Формирование государственной молодежной политики в независимом Казахстане
Казахстан — молодое суверенное государство, активно интегрирующееся в мировое сообщество. Будущее любого государства зависит от отношения власти к молодому поколению. «В возрастной политике мы должны, — подчеркнул в стратегически важном документе «Казахстан-2030» Президент РК Н. А. Назарбаев, — сконцентрировать свое внимание на молодежи и подрастающем поколении, а также на молодых семьях» [1].
Первый Закон «О государственной молодежной политике в Казахской ССР» был принят в июне 1991 г., еще до распада СССР. Поэтому появление проблем в осуществлении данного Закона не было случайностью. Довольно скоро возникли предложения по его изменению. Уже 22 апреля 1993 г. коллегия Государственного комитета РК по делам молодежи в постановлении «Об основных направлениях и подходах комитетов по делам молодежи к реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан» решила создать рабочую группу по формулированию и внесению изменений и дополнений в этот закон и завершить эту работу к августу этого же года.
В октябре 1996 г. по распоряжению Главы государства Правительством был подготовлен проект Закона «О молодежи» и в первом квартале 1997 г. был вынесен на рассмотрение Парламента. Кроме того, необходимо было разработать меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, развития молодежного творчества, социально значимых инициатив, детских и молодежных средств массовой информации [2]. В январе 1997 г. Правительство включило в план законодательных работ новый законопроект «О молодежи», но затем в мае этого же года исключило его.
В апреле 1998 г. в газете «Новое поколение» опубликован проект Концепции молодежной политики Республики Казахстан, разработанный Советом республиканского молодежного движения «За будущее Казахстана» и отделом молодежной политики Министерства информации, культуры и общественного согласия. Он состоял из четырех разделов, охватывающих такие вопросы, как необходимость молодежной политики, ее принципы, приоритетные направления и меры по реализации. В числе первоочередных мер выдвигалось принятие Закона «О молодежной политике в Республике Казахстан», соответствующего современным требованиям и условиям общественного развития. При разработке концепции молодежной политики необходимо учитывать социальное расслоение молодежи, выступающее наиболее сильным фактором ее жизнедеятельности [3]. Надо полагать, что это был первый подобный документ, имеющий большое значение в период подготовки нового законопроекта.
В июле 1999 г. проект концепции государственной молодежной политики обсуждался на заседании Национального совета по государственной политике, где было отмечено, что, в первую очередь, концепция направлена на создание соответствующей законодательной базы; работа в этом направлении ведется в созданной при Мажилисе Парламента РК специальной рабочей группе, объединившей депутатов Парламента, государственных чиновников, представителей молодежных организаций [4].
28 августа 1999 г. распоряжением Президента Республики Казахстан утверждена Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан, опирающаяся на основополагающие идеи и принципы Всеобщей декларации прав человека, Всемирную программу действий ООН по развитию молодежи до 2000 г. и на последующий период, Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Республики Казахстан, Послание Президента страны народу Казахстан «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Концепция состоит из пяти разделов. В ней обоснована необходимость государственной молодежной политики как одного из важных направлений развития стратегических ресурсов общества, определены основная цель, приоритеты, основные принципы и направления этой политики, а также органы управления. Среди направлений государственной молодежной политики обозначены: обеспечение соблюдения прав и свобод молодежи, гарантий в сфере образования, труда и занятости; создание условий для профессионального, духовного и физического развития молодежи; поддержка молодых талантов; формирование системы социальной помощи и адаптации молодежи к современным условиям; содействие развитию молодежных и детских объединений. В соответствии с ее положениями должны быть определены нормативно-правовые механизмы реализации государственной молодежной политики, сформированы основы методологического, организационного и информационного обеспечения [5].
Среди событий, связанных с разработкой закона по улучшению политики в отношении молодежи в целом, заслуживают внимания материалы «круглого стола» «Актуальные вопросы государственной молодежной политики Республики Казахстан», организованного Комитетом по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК и состоявшегося 25 февраля 2000 г. В нем приняли участие депутаты Парламента, представители министерств и ведомств, руководители молодежных организаций. На этом мероприятии прозвучало предложение провести специальные парламентские слушания.
