Просмотров: 1 481

Формирование государственной молодежной политики

Формирование государственной молодежной политики в независимом Казахстане

Казахстан — молодое суверенное государство, активно интегрирующееся в мировое сообщество. Будущее любого государства зависит от отношения власти к молодому поколению. «В возрастной политике мы должны, — подчеркнул в стратегически важном документе «Казахстан-2030» Президент РК Н. А. Назарбаев, — сконцентрировать свое внимание на молодежи и подрастающем поколении, а также на молодых семьях» [1].

Первый Закон «О государственной молодежной политике в Казахской ССР» был принят в июне 1991 г., еще до распада СССР. Поэтому появление проблем в осуществлении данного Закона не было случайностью. Довольно скоро возникли предложения по его изменению. Уже 22 апреля 1993 г. коллегия Государственного комитета РК по делам молодежи в постановлении «Об основных направлениях и подходах комитетов по делам молодежи к реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан» решила создать рабочую группу по формулированию и внесению изменений и дополнений в этот закон и завершить эту работу к августу этого же года.

В октябре 1996 г. по распоряжению Главы государства Правительством был подготовлен проект Закона «О молодежи» и в первом квартале 1997 г. был вынесен на рассмотрение Парламента. Кроме того, необходимо было разработать меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, развития молодежного творчества, социально значимых инициатив, детских и молодежных средств массовой информации [2]. В январе 1997 г. Правительство включило в план законодательных работ новый законопроект «О молодежи», но затем в мае этого же года исключило его.

В апреле 1998 г. в газете «Новое поколение» опубликован проект Концепции молодежной политики Республики Казахстан, разработанный Советом республиканского молодежного движения «За будущее Казахстана» и отделом молодежной политики Министерства информации, культуры и общественного согласия. Он состоял из четырех разделов, охватывающих такие вопросы, как необходимость молодежной политики, ее принципы, приоритетные направления и меры по реализации. В числе первоочередных мер выдвигалось принятие Закона «О молодежной политике в Республике Казахстан», соответствующего современ­ным требованиям и условиям общественного развития. При разработке концепции молодежной политики необходимо учитывать социальное расслоение молодежи, выступающее наиболее сильным фактором ее жизнедеятельности [3]. Надо полагать, что это был первый подобный документ, имеющий большое значение в период подготовки нового за­конопроекта.

В июле 1999 г. проект концепции государственной молодежной поли­тики обсуждался на заседании Национального совета по государствен­ной политике, где было отмечено, что, в первую очередь, концепция на­правлена на создание соответствующей законодательной базы; работа в этом направлении ведется в созданной при Мажилисе Парламента РК специальной рабочей группе, объединившей депутатов Парламента, го­сударственных чиновников, представителей молодежных организаций [4].

28 августа 1999 г. распоряжением Президента Республики Казахстан утверждена Концепция государственной молодежной политики Респу­блики Казахстан, опирающаяся на основополагающие идеи и принципы Всеобщей декларации прав человека, Всемирную программу действий ООН по развитию молодежи до 2000 г. и на последующий период, Кон­венцию о правах ребенка, Конституцию Республики Казахстан, Послание Президента страны народу Казахстан «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Концеп­ция состоит из пяти разделов. В ней обоснована необходимость государ­ственной молодежной политики как одного из важных направлений раз­вития стратегических ресурсов общества, определены основная цель, приоритеты, основные принципы и направления этой политики, а также органы управления. Среди направлений государственной молодежной политики обозначены: обеспечение соблюдения прав и свобод молодежи, гарантий в сфере образования, труда и занятости; создание условий для профессионального, духовного и физического развития молодежи; под­держка молодых талантов; формирование системы социальной помощи и адаптации молодежи к современным условиям; содействие развитию молодежных и детских объединений. В соответствии с ее положениями должны быть определены нормативно-правовые механизмы реализации государственной молодежной политики, сформированы основы методо­логического, организационного и информационного обеспечения [5].

Среди событий, связанных с разработкой закона по улучшению по­литики в отношении молодежи в целом, заслуживают внимания мате­риалы «круглого стола» «Актуальные вопросы государственной моло­дежной политики Республики Казахстан», организованного Комитетом по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК и состоявшегося 25 февраля 2000 г. В нем приняли участие депутаты Парламен­та, представители министерств и ведомств, руководители молодежных организаций. На этом мероприятии прозвучало предложение провести специальные парламентские слушания.

