисом все же не должно стать сокращение государственных расходов, кроме как социальных нужд. Президент отметил и необходимость совершенствования работы в сфере финансового надзора, где специально со­зданное по его инициативе Агентство финансового надзора «должно более внимательно отслеживать ситуацию в каж­дом банке и в случае необходимости принимать превентив­ные и действенные меры». Но, разумеется, помимо критики, Президент Назарбаев не мог не сказать и о достигнутых успехах. «Приход иност­ранного капитала, — как сказано далее, — мы рассматри­ваем, как вотум доверия Казахстану, источник необходи­мой финансовой поддержки и лучшей международной практики банковских услуг». Действительно, в ноябре про­шлого года итальянский банк Unicredit приобрел 91,8% ка­захстанского АТФ — банка. Также известно, что в настоящее время международный банк Raiffeisen  ведет переговоры с несколькими банками в Казахстане о возможной покупке пакета акций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.