Масс-медиа. Информационный рынок Республики Казахстан состоялся, пройдя необходимые фазы становления и роста. В стране уже существует целый ряд достаточно крепких и сильных средств массовой информации (СМИ), информационных медиа-холдингов, которые объединяют усилия СМИ для выживания в условиях конкурентной рыночной экономики. Разумеется, стихийным этот процесс не был. Он был обусловлен целенаправленной государственной информационной политикой, к основным принципам которой относятся: создание в стране единого информационного пространства; демократическая модернизация государственных и негосударственных СМИ; создание условий для обеспечения политической стабильности и межэтнического согласия, информационной безопасности государства, эффективного функционирования политических институтов страны. С обретением независимости перед Казахстаном в числе прочих встали задачи создания собственного информационного рынка. В этой связи представляется целесообразным рассмотрение основных этапов формирования казахстанской системы масс-медиа. Отечественные эксперты предлагают рассматривать развитие и становление системы СМИ в Республике Казахстан в рамках четко выделяемых конкретных этапов.
Первый этап, с 1991 по 1995 г. , характеризовался преимущественно государственной монополией на средства массовой информации, когда практически не существовало независимых СМИ. Тем не менее это был период начала эпохи «гласности»: СМИ начали критиковать отдельные стороны политической системы. В этот период среди советских и казахстанских журналистов были популярны идеология «четвертой власти» и миф о независимой прессе. В это же время на казахстанском информационном поле возникли первые политизированные газеты и негосударственные каналы, большое количество новых изданий различной ориентации. Данный этап берет свое начало с принятия в 1991 г., в числе первых законодательных актов независимого Казахстана, Закона «О печати и других средствах массовой информации», что стало подтверждением приверженности Казахстана демократическому пути развития.
В первой статье Закона « О печати и других средствах массовой информации» были провозглашены свобода печати и свобода слова. Впервые на законодательном уровне были закреплены нормы, предусматривающие недопущение цензуры. Также юридически была закреплена норма, запрещающая вмешательство в деятельность редакций должностных лиц государственных и общественных организаций, воспрепятствование выполнению профессиональной деятельности журналистов.
Кроме того, первый принятый в Казахстане Закон « О печати» предусматривал значительное расширение прав журналистов на поиск и получение информации. Особо следует отметить, что этот Закон наделил политические партии, общественные объединения, физические лица правом учреждения средств массовой информации, что стало импульсом к формированию демократических принципов функционирования масс-медиа.
Новизна и демократичность первого закона о средствах массовой информации послужили мощным фактором бурного развития казахстанской прессы. Однако, поскольку этот закон был принят в самом начале построения независимости Казахстана, многие его положения очень быстро устаревали, отставая от требований нового времени. Законодательная база деятельности СМИ определенным образом стимулировала развитие медиа-поля, однако для качественного роста СМИ в условиях рыночной экономики ее было недостаточно. Переход к рынку обусловил резкий рост цен на бумагу, услуги типографий и связь, что тормозило развитие отечественных СМИ. Поэтому в апреле 1992 г. Правительством были разработаны меры по поддержке СМИ в период перехода к рыночным отношениям – обеспечение бумагой и другими материалами в рамках государственного заказа, льготное налогообложение.
Кроме того, была разработана программа приватизации и акционирования государственных СМИ. По сути, это положило начало формированию независимых средств массовой информации в Казахстане. В целом для данного этапа были характерны: частичный отход государства от контроля за деятельностью СМИ; появление партийно-политических печатных СМИ; высокий уровень доверия к СМИ со стороны населения.
Второй эт ап развития медиа-сферы пришелся на 1996–1999 гг. В этот период наблюдались определенный отход государства от безусловного доминирования на информационном пространстве и бурное развитие негосударственных СМИ. В это же время, благодаря приватизации ряда масс-медиа, наблюдалось сокращение доли государственных СМИ в общем их количестве. Многие исследователи казахстанской прессы называют этот период «золотым веком» республиканских СМИ. Параллельно это был также этап «первой волны приватизации СМИ». На казахстанском рынке СМИ стали появляться новые издания, телеканалы и радиостанции.
Новые СМИ использовали модели и форматы современной западной журналистики, стараясь отделить информацию от комментариев, строя газеты по принципу тематических полос. В это же время в деятельности электронных СМИ появился и закрепился жанровый формат вещания в прямом эфире.
Этот этап характеризуется качественными и количественными изменениями, происходившими на рынке масс-медиа, массовой приватизацией и разгосударствлением бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики.
Данный этап развития отечественного информационного пространства выразился: во-первых, в динамичном количественном и качественном росте рынка масс-медиа; во-вторых, в повышении роли казахстанских СМИ в общественно-политическом пространстве страны. Для этого этапа были характерны: начало кристаллизации информационного поля Казахстана; массовая приватизация бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий; переход от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики; возникновение медиа-холдингов.
Одновременно с этим стали заметны тенденции политизации СМИ, усиления влияния политико-экономических элит на крупные масс-медиа, приобретения масс-медиа статуса отдельного функционального ресурса. Третий этап начался в 1999 г. и закончился в 2002 г. Стартовал он с принятия очередного Закона «О СМИ». Данный Закон был принят в июле 1999 г. и состоял из 26 статей, он был более лаконичным по содержанию, но в то же время более требовательным к обязанностям прессы.