15 июня 2001 г. состоялись парламентские слушания по вопросу государственной молодежной политики, на которых шел предметный разговор о необходимости принятия специального закона. Слушаниям предшествовала большая подготовительная работа. Депутаты выезжа­ли в округа, встречались с молодежью. Состоялись выездные заседа­ния вышеназванного Комитета. В слушаниях приняли участие спикеры обеих палат Парламента, руководители различных правительственных структур, делегации из всех областей республики, представители проф­союзов, неправительственных организаций, многих молодежных органи­заций, средств массовой информации и др. Участники слушаний обсу­дили проблемы молодежи и пути активного вовлечения ее во все сферы жизни общества, целесообразность принятия специального закона о мо­лодежной политике.

Проект Закона «О государственной молодежной политике в Реслу-блике Казахстан» был опубликован в мае 2002 г. на страницах респу­бликанской прессы. Мажилис Парламента РК своим специальным по­становлением поручил Комитету по социально-культурному развитию рассмотреть данный проект закона и подготовить по нему заключение [6]. Предложенный законопроект нашел отклик в молодежной среде. Он обсуждался на первом Конгрессе молодежи Казахстана в Актау, а также в молодежных организациях на местах.

В январе 2003 г. рабочая группа Мажилиса Парламента рассмотрела поправки, предложенные депутатами к правительственному варианту законопроекта о государственной молодежной политике. Большую дис­куссию между разработчиками и депутатами вызвали нормы, касающие­ся возможности получения молодыми казахстанцами образования, тру­доустройства молодежи, а также приобретения жилья в кредит [7].

29 мая 2003 г. законопроект был рассмотрен на заседании Комитета по социально-культурному развитию. В его обсуждении приняли участие представители Министерства культуры, информации и общественного согласия, молодежных организаций и объединений. В процессе работы над законопроектом депутаты обсудили около ста предлагаемых попра­вок. Было высказано мнение, что для продолжения работы над законо­проектом необходимо заключение Правительства относительно отдель­ных его положений, требующих финансовых затрат [8].

7 июля 2004 г. Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» был подписан Прези­дентом Н. А. Назарбаевым. Он состоит из четырех глав и 20 статей. Возрастные границы молодежи определены в интервале 14-29 лет. Мо­лодая семья — это семья, в которой оба супруга не достигли возраста 29 лет, либо неполная семья, в которой детей (ребенка) воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет, в том числе разве­денный, вдовый.

Государственная молодежная политика сформулирована как система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на поддержку мо­лодежи. В качестве целей государственной молодежной политики обо­значены создание социально-экономических, правовых, организацион­ных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества. За­дачами этой политики названы защита прав и интересов молодежи, предоставление ей помощи и социальных услуг, реализация социально-значимых инициатив юношей и девушек. Среди принципов, на кото­рых основывается государственная молодежная политика РК, зафик­сированы: признание интересов и потребностей молодежи как особой социально-демографической группы, сохранение и укрепление физиче­ского здоровья, нравственное и духовное развитие, приоритет историче­ских и культурных ценностей Казахстана, формирование казахстанского патриотизма и гражданственности, реализация прав и свобод молодежи и др.

Значительна в этом законе как по объему, так и по содержанию вторая глава, посвященная основным направлениям государственной молодеж­ной политики. Выделено 15 направлений, среди них: обеспечение со­блюдения прав и свобод молодых людей, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие ее предпринимательской дея­тельности, государственная поддержка молодых семей, обеспечение условий для реализации конституционного права на получение средне­го бесплатного образования, воспитания и всестороннего образования молодого поколения, его патриотического и гражданского становления, развития национальной культуры и языка у молодежи, государственная поддержка талантливой молодежи, содействие международному сотруд­ничеству молодежи и др. В этой главе отдельная статья посвящена со­циальным правам молодежи. В специальной статье говорится, что мо­лодежь РК имеет все политические права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законодательными актами Республики Казах­стан.

Не менее значимой является третья глава Закона, в которую включе­ны вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики. Специальные статьи посвящены финансовому обеспечению политики и участию молодежи в ее формировании и реализации, соци­альным службам и социальной инфраструктуре для молодежи, инфор­мационному обеспечению и научному обоснованию государственной молодежной политики. В четвертой главе, содержащей заключительные положения, подчеркнуто, что лица, виновные в нарушении законодатель­ства о государственной молодежной политике, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан [9].

