Просмотров: 475

Философия Аристотеля. Метафизика Аристотеля

biografia-de-aristoteles-8Одним из самых выдающихся философов Древней Греции является вели­кий Аристотель. Аристотель — не просто великий мыслитель, он — ученый-энциклопедист, один из самых широко образованных философов антично­сти. Аристотель оставил огромное философское наследие, труды по раз­личным направлениям естествознания. История биологии как науки начина­ется с трудов Аристотеля, физика берет свое начало в его «Физике», астро­номия — в космологии Аристотеля, аристотелевские теории и учения — ис­ходный пункт для многих общественных и гуманитарных наук. Неудивитель­но, поэтому, что Аристотеля называют «энциклопедической головой» Древ­ней Греции, Философия Аристотеля является вершиной античной филосо­фии, его философскую систему смело можно назвать первым синтезом всей древнегреческой философской культуры. Аристотель родился в 384 г. до нашей эры и прожил шестьдесят два года. В отличие от Платона, уроженца столицы — Афин, самого большо­го и высокоразвитого города Греции, Аристотель родился в маленьком городе Стагире (в греческой колонии во Фракии). Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придвор­ный врач македонского царя Аминты ІІІ, прочил своего сына на ту же должность и сам обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной. Однако Аристотель рано потерял родителей и отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем в Афины. Восемнадцати лет от роду Аристотель прибыл в Афины и поступил в Академию Платона. Существует легенда, согласно которой Платон накануне поступления Аристотеля в Академию, видел сон, возве­стивший ему о приезде удивительно талантливого юноши с выдающимся умственным дарованием. Двадцать лет провел Аристотель в Академии Платона. После смерти учителя он ушел из Академии и через некоторое время поступил на службу к македонскому царю Филиппу. Поскольку Аристотель ктому времени уже был известен как выдающий­ся философ Греции, Филипп, царь Македонии, отец Александра Маке­донского, пригласил Аристотеля в качестве воспитателя своего сына. Пре­дание гласит, что в год рождения наследника Филипп написал Аристотелю письмо следующего содержания: «Царь Македонский приветствует Арис­тотеля. Извещаю тебя, что у меня родился сын; но я благодарю Богов не сколько за то, что они даровали мне сына, сколько за рождение его во времена Аристотеля». Эти слова говорят о великой славе Аристотеля вовсем греческом мире. Приняв предложение Филиппа, философ занялся воспитанием Александра Македонского, обучая его всем образователь­ным предметам и, как заметил великий немецкий философ Гегель «Алек­сандр Македонский стал Аристотелем в действии». Александр Македонский глубоко уважал своего учителя. О том, с каким уменьем Аристотель выполнил свою задачу, свидетельствует бла­городный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которою Александр покровительствовал наукам и искусствам и, наконец, его цель и стремление связать победу гречес­кой культуры с успехами своего оружия. Широко известны благород­ство Александра Македонского, его цельность, твердость духа, любоз­нательность. Видимо, все эти качества были сформированы не без влия­ния его великого учителя. Однако после смерти Александра его окружение начало плести инт­риги против близких царю людей, как это всегда бывает после ухода великого человека, и Аристотель вынужден был уехать в Афины, где он основал собственную школу. Школа находилась в одном из предместий города и примыкала к храму Аполлона Ликейского, отсюда школа Ари­стотеля получила название Л икея, или Лицея, Занятия в школе проходи­ли утром и вечером в саду для прогулок, потому его учеников называли «перипатетиками» — «прогуливающимися», а сама школа получила на­звание перипатетической. Умер Аристотель от болезни в изгнании, поки­нув Афины перед угрозой антимакедонски настроенной общественнос­ти в 322 г. до н.э., на острове Эвбея. Что же представляет собой философия Аристотеля? Аристотелевс­кая философия является первым выдающимся синтезом греческой фило­софской культуры. Что это означает? Поясним. Если обратиться ко всей предшествующей Аристотелю древнегречес­кой философии, мы увидим, что в основном, в ней наиболее активно ведут­ся поиски начала. Каждый философ ищет, прежде всего, начало миро, начало космоса. В этих поисках философов можно разделить на два на­правления: одно направление в лице милетцев, Демокрита и др. ищет на­чало мира в каком-либо веществе — воде, воздухе, апейроне, атоме, огне и т.д., как главной составляющей мира, подобно тому, как дом состоит из кирпичей. Другое направление, представленное Платоном и его едино­мышленниками, обоснованно критикуя первое направление, утверждает, что, если все вещи можно свести к веществу, например, атому, то не долж­но быть видов, все виды должны быть похожи друг на друга, и тогда их можно скрещивать. В таком случае, все виды — это одно и то же, и можно было бы превратить лошадь в корову, корову в овцу, собаку в тигра и т.д. Платон это отрицает: на самом деле, в мире существуют виды, а в осно­ве этих видов лежит идея. В основе всех людей любой расы лежит «идея человека», в основе всех собак лежит «идея собаки». Платон убежден, что вид зрительно, при помощи органов чувств воспринимать нельзя, но как идея он существует и творит все многообразие в мире. Рождаются и уми­рают людские поколения, но человек остается, его идея не умирает; или все прекрасные предметы подвержены разрушению, сегодня они есть, зав­тра их нет, но идея прекрасного остается; возникают и исчезают различ­ные государства, но государство остается. Такова была мысль Платона. В таком понимании сущности как принципа, как «образца» вещей состояло достижение платонизма, которое, однако, тут же оборачивается негатив­ной стороной. По Платону, в окружающем мире существуют отдельные, никак и ничем не связанные друг с другом вещи, в результате сущность оказывается внеположенной этому миру. Соглашаясь с платоновской критикой первого направления, Аристо­тель не принимает разрыв между миром и его же сущностью, в котором, по Аристотелю, заключается главный недостаток платонизма. Аристотель убежден, что сущность мира не должна противостоять миру, она должна в нем находиться. Потому философ отвергает платоновское учение об « идеях» как бестелесных сущностях. На основе скрупулезного изучения теорий своих предшественников Аристотель сделал вывод, что не правы ни те, ни другие. Стагирит под­верг критике как платоновскую теорию идей, так и концепцию греческих материалистов и выдвинул свою синтетическую концепцию. В чем состоит концепция Аристотеля? Существуют вещи, рассуждает он, конкретные сущности, но необходимо объяснить, как из какого нача­ла возникает эта конкретная действительность. Философ полагает, что для возникновения конкретной сущности, с одной стороны, нужна мате­рия (материя как обобщение всего; все элементы конкретной сущности, разработанные до него — воду, воздух, апейрон, атом, Аристотель обоб­щенно называет материей). Далее философ рассуждает следующим образом: материя необходима для возникновения сущности, сущего, но сама по себе материя не делает это сущее сущим, и в этом смысле его учитель Платон абсолютно прав. Например, можно навалить кучу кир­пичей, различных строительных материалов, но из этого не выйдет дома, тем более прекрасного дворца. Что же нужно, чтобы появилась сущ­ность — возникло здание, статуя, мир в целом? Для этого, по мнению Ари­стотеля, нужна форма. То, что Платон называл идеей, Аристотель стал называть формой. Таким образом, для возникновения сущего, действи­тельности, недостаточно ни самого по себе вещества, ни платоновской идеи, необходимо объединить результаты поисков обоих направлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.