С принятием этого Закона уже на законодательном уровне была ликвидирована монополия государства на СМИ. В соответствии с Законом за государством остались только два рычага воздействия на масс-медиа: — законодательный (административный) рычаг, подразумевающий право государства вмешиваться только при нарушении действующего Закона; — экономический (неадминистративный) рычаг, который задействуется через систему государственных заказов (госзаказы подаются в виде тендеров, участвовать в которых могут и коммерческие СМИ).
Большую роль для развития отечественных СМИ имело принятие в 2001 г. ряда поправок в соответствующее законодательство. Весьма важное значение придавалось норме о поэтапном ограничении объемов ретрансляции казахстанскими СМИ зарубежной телепродукции. Целью данной поправки была защита отечественного телевидения, испытывавшего значительные трудности в конкуренции с более развитыми и мощными иностранными телеканалами.
В то же время предполагалось, что поправки в законодательстве, обязывающие СМИ расширять объемы производства своей вещательной продукции, будут стимулировать качественный рост продукции отечественных телерадиокомпаний. Одной из основных характеристик данного этапа стало повышение роли СМИ в системе политико-экономических отношений и как следствие постепенная утрата ими самостоятельности в информационной системе. Убедившись в эффективности информационных технологий, политико-экономические элиты стали инвестировать средства в медиа-рынок, создавая собственные медиа-проекты, что привело к появлению нескольких крупных медиа-групп, между которыми были распределены практически все СМИ общенационального уровня.
В целом для данного этапа были характерны: четкое разделение субъектов медиа-поля на провластные, оппозиционные и нейтральные; значительное усиление влияния СМИ в период электоральных кампаний; вовлечение СМИ в процесс конкуренции элит; окончательный переход к практике, помимо административного, экономического регулирования деятельности СМИ; усиление контроля со стороны государства за деятельностью СМИ; появление общественных организаций, защищающих права СМИ.
Четвертый этап начался в 2002 г. и продолжается по сегодняшний день. Знаковым моментом этого этапа стало создание в 2002 г. Общественного совета по СМИ при Президенте Казахстана. Совет является консультативно-совещательным органом при Главе государства. Основными задачами Совета являются: систематический комплексный анализ деятельности СМИ и выработка рекомендаций для Президента по формированию и совершенствованию государственной информационной политики.
В полномочиях Совета – запрашивать и получать информацию, документы и материалы от государственных органов; заслушивать на своих заседаниях должностных лиц, представителей СМИ по вопросам соблюдения законодательства о средствах массовой информации.
На сегодняшний день главным итогом деятельности данного Совета стало отклонение в 2004 г. проекта Закона «О СМИ», о чем говорилось выше. Несмотря на то, что данный законопроект прошел все стадии обсуждения и был подготовлен к подписанию, Президент, изучив аргументы Общественного совета по информационной политике, неправительственных организаций, принял решение наложить на данный законопроект президентское вето. Данное решение Президента Н. Назарбаева получило высокую оценку со стороны мирового сообщества.
6 февраля 2009 г., после общественного обсуждения на протяжении предыдущего, 2008 г., состоялось еще одно немаловажное событие: Глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан “О средствах массовой информации”». Изменения законодательства в области СМИ были инициированы Главой государства. Выступая на открытии второй сессии Парламента, Президент РК Н. Назарбаев отметил важность дальнейшей либерализации в медиа-сфере и устранения излишних бюрократических барьеров.
В ходе работы над законом были учтены мнения многих журналистских и правозащитных организаций, экспертного сообщества. 6 февраля 2009 г. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам СМИ» Президентом РК был подписан. В этот же период возникла идея создания «Кодекса профессиональной этики журналистов», который был принят на первом Конгрессе журналистов Казахстана. Возникли организации, защищающие права работников СМИ, например, Фонд защиты журналистов «Солидарность».
Летом 2006 г. в Закон «О СМИ» были внесены очередные технические поправки, направленные на упорядочение ситуации на медиа-поле страны: переучет СМИ при изменении периодичности, замене главного редактора и адреса издания; введение сбора при выдаче свидетельства о постановке СМИ на учет; определение персональной ответственности редактора за содержательную часть СМИ и т. д. Основными характеристиками данного этапа стали: формирование новых «правил игры» в отношениях СМИ и власти; возрастание роли СМИ в политических процессах; поиск механизма обеспечения баланса свободы СМИ и их ответственности перед обществом. На сегодняшний день рынок СМИ Казахстана по праву считается самым развитым в Центральной Азии. По данным Министерства культуры и информации РК на декабрь 2008 г., в Казахстане регулярно выходят в свет 2 810 СМИ, из них 21% государственных и 79% негосударственных. Что касается электронных СМИ, то на настоящий момент зарегистрированы: 63 телекомпании, 40 радиокомпаний, 142 оператора кабельного телевидения и 5 операторов спутникового вещания. Кроме того, в Казахстане действуют 11 информационных агентств. Казахстанская интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и составляет более 600 тыс. человек.