Наряду с формированием законодательства большое значение име­ет разработка молодежных программ. Истоки этой работы коренятся в деятельности комсомола. Именно комсомолом в конце 80-х годов была начата подготовка подобных программ. Разрабатываемые молодежными структурами (всеми областными, рядом городских и районных комитетов по делам молодежи) документы восходят к программам комсомольских организаций, часть которых в 1990-1991 гг. была утверждена на сессиях народных депутатов и продолжала действовать после принятия Закона «О государственной молодежной политике в Казахской ССР». Ряд коми­тетов занялся обновлением программ, разработкой новых документов в соответствии с Законом и конкретными условиями. В 1992-1993 гг. на сессиях областных Советов народных депутатов были утверждены та­кие программы, например, «Об основных направлениях молодежной по­литики» — в Западном Казахстане, «Молодежь и рынок» — в Восточном Казахстане, «Молодежь» — в Семипалатинске и Павлодаре. Всего в пер­вой половине 90-х годов было утверждено 16 программ, принимаемых с соответствующим финансированием [10].

Из общереспубликанских документов следует упомянуть комплекс­ную программу «Молодая семья и устойчивость брака», разработанную еще в 1990 г. Государственным комитетом по труду и социальным вопро­сам Казахской ССР и рассчитанную до 2005 г. В августе 1991 г. появи­лась концепция республиканской комплексной программы «Молодежь», представленной Государственным комитетом Казахской ССР по делам молодежи, физической культуре и спорту и Республиканским фондом поддержки молодых талантов им. аль-Фараби (Фараби-фонд). Логиче­ского завершения эти документы не получили.

Практика разработки программ не потеряла силы. Впервые подготов­лены республиканские программы. Для их разработки распоряжением Премьер-министра РК от 25 мая 2000 г. была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители министерств, агентств, обще­ственных молодежных и детских организаций. 17 февраля 2001 г. поста­новлением Правительства РК была утверждена общереспубликанская программа «Молодежь Казахстана» на 2001-2002 гг. Разработка про­граммы и включение ее подготовки в план мероприятий по реализации программы действий Правительства РК на 2000-2002 гг. инициированы по распоряжению Президента РК от 28 августа 1999 г. № 73 «О Концеп­ции государственной молодежной политики Республики Казахстан».

Целью программы обозначены создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной моло­дежной политики, повышение ее эффективности; механизмом ее реа­лизации обозначены скоординированные действия государственных органов и общественных молодежных объединений. Основными ис­точниками финансирования программы определены республиканский и местные бюджеты, гранты международных организаций, собственные средства организаций всех форм собственности.

Содержанием программы явился комплекс мероприятий по основ­ным направлениям государственной молодежной политики. В их числе формирование и развитие у молодежи чувства казахстанского патрио­тизма, создание условий для самостоятельной, эффективной деятель­ности молодежи в сфере труда и занятости, социальная работа с моло­дежью, развитие и поддержка молодых талантов, развитие нормативной правовой базы и др. В качестве ожидаемого результата от реализации программы зафиксировано: улучшение положения молодежи, активное вовлечение молодых граждан в социально-экономическую жизнь стра­ны, решение их насущных проблем [11].

Позитивное значение программы в том, что это первый общереспуб­ликанский документ. Первый опыт чаще всего сопряжен с проблемами: слишком объемна цель, а план мероприятий не настолько фундамен­тален. По существу, это главная цель государственной молодежной по­литики. Такую цель невозможно реализовать за два года. К тому же не было широкого освещения в прессе и на телевидении самой программы и хода ее выполнения.

Вторая республиканская программа принята вслед за первой. Это программа молодежной политики на 2003-2004 гг., разработанная в со­ответствии с планом мероприятий по реализации программы Правитель­ства РК на 2002-2004 гг., утвержденного постановлением Правительства РК от 24 апреля 2002 г. № 470. На современном этапе государственная молодежная политика должна ориентироваться на создание механиз­мов, направленных на закрепление и дальнейшее развитие достигнутых результатов. Среди наиболее важных мероприятий выделялись: разра­ботка механизмов поддержки молодых предпринимателей, обеспечение жильем молодежи и молодых семей, создание условий для развития сельской молодежи, для обеспечения занятости молодых людей. Вме­сте с тем предусматривались мероприятия по поддержке талантливой молодежи, формированию здорового образа жизни, развитию граждан­ственности и патриотизма, региональной молодежной политике, созда­нию условий для деятельности молодежных организаций. Основными источниками финансирования программы обозначены республиканский бюджет в пределах средств, предусматриваемых соответствующим ад­министратором программ, и иные, не запрещенные законодательством, источники. Финансовые затраты определены в объеме 242 778 тенге ежегодно из средств республиканского бюджета [12].