15 июня 2001 г. состоялись парламентские слушания по вопросу государственной молодежной политики, на которых шел предметный разговор о необходимости принятия специального закона. Слушаниям предшествовала большая подготовительная работа. Депутаты выезжали в округа, встречались с молодежью. Состоялись выездные заседания вышеназванного Комитета. В слушаниях приняли участие спикеры обеих палат Парламента, руководители различных правительственных структур, делегации из всех областей республики, представители профсоюзов, неправительственных организаций, многих молодежных организаций, средств массовой информации и др. Участники слушаний обсудили проблемы молодежи и пути активного вовлечения ее во все сферы жизни общества, целесообразность принятия специального закона о молодежной политике.
Проект Закона «О государственной молодежной политике в Реслу-блике Казахстан» был опубликован в мае 2002 г. на страницах республиканской прессы. Мажилис Парламента РК своим специальным постановлением поручил Комитету по социально-культурному развитию рассмотреть данный проект закона и подготовить по нему заключение [6]. Предложенный законопроект нашел отклик в молодежной среде. Он обсуждался на первом Конгрессе молодежи Казахстана в Актау, а также в молодежных организациях на местах.
В январе 2003 г. рабочая группа Мажилиса Парламента рассмотрела поправки, предложенные депутатами к правительственному варианту законопроекта о государственной молодежной политике. Большую дискуссию между разработчиками и депутатами вызвали нормы, касающиеся возможности получения молодыми казахстанцами образования, трудоустройства молодежи, а также приобретения жилья в кредит [7].
29 мая 2003 г. законопроект был рассмотрен на заседании Комитета по социально-культурному развитию. В его обсуждении приняли участие представители Министерства культуры, информации и общественного согласия, молодежных организаций и объединений. В процессе работы над законопроектом депутаты обсудили около ста предлагаемых поправок. Было высказано мнение, что для продолжения работы над законопроектом необходимо заключение Правительства относительно отдельных его положений, требующих финансовых затрат [8].
7 июля 2004 г. Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» был подписан Президентом Н. А. Назарбаевым. Он состоит из четырех глав и 20 статей. Возрастные границы молодежи определены в интервале 14-29 лет. Молодая семья — это семья, в которой оба супруга не достигли возраста 29 лет, либо неполная семья, в которой детей (ребенка) воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет, в том числе разведенный, вдовый.
Государственная молодежная политика сформулирована как система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на поддержку молодежи. В качестве целей государственной молодежной политики обозначены создание социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества. Задачами этой политики названы защита прав и интересов молодежи, предоставление ей помощи и социальных услуг, реализация социально-значимых инициатив юношей и девушек. Среди принципов, на которых основывается государственная молодежная политика РК, зафиксированы: признание интересов и потребностей молодежи как особой социально-демографической группы, сохранение и укрепление физического здоровья, нравственное и духовное развитие, приоритет исторических и культурных ценностей Казахстана, формирование казахстанского патриотизма и гражданственности, реализация прав и свобод молодежи и др.
Значительна в этом законе как по объему, так и по содержанию вторая глава, посвященная основным направлениям государственной молодежной политики. Выделено 15 направлений, среди них: обеспечение соблюдения прав и свобод молодых людей, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие ее предпринимательской деятельности, государственная поддержка молодых семей, обеспечение условий для реализации конституционного права на получение среднего бесплатного образования, воспитания и всестороннего образования молодого поколения, его патриотического и гражданского становления, развития национальной культуры и языка у молодежи, государственная поддержка талантливой молодежи, содействие международному сотрудничеству молодежи и др. В этой главе отдельная статья посвящена социальным правам молодежи. В специальной статье говорится, что молодежь РК имеет все политические права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законодательными актами Республики Казахстан.
Не менее значимой является третья глава Закона, в которую включены вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики. Специальные статьи посвящены финансовому обеспечению политики и участию молодежи в ее формировании и реализации, социальным службам и социальной инфраструктуре для молодежи, информационному обеспечению и научному обоснованию государственной молодежной политики. В четвертой главе, содержащей заключительные положения, подчеркнуто, что лица, виновные в нарушении законодательства о государственной молодежной политике, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан [9].
