Просмотров: 281

Эволюционизм

Эволюционизм — направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рас­сматриваемую культуру или культурную чер­ту в соответствии с принятыми критериями. Термин «эволюция» взят из латинского языка, где он обозначал «развитие». Этот термин в биологии вначале использовался эмбриологами. Термин «эволюция» в современном смысле (постепенный, закономерный переход из одного состояния в другое) впервые применил Ш. Боннэ в 1762 г. Понятие «эволюция» стало использо­ваться в Англии XVII века для обозначения упорядоченной последовательности событий, причем такой, в которой выход содержится внутри нее с самого начала. Такое употреб­ление понятия отражало превалирующий философский взгляд на природу изменения. Начиная с Аристотеля, в научной среде бы­ла распространена вера в то, что вещи из­меняются в соответствии с внутренним принципом развития, который считался воплощенным в «семени» или «герме». Эту точку зрения разделяли Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель. Она была ключевой в рациональном объяснении динамики форм жизни, начиная с XVIII века. В XIX веке эволюционные взгля­ды укоренились в объяснении существования человеческого общества и  культуры.  Базу социокультурного классического эволюционизма  заложили такие  мыслители,  как  Г.   Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган. Они определили и основные принципы изучения общества и культуры:

  • во-первых, была обоснована возможность существования

социальной науки. Основоположники эволюционизма считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, полагая, что она по­рождена естественными причинами, и ее динамика закономер­на, Это отличало их от предшественников, считавших историю человечества последовательностью уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности;

  • во-вторых, они определили источники данных, на которых до сих пор базируется реконструкция эволюции: археологические данные, письменные исторические источники, непосредственные наблюдения «примитивных» обществ. Правда, подобного рода источники использовались в то время произвольно, не в равной мере, не систематически;
  • в-третьих, к этому времени в исследовании эволюции общества и культуры утвердился сравнительный метод. К мо­менту появления антропологии он уже существовал в биологии и филологии. И. хотя в рамках эволюционизма в этот период он не был систематическим образом сформулирован, в исследо­вательской практике сравнения использовались постоянно.

Основные черты эволюционистского подхода:

  • идея единства человеческого рода и единообразия развития культур;
  • прямая однолинейность развития культур — от простого к сложному;
  • обязательность выделенных стадий развития для всех обществ;
  • идея общественного прогресса и исторического оптимизма;
  • просветительско — рационалистический идеал будущего раз­вития культур.

Детерминанты социокультурной эволюции делились на два класса: к внутренним антропологическим побудителям эволюции относились «врожденные  идеи», динамическими носителями которых считались индивиды и расы — различия между ними трактовались в историческом, а не субстанциальном смысле; в качестве внешних факторов, обусловливающих эволюцию рассматривались природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экономические, социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образов (диффузия). Механизм, придающий динамике культуры закономерный характер, определялся как удержание адаптационно целесооб­разных черт культуры из совокупности случайных вариа­ций, или естественный отбор. На этой базе предпринимались попытки объяснения общего глобального процесса развития человеческой культуры. В культурной  антропологии эволюционные идеи до сих пор составляют самую сильную парадигму научного изучения культуры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.