Просмотров: 320

Философская школа в Казахстане

—  Как получилось, что в Казахстане родилась и окрепла оригинальная философская школа?

—  В конце пятидесятых годов в Алма-Ате собралась группа молодых философов, выпускников московских и других вузов, увлеченных проблемами диалекти­ческой логики. Мы занялись тем, что было, с одной стороны, по душе нам самим, а с другой стороны — так или иначе отвечало назревшим потребностям науки. В шестьдесят третьем году группа философов казахи Ж. Абдильдин, А. Касымжанов, русский А. Науменко, грузин М. Баканидзе — выпустила книгу «Проблемы логики и диалектики познания». Советский научный журнал «Вопросы философии» откликнулся на эту публикацию, оценив книгу как «серьезный вклад в разработку диалектической логики, мимо которого теперь не может пройти ни один автор, пишущий о логике».

Такая поддержка придала нам силы. За несколько последующих лет мы выпустили ряд крупных монографий (Ж. Абдильдин — «Проблема начала в теоретическом познании», Л. Науменко — «Монизм как принцип диалектической логики», М. Баканидзе «Проблемы субординации логических форм»). В них все мы вместе и каждый в отдельности разрабатывали как общие, так и частные проблемы диалектической логики и теории познания. Целью было выяснить закономерности познания, мышления, разрабатывать актуальные проблемы материалистической диалектики в тесной связи с данными естественных и общественных наук.

Деятельность казахстанских философов и ее результаты приобрели всесоюзную известность. В Алма-Ате был проведен первый симпозиум по диалектической логике. В нем, в частности, участвовали помимо ученых Казахстана видные обществоведы Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента и других городов. Следующим этапом стало издание монографии «Диалектико-логические принципы построения научной теории». Мы задались целью раскрыть логику целостной теории, а также показать методологическое значение ряда фундаментальных принципов и категорий на примере современной науки. По этой проблеме специалисты института опубликовали серию книг и монографий. Стали известны имена молодых ученых А. Нысанбаева, К. Абишева, М. Сабитова, Н. Мукитанова.

— И как выглядит казахстанская философская школа сегодня?

— Ныне она одна из ведущих в СССР. В исследовании проблем диалектической логики достигнуты особенно серьезные успехи. Наш институт является координирующим центром по этим проблемам в СССР. В 1977 году мы провели Второй всесоюзный симпозиум по диалектике, в прошлом году — Всесоюзный семинар по диалектике и этике. Мне довелось выступать с докладами на четырнадцатом (в Вене, Австрия), пятнадцатом (в Варне, Болгария), шестнадцатом (в Дюссельдорфе, ФРГ) Всемирных конгрессах, а также международных конференциях, посвященных философии Гегеля, Канта, аль-Фараби, Ибн Сины и других. Члены-корреспонденты Академии наук Казахской ССР М. Баймаханов и А. Еренов, профессор А. Нысанбаев также участвовали в международных научных форумах…

Какие наиболее крупные работы последнего времени Вы могли бы отметить?

—   Большая группа наших философов занята созданием обобщающего труда «Диалектическая логика». Он мыслится как коллективная монография в четырех томах, в которую войдут также исследования ученых Москвы, Ленинграда, других городов. В последнее время издан ряд крупных монографий, таких как «Роль категории «идея» в научном познании», «Материалистическая диалектика как методология», «Формирование логического строя мышления в процессе практической деятельности». Последняя книга будет своеобразным введением в обобщающий труд по диалектической логике…

Как связаны эти теоретические работы с изучением процессов, которые происходят в Казахской ССР?

—  Самым непосредственным образом. Достаточно высокий уровень теоретических разработок позволяет нам глубоко исследовать процессы современного социалистического общества на примере Казахстана. Прежде всего философско-социологические проблемы личности. В частности, многие наши ученые занимаются диалектикой формирования духовного мира человека. Итогом работы должна быть серия монографий об основных чертах социалистического образа жизни. Авторы широко использовали данные конкретно-социологических исследований.

—  Казахстан — республика многонациональная. Как вы изучаете сферу национальных отношений?

Это очень важная сфера. Под руководством доктора философских наук М. Сужикова ученые института недавно подготовили монографию о совершенствовании межличностных отношений в многонациональных коллективах. В работе собран большой теоретический материал о природе такого коллектива, влиянии производственной сферы на развитие межличностных отношений, о коллективизме социалистического образа жизни. Говорим мы в этих исследованиях и о закономерностях духовного общения и межнациональном коллективе, развитии семейных традиций различных национальностей. Обществоведы из пяти союзных республик — Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Киргизии и Казахстана — подготовили монографию о решении национального вопроса в Средней Азии. В ней всесторонне анализируется и обобщается опыт наших народов, исследуются проблемы интернационализма и дальнейшего сближения наций.

—  Ваш институт называется Институтом философии и права. Какое место в его деятельности занимают правовые вопросы?

—  Группа ученых под руководством академика С. Зиманова занимается теоретическими вопросами советского национально-государственного строитель­ства. Издано несколько монографий. В сфере интересов наших ученых — юристов во главе с членом-корреспондентом Академии наук Казахской ССР М.  Баймахановым — проблемы управления научно-техническим прогрессом в промышленности союзной республики, конституционные основы статуса союзной республики в СССР и другие. Ими подготовлены монографии «Опыт земельных преобразований на Советском Востоке», «Правовая охрана природы в Казахской ССР» и др.

—  Изучают ли специалисты института историю философской и общественной мысли Казахстана?

—    Да. Мы готовим работы о закономерностях развития общественной мысли казахского народа, о влиянии передовой русской демократической культуры на деятельность казахских просветителей. Важные исследования посвящены общественно-философским учениям аль-Фараби и других мыслителей Средневековья. Причем здесь наши ученые ввели в научный оборот ряд важных первоисточников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.