Наряду с формированием законодательства большое значение имеет разработка молодежных программ. Истоки этой работы коренятся в деятельности комсомола. Именно комсомолом в конце 80-х годов была начата подготовка подобных программ. Разрабатываемые молодежными структурами (всеми областными, рядом городских и районных комитетов по делам молодежи) документы восходят к программам комсомольских организаций, часть которых в 1990-1991 гг. была утверждена на сессиях народных депутатов и продолжала действовать после принятия Закона «О государственной молодежной политике в Казахской ССР». Ряд комитетов занялся обновлением программ, разработкой новых документов в соответствии с Законом и конкретными условиями. В 1992-1993 гг. на сессиях областных Советов народных депутатов были утверждены такие программы, например, «Об основных направлениях молодежной политики» — в Западном Казахстане, «Молодежь и рынок» — в Восточном Казахстане, «Молодежь» — в Семипалатинске и Павлодаре. Всего в первой половине 90-х годов было утверждено 16 программ, принимаемых с соответствующим финансированием [10].
Из общереспубликанских документов следует упомянуть комплексную программу «Молодая семья и устойчивость брака», разработанную еще в 1990 г. Государственным комитетом по труду и социальным вопросам Казахской ССР и рассчитанную до 2005 г. В августе 1991 г. появилась концепция республиканской комплексной программы «Молодежь», представленной Государственным комитетом Казахской ССР по делам молодежи, физической культуре и спорту и Республиканским фондом поддержки молодых талантов им. аль-Фараби (Фараби-фонд). Логического завершения эти документы не получили.
Практика разработки программ не потеряла силы. Впервые подготовлены республиканские программы. Для их разработки распоряжением Премьер-министра РК от 25 мая 2000 г. была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители министерств, агентств, общественных молодежных и детских организаций. 17 февраля 2001 г. постановлением Правительства РК была утверждена общереспубликанская программа «Молодежь Казахстана» на 2001-2002 гг. Разработка программы и включение ее подготовки в план мероприятий по реализации программы действий Правительства РК на 2000-2002 гг. инициированы по распоряжению Президента РК от 28 августа 1999 г. № 73 «О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан».
Целью программы обозначены создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики, повышение ее эффективности; механизмом ее реализации обозначены скоординированные действия государственных органов и общественных молодежных объединений. Основными источниками финансирования программы определены республиканский и местные бюджеты, гранты международных организаций, собственные средства организаций всех форм собственности.
Содержанием программы явился комплекс мероприятий по основным направлениям государственной молодежной политики. В их числе формирование и развитие у молодежи чувства казахстанского патриотизма, создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере труда и занятости, социальная работа с молодежью, развитие и поддержка молодых талантов, развитие нормативной правовой базы и др. В качестве ожидаемого результата от реализации программы зафиксировано: улучшение положения молодежи, активное вовлечение молодых граждан в социально-экономическую жизнь страны, решение их насущных проблем [11].
Позитивное значение программы в том, что это первый общереспубликанский документ. Первый опыт чаще всего сопряжен с проблемами: слишком объемна цель, а план мероприятий не настолько фундаментален. По существу, это главная цель государственной молодежной политики. Такую цель невозможно реализовать за два года. К тому же не было широкого освещения в прессе и на телевидении самой программы и хода ее выполнения.
Вторая республиканская программа принята вслед за первой. Это программа молодежной политики на 2003-2004 гг., разработанная в соответствии с планом мероприятий по реализации программы Правительства РК на 2002-2004 гг., утвержденного постановлением Правительства РК от 24 апреля 2002 г. № 470. На современном этапе государственная молодежная политика должна ориентироваться на создание механизмов, направленных на закрепление и дальнейшее развитие достигнутых результатов. Среди наиболее важных мероприятий выделялись: разработка механизмов поддержки молодых предпринимателей, обеспечение жильем молодежи и молодых семей, создание условий для развития сельской молодежи, для обеспечения занятости молодых людей. Вместе с тем предусматривались мероприятия по поддержке талантливой молодежи, формированию здорового образа жизни, развитию гражданственности и патриотизма, региональной молодежной политике, созданию условий для деятельности молодежных организаций. Основными источниками финансирования программы обозначены республиканский бюджет в пределах средств, предусматриваемых соответствующим администратором программ, и иные, не запрещенные законодательством, источники. Финансовые затраты определены в объеме 242 778 тенге ежегодно из средств республиканского бюджета [12].