Успех реализации закона и осуществления государственной моло­дежной политики в целом во многом связан с кадровым обеспечением и наличием дееспособных структур. На международном симпозиуме в Толедо отмечалось, что «должны быть созданы такие национальные структуры по осуществлению политики в отношении молодежи, чтобы они могли координировать участие всех секторов правительства, всех слоев общества и самой молодежи в разработке и осуществлении поли­тики в отношении молодежи, чтобы у них был непосредственный выход на высшие директивные органы страны. Поэтому эти структуры должны отражать политическую приверженность правительства и в то же время способствовать использованию целостного подхода, без которого не мо­жет быть полноценного осуществления национальной политики в отно­шении молодежи» [13]. Опыт мирового сообщества показывает разные подходы к структурам по реализации молодежной политики. Противоре­чивая картина наблюдается в Казахстане.

Для проведения государственной молодежной политики был образо­ван Государственный комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту. Вскоре указом Президента страны этот комитет был преобра­зован в Государственный комитет Республики Казахстан по делам моло­дежи.

В декабре 1991 г. постановлением Кабинета министров Республики Ка­захстан было утверждено «Положение о Государственном комитете Ре­спублики Казахстан по делам молодежи». Главными задачами комитета были определены: осуществление государственной молодежной полити­ки в Республике Казахстан и выработка действенного механизма ее реа­лизации, разработка и реализация комплекса социально-экономических, политических, в том числе правовых и организационных мер, различных конкретных республиканских программ, обеспечивающих социальную защищенность и поддержку молодежи, регулирование занятости, про­фессиональной переподготовки молодых людей, осуществление между­народных молодежных связей и др.

В числе задач комитета были также обозначены: активное участие в разработке проектов законодательных актов Республики Казахстан, решений Кабинета министров Республики Казахстан и других республи­канских правовых актов, касающихся молодежи; координация деятель­ности республиканских министерств, ведомств и органов общественных организаций по вопросам реализации государственной молодежной политики, своевременному решению возникающих молодежных проблем, определению путей и форм внедрения в жизнь насущных социально-экономических и духовных запросов молодежи; сбор, координация и анализ всей имеющейся в республике информации о молодежи, органи­зация на этой базе научных исследований, прогнозирование процессов в молодежной среде и результатов проводимых мероприятий; подготовка и рациональное использование молодежных кадров, пропаганда моло­дежного движения.

В Государственном комитете действовали подразделения, занимаю­щиеся разрешением социально-экономических проблем молодежи, под­держкой ее экономических инициатив, а также отделы молодежной по­литики, образования, культуры и спорта, по международным связям и молодежному туризму и др. На местах были созданы комитеты по делам молодежи во всех областях, во многих городах и районах; в ряде мест они были совмещены с другими государственными структурами или вхо­дили в состав администраций.

В 1993 г. произошли очередные изменения в органах власти, занима­ющихся непосредственно молодежью. Были упразднены Государствен­ный комитет по делам молодежи и Министерство туризма, физической культуры и спорта Республики Казахстан. Указом Президента от 17 де­кабря 1993 г. вместо них создан единый орган — Министерство по делам молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан. Сделано это, как подчеркнуто в Указе, «во исполнение действующего законодательства о единой государственной молодежной политике, создания условий для всестороннего развития и социального становления молодежи, реали­зации в интересах республики ее научного и творческого потенциала, осуществления единой государственной политики в области междуна­родного и внутреннего туризма, развития отрасли физической культуры и спорта, укрепления материально-технической базы этих сфер».

На Министерство по делам молодежи, туризма и спорта возложи­ли координацию деятельности министерств и ведомств, предприятий, учреждений независимо от их ведомственной подчиненности, а также взаимодействие с общественными объединениями в области молодеж­ной политики, туризма, физической культуры и спорта; разработку и реа­лизацию государственных программ, направленных на осуществление молодежной политики, развитие туризма, физической культуры и спорта; реализацию законов «О государственной молодежной политике в Казах­ской ССР» и «О туризме», подготовку предложений по совершенствова­нию законодательства Республики Казахстан по проблемам молодежной политики, туризма, физической культуры и спорта.

