Просмотров: 1 043

Философия эллинизма. Эллинистические школы

Период от Великого похода Александра Македонского в 334 г. до н.э. и до потери Грецией в 147 г. до н.э. независимости называется эпохой эллинизма — эпохой распространения греческой культуры в страны, за­воеванные македонским царем. Империя, созданная в результате походов Александра Македонско­го, уже не давала прежней возможности каждому гражданину быть «поли­тическим животным», мировоззренческие ориентиры, сложившиеся в эпо­ху греческих полисов изменились. Повсеместно снижается интерес к тео­рии, физике, космологии. Философов эллинистического периода значи­тельно больше интересует вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. Философ, который в эпоху «великой классики» был ученым, исследователем, созер­цателем, умопостигающим Микро и Макрокосм, теперь стал заниматься вопросами достижения не столько знания, сколько счастья. Свою фило­софскую задачу он видит в освобождении человека от ненадежности, об­манчивости, страха и волнений, которыми полна жизнь, В связи с этим воз­никают и оригинальные философско-этические концепции, порожденные культурным состоянием эллинской эпохи — сократические школы (мы рас­смотрели их выше), скептицизм, стоицизм и этическая доктрина Эпикура. Первой из эллинистических философских школ была школа Эпикура (341-270 гг. до н.э.), организованная в предместье Афин, в саду, и полу­чившая название «Сад Эпикура». На воротах сада была надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие — высшее благо». Эпикур родился на острове Самос в семье выходцев из Афин, в восемнадцать лет перебрался в Афины. Эпикур слушал философов различных направле­ний, последователь Демокрита Навсифан познакомил его с атомизмом. В 306 г. он основал собственную школу, которой и руководил до самой смерти. Вопреки сплетням своих врагов, Эпикур был человеком с ровным характером и высокими нравственными качествами. Философ оставил после себя множество работ, весьма разнообраз­ных по содержанию. Диоген Лаэрций говорит о трехстах написанных им книгах и приводит сорок названий; благодаря Л аэрцию сохранились «Ос­новы» Эпикура, а также три его работы по физике, метеорологии и этике. Кроме того, в Геркулануме были найдены части его большой работы — тридцать семь книг о природе. Но до сегодняшнего дня ни одно из них не дошло, сохранились лишь три письма: «Эпикур приветствует Геродота», содержащее положения атомистической физики философа, включая уче­ние о душе и ряд положений его учения о познании. Второе письмо — «Эпи­кур приветствует Пифокла» излагает астрономические воззрения мыслителя. В третьем письме «Эпикур приветствует Менекея», содержатся ос­новные положения этического учения Эпикура. Эпикур и его последователи продолжили развитие атомизма Демок­рита. Оригинальным вкладом Эпикура в развитие атомистики стала кон­цепция отклонения атомов. Согласно его гипотезе, атомы могут спон­танно отклонятся в сторону от траектории, проистекающей в силу необ­ходимости прямолинейного движения. Эпикур вводит идею самооткло­нения атомов для объяснения столкновений между ними. Посредством данной концепции философом объясняется свобода, которую необхо­димо предположить в атомах, чтобы объяснить возможность свободы и в человеке. Эпикур утверждал, что случайность является таким же объективным фактором, как и необходимость. Эпикур также понимал под философией деятельность, дающую лю­дям посредством размышлений и исследований безмятежную, свобод­ную от страданий, жизнь. В письме к Менекею он пишет: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией… Кто говорит, что еще не наступило или про­шло время для занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени». Поэтому в центре фило­софских воззрений Эпикура находится его этика. Целостная система этических взглядов этой школы получила название эпикурейства. Основной проблемой человеческой жизни мыслитель считал преодо­ление страха — смерти, загробных мучений, перед Богами. Под счастьем он понимал удовольствие. Истинное удовольствие — это отсутствие теле­сного страдания и наказания и невозмутимость души (атараксия). Страх не имеет силы в глазах истинного философа, в том же письме к Менекею он замечает: «Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть существует, тогда мы не существуем».  Эпикур рекомен­довал избегать общественной деятельности и заниматься больше част­ной жизнью. «Проживи незаметно» — вот правило индивидуалистической эпикурейской этики. В целом эпикурейская этика носила индивидуалис­тический и утилитарный характер: даже дружба здесь ценится не ради нее самой, а ради приносимой ею безопасности и безмятежности души. В конце IV века до н.э. в Афинах родилась еще одна философская школа, основателем которой был Зенон (340-265 до н.э.) из Китиона с острова Крит. Стоическая школа вышла непосредственно из кинической: основатель школы изначально принадлежал к киником, а затем создал собственную теорию и основал свою школу. Зенон руководил ею около тридцати пяти лет. Стоическая философия появилась в III в. до н. э. в Афинах. С самого начала ее существования была разработана стоическая доктрина, ко­торую начал создавать Зенон, а систематизировал Хрисипп (род. около 280 г., руководил школой с 232 до 205 г.). Поскольку Зенон не был афинянином, он не имел права арендовать целое здание, поэтому свои лекции проводил в Портике — Стое, поэтому учеников школы стали называть стоиками, а учение школы — стоицизмом. Для стоиков, как и для эпикурейцев, этические проблемы также являлись главными. Цель жизни они видели в достижении счастья. Но в этике стоиков мы находим иное настроение. В своих взглядах они опирались на учение Гераклита -мир целиком есть единое тело, живое и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Множе­ству атомов Эпикура они противопоставили учение о единстве бытия. В вопросе о понимании свободы и высшей задачи человеческой жизни опять-таки проявилась их противоположность с эпикурейцами. Если эпи­куреизм пронизан пафосом свободы и стремится вырвать человека из «же­лезных оков необходимости», то для стоицизма необходимость («рок», «судьба») непреложна и избавление от нее невозможно. Для стоиков судь­ба и рок безусловны, и свободу они понимают как признание этой необхо­димости «Каждый человек несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным». Судьба «ведет» того, кто неразумно и безрассудно ей про­тивится. Мудрец стремится вести жизнь, согласную с природой, и для этого руководствуется разумом. Настроение, в котором он живет, есть смире­ние, покорность неотвратимому. Разумная и согласующаяся с природой жизнь есть жизнь добродетельная, и ее результат есть «апатия» — отсут­ствие страданий, бесстрастие, безразличие ко всему внешнему. Задачу философии стоики видели в том, чтобы дать человеку внутрен­нюю независимость и душевный покой. Вся жизнь, по их мнению, должна быть подготовкой к смерти: «Дурно живет тот, кто не умеет хорошо уме­реть». Величие стоического духа проявляется в господстве над своими стра­стями и состоит в том, чтобы, не ропща принимать все как должное. Но, несмотря на такой явный пессимизм, этика стоиков ориентирована на аль­труистический принцип долган бесстрашия перед ударами судьбы, она уводила человека от превратностей внешней жизни к духовным глубинам внутренней жизни, давала человеку утешение. Последним большим направлением эллинистической философии был скептицизм. Он появился почти одновременно со стоицизмом и эпикуреиз­мом на рубеже IV и III вв. до н. э. Школы, как таковой, скептики не создали, однако идеи скептицизма сохранялись и развивались около пяти столетий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.