Успех реализации закона и осуществления государственной молодежной политики в целом во многом связан с кадровым обеспечением и наличием дееспособных структур. На международном симпозиуме в Толедо отмечалось, что «должны быть созданы такие национальные структуры по осуществлению политики в отношении молодежи, чтобы они могли координировать участие всех секторов правительства, всех слоев общества и самой молодежи в разработке и осуществлении политики в отношении молодежи, чтобы у них был непосредственный выход на высшие директивные органы страны. Поэтому эти структуры должны отражать политическую приверженность правительства и в то же время способствовать использованию целостного подхода, без которого не может быть полноценного осуществления национальной политики в отношении молодежи» [13]. Опыт мирового сообщества показывает разные подходы к структурам по реализации молодежной политики. Противоречивая картина наблюдается в Казахстане.
Для проведения государственной молодежной политики был образован Государственный комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту. Вскоре указом Президента страны этот комитет был преобразован в Государственный комитет Республики Казахстан по делам молодежи.
В декабре 1991 г. постановлением Кабинета министров Республики Казахстан было утверждено «Положение о Государственном комитете Республики Казахстан по делам молодежи». Главными задачами комитета были определены: осуществление государственной молодежной политики в Республике Казахстан и выработка действенного механизма ее реализации, разработка и реализация комплекса социально-экономических, политических, в том числе правовых и организационных мер, различных конкретных республиканских программ, обеспечивающих социальную защищенность и поддержку молодежи, регулирование занятости, профессиональной переподготовки молодых людей, осуществление международных молодежных связей и др.
В числе задач комитета были также обозначены: активное участие в разработке проектов законодательных актов Республики Казахстан, решений Кабинета министров Республики Казахстан и других республиканских правовых актов, касающихся молодежи; координация деятельности республиканских министерств, ведомств и органов общественных организаций по вопросам реализации государственной молодежной политики, своевременному решению возникающих молодежных проблем, определению путей и форм внедрения в жизнь насущных социально-экономических и духовных запросов молодежи; сбор, координация и анализ всей имеющейся в республике информации о молодежи, организация на этой базе научных исследований, прогнозирование процессов в молодежной среде и результатов проводимых мероприятий; подготовка и рациональное использование молодежных кадров, пропаганда молодежного движения.
В Государственном комитете действовали подразделения, занимающиеся разрешением социально-экономических проблем молодежи, поддержкой ее экономических инициатив, а также отделы молодежной политики, образования, культуры и спорта, по международным связям и молодежному туризму и др. На местах были созданы комитеты по делам молодежи во всех областях, во многих городах и районах; в ряде мест они были совмещены с другими государственными структурами или входили в состав администраций.
В 1993 г. произошли очередные изменения в органах власти, занимающихся непосредственно молодежью. Были упразднены Государственный комитет по делам молодежи и Министерство туризма, физической культуры и спорта Республики Казахстан. Указом Президента от 17 декабря 1993 г. вместо них создан единый орган — Министерство по делам молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан. Сделано это, как подчеркнуто в Указе, «во исполнение действующего законодательства о единой государственной молодежной политике, создания условий для всестороннего развития и социального становления молодежи, реализации в интересах республики ее научного и творческого потенциала, осуществления единой государственной политики в области международного и внутреннего туризма, развития отрасли физической культуры и спорта, укрепления материально-технической базы этих сфер».
На Министерство по делам молодежи, туризма и спорта возложили координацию деятельности министерств и ведомств, предприятий, учреждений независимо от их ведомственной подчиненности, а также взаимодействие с общественными объединениями в области молодежной политики, туризма, физической культуры и спорта; разработку и реализацию государственных программ, направленных на осуществление молодежной политики, развитие туризма, физической культуры и спорта; реализацию законов «О государственной молодежной политике в Казахской ССР» и «О туризме», подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по проблемам молодежной политики, туризма, физической культуры и спорта.