В Министерстве по делам молодежи, туризма и спорта создали два главных управления, связанных с реализацией молодежных проблем: управление социально-экономическими проблемами молодежи и управление молодежной политикой, в котором основной упор был сделан на образование, культуру, связь с различными молодежными обществен­ными объединениями и развитие прессы. Таким образом, преемствен­ность в структуре по существу была сохранена. На местах тоже произо­шло объединение структур слитных центральных органов: на областном уровне созданы самостоятельные управления по делам молодежи, ту­ризма и спорта, а в городах и районах подразделения обозначены в со­ставе местных администраций.

В 1997 г. в связи с очередным реформированием государственных органов Министерство по делам молодежи, туризма и спорта РК было упразднено, а его функции и полномочия по управлению имуществом и делами переданы созданному Министерству образования и культу­ры Республики Казахстан. Позже вопросами молодежи стал занимать­ся отдел молодежной политики Министерства культуры, информации и общественного согласия РК. В 2002 г. наметилось повышение ста­туса структуры, занимающейся государственной молодежной полити­кой. В Министерстве культуры, информации и общественного согла­сия РК создан Департамент молодежной политики. В соответствии.с Концепцией государственной молодежной политики Республики Ка­захстан госуправление в области молодежной политики в пределах своей компетенции обеспечивают, кроме МКИОС, Министерство тру­да и социальной защиты населения, Министерство науки и высшего образования, Министерство здравоохранения, образования и спорта, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции РК. На МКИОС возложены межотраслевая координация деятельности министерств и иных центральных исполнительных органов в области молодежной политики; осуществление связи с различными общественными моло­дежными организациями по реализации прав и законных интересов молодежи; совместно с Министерством здравоохранения, образова­ния и спорта, Министерством обороны проведение исследований по вопросам гражданственности, патриотизма молодого поколения, раз­работка рекомендаций по поддержке деятельности патриотических объединений; участие в разработке нормативных и правовых актов в области государственной молодежной политики; изучение и обобще­ние прогрессивных форм и методов работы с молодежью, разработка и издание методических материалов для государственных органов по различным направлениям и проблемам молодежной политики, а также соответствующее информирование населения [14]. В настоящее время функции в области государственной молодежной политики переданы Министерству образования и науки РК, где функционирует Департа­мент молодежной политики.

Постановлением Правительства РК от 31 июля 2000 г. утверждено Положение о Совете по делам молодежи при Правительстве Республики Казахстан. Он является консультативно-совещательным органом, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями, а также международными и иными организациями других государств. Основной целью Совета обозначена выработка предложений по важнейшим вопросам молодежной политики в стране. В числе задач: изучение и анализ молодежных проблем; разработка предложений по формированию приоритетных направлений государственной молодежной политики; анализ и экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам молодежи; разработка приоритетных направлений международного молодежного сотрудничества; информирование государственных органов управления Республики Казахстан о состоянии и перспективах реализации государственной молодежной политики [15].

Различные мнения имеются по поводу формы государственного управления в сфере молодежной политики. Широкое обсуждение этот вопрос получил на парламентских слушаниях, причем многие выступавшие склонялись в сторону формирования специального органа. Наряду с государственными органами по делам молодежи важно наличие такой структуры в Парламенте. Это предпочтительнее, особенно в связи с принятием специального закона, или создание хотя бы отдельного Комитета в составе МОН РК. Думается, что одной из причин невыполнения закона 1991 г. явилась ликвидация Государственного комитета Республики Казахстан по делам молодежи. Создание не просто отдельного органа, а, согласно А. А. Шамолову и С. Б. Ашурову, органа с высоким статусом и особыми полномочиями, способного выполнять роль реализатора, интегратора и координатора усилий всех государственных и общественных структур в сфере молодежной политики с предоставлением ему права обязательной социальной экспертизы всех государственных решений и проектов, реализация которых может иметь связь и последствия для детей, молодежи и будущих поколений [16].

