Просмотров: 238

Философия Платона

platonПлатон — великий греческий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философии и культуры. До сегодняшнего дня Платон является для нас не просто историей, решая философские, научные про­блемы, мы постоянно обращаемся к Платону, к его философскому учению, не теряющему свое значение и ценность. Платон родился в 428-427 гг. до нашей эры в аристократической семье. Происхождение его отца восходит к роду последнего афинского царя Кодра, мать его происходила из богатой аристократической се­мьи законодателя Солона. Платон рано заинтересовался наукой, ду­ховной культурой, увлекался литературой, музыкой, спортом, искусст­вом, был хорошо знаком с лучшими достижениями греческой литерату­ры, отлично знал философию Анаксагора, Пифагора, софистов. Он был учеником Кратила — последователя Гераклита. В двадцатилетнем возрасте Платон примкнул к школе великого Со­крата. К этому времени он был уже довольно известным поэтом, челове­ком, со сформировавшимся мировоззрением, но знакомство с Сокра­том полностью изменило его мировоззрение. После этой встречи Пла­тон оставляет все свои прежние занятия и, по преданию, сжигает все им до этого сочиненное. С этого момента основным стержнем его фило­софских исследований становятся идеи Сократа. После смерти Сократа, верным учеником которого Платон оставал­ся всю свою жизнь, философа долгое время связывала дружба с пифа­горейцами, общение с которыми оказало плодотворное влияние на его последующее самостоятельное философское учение. В 388 г. до н.э. Платон отправляется в Италию и живет некоторое время на Сицилии у сиракузского тирана Дионисия Старшего. К Сиракузам Пла­тона привлек интерес, связанный с его политическими взглядами, попыт­кой осуществить план общественных и государственных преобразований, способствующих реализации его идеи «идеального государства». Первый вояж на Сицилию кончился безрезультатно, мало того, философ по тай­ному приказу тирана чуть не попал в рабство и спасся лишь благодаря помощи своих друзей, вовремя выкупивших его. В последующие годы Пла­тон еще два раза, и оба раза безуспешно, побывал на Сицилии теперь уже у тира на Дионисия Младшего, слывшим «просвещенным» тираном с той же целью устройства «идеального государства». Удачно избежав опасностей первого визита в Сиракузы, Платон вер­нулся в Афины и занялся чисто философскими задачами. Он создал свое знаменитое самостоятельное учение и основал собственную школу — «Ака­демию», из которой вышли многие замечательные философы и государ­ственные деятели. Занятия в форме бесед, научных разговоров и дискус­сий проходили в местности, названной в честь греческого героя Академа, отсюда и происходит название платоновской школы, главой которой -сколархом, он оставался до конца своей жизни в 347 г. до н.э. Что является обоснованием начала — основной идеи в платоновской фи­лософии? До Платона все философы — Фалес, Гераклит, Демокрит, объяс­нявшие мир из некоего исходного начала, — искали это начало в некоем материальном элементе: воде, воздухе, огне, атоме и т.д. Платон, в отличие от них, выдвинул совершенно новую идею, свое оригинальное обоснова­ние, новую оригинальную мысль. Он решил, что все учения, согласно кото­рым мир, в том числе и сам человек — все сущее восходит к какому-то одному элементу либо многим элементам, не имеют никакого смысла. Если все су­щее, в конечном счете, восходит к одному единственному элементу, то, сле­довательно, все предметы, существующие в мире, должны быть родственны­ми, то есть у них должно быть что-то общее. Если все состоит из одного и того же, то все они должны быть в какой-то мере близкими, поскольку состоят из огня, воды, атома и т.д. Платон рассуждает следующим образом: если все это так и все су­щее можно редуцировать к некоему одному элементу, то, следователь­но, все должно, в конечном счете, превращаться во все. Если все сущее есть предметы одного рода, то тогда они должны превращаться друг в друга. Однако в таком случае, почему слон не превращается в тигра, а тигр, в свою очередь, не превращается во льва, лев — в обезьяну, человек не превращается в лошадь и т.д. То есть все должно превращаться во все, поскольку все, в конечном счете, сводится к одному и тому же. Но так не  происходит. Мир, говорит Платон, организован таким образом, что всегда опре­деленный вид происходит от соответствующего вида. Люди, например, могут быть разными — европейцами, представителями монголоидной расы, африканцами, но, соединяясь, они дают потомство. Человек все­гда происходит от человека, точно так же, как и лев происходит ото льва, а собака только от собаки. Сколько пород собак существует? Тысячи видов — маленьких, больших, пушистых, самых разнообразных по ок­раске, но между ними имеется общее. Отсюда Платон делает вывод, что многообразие вещей не может быть сводимо к одному элементу, его нельзя свести даже к сочетанию элемен­тов, потому что в таком случае все вещи должны были быть родственны­ми. Согласно философу, вещи ни из какого одного элемента не возникают и не выводятся. Качественным началом нельзя провозгласить какой-либо элемент, много элементов, либо четыре элемента как, например, у Эмпедокла или атом, как у Демокрита. Все это в корне неверно. На самом деле, в мире, по мнению Платона, существуют некие изна­чальные виды. Мыслитель утверждает, что все сущее, и человек в том чис­ле, вози и кают только от определенного вида — эйдоса или идеи. Впервые эта мысль была выражена Платоном и до сих лор люди не совсем хоро­шо понимают ее смысл. Согласно греческому философу, ни из каких элементов ничего в мире не возникает, первоначальной является идея, и идея является основой всего. Он впервые открыл то, что люди до него не знали и даже сейчас нам нелегко это понять. Например, что такое человек? Согласно учению Платона: существуют Кай, Ахмет, Иван, Петр, Ганс. Есть немец, казах, англичанин, француз, американец; главной сущностью всех этих людей является идея человека, то, что все они происходят от человека. Следова­тельно, говорит Платон, человек — это вид. Кстати, Абай тоже, по-свое­му, открыл это. Он показал, что помимо человека — конкретных нас с вами — существует человек, притом объективно. Это не просто утвержде­ние формальной логики, совершенное путем сравнения и выделения об­щего понятия и обозначения общим словом, — нет, существует объектив­ное понятие человека.