В Министерстве по делам молодежи, туризма и спорта создали два главных управления, связанных с реализацией молодежных проблем: управление социально-экономическими проблемами молодежи и управление молодежной политикой, в котором основной упор был сделан на образование, культуру, связь с различными молодежными общественными объединениями и развитие прессы. Таким образом, преемственность в структуре по существу была сохранена. На местах тоже произошло объединение структур слитных центральных органов: на областном уровне созданы самостоятельные управления по делам молодежи, туризма и спорта, а в городах и районах подразделения обозначены в составе местных администраций.
В 1997 г. в связи с очередным реформированием государственных органов Министерство по делам молодежи, туризма и спорта РК было упразднено, а его функции и полномочия по управлению имуществом и делами переданы созданному Министерству образования и культуры Республики Казахстан. Позже вопросами молодежи стал заниматься отдел молодежной политики Министерства культуры, информации и общественного согласия РК. В 2002 г. наметилось повышение статуса структуры, занимающейся государственной молодежной политикой. В Министерстве культуры, информации и общественного согласия РК создан Департамент молодежной политики. В соответствии.с Концепцией государственной молодежной политики Республики Казахстан госуправление в области молодежной политики в пределах своей компетенции обеспечивают, кроме МКИОС, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство науки и высшего образования, Министерство здравоохранения, образования и спорта, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции РК. На МКИОС возложены межотраслевая координация деятельности министерств и иных центральных исполнительных органов в области молодежной политики; осуществление связи с различными общественными молодежными организациями по реализации прав и законных интересов молодежи; совместно с Министерством здравоохранения, образования и спорта, Министерством обороны проведение исследований по вопросам гражданственности, патриотизма молодого поколения, разработка рекомендаций по поддержке деятельности патриотических объединений; участие в разработке нормативных и правовых актов в области государственной молодежной политики; изучение и обобщение прогрессивных форм и методов работы с молодежью, разработка и издание методических материалов для государственных органов по различным направлениям и проблемам молодежной политики, а также соответствующее информирование населения [14]. В настоящее время функции в области государственной молодежной политики переданы Министерству образования и науки РК, где функционирует Департамент молодежной политики.
Постановлением Правительства РК от 31 июля 2000 г. утверждено Положение о Совете по делам молодежи при Правительстве Республики Казахстан. Он является консультативно-совещательным органом, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями, а также международными и иными организациями других государств. Основной целью Совета обозначена выработка предложений по важнейшим вопросам молодежной политики в стране. В числе задач: изучение и анализ молодежных проблем; разработка предложений по формированию приоритетных направлений государственной молодежной политики; анализ и экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам молодежи; разработка приоритетных направлений международного молодежного сотрудничества; информирование государственных органов управления Республики Казахстан о состоянии и перспективах реализации государственной молодежной политики [15].
Различные мнения имеются по поводу формы государственного управления в сфере молодежной политики. Широкое обсуждение этот вопрос получил на парламентских слушаниях, причем многие выступавшие склонялись в сторону формирования специального органа. Наряду с государственными органами по делам молодежи важно наличие такой структуры в Парламенте. Это предпочтительнее, особенно в связи с принятием специального закона, или создание хотя бы отдельного Комитета в составе МОН РК. Думается, что одной из причин невыполнения закона 1991 г. явилась ликвидация Государственного комитета Республики Казахстан по делам молодежи. Создание не просто отдельного органа, а, согласно А. А. Шамолову и С. Б. Ашурову, органа с высоким статусом и особыми полномочиями, способного выполнять роль реализатора, интегратора и координатора усилий всех государственных и общественных структур в сфере молодежной политики с предоставлением ему права обязательной социальной экспертизы всех государственных решений и проектов, реализация которых может иметь связь и последствия для детей, молодежи и будущих поколений [16].
В этой связи следует вспомнить, что Закон «О государственной молодежной политике в Казахской ССР» содержал специальное положение (статья 17, пункт 2), в котором говорилось, что Государственный комитет Казахской ССР по делам молодежи, физической культуре и спорту обладает исключительными полномочиями по координации деятельности министерств и ведомств, научных и учебных организаций для разработки и реализации республиканских молодежных программ, проектов нормативов экономического и социального развития молодежи, а также организации служб социальной помощи молодежи. Решения всех органов государственного управления республики по указанным вопросам подлежат обязательному согласованию с Государственным комитетом республики по делам молодежи, физической культуре и спорту [17]. Отметим особо полноту координирующих полномочий комитета и обязательность согласования с ним принимаемых решений, касающихся молодого поколения.