В этой связи следует вспомнить, что Закон «О государственной молодежной политике в Казахской ССР» содержал специальное положение (статья 17, пункт 2), в котором говорилось, что Государственный комитет Казахской ССР по делам молодежи, физической культуре и спорту обладает исключительными полномочиями по координации деятельности министерств и ведомств, научных и учебных организаций для разработки и реализации республиканских молодежных программ, проектов нормативов экономического и социального развития молодежи, а также организации служб социальной помощи молодежи. Решения всех органов государственного управления республики по указанным вопросам подлежат обязательному согласованию с Государственным комитетом республики по делам молодежи, физической культуре и спорту [17]. Отметим особо полноту координирующих полномочий комитета и обязательность согласования с ним принимаемых решений, касающихся молодого поколения.

Создание центральных органов — не есть решение проблемы управления государственной молодежной политикой. Чтобы добиться хорошего качества и эффективности управления, необходима полная вертикаль управляющих и координирующих органов. К этому именно и стремились в 1991-1993 гг., когда действовал Государственный комитет Республики Казахстан по делам молодежи и была создана довольно разветвленная сеть органов по делам молодежи на местах. Положительно о таком подходе свидетельствуют зарубежный опыт, современная практика.
Думается, что экономить на создании органов в сфере управления молодежной политикой не стоит. От этого государство и все общество может понести неизмеримо большие потери, чем расходование средств на содержание государственных молодежных структур. К тому же эти органы можно сделать максимально компактными, возможно частично за счет аппарата министерств, чья деятельность вплотную связана с молодежными проблемами.
Необходима координация работы в молодежной сфере на региональном и областном уровнях, вероятно, более конкретная и предметная по сравнению с республиканским уровнем. Поэтому целесообразно формирование координирующих структур и при руководителях областей, городов и даже районов.

Самый трудный, но в тоже время и самый важный вопрос — создание молодежных структур в трудовых и учебных коллективах. Поиски путей в этом направлении не прекращаются. В Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан зафиксировано, что на предприятиях, в учреждениях различной формы собственности, учебных заведениях, значительную часть которых составляют молодые граждане, могут создаваться соответствующие службы, органы, комитеты по работе с молодежью [18]. В учебных заведениях, например, создаются комитеты по делам молодежи, применяются и другие формы организационной работы. Создаются молодежные структуры в производственных и иных коллективах.

Представляется интересным опыт создания института уполномоченных по реализации государственной молодежной политики сельских и поселковых администраций, практикующийся в России [19]. Таким образом, в Казахстане в условиях суверенного государства осуществляется развитие организационно-правовых основ формирования и реализации государственной молодежной политики. Заметен поиск форм и методов, адекватных времени и возможностям республики, с учетом мировой практики. Это особенно важно в связи с претворением в жизнь амбициозной задачи, стоящей перед Казахстаном — войти в клуб 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Литература
1. Назарбаев Н. А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. Алматы, 2002. С. 65.
2. Казахстанская правда. 1996, 9 октября.
3. Концепция молодежной политики Республики Казахстан. Проект // Новое поколение. 1998, 13 апреля.
4. Коваленко О. Молодежная политика. Начальный этап // Казахстанская правда. 1999, 24 июля.
5. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан // Казахстанская правда. 1999, 28 сентября.
6. Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Проект // Казахстанская правда. 2002, 14 мая.
7. Обсуждены молодежные проблемы // Казахстанская правда. 2003, 14 января.
8. В центре внимания молодежная политика // Казахстанская правда.
2003, 30 мая.
9. О государственной молодежной политике в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 г. // Казахстанская правда.
2004, 15 июля.
10. Отчет Министерства по делам молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан о реализации Закона «О государственной молодежной политике в Казахской ССР». 44 л. 15 приложений. Табл. № 1.
11. Государственная молодежная политика Республики Казахстан. Астана, 2001. 160 с. С. 61-85.
12. Государственная молодежная политика. Опыт и тенденции развития. Ч. 1. Астана: МКИОС РК, 2003. С. 221-272.
13. Международные документы по молодежной политике. М.: Социум, 1993. С.150-151.
14. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан // Казахстанская правда. 1999, 28 сентября.
15. Там же.
16. Шамолов А. А., Ашуров С. Б. Вопросы молодежной политики в Республике Таджикистан. Душанбе: Дониш, 1998. С. 67.
17. Ленинская смена. 1991, 12 августа.
18. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан //Казахстанская правда. 1999, 28 сентября.
19. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики в Удмуртской Республике// Молодежная политика. Информационный бюллетень. 2002, № 2 (206-210). С. 34.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.