Существует человеческий род -люди умирают, рождаются, сменяют друг друга, но человек существует. Он не умирает, не возникает — это всеобщее, это есть сущность, это есть все, что делает человека челове­ком. О хорошем человеке мы говорим, что он соответствует понятию че­ловека, плохой человек, соответственно, не соответствует этому поня­тию. Точно также, есть понятие государства и есть тысячи разных госу­дарств — итальянское, американское, российское, теперь казахское и т.д., они являются государствами, потому что соответствуют, по мнению Платона, идее государства. Понятие государства есть идеальное госу­дарство, у него нет тела, его нельзя увидеть, это идеальное понятие, но оно существует. Существует и понятие человека, только благодаря это­му есть Ганс, есть Ахмет и миллионы других людей. Таким образом, впервые Платон открыл новую категорию — категорию всеобщего. Этой категории до него не было, не было соответственно и понимания всеобщего. Философ впервые открыл категорию сущности, которой до него также не знали. Он открыл всеобщее и единичное, открыл то, что сущность и делает данное именно тем, что оно есть. Некие Ахмет и Ганс существуют и являются людьми только потому, что они причастны к идее человека. Если бы не было идеи человека, то их тоже не было бы. Конкретные люди являются единичными, конечными, эмпирическими, су­ществуют в конкретном пространстве и времени ~ сегодня они есть, завтра их нет, — тогда как идея человека, вид существуют всегда. Когда знакомятся с учением Платона, зачастую извращенно пони­мают его смысл. Нередко думают, что философ является идеалистом, поскольку он считал, что люди и все сущее происходят из идеи. Это вуль­гарное понимание платоновской мысли. Сущее не происходит из субъек­тивной идеи. Например, в современной культуре появилось выражение: «идея сходить в кино», «идея путешествовать» и т.д. Это субъективные идеи, не имеющие никакого отношения к платоновской идее. Платоновская идея объективно — это объективно всеобщее, это то, что делает данное явле­ние тем, что оно есть. Платон особенное внимание уделял идее прекрасного, поскольку вы­соко ценил культуру, хорошо знал искусство. Он говорил, что все пре­красные вещи, которые мы созерцаем, существуют постольку, посколь­ку они причастны к идее прекрасного. Первичным для него является идея прекрасного, вид прекрасного. Самое главное, по мнению философа, это понять, что такое прекрасное вообще. Только тогда, когда человек поймет идею прекрасного, эйдос прекрасного, он начнет понимать все другие прекрасные предметы и т.д. Прекрасная девушка, прекрасный юноша, прекрасный дворец, прекрасный город — все это есть прекрас­ное, потому что существует идея прекрасного, которая бессмертна, все­обща, постоянна, которая есть сущность, и наша задача состоит не толь­ко в том, чтобы понять единичное, но в том, чтобы понять всеобщее. Это была совершенно новая мысль. К этой мысли подходил Анаксагор со своим нусом, но до такой степени четко не смог ее сформулировать. Он просто указывал, что наряду с суще­ствующими единичными предметами есть некая душа, их объединяющая. Парменид, считавший, что движение есть на поверхности, есть видимость, но отрицавший истинное движение, также пытался уловить на эмпирическом уровне нечто всеобщее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.