Создание центральных органов — не есть решение проблемы управления государственной молодежной политикой. Чтобы добиться хорошего качества и эффективности управления, необходима полная вертикаль управляющих и координирующих органов. К этому именно и стремились в 1991-1993 гг., когда действовал Государственный комитет Республики Казахстан по делам молодежи и была создана довольно разветвленная сеть органов по делам молодежи на местах. Положительно о таком подходе свидетельствуют зарубежный опыт, современная практика.
Думается, что экономить на создании органов в сфере управления молодежной политикой не стоит. От этого государство и все общество может понести неизмеримо большие потери, чем расходование средств на содержание государственных молодежных структур. К тому же эти органы можно сделать максимально компактными, возможно частично за счет аппарата министерств, чья деятельность вплотную связана с молодежными проблемами.
Необходима координация работы в молодежной сфере на региональном и областном уровнях, вероятно, более конкретная и предметная по сравнению с республиканским уровнем. Поэтому целесообразно формирование координирующих структур и при руководителях областей, городов и даже районов.
Самый трудный, но в тоже время и самый важный вопрос — создание молодежных структур в трудовых и учебных коллективах. Поиски путей в этом направлении не прекращаются. В Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан зафиксировано, что на предприятиях, в учреждениях различной формы собственности, учебных заведениях, значительную часть которых составляют молодые граждане, могут создаваться соответствующие службы, органы, комитеты по работе с молодежью [18]. В учебных заведениях, например, создаются комитеты по делам молодежи, применяются и другие формы организационной работы. Создаются молодежные структуры в производственных и иных коллективах.
Представляется интересным опыт создания института уполномоченных по реализации государственной молодежной политики сельских и поселковых администраций, практикующийся в России [19]. Таким образом, в Казахстане в условиях суверенного государства осуществляется развитие организационно-правовых основ формирования и реализации государственной молодежной политики. Заметен поиск форм и методов, адекватных времени и возможностям республики, с учетом мировой практики. Это особенно важно в связи с претворением в жизнь амбициозной задачи, стоящей перед Казахстаном — войти в клуб 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Литература
1. Назарбаев Н. А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. Алматы, 2002. С. 65.
2. Казахстанская правда. 1996, 9 октября.
3. Концепция молодежной политики Республики Казахстан. Проект // Новое поколение. 1998, 13 апреля.
4. Коваленко О. Молодежная политика. Начальный этап // Казахстанская правда. 1999, 24 июля.
5. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан // Казахстанская правда. 1999, 28 сентября.
6. Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Проект // Казахстанская правда. 2002, 14 мая.
7. Обсуждены молодежные проблемы // Казахстанская правда. 2003, 14 января.
8. В центре внимания молодежная политика // Казахстанская правда.
2003, 30 мая.
9. О государственной молодежной политике в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 г. // Казахстанская правда.
2004, 15 июля.
10. Отчет Министерства по делам молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан о реализации Закона «О государственной молодежной политике в Казахской ССР». 44 л. 15 приложений. Табл. № 1.
11. Государственная молодежная политика Республики Казахстан. Астана, 2001. 160 с. С. 61-85.
12. Государственная молодежная политика. Опыт и тенденции развития. Ч. 1. Астана: МКИОС РК, 2003. С. 221-272.
13. Международные документы по молодежной политике. М.: Социум, 1993. С.150-151.
14. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан // Казахстанская правда. 1999, 28 сентября.
15. Там же.
16. Шамолов А. А., Ашуров С. Б. Вопросы молодежной политики в Республике Таджикистан. Душанбе: Дониш, 1998. С. 67.
17. Ленинская смена. 1991, 12 августа.
18. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан //Казахстанская правда. 1999, 28 сентября.
19. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики в Удмуртской Республике// Молодежная политика. Информационный бюллетень. 2002, № 2 (206-210